На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Борис Французов: сегодня и навсегда

Очерк

Он вернулся книгой. Вошел в полный зал Владимирской научной библиотеки, где собрались те, кто его любит и помнит, и, как это бывало всегда, заговорил о том, что Родину любить это пронзительно больно. Он именно так ее любил. И именно так вживлял эту любовь и боль в холодную пластину из цинка, тонкой иглой нанося на нее нервную ткань, оживляющую будущий офорт.

Тем, кто пришел на встречу с мастером в библиотеку, он очень по-разному знаком. Искусствоведу Виктору Калашникову – как мастер, работы которого сегодня вы увидите в Третьяковской галерее, в Русском и Пушкинском музеях, во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Как мастер, работавший в технике линогравюры, гуаши, акварели, пастели, но поднявший на вершину художественной выразительности именно офорт, который в его исполнении получил все свойства графической картины. Художнику ЮриюТкачеву– как учитель, как товарищ по цеху и друг, ставший частью его творческой жизни и жизни вообще, и именно поэтому отдавшему всего себя сначала идее издания книги «Борис Французов и его время», а затем и весь пыл души на ее рождение… Книга вышла в свет. Издала ее при поддержке областной администрации Владимирская областная научная библиотека, в стенах которой и состоялась первая с ней встреча.

Безусловное достоинство книги «Борис Французов и его время» в том, творческий коллектив, работавший над ней, создал нечто большее, чем книга памяти мастеру офорта. Так же широко, как глядел на мир сам Борис Французов, издатели сумели показать читателю и географию творческого поиска художника, и его особое место в русской живописи, и калейдоскоп событий его жизни, и значение его личности в судьбе владимирских художников, вместе с ним переживавших очередную российскую смуту девяностых годов. Потому книга и стала широкой панорамой российской жизни в ее переломный момент, знакомой каждому из нас, на особицу пережитой, но и хранящей все главные приметы меняющейся парадигмы России.

Книга полна воспоминаний о нем – авторов не один десяток, но приложи к книге еще печатный лист, и он не остался бы пустым, без добрых слов памяти об этом человеке. Тут ценно все. И мудрое проникновение в ушедшую эпоху Виктора Калашникова – «Время Французова, как, впрочем, почти всегда в России, замысловато соединило величие достижений, фарс человеческой ограниченности и трагизм бытия». И задушевное слово епископа Александровского и Юрьев-Польского преосвященного Иннокентия – «Мы все как бы подступили к дверям Храма, к воротам «Оптиной пустыни» – и буквально, и в более широком смысле, подошли к порогу своего спасения, принеся с собой кто что имел… Далее начинался трудный путь. Борис Французов принес к этому порогу и положил у него многое… - все свое творчество, всю свою жизнь».

Или вот: «Мы вламывались к нему часто без предупреждения, заполняли все пространство мастерской, пользовались его материалом, пили его кофе, съедали все плюшки, которые пекла для него Юль Николевна. И Французов все это терпел… Время, проведенное с Французовым, было очень полезно для нас. Мы не столько учились рисовать – мы учились думать и учились жизни художника», – это художник Юрий Ткачев. Но в мастерскую к нему «вламывались» не только художники – ее двери никогда не запирались, если он был внутри. Вламывался и владимирский поэт, директор Владимирского ГТРК Андрей Филинов: «…Теперь всем стало ясно, что картины Бориса Федоровича – это материальное воплощение той великой красоты и силы его духа, которые столь властно притягивали к нему людей – как братьев по цеху, так и тех, кто никогда не держал в руках карандаша или кисти».

А вот тонкое и нежное воспоминание жены Юлии Николаевны – «Родные рассказывали, что, когда дедушка с бабушкой, узнав о смерти невестки, приехали в Камешково за внуком, они обнаружили двухгодовалого ребенка в остывшей русской печке. Сидит чумазый, голодный, дрожит от холода и не плачет. Завернули в тулуп и повезли в деревню Зауечье. И ведь вырастили. Как в свое время собственных семерых, двое из которых, Александр и Федор, погибли в Отечественную». Чего тут больше – маленькой жизни художника или большой жизни страны разделить трудно. Сам Борис Французов никогда не делил.

О Юлии Николаевне Французовой никак нельзя мимоходом. Это она вдохновитель и бессменный руководитель Фонда Бориса Французова, которому прямо во время презентации книги вручили диплом Российской академии художеств за значительный вклад в развитие искусства. Это она главный нерв ежегодных «Французовских чтений» и пленэров «На Камешковской земле – малой Родине Бориса Фёдоровича Французова»… Собственно, и сама книга во многом плод ее труда, так что эпиграф книги «Для Бога нет мертвых. Для высокого истинного искусства тоже нет мертвых. Время - категория нравственная» – это и эпиграф всей ее деятельности.

Всякое искусство – условная вещь. Безусловным остается только то, что Александр Сергеевич Пушкин оставил нам как завет: «И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал». Это как раз о Борисе Французове. Только благодаря этому врожденному пушкинскому дару стало возможно явление Бориса Французова в русской живописи, которое профессор Сергей Гавриляченко определил так: «В зрелости офортная игла Французова не знала технических пределов. Ей оказался подвластен не только свет, но и цвет… Русское искусство долго ожидало мастера, способного и рассудочную графику обратить к тончайшей цветовой гармонии».

При этом не чуждый тяги к прекрасному читатель найдет на страницах этой книги много чудесных открытий не столько в теории живописи или искусствоведении, сколько в широте и глубине влияния искусства, в том числе искусства графики Бориса Французова, на формирование души. Ему помогут в этом искренние и добрые наставники, потрудившиеся над «Борисом Французовым и его временем».

Наверное, есть некоторая неточность в том, что Борис Французов вернулся к нам своей книгой. Ведь из характера события во Владимирской научной библиотеки и числа ценителей его таланта следует, что он и не уходил от нас никогда. Мне кажется, эта мысль точнее и правильнее отражает секрет большого искусства: «Кажущееся движение времени для людей, – прочитаете вы в эпиграфе, – происходит благодаря памяти… Для Бога нет мертвых. Для высокого истинного искусства тоже нет мертвых…Время – категория нравственная». Так говорил он сам.

Елена Пустовойтова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"