На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

В поисках утраченной духовности

Русские пути к синтезу искусств на рубеже XIX–XX веков

В начале XX века в России и в Европе был предпринят ряд масштабных попыток восстановить первоначальную гармонию и создать новые синтетические модели, которые бы и обоснованно, и естественно объединяли все виды искусства в едином акте – в одно Искусство. Общеизвестна идея музыкально-театрализованных действ Рихарда Вагнера, каждое из которых было призвано стать синтетическим художественным произведением («Gesamtkunstwerk»), на основе тезиса о «синтезе всех искусств» («Gesamtkunst»), нашедшего очень много поклонников среди современников.

Музыкальный гений Александр Скрябин в течение многих лет разрабатывал глобальный замысел Мистерии (потом он называл ее Предварительным Действом), то есть драматургического действа, в котором синтетически соединялись бы все виды искусства – и актерское мастерство, и режиссура, и художественное оформление в костюмах и декорациях, и музыкальный ряд с воплощением его идеи синестезии (светомузыки), а происходить это должно было в особом храмовом здании, проект которого также был создан Скрябиным.  

Если вышеназванные авторы стремились к воплощению синтеза всех искусств как к всеобщей культурной и почти религиозной цели, то деятели русской духовной культуры рассматривали осуществление такого синтеза как средство, путь к Богу, к Царствию Небесному. В религиозной философии, которая переживала на рубеже столетий свой ренессанс, такая идея нашла плодотворное воплощение в представлении о христианском храме и богослужении в нем как основы синтеза искусств. Одной из наиболее важных работ на эту тему можно назвать произведение священника Павла Флоренского «Храмовое действо как синтез искусств» (1918 г.), ставшее известным и за границей. В этом докладе (по словам автора, в «заметке») Флоренский выступает с защитительной речью в отношении Троице-Сергиевой Лавры, «едва ли не первого по степени важности живого музея русской культуры вообще и русского искусства в особенности» .

В описываемый период программа религиозного искусства во многом смыкается с программой светского искусства, в частности, – неорусского стиля – и через него с программой модерна и связана с теоретическими понятиями об искусстве русских религиозных философов этого времени. В России неорусский стиль возник как ранняя фаза модерна (в других странах национальные варианты этого стиля проявляли себя даже раньше), но продолжал существовать уже самостоятельно и тогда, когда появился и развивался интернациональный модерн. Неорусский стиль можно определить как зародившееся в Москве «направление модерна в России, которое, будучи связано с глубинными процессами русского искусства, опиралось на национальные традиции и оставалось свободным от прямого влияния извне»; и ему как направлению свойственны следующие черты: во-первых, новые принципы формообразования, во-вторых, новое понимание феномена русской культуры (по сравнению с его трактовкой во второй половине XIX века).

В сближении национального варианта модерна и религиозно-философских теорий особую роль сыграло возрождение подлинного религиозного смысла понятия Святой Троицы, кстати, характерного именно и только для русского религиозного мировоззрения, – как воплощенного символа Божественной любви и соборной целостности. Этому способствовали не только общегосударственные торжества, связанные с празднованием пятисотлетия со дня рождения святого преподобного Сергия Радонежского в 1892 году, но и возвращение Троице-Сергиевой Лавре общегосударственного статуса, первенствующего, объединяющего значения, по многочисленным просьбам представителей российской культуры. Историк В.О. Ключевский пишет: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание».

В качестве программной можно процитировать интерпретацию идеи Триединства и соборности пр. Сергием Радонежским, сформулированную русским религиозным философом князем Е.Н. Трубецким, которая, несомненно, была актуальна и в приложении к современному ему искусству рубежа веков. «Собор всей твари как грядущий мир вселенной, объемлющий и ангелов, и человеков, и всякое дыхание земное – такова основная храмовая идея нашего древнего религиозного искусства, господствовавшая и в древней нашей архитектуре, и в живописи. Она была вполне сознательно и замечательно глубоко выражена самим святым Сергием Радонежским. – По выражению его жизнеописателя, преподобный Сергий, основав свою монашескую общину, «поставил храм Троицы, как зерцало для собранных им в единожитие, дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистною разделенностью мира».

В 1890-е годы и в первые годы XX столетия, по инициативе  императора Николая II, в Троице-Сергиевой Лавре были возведены новые строения для паломников, около нее были преумножены хозяйственные постройки и торговые ряды в неорусском и псевдорусском стиле.  Даже было начато строительство прямого транспортного сообщения между Лаврой и Москвой, но работа над трамвайной линией так и не была завершена из-за начавшейся в 1914 году Мировой войны.

Итак, в разговоре о неорусском стиле необходимо констатировать возрождение «былого единства изобразительных и пространственных искусств» , поскольку именно этот национально-романтический вариант модерна на русской почве дал свой вариант концепции синтеза искусств. Приведём установочную цитату: «…в конце XIX – начале XX века впервые со времени Петра I (для России это – эпоха Нового времени) обращение к неклассической традиции как важному средству создания современного художественного языка захватывает все без исключения виды предметно-пространственных искусств» .

Важно отметить, что с 80-х годов XIX века впервые за всю исто-рию искусства России нового времени в магистральный ход его развития были включены все без изъятия виды религиозного искусства, а параллельно менялась и иерархия жанров. Мы помним, что со второй половины XVIII века до второй половины XIX столетия ведущим жанром оставалась станковая картина. При этом, в классицизме и во многом романтизме это была историческая картина, а в период реализма – жанровое полотно тоже как современный социально-бытовой вариант исторической картины. Религиозные же жанры продолжали классическую академическую традицию и были, по существу, на периферии, воспринимались подчас как чисто прикладные явления. В конце XIX века и на рубеже веков религиозное искусство, сохраняя во многом свою традицию, наряду с жанрами, ранее второстепенными, такими как натюрморт и пейзаж, выходит, можно сказать, на первый план, а прикладные формы, такие как оформление книг, журнальная графика, иллюстрирование, промышленная графика становятся намного важнее станковой картины.

Рассматриваемая нами эпоха во многом характеризуется расцветом русского зодчества. «Разнохарактерные причины: рост самосознания народа, который мог получить выражение только в строительстве храмов, рост интереса интеллигенции к религиозно-философским проблемам, стремление властей контролировать сознание рабочих при помощи создания сети христианских рабочих союзов, официальная народность архитектурно-художественной государственной политики последних четырёх правителей из рода Романовых, особенно активная при Николае II и в этом отношении сопоставимая только с политикой Николая I, – весь этот противоречивый и неоднородный сплав причин получил реализацию в невиданном за всю историю размахе строительства храмов и монастырей». Напомним исторические факты, которые говорят сами за себя. С 1900 по 1917 годы  в России открылось 165 монастырей, а в частности с 1906 по 1912 гг. – пять с половиной тысяч новых храмов.

Об общих задачах архитекторов национально-романтического варианта модерна довольно исчерпывающе сказал А.В. Щусев, зодчий, которого тоже можно считать последователем неорусского стиля (имеются в виду, конечно, его работы начала века): «… мы убеждены, что архитекторам необходимо уловить искренность старины и подражать ей в творчестве не выкопировкой старых форм и подправлением, то есть порчей их, а созданием новых форм, в которых бы выражалась так искренне и так красиво, как в старину, идея места общения людей с Богом».

Ключевое для национального самосознания понятие Помазанника Божиего и было тем стержнем, на котором основывалась и держалась русская иерархическая культура и русское государство, и личность святого Государя Николая Александровича явилась в этот трагический для России период и венцом, высшей и заключительной точкой в трехсотлетней истории династии Романовых, и носителем духовных и культурных идей возвращения русского человека XX столетия к национальным истокам (в частности, выраженное в его покровительстве неорусскому стилю) – для укрепления государства. Немаловажной причиной является и такое обстоятельство, как религиозный склад характера и воспитание Царя-Мученика в духе православия, Уваровской триады и консервативности в целом, во всех сферах политики, которую он воплощал в жизнь как в личном, так и в государственном аспектах.       

Известный русский славянофил А.С. Хомяков считал Царя в глазах русского человека представителем комплекса понятий, из которого само собой складывается «бытовое» Православие. Как это ни парадоксально, по мнению Хомякова, Царь символизирует «отрицание абсолютизма», поскольку он (Государь) существует в пределах народного понимания и мировоззрения. Это мировоззрение, которое мы бы сейчас назвали менталитетом, служит той рамой, в пределах которой власть может и должна почитать себя свободной.

Краткий экскурс в историю строительства, непосредственно связанного с программой императора Николая II, начнём с упоминания храма-памятника, возведённого в честь Трёхсотлетия династии Романовых в Санкт-Петербурге архитектором С.С. Кричинским в 1911–1915 годах. Этот памятник некоторые исследователи (автор готова к ним присоединиться) склонны относить к ретроспективизму, но есть и другое мнение, которое заключается в том, что это пример неорусского стиля. Апологеты последней позиции в облике этого храма обращают особое внимание на черты ростовской архитектуры XVII века, московского зодчества XV столетия и в частности аркатурный пояс на фасаде, символизирующий государственную идею, как бы объединяющую все части в цельное единство – это элемент владимиро-суздальской архитектуры XII–XIV вв. Нужно заметить, что храм был поставлен в центре города, на Полтавской улице, около Невского проспекта, напересечении многих дорог, «на перекрёстке перспектив», и вокруг него пространство было структурировано в своего рода ансамбль, наподобие крепостного. Интересно упомянуть посвящения храма: святому благоверному князю Александру Невскому, покровителю князей, царей, императоров и воителей, равно как и столицы империи – Санкт-Петербурга и, в частности, императора Александра III, любимого отца Николая Александровича, святому преподобному Михаилу Малеину, небесному патрону первого царя Романова – Михаила Федоровича, и Федоровской иконе Божией Матери, покровительнице династии.     

Если говорить о структуре интерьера храма, то нужно отметить то же синтезирование, казалось бы, стилистически не очень совместимых элементов, которое лежит в основе построения экстерьера. В качестве характерных черт интерьера можно назвать, во-первых, зальность, во-вторых, тяготение в организации пространства к вертикализму и частое сочетание двух типов структуры: четырёхстолпного храма и четырехстолпной трапезной.

Нужно вспомнить еще один памятник архитектуры, уже светского характера, выстроенный также к Трехсотлетию династии Романовых и по проекту В.А. Покровского, – Государственный банк на Б. Покровской улице в Нижнем Новгороде. Роспись сводов, настенные панно операционного зала и других помещений выполнены по эскизам Ивана Билибина. Общий облик этого здания в рамках той же программы напоминает боярские белокаменные палаты XVII века, с контрфорсами, с декоративным оформлением наличников, крыльца и других элементов здания. На фасаде не один раз запечатлен монарший символ – рельеф двуглавого орла; окна украшены множеством ложных проемов, дублирующих друг друга.

Известный подмосковный храм, посвященный Трехсотлетию династии Романовых, – храм Спаса Нерукотворного (изначальное посвящение – святителю Николаю, Мир Ликийских Чудотворцу, и святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси; 1914–1916 гг.) в поселке Клязьма. Автор проекта этой церкви – С.И. Вашков, архитектор, реализовавший проект после смерти Вашкова, – В.И. Мотылев. Выдающийся памятник неорусского стиля, этот храм, завершенный в 1916 году, достаточно хорошо сохранившийся и ныне действующий, поражает богатой отделкой экстерьера, прежде всего, декором из поливной керамики, столь характерным для ярославского зодчества (производство Абрамцевских мастерских), а также – необычным, но характерным для национально-романтического варианта модерна архитектурным строем, который берет свое начало в московском, прежде всего, т.н. «годуновском» зодчестве XV–XVI вв.

В качестве примера ретроспективного стиля можно вспомнить известный шедевр начала века – 1910–1911 годов – храм Христа-Спасителя, храм-памятник морякам, погибшим в Русско-Японской войне, архитектора М.М. Перетятковича. Этот собор, более известный как Спас-на-водах, украшавший северную столицу, был варварски уничтожен большевиками. Его внешний облик непосредственно апеллирует к образцам владимиро-суздальской архитектуры XI–XII веков и к ярчайшему ее примеру – Дмитровскому собору во Владимире.  

В ряду шедевров неовизантийского стиля нельзя не упомянуть грандиозный Морской собор в Кронштадте – храм святителя Николая Чудотворца, возведенный в 1902–1913 годах по проекту архитектора В.А. Косякова, прекрасного знатока византийской традиции, при участии его брата Г.А. Косякова и художника-архитектора Н.А. Подберезского. Современный исследователь Ю.Р. Савельев считает его своего рода преемственным повторением такого символа христианства, как собор святой Софии в Константинополе (Стамбуле), что еще раз может напомнить нам о реализации идеи «Москва – Третий Рим» в архитектурной программе, которой покровительствовал святой государь, особенно в связи с в его любимой армией и как укрепление духовного статуса Санкт-Петербурга и его окрестностей, а также об актуальности важного для XIX столетия философско-религиозного и геополитического вопроса, кому должен принадлежать Константинополь как религиозная и культурная колыбель христианства. Известно, что генерал Макаров отговорил Николая II от реализации уже принятого проекта архитектора Высочайшего двора А.О. Томишко, который предлагал выстроить собор пятиглавым, в стиле, более близком к русским традициям. Принятый в конечном итоге проект Косякова принадлежал к другому, более прогрессивному и более близкому к модерну направлению неовизантийского стиля и более соответствовал целям и масштабу всего начинания. Царь и царица с самого начала внимательно следили за разработкой и реализацией проекта, 21 мая 1901 года одна из моделей храма была Высочайше утверждена, императорская чета вносила поправки в архитектурный облик и декоративное решение собора.

Собор строился как памятник «чинам морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, а также способствовавшим развитию и славе флота». Его торжественное освящение состоялось 10 июня 1913 года. Архитектурный облик этого уникального храма – трехнефная базилика, перекрытая огромным куполом, и отдельные структурные элементы относятся к романо-византийскому направлению стиля.   Высота Большого Морского собора вместе с крестом составляет 70,6 м, и он мог вместить до 5 тысяч молящихся одновременно. Экстерьер и интерьер отделаны в неовизантийском духе, – фасады и внутренние стены украшены мозаичными иконами, изразцами и майоликовыми фризами, на мраморном полу выложены изображения рыб, кораблей, морских растений. Декоративность выражается также и в облицовке глазурованным кирпичом и гранитом, а характерной чертой Морского собора можно назвать обилие разнообразных символических украшений – рельефный орнамент из якорей и спасательных кругов (можно вспомнить, что якорь – это символ надежды в христианстве). Мемориальный характер собора подчеркнут не только многочисленными памятными мраморными досками с именами погибших в боях моряков и героев, но и установкой перед входом памятника адмиралу С.О. Макарову по проекту скульптора Л.В. Шервуда.

Отдельного внимания, несомненно, заслуживает архитектурный комплекс Федоровского городка в Царском Селе под Санкт-Петербургом, создававшийся по личной инициативе и под покровительством Святых Царственных Мучеников как зримая синтетическая модель возрождения российской государственности на основе исконных допетровских духовных и художественных традиций в условиях нового времени, но это – большая тема отдельного сообщения.  

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Священник Флоренский, П. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 201.

2. Там же. С. 224

3. Цит. по: Преподобный Сергий Радонежский. М., 1992. С. 9.

4. Трубецкой, Е.Н. Умозрение в красках… // Философия русского религиозного искусства XVII – XX вв. Антология. М., 1993. С. 200. 

5. Кириченко, Е.И. Русский стиль. М., 1997 г. С. 221.

6. Там же. С. 221.

7. Там же. С. 249.

8. Щусев, А.В. Мысли о свободе творчества в религиозной архитектуре. // Зодчий, 1905, № 11. С. 133.

* Выступление на секции «Церковь и культура» XVIII Всемирного Русского Народного Собора

Ксения Шальме (Александрова), кандидат искусствоведения, сотрудник ГТГ


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"