На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

…В такой простой и бережной оправе…

О книге стихов Александра Роскова «С пейзажем северным портреты»

Творчество Александра Роскова восходит к классической русской поэзии. Или, если тоном пониже, – он «танцует от печки». С русской печью отечественную поэзию, пожалуй, еще не сравнивали. А зря. Предтеча национального лиризма, батюшка русской Музы – Фольклор. Емеля на печи; Баба-Яга с горящей печью; Илья-Муромец, 33 года пролежавший на печи… – чем не «рифма» к определению поэтического истока нашего земляка? А если учесть, что Сан Саныч владеет ремеслом печника, что это теплое мастерство долгие годы было его профессией, то и подавно…

Всё это я говорю, подразумевая и в целом поэзию Роскова, и имея в виду новый его сборник « С пейзажем северным портреты…», который по весне вышел в свет.

Новинку, подразумевая, естественно, корпус стихотворений, их художественную наполненность, можно рассматривать с разных сторон – кого куда поэт поведёт. Например, изнутри избы, лицом к окнам: в простенке большая рама, под стеклом лица живой или ушедшей родни, порядовых соседей, однокашников и однополчан, а за окном заулок – угол соседской избы, баня и три сосны… А можно с улицы, со стороны трёх сосен, что изображены на переднем плане обложки. А то вслед за автором подняться подвысь и оглядеть окрестности, устроившись, например, на коньке: «Печка поднималась выше, выше, / на чердак – труба, на крышу – ух! / И когда работали на крыше, / У меня захватывало дух, / да – от высоты и от простора, / от – внизу – рябиновых вершин, / От восторга…» А можно – с высоты птичьего полёта, где «в голубых небесах / недоступный для глаз жаворонок…» и откуда открываются неведомые с земли дали. А то ещё выше, куда душу твою вслед за душой поэта уносит пернатое русское слово, и откуда видна вся Родина.

Лучшие стихи Александра Роскова возносят высоко. Иные, уже знакомые, публиковавшиеся в «Двине», в связке с другими обретают какую-то новую духоподъёмную силу. Читая их, я то и дело обращаюсь к той самой «печке», которая пышет животворящим огнём классической русской поэзии. И это возникает помимо воли.

Вот вспомнился «Медный всадник». Это когда, переворачивая страницы, дошел до стихов о последней деревенской избе. Казалось бы, с чего? У Пушкина – стольный город, «кумир на бронзовом коне», а тут – ещё одна умирающая русская деревенька, весь. А интонация, тональность как нечто однокоренное – вот что аукнулось: тихое предместье – символ ушедшего под воду счастья, и Атлантида русской деревни; «Ужо!» в устах Евгения, персонажа пушкинской поэмы, и закипающие слёзы, горькие, а подчас злые слёзы на глазах уже не лирического героя, а современного нам поэта, деревенского человека, утратившего малую родину и всё больше теряющего большую…

А еще на поэтической перекличке вспоминается Клюев, заступник русской деревни. Не Есенин (у Есенина другой характер: душа сбита в кровь, а он всё, кажется, пляшет), а именно Клюев. Клюев ближе нашему земляку – и по истокам (Каргополь и Олонец – двоюродные братья), и по духу.

Поэзия олонецкого краснопева цветиста, образна и многообразна. Поэтика Роскова внешне скромнее. Но не оттого ли в лучших своих произведениях он задушевнее и убедительнее. Во всяком случае, для меня, уроженца деревни середины переломного ХХ века, которого тоже лишили родимой веси. Клюевскую тугу-печаль, запечатлённую в поэмах «Песнь о Великой Матери», «Деревня», «Погорельщина», испытал дед Александра Роскова, крестьянин 20-30-х годов. Внуку на исходе того же века досталось, по сути, уже отражение в летейских водах – свою «Китеж-весь» он оплакал и за деда, и за себя, и, сдаётся, за весь родимый сельский мир, почти ушедший в небыль, хоть до конца в это и не верится…

Ну и, само собой, при чтении новой книги вспоминается Рубцов, самый ближний по месту бытования и времени поэт, гибель которого пришлась аккурат на совершеннолетие Александра Роскова. Тут перекличка возникает как сердечный отклик  и как естественное совпадение, определяемые сущностью сельского мироздания. Деревенская улица, околица, поля, луга, опушка леса, лесная чаща… – окликания возникают сами собой и без всяких заимствований. Образный строй, тональность, чувства и мысли – тут всё своё. И даже там, где совпадает тема, например, в стихотворении про пастуха. У Рубцова – это сельский философ, созерцатель, который дает простые, но мудрые советы. У Роскова – Вова, мужичонка «с приветом», не от мира сего. Однако сколько нездешней мудрости подмечает поэт в его взоре, словно тому доступно что-то высшее, недаром ведь он находит общий язык и с животными, и с птицами, и с травами.

«Пастух» – одно из самых ярких портретных стихотворений в череде многочисленных персонажей сборника. «Как много жёлтых снимков на Руси…» – это снова Рубцов. А Росков, словно конкретизируя, наполняет эти киоты «в такой простой и бережной оправе» своим смыслом. Здесь образы деда, матери; учителя по печному делу Александра Андреевича; санного мастера Вани Дедова, конюха дяди Коли, прозванного за голос Левитаном; колхозного бригадира Анатолия Абрамова, образ которого сопоставим с образом мифологического Микулы Селяниновича…

По своей композиции новая книга Александра Роскова – это не свод отдельных стихотворений, а большая поэма, разделенная на главы. Поэт, знающий толк в прозе, тяготеет к повествовательности. Иные из этих глав-стихов, если не повести, то имеющие сюжет рассказы.

Хорошая поэма – как добрая печь. Кирпич к кирпичу, строфа к строфе. И неважно, что одно – снизу вверх, другое – сверху вниз. То и другое проверяется сердцем, памятью, острым глазом. Там несколько коленец в дымоходе,  тут два-три точные образа-детали. Главное, чтобы обдало душу сокровенным теплом, когда прикасаешься  к стихотворению, как ладонями – к печи.

Начал с печки и закончу печкой. По завершении дела у печников положено «дымовое» – праздник живительного огня. Открыл книгу, точно печную створку отворил, – и оно заплясало, золотое пламя, опахивая жаркими бликами и воспоминаниями.

И радостно от этого, и слёзы на глазах…

Михаил Попов (Архангельск)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"