На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Радуга после грозы

Фрагмент книги о Пушкине

 «Зачем он дан был миру и что доказал собою?» –   спрашивал с благоговением Гоголь.   Ему ли было не знать, любящему и почитающему?

А Пушкин был дан Руси,   как радуга.

Радуга после грозы.   

1812   год и Бородино породили Пушкина.

Великий день Бородина

Мы, братской тризной поминая,

Твердили: "Шли же племена,

Бедой России угрожая;

Не вся ль Европа тут была?»

Была Европа – и сплыла. Перед Богом и Его грозою – Европа, Запад, ее пестрая и пошлая цивилизация – солома. Петр Великий на поле Полтавы – весь, как Божия гроза. Минул век – и новое поле, новая гроза. Бородино – гроза, а Пушкин после грозы – радуга, сверкающая и яркая.

Солнечная радуга в слезах.

Семиструнная цевница. Псалтирь русская.

Собрал все цвета в радугу Пушкин, размахнулся и охватил все небо русское, да и всемирное – и стал мостом навек. Сказочным мостом. Странник, философ и сказочник, Пушкин для нас до сих пор – новое неслыханное слово, да не только новое, но и не прочитанное толком. И душу захватывает от пронзительности, когда открываю знакомые тома. Точно Пушкин сказал слово только что – для нас и про нас. Чтобы не забыли, чтобы помнили себя, Пушкин дал нам образ Руси. Да только ли?

На небосводе Пушкина – созвездие героев, персон, звездный мир Пушкина-звездочета.

Звезда Татьяны и звезда Моцарта, звезда Петра Великого и звезда царя Гвидона, звезда Русалки и звезда Дон Жуана, звезда Емельки Пугачева и созвездие Цыган, звезда Каменного гостя и звезда Медного Всадника, звезда Онегина и звезда Дубровского. Пушкин основал свою Вселенную, подарил фигуры вечности – Игрок и Смотритель, Пи­ковая Дама и Барышня-крестьянка. А за ними хоровод красочных ска­зочных лиц – звезда Балды и звезда Золотого Петушка, созвездие Рус­ланы и Людмилы, а рядом, во тьме, дымящие, с черным хвостом сгорающие кометы Мазепы и Сальери, Скупого рыцаря и Чумы, Бориса Годунова и литовского Самозванца, который актуален и сегодня для Москвы со своим польским хвостом.

Тайну времени знает Старец-Дитя, прекрасный античный Янус с двумя ликами – старика и младенца. Бог Старого и Нового года. Любили в античного этого странного бога, рубили его лик на каменных столбах, ставили вдоль дорог. Почитали не за двуликость – за бессмертие, за вечное превращение, за улыбку над смертью.

Наш Старый и Новый год – Пушкин, поэтому в его царстве нет времени. Все живы – начинай читать с любой страницы: это здесь, на бедной земле, кня­зя Олега убила змея, а Ленского – Онегин. А на деле все бессмертны, все тут, открой и любуйся – вечно живая пушкинская слобода.

Соединился Пушкин с народом – как гром, дождь и радуга, звонкое слово среди задумчивого безмолвия русского народа. Это Пушкин первым заметил, мудро – в ремарке: Народ безмолвствует. Что ж, когда надо – и молчит. Но на самом Пушкине народ высказался так, что изнемог от усталости и, по слову Гоголя, ре­шил отдохнуть на 200 лет.

Минуло два обещанных столетия. Ждем рубежа веков. Авось поглядим в синие пушкинские глаза.

(Так я писал с надеждой в 1989. Дождались рубежа! И перешагнули. Сволочи пруд пруди. А Пушкина нет, как нет. – М.Ш.)

Народ – величина постоянная, великий народ – константа.

Народом держится вселенная. На народе стоит Подлунная.   С народом и в огонь, и в воду. С народом жить, любить и страдать – один крест, один венец, од­но сияние, одна жизнь, одна песня, одна колыбель, одна свадьба, один пир, одно кладбище, родовое, именитое. Имена Минина и Ломоносова перевесят, может быть, все наши старинные родословные, – так го­варивал поэт когда-то. И потому Пушкин – утро, светлое утро наше, что бьет сквозь него свет невечерний, из глубины поколений.

Незаходимое солнце любви взошло вместе с Пушкиным над Русью.

Пушкина не любить – Бога не любить. А ненавидеть? Бог им, ненавистникам, су­дья. Отравителям, клеветникам России. Тяжкой честной десницей ответил поэт врагам державы. Упал, сбитый пулей, приподнялся, выстрелил… Попал и свинцом. А до того – тысячу раз метким словом. Верной золотой пулей, которая разит всякую нечисть.

И навеки Пушкина ненавидят те, кто ненавидит Россию. Ведь Россия и Пушкин связаны, как меч и ножны, как лук и стрела.

А враги? Откуда их столько на нас – завистников, мародеров, торгашей душами? В последний час всемирного заката встанут по правую руку чистые агнцы, а по левую мохнатые козлища, там и разберемся.

                                          Два чувства дивно близки нам –

                                          В них обретает сердце пищу –

                                          Любовь к родному пепелищу,

                                Любовь к отеческим гробам.

Вещие, святые слова! Кончается тысячелетие, а мы снова стоим на пепелище, у родных гробов, и ничего больше не имеем на свете – спаленный родимый дом с черной трубой, тихие крестики с краюхой хлеба да пустую граненую стопку для поминанья... С тем и зе­млю покинем, нагие и босые. А что вспомянется, что полоснет по се­рдцу? Молитвочка да пронзительные строчки Пушкина: вот и все бога­тство. Пушкиным помолимся... Да и молились – бойцы на войне: среди свинца и огня один Пушкин вспоминался.

Любовь к пепелищу, к гробам... О чем это Пушкин? О святой зе­мле Палестины, о могилах пророков, мучеников, святых. О святой земле Византии, откуда пришел к нам Крест – причалил в Херсонесе, далее пошел в Киев, в Москву. О святой земле Руси.

«Пророков Твоих убиша, могилы их раскопаша».

Много по свету родных могил, в Иерусалиме земля русская, царем куплена. А еще плач Пушкина – о потерянном рае, куда все мы хотим вернуться. Но снова и снова че­ловек сжигает свой рай и сидит у пепелища, как мы сегодня, вспо­миная уничтоженную родину. А нас еще понукают: никакой любви! Ни­каких родных гробов! Кланяйтесь сиюминутности, базару, гвалту.

А Пушкин предупреждает: Духа не угашайте! Выше, вверх по духо­вной дороге.   И последние слова его были:   выше, выше!   А Гоголь, ухо­дя навсегда, кричал: лестницу! – требуя ее у Ангела. Вот они, по­следние заветы     нам: вверх! В полет! Тысячелетие Православия за спиной, а мы еще не встали, как птенцы, на крыло. Доколе?

Пушкин погиб за жену, за семью, за детей, за свою мадон­ну, чистейшей прелести чистейший образец и прочертил алмазом наш путь – бой против осквернения,   за чистоту.

«Только не трогайте наших могил!» – предупреждали скифы врагов. Скифы бились за могилы. А нам, молчунам да ерникам, в разорванном мире, прибитым гвоздями по углам былого отечества, раскиданным по птичникам и сараям, в которых сидим на кривых шестках суверенных клетушек, уже почти нет дела до нашего общего пепелища, до великих гробов...

Где найдет пищу голодное сердце? И Пушкин, такой близкий еще недавно – прыгнул в вагон, да и покатил к нему в Михайловское!   – превращается в белое облако сказки, в переплет на полке, в книжный лист,   в чудный грустный сон. В портретик на стене. В диво за кордоном. Где Михайловское? И не видать за высокими горами, за дремучими лесами, за синими морями. Прыгнуло Михайловское, как девица, на серого волка и пропало в дремучей чаще.

Слишком далеко стал вдруг Пушкин от окраин Руси. Да и от каждого из нас – в России.

Среди наглого, скоропортящегося века с его агрессивными,   пожирающими ум и совесть законами, его алчбой до детской крови, его хищными ценностями, ворующими душу,   есть вечная опора – классическая гармония и простота алмаза. Рубинового камня. Но все меньше часов отводится детишкам в школе – на Пушкина, на вечную Россию! Меньше пушкинских часов – меньше рубиновых капелек, меньше человека в человеке, ребенка в ребенке. Больше – морока, нежити.

Подальше, подальше стараются держать детишек от наших родовых алмазов. Еще бы! Алмаз пишет и по стали, не только по стеклу. Не усмотришь – напишет Пушкин   страшное для всяких выползков: будь русским, дитя! Люби Бога, люби Отечество. Ничего не бойся. Бог с тобою на всех путях! И сказка с тобой, и сила, и музыка,   и цветы Рая.

Уравновешенный, связ­ный мир Пушкина,   живое волнующееся лицо духовного моря – веселый праздник,   который никого не подгоняет и открывается с жизнью все дальше и дальше.   В Пушкине – особенная даль, проницательность, любомудрие, естественное и живое, как зеленый шум природы.

Мир Пушкина, целомудренный и невинный,   светлый мир до великих катастроф, нет в нем погибели и потопа.   Все мы изгнанники, которым весь мир пустыня,   но есть и отечество – Царское Село, над которым Царь царей – Христос. Так что все сходится – Небесный Иерусалим и Село на земле, пусть кто-то сегодня, занимаясь пустым буквализмом, говорит, что никакое оно не Царское, а какое-то финское Сарское… А нам – Царь милее.

Михаил Шелехов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"