На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Большая судьба

К 80-летию Альберта Лиханова

Давным-давно, еще в прошлом веке, моя душа породнилась с книгами Альберта Лиханова. С тех пор прошли годы и десятилетия, но мое уважение и моя любовь к этим страницам еще сильнее выросли и окрепли. И вот сейчас я убежден, что книги Альберта Лиханова – это и есть наша русская классика, которую нужно без конца перечитывать и без которой наша жизнь уже невозможна. Да, это правда, и эту правду писатель исповедовал всю свою жизнь.

И вот сегодня у него большой юбилей, наступило время итогов. Впрочем, слово «итоги» применительно к Альберту Лиханову немного хромает – здесь уместнее другие слова и другие обозначения. Я даже на этом настаиваю, потому что жизнь таких писателей часто складывается совсем по другим правилам, чем жизнь обыкновенных людей. У обыкновенных – груз прожитых лет  приносит болезни и усталость, а порой и мучительные разочарования. У человека же, осененного Божьим даром, – наоборот, тот же груз лет  переливается в мудрость и жизнелюбие. И они-то потом и рождают те прекрасные книги, которые учат нас добру и любви, дарят нам самые высокие уроки нравственности и красоты. А потом уже красота нравственности спасает мир.

Все это неизменно приходит на ум, когда думаешь о таких писателях, как Альберт Лиханов. А начинал он как журналист – и это был очень искренний и правдивый, очень талантливый и целеустремленный журналист. Обычно такие впоследствии и становятся писателями – большими писателями. Так и случилось с Альбертом Лихановым, для которого журналистика стала школой жизни, своеобразным нравственным университетом, где писатель учился мастерству и умению «во всем дойти до самой сути». И самое главное – ему хотелось прочувствовать и понять кипение живой жизни и разобраться во многих современных проблемах.

Вот и получилось так: погружение с головой в большую журналистику обернулось очень скоро свиданием с большой литературой. И потому, наверное, правы те, кто считает творчество Альберта Лиханова публицистичным. Впрочем, на это однажды намекнул и сам писатель, объясняя читателям некоторые страницы своих книг. Я вспоминаю сейчас те слова: «…трудно разжигать мокрые бревна, невозможно возрождать в неверующих веру».

И все же сам писатель, не уставая, это делал – отстаивал правду, где только можно, размышляя над самыми тревожными вопросами нашей жизни, а самое главное – свой журналистский опыт переносил уже в художественную прозу. 

Так родились его первые повести «Воинский эшелон», «Звезды в сентябре», «Теплый дождь», «Чистые камушки», «Да будет солнце». И чуть позже из-под пера молодого писателя появятся романы «Лабиринт» и «Мой генерал». Все эти произведения были о Детстве, об истинных ценностях на земле, среди которых – Долг, Совесть, Доброта и еще Справедливость, без которой невозможно сохранить Детство – самый главный фундамент человеческой жизни.

И снова литературные критики заговорили о публицистичности этой прозы. И в таком утверждении было много правды. Но разве «Подросток» Достоевского не публицистичен? А «Степь» Чехова? А «Последний поклон» Астафьева? Да что говорить! Порой мне кажется, что жизнь чеховского Егорушки и жизнь астафьевского Витьки из «Последнего поклона» находятся на расстоянии дыхания друг от друга, и часто эти два дыхания сливаются в одно, и тогда вместо двух мальчишек я вижу другие лица, другие глаза – это герои первых лихановских повестей. У всех у них святая и чистая душа. Она сродни чеховскому Егорушке и астафьевскому Витьке. И это правда, потому что мальчишек подняли одни и те же корни, одни и те же воды несли их по нашим русским равнинам. Этих лихановских героев можно назвать всего двумя словами: дети войны.

Да, это были солдатские дети, и они смело шли в жизни на любые испытания с высоко поднятой головой. А испытаний свалилось на них предостаточно: это и послевоенные лишения, и тяжелейшая работа рядом со взрослыми, и раннее возмужание, и ранние заботы и печали. Но это поколение выполнило свой долг и накопило свой опыт жизни. 

В сущности, к этому поколению принадлежит и сам автор. И об этом нам не надо забывать. Ведь это же радость для литературы и благо, когда портрет самого писателя совпадает с портретом его поколения. Какой это дополнительный резерв для творчества! Наверное, еще и поэтому ранняя проза писателя так точна, так жизненна и гуманистична…

А потом шли годы. И они были наполнены творчеством и преклонением перед живым, образным Словом. В эти годы появились повести «Обман», «Солнечное затмение», «Голгофа», «Деревянные кони», «Музыка». Кстати, повести «Музыка», «Крутые горы» и «Деревянные кони» были объединены в одну общую книгу, которая как бы подвела итог раннему творчеству писателя. И эта книга под названием «Музыка» имела огромный читательский успех. 

Среди благодарных читателей Альберта Лиханова был и я – автор этих строк. Меня привлекали, точнее, притягивали сам стиль этого писателя, его стремление отобразить живую жизнь таким же живым, первородным словом. И снова и снова я не могу обойтись без этих упоминаний о живом и чувственном слове. И это происходит потому, что страницы лихановских книг так непохожи  на многие образцы сегодняшней прозы, на творения так называемых новых писателей, где дешевый гламур соседствует с откровенной серостью и словесным штампом. Порой читаешь такое – и мучительно тоскуешь по живому слову, рожденному где-нибудь на городской улице или в сельской глубинке. Так же иногда в январскую стужу мы тоскуем о зеленой травке или земляничной поляне, или о чудо-облаке, о жаворонке, который порхает в вышине над полями. А ведь это так и есть. У нас сегодня постоянная тоска по настоящей литературе, и она становится просто невыносимой, когда к нам в руки попадают книги-поделки и однодневки, будто бы списанные с каких-то программ интернета. 

Мы, конечно, знаем про эти фокусы новых писателей и все равно к ним постепенно привыкаем, смиряемся и даже потихоньку забываем, что где-то рядом, на книжных полках, стоят Распутин, Лиханов, Белов, Лихоносов. Конечно, порой это наваждение проходит, и мы открываем эти заветные книги. И сразу – сразу же как бы пробуждается наша душа, точно какой-то живительный луч прикасается к ней и ведет за собой. И так происходит всегда, потому что книги эти вечны и бессмертны. Их будут всегда читать и перечитывать, о них будут размышлять в школьных классах, а самое главное – по ним будут выстраивать свою судьбу многие наши мальчишки и девчонки. И, конечно, им особенно помогут в этом книги моего дорогого писателя Альберта Лиханова. 

У этих книг завидная и славная судьба. Мне даже кажется, что такая проза напоминает большой раскидистый сад, в котором много самых ярких цветов и деревьев. И среди этого сада всегда есть что-то истинно твое – самое любимое, заветное, дорогое. И вот ты заходишь в этот сад – и сразу же каждым нервом своим, каждой своей клеточкой тянешься к заветному, самому любимому уголку. И такое у меня как у читателя случалось всегда. 

К примеру, когда я был помоложе, для меня такими главными – для моего читательского сердца – были повести «Высшая мера» и «Благие намерения». Меня привлекала в них какая-то особая, исповедальная манера авторского письма и главное – мысли писателя на вечную тему отцов и детей. И эти мысли были очень просты и понятны. Они в том, что отцы и дети – это всегда сообщающиеся сосуды, когда одна душа переливается в другую, когда негорящая свеча загорается от горящей. И об этом написано так, что мы сразу же поверили писателю и согласились с ним. И все равно читали эти страницы с большой тревогой, волнением, потому что писатель уже в тысячный раз предупреждал нас, что самая замечательная на свете страна – наше Детство – может однажды погибнуть, исчезнуть, потому что вокруг много злых демонов и врагов. И писатель призывал нас: спешите на помощь детству, бейте в набат своей совести, подставляйте Детству плечо!

Эти страстные призывы, эту великую боль за Детство мы слышим и в произведениях писателя, написанных в более позднее время. Я имею в виду его романы «Мужская школа», «Сломанная кукла», «Невинные тайны», «Никто». О каждом из романов можно написать специальное исследование – и многое, очень многое уже написано. Но главные оценки, мне кажется, еще впереди.

Я же сейчас скажу только об одном: в этих произведениях, кроме темы, связанной с Детством, отчетливо проступает, даже живет, мечта об идеальном русском человеке. Писатель стремится вылепить такой портрет или хотя бы наметить некоторые штрихи. И многое ему удается, а многое преподносится читателю как бы в форме мечты. Впрочем, слово «мечта» слишком спокойное, умиротворенное. Да и сам мир таких писателей, как Альберт Лиханов или упомянутый выше Виктор Астафьев, все-таки существует в другом микрокосмосе, часто недоступном простому, невооруженному взгляду.

И все же рискну сравнить судьбу подобных людей с гигантским генератором, постоянно вырабатывающим Любовь, Сострадание и, конечно, Самопожертвование во имя всех своих близких. 

Я думаю, что все это и есть наши национальные знаки, наша православная сущность, наши вековые привычки. Но вечен ли этот животворный генератор, бессмертен ли?

И вопрос этот, к сожалению, не праздный. Ведь уже сегодня многие эти знаки напоминают шагреневую кожу или рыхлый весенний ледок, убывающий на глазах, ненадежный. 

Так что же делать? Ответ снова очень прост и бесхитростен. И мы находим его опять в книгах самого Альберта Лиханова. Да, находим и стремимся понять. Наш писатель постоянно говорит нам, что все мы в этом житейском мире сидим в одной лодке – и дети, и взрослые. И если начинается шторм, приходит беда, то страдают одинаково и те, и другие. А если случается радость, то она тоже на всех одна – и для десятилетнего мальчишки, и для убеленного сединами человека. А главная радость в жизни – это все-таки Детство

«Без детства холодно на душе», – сказал однажды писатель. И потом долгое время я повторял эти слова Альберта Лиханова как заклинание. Да, повторял и снова к ним возвращался, потому что прав писатель: без детства – этой удивительной поры первых тайн и признаний, первых счастливых снов и таких же счастливых пробуждений, когда сама жизнь похожа на чистый-чистый снежок, предзимок, – без всего этого невозможно быть человеком. 

Обо всем этом я подумал с какой-то особенной силой, когда недавно прочитал, а потом перечитал заново романы «Слетки» и «Непрощенная». Для меня это было волнующее чтение, потому что романы эти пронзительно русские, написанные трепетно, нежно, исповедально. Скажу больше: эта проза напомнила мне какой-то поразительный драгоценный кристалл, в котором отразились, как в зеркале, многие приметы нашего национального духа, нашей христианской морали. И кристалл этот совершенно живой и подвижный, обладающий совершенным матовым светом. И свет этот наполняет наше сердце добротой и любовью, делает его мудрее. А мудрое сердце все теперь слышит и понимает. Ему не нужно никаких камертонов – оно само теперь камертон. С этим нельзя не согласиться.

И все же бывает и так, что писатель набрал уже свою лучшую форму, написал самые главные книги, а перо его по-прежнему не знает покоя, не иссякает, не выдыхается, а наоборот, снова и снова прикасается к самым жгучим проблемам сегодняшней жизни. Очень суровой, жестокой жизни. Именно об этом одно из последних произведений писателя – повесть «Эх вы!..» Читать эти страницы очень тяжело, даже страшно, потому что в сегодняшней России многое потеряно, многое разорено и погублено. Вот об этом и рассказывает новая повесть Альберта Лиханова. Читая ее, поражаешься мужеству, честности и личной ответственности писателя за все, что творится с Родиной.

Но при этом он все-таки оптимист. И выход из нынешних бед и проблем он видит и знает. И он стремится свое видение донести до нас. 

А сейчас мне хочется привести выдержку из одного интервью писателя, где он вспоминает годы своего военного детства:

«Тогда во многом было суровее, тяжелее, чем сейчас… Но при всем том у нас была величайшая надежда. Мы жили с крыльями за плечами! С вдохновением! Мы ходили голодными, но чувствовали себя гражданами своей страны, и эта страна наша тогдашняя нас не бросила… Так вот, хочется мне, чтобы наше русское, Российское государство все безмерно ценное, что было, восстановило. Потому что без вдохновения трудно жить». 

Замечательные слова! И мы с ними согласны. Только добавим к этому, что невозможно жить и без наших честных, мужественных и правдивых книг, которые написали наши русские писатели-патриоты, среди которых Альберт Анатольевич Лиханов – лауреат многих отечественных и международных премий, председатель Российского детского фонда, лауреат Государственной премии России и премии Ленинского комсомола, кавалер многих и многих самых высоких наград. А среди них самая большая награда – наша читательская любовь – любовь миллионов…

Виктор Потанин (г. Курган)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"