На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Тайна будущего века

О книге Лидии Мешковой

Предлагаем вниманию читателей два отклика на книгу Лидии Мешковой, посвященную замечательному старцу 19-го века – преподобному Антипе Валаамскому (Афонскому).

Побывать на Святой Земле, походить там же, где ходил во время Своей земной жизни Господь наш Иисус Христос со Своими учениками-апостолами, для каждого христианина – великая духовная радость, вслед за которой приходит часто и новое, иное понимание мира, своего «я» в нем и цели собственного бытия в этом мире. А если нет возможности посетить Святую Землю, то мы ищем книги авторов, которые побывали там, чтобы хотя бы так, опосредованно, духовно пережить встречу с местами, полными свидетельств о земной жизни Спасителя мира.

Много святых мест и в России, куда стремится душа, но до времени паломничество откладывается, и тогда приходят на помощь опять же авторы, кто имел возможность прикоснуться к святыне и живым словом описать неописуемые красоты Божьего мира. Конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или же прочитать. Тем не менее, мы читаем и наслаждаемся прочитанным, знакомясь, хотя бы в общих чертах, со святыми местами, которые предполагаем когда-нибудь посетить и увидеть.

Валаам!.. Минувшим сентябрем не хватило для его посещения двух-трех дней. Лишь на остров Коневец с его удивительным монастырским собором Рождества Пресвятой Богородицы привела нас Пречистая в Свой престольный праздник. Природа на Коневце, наверное, схожа с валаамской: та же волнующаяся Ладога, тот же неповторимый островной пейзаж почти северной и оттого суровой стороны нашего Отечества, где веками подвизались монахи-подвижники, искавшие и обретавшие в этих краях тишину и пустыню.

Именно об одном из таких подвижников, о преподобном Антипе Валаамском (Афонском), поведала в своей книге православная писательница Лидия Мешкова. Книга написана и издана по благословению Преосвященного Панкратия, епископа Троицкого, игумена Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря.

Заглавие книги «Тайна будущего века» рассчитано на весьма эрудированного читателя. Но что это за тайна, читатель сможет узнать уже в начале повествования. Именно так, «тайной будущего века», преподобный Исаак Сирин именовал молчание. Оно приближало к Богу христианских подвижников, безмолвников, пустынников, тех, кто, пребывая еще на земле, освящал свое молчание сердечной умной молитвой. Таким безмолвником и молитвенником был и Валаамский старец Антипа.

Благодаря иллюстрациям и фотографиям тех мест, где бывал отец Антипа, где в разные годы смиренно и ревностно нес различные послушания, читатель полнее сможет узнать удивительный мир монашеских подвигов и молитвенного стояния пред Господом преподобного.

Лидия Мешкова включила в текст своего повествования весьма содержательные главки, которые, без сомнения, обогатят читателя знанием о малоизвестных у нас молдавских исторических лицах и событиях (старец Антипа был из молдаван). Но когда, погружаясь в духовный мир преподобного, вдруг видишь отвлекающую тебя от его жития главку «О Нямецком монастыре…» или «Еще о «духе лестчем» и о кресте митрополита Софрония», то невольно думаешь: лучше бы разместить эти материалы в конце книги, как приложение к ней.

Пожалуй, это единственное, не столько замечание, сколько скорее пожелание автору, чье повествование о святом старце читается легко, поистине на одном дыхании, и после прочтения остается духовная радость от знакомства с житием преподобного.

Ранее своими публицистическими статьями Лидия Мешкова запомнилась как яркий публицист с бесхитростным, по ее же собственному определению, словом преданности Богу, Церкви и России. Теперь же, трудясь для Валаамского монастыря, свой талант писательница подчинила одной цели: как можно полнее рассказать о святом, о котором известно крайне мало, чья внешняя жизнь была весьма небогата событиями, но чей духовный опыт способен обогатить любого, кто того пожелает. И чувствуется глубокое личное переживание внешнего жития и, насколько это возможно, подвижнического опыта святого самим автором.

Даст Бог совершить паломничество на остров Валаам, который стал зримее для сердца после знакомства с книгой о преподобном Антипе.

Автору же ее, Лидии Мешковой, от души хочется пожелать того, что испрашивает она сама в последних строках своей книги у Всемилостивого Спаса нашего Иисуса Христа, чтобы ей «потрудиться неленостно и впредь для дивной жемчужины полнощных пределов Святой Руси и для нашей Матери-Церкви».

Протоиерей Александр Шестак  

  

***

Святая северная Русь…

Недаром называли ее нашей Фиваидой, ибо дух особого    «пустыннолюбия» отличал ее с самых древних времен.

Потому-то и было у нас на Русском Севере так много островных обителей…

А остров, как известно, что в сказке, что в мифе, что в устном предании, всегда представал читателю и слушателю, или же наяву, в действительности – путешественнику и мореплавателю, как мир не просто обособленный, но совершенно другой, как иное, часто полное неведомых тайн и своих законов, пространство земного бытия. Остров же святой, на котором особился монастырь или скит, представал таким миром тем более.

Не море житейское, воздвизаемое зря, билось на каком-нибудь дальнем острове северной Руси в монастырские врата и подступало к самым дверям келий, а суровые и бурные воды защищали надежно от многомятежного и суетного мира тех, кто от более южных пределов приходил в полунощную нашу сторону в поисках никем и ничем не нарушаемой пустынной тишины и молитвенного уединения…

И была та островная пустыня – всем пустыням пустыня.

Сколько же их было, этих обителей, на озерных островах и «в морских отоцех», в Архангельской, Вологодской, Выборгской, Новгородской, Олонецкой, Санкт-Петербургской губерниях…

…О, полнощный край Святой Руси!..»          

Таким, можно сказать, гимном нашей русской Фиваиде, нашим северным пределам и самому Валааму – острову с тысячелетней и таинственной историей его монастыря, открывается книга православной писательницы Лидии Мешковой. Книга написана и издана по благословению Преосвященного Панкратия, епископа Троицкого, игумена Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря, и посвящена житию и подвигам замечательного Валаамского (Афонского) старца – преподобного Антипы (Лукиана, 1816-1882), чьи честные мощи почивают ныне в нижнем храме монастырского собора, там же, где находится и рака отцов-основателей обители – преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Несмотря на то, что отца Антипу причислили к сонму Афонских святых еще в 1906 году, не сказать, чтобы многим было известно о нем: слишком утаенно от мира протекала жизнь его сердца, внутри которого совершалась   непрестанная молитва, слишком превосходила всякое мирское разумение духовная жизнь старца, более всего на свете любившего молчание и молитву. Хотя и родился отец Антипа на юге, в Молдавии, хотя и подвизался он годами на Святой Горе Афон, но «стал русским», как и предрек о самом себе перед поездкой в Россию. И, посетив однажды наш Валаам, пожелал он остаться навсегда именно там, на нашем «северном Афоне», «русском Афоне», оказавшись в сонме его «пустыннолюбцев».

Лидия Мешкова нашла замечательное название для своей книги об отце Антипе, молчальнике и молитвеннике, озаглавив ее словами преподобного Исаака Сирина: «Тайна будущего века». Авва Исаак Сирин, которого Иван Киреевский называл «величайшим христианским философом», так говорит об этой непостижимой и великой Божией тайне: «Молчание есть тайна будущего века, а слова суть орудие этого мира».

Надо сказать, что о святости писать невероятно трудно. О выдающихся исторических личностях, об их интеллектуальной и душевной жизни писать много легче, ибо, даже если автор далеко не равновелик своему герою, он всегда имеет какой-то собственный душевный и интеллектуальный опыт. Когда же светский автор приступает к работе над житием святого, он так или иначе должен прикоснуться к области духовной, что можно сделать безопасно для души, лишь сознавая свое крайнее недостоинство, свою безграничную немощь. Лидии Мешковой это удалось. Она также не допустила в своей книге о старце Антипе ни единой банальности, избежала какой бы то ни было сентиментальности, что нечасто удается мирским авторам, пишущим о святых. Судите сами, как пишет она о святости и о преподобном Антипе.

«Что отличает светящиеся отраженным светом горнего мира лики праведников и подвижников, которые смотрят на нас из вечности, из пакибытия – со святых образов и портретов, от наших лиц? Духовная тишина, покой, светлая радость, недоступные нам, кто порабощен «страстьми-похотьми».

И еще отличает лики святых одна существенная вещь: старость никогда не уродует их, как уродует она часто лица тех, кто провел жизнь, потакая своей падшей воле, самости или, как говорили предки, «самохотью», снисходя к собственным слабостям, извиняя свои грехи, оправдывая грехи даже смертные. Таким людям их износившаяся плоть, привыкшая командовать душою, диктует лишь обиду и ропот на «несправедливость» старости, немощей, болезней…

Не то бывает у праведников. Лики святых старость с ее бременами делает лишь все более и более просветленно-утонченными и светящимися. …

…со святыми, которые выше любой нашей похвалы, мы существуем в разных, хотя и во взаимопроникающих, пространствах. … Со святыми, которые до кровавого пота боролись со своей ветхой природой, у нас – незрячих сердцем, суетных умом, любящих вкусно поесть, сладко поспать, понежить себя, жадных до всяческих новостей и слухов и ленивых на молитву – слишком разное внутреннее устроение, даже отдаленно не сравнимое с их состоянием благодатной тишины и чистоты, которое дарует человеку возможность беспрепятственного общения с Богом.

   И все же, именно к таким, как мы, самоугодливым и грехолюбивым, живущим по плоти и не имеющим поэтому плодов веры и страха Божия, святые души спешат снизойти с высоты своей Небесной славы, чтобы помочь нам утвердиться и устоять в истине (Ин., 8,44).

А такие святые, как преподобный Антипа, назидают нас и свидетельствуют о Господе и вере самим своим молчанием, освященным умной молитвой, и побуждают и нас постигать, как в безмолвии «богатеет память о Боге» даже в наших, подернутых житейской ряской сердцах и как сокрушает нашего ветхого человека целомудренная пустынная тишина…

Через таких пустынников и безмолвников, как старец Антипа, Господь возвещает нам – насколько кому по силе вместить – о Своей, заключенной в молчании, «тайне будущего века», о чем можно прочесть у преподобного аввы Исаака Сирина в его «Словах подвижнических»…

Право же, нельзя не обратить внимания и на большую культуру, выверенность, точность авторского стиля, его изящество даже в сложных синтаксических построениях.

Когда смотришь на это, со вкусом и любовью выполненное издание, то создается впечатление тепла, исходящего от книги, благодаря золотистой фотографии ладожского простора и такого же теплого тона иконе преподобного Антипы, что размещены на «сложного» (как называют его художники) синего цвета переплете. Книга прекрасно проиллюстрирована архивными монастырскими материалами и современными фотографиями, которые любезно предоставили автору Преосвященный епископ Панкратий и иерей Александр Коблов.

В текст повествования о старце Антипе включены небольшие главки о выдающихся молдавских иерархах и исторических событиях, что происходили на земле его предков, в Молдавии, в середине 19-го века. Лидия Мешкова сумела разыскать труднодоступные, весьма редкие сведения об антицерковной смуте на исконно православных молдо-валашских землях, когда они, после многовекового турецкого ига, объединялись в единое Румынское государство. Эти сведения еще и весьма поучительны для нас, имеющих горький исторический опыт большевистских гонений на Церковь и массового вероотступничества, ибо история повторяется, а история Церкви тем более. Наверное, каждый любознательный читатель откроет для себя нечто, ему неизвестное, прочтя в книге эти «молдавские главки», которые дополняют житийное повествование о Валаамском старце   конкретными историческими и политическими реалиями.

Лидию Мешкову мы знаем давно как церковного публициста, остро осмыслявшего в своей книге «Печаль по корневой России: Бесхитростные мысли и сюжеты» бедственное духовное состояние своих современников, прежде всего тех людей нескольких поколений, что не сохранили в сердце «православные русские святыни», приняв навязанные им «антиправославные фетиши».

Ну а мы все, за редким исключением, даже если внешне не предаем свои святыни, все равно дни наши проводим на мелководье душевной жизни с ее, в основном, многопопечительностью. Мы предпочитаем не заглядывать в «страшную – равновеликую черной пропасти вселенной – разверзающуюся бездну человеческого сердца, которую святые своими подвигами укротили». И вот об этом, единственном пути спасения, пути духовного бесстрашия и решимости, напоминает боголюбивому читателю прекрасная книга Лидии Мешковой о Валаамском молчальнике и молитвеннике.

Иван Толубеев

***

Книгу Лидии Мешковой «Тайна будущего века» можно приобрести в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре и на монастырских подворьях в Москве (2-я Тверская-Ямская, 52) и Санкт-Петербурге (Нарвский просп., 1/29).

Протоиерей Александр Шестак


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"