На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Дорога за горизонт

Век Сергея Воронина

Уж ежели писать так называемый тотальный диктант, то лучше всего, наверное, по рассказам Сергея Воронина. Размером они невелики, написаны ясным и образным русским языком, имеют увлекающую читателей напряженную фабулу. Их содержанию свойственна жизненно убедительная правдивость, художественное своеобразие, глубокие размышления о несовершенстве человеческих отношений, волнующая острота в постановке социальных и нравственных проблем, что искони отличает отечественную классическую традицию.

Сергей Алексеевич Воронин, родившийся 13 июля (30 июня по старому стилю) 1913 года и скончавшийся на девяностом году жизни, прошел со своей родной страной, со своей Россией, немало личных и общественных дорог, отчего слово «дорога» стало для него и темой, и сюжетом, и метафорой. В рассказе «Дорога», в этом смысле программном и стилистически характерном, он пишет, делая уже в самом начале одно из своих нечастых лирических отступлений: «Я люблю ходить по дорогам. Они всегда разные и всегда одинаковые, не имеющие ни конца, ни начала. Тянутся по бескрайним степям, огибают глубокие овраги, теряются в тенистых лесах, то мощеные камнем, то плотно утрамбованные колесами машин и подковами лошадей, то в выбоинах с водой и грязью. Сливаются одна с другой, расходятся во все стороны, чтобы снова сойтись, и всегда неизменно выводят к людям, к их домам, к их жизни».

Вместе с писателем, с его книгами проходим по стране – Советской России – и мы, читатели, узнавая и родные, и просто знакомые места, следим за людскими судьбами, чем-то напоминающими близкие, но рукой художника преображенные и потому более яркие, обобщенные, впечатляющие. Читая воронинские «Сто рассказов», которые вышли в 1991 году, переломном и драматичном, когда, по признанию одного из «демократов», они «провели путч», и подаренные мне автором с надписью «Дружески!», я не мог не вспоминать, как начинал свою журналистскую работу в Ленинградской области, в ломоносовской районной газете «Вперед», исколесив район чуть ли не вдоль и поперек, чаще пешком, да в любую погоду, и много чего повидав воочию. Машин-то в шестидесятом году в районках не было, разве что оказывался вдруг в попутчиках у кого-нибудь из начальства. «А почему рассказов именно сто?» – спросил я Воронина. «Сто лет – это век, – сказал он. – Я ведь родился до революции, жизнь прожил с советской властью, с ней и дальше, пусть в душе, собираюсь жить лет до ста бы!» 

Он и впрямь с детских лет приобщился к новой, народной власти. Отца его, уполномоченного Петрокоммуны, направляли за хлебом для голодающих по маршруту: Алтай–Сибирь–Приуралье–Поволжье, и тот брал с собой маленького сына. Потом Сергей пойдет в фабрично-заводское училище, будет работать токарем на заводах Адмиралтейском и Металлическом, на «Молодом ударнике», младшим техником в Лентранспроекте. Увлекшись геологоразведкой, Воронин поступает в Ленинградский горный институт, участвует в экспедициях изыскателей, прокладывает поначалу тропы в сибирской, казалось бы, непроходимой тайге, а затем и железнодорожные трассы в Сибири, на Дальнем Востоке, Урале, Кавказе. Там, в далеких краях, где трудился будущий известный писатель с 1937 по 1944 год, познакомился он с красивой девушкой Машей, любимой его Марией Григорьевной, с кем прожил в браке семьдесят лет. Там же, в дальних странствиях, начал он и литературную деятельность: сперва стихи, сценки для самодеятельности и, наконец, первый рассказ «Таежник» о золотодобытчиках, напечатанный в альманахе «Прикамье»...

А на северо-востоке Брянщины, невдалеке от слияния рек Уча и Обнора, есть городок с ласковым названием Любим. Одна из улиц названа в честь писателя Сергея Воронина, уроженца города Любима. Земляки собрали в своей библиотеке едва ли не все воронинские книги, когда-либо выходившие, отстроили гостиницу «Колос» по адресу улица Воронина, 17. Просматривая в интернете, на городском сайте, добродушную, добросердечную перекличку любовчан с гостями и родственниками из других городов и весей, так и чувствуется бережность и любовь, с какими сохраняется здесь общинный русский дух, а вослед и коллективистский советский, что присуще всем романам, повестям, рассказам, сценариям, стихам Сергея Алексеевича.

Бывая в ленинградской-петербургской квартире Воронина на Торжковской улице, я частенько слышал от него отрывки воспоминаний или просто реплики о своей малой родине, а случись застолье, он любил запевать несильным, но чувственно теноровым голосом песню на стихи русского поэта, тоже любимовца – Леонида Николаевича Трефолева (1839–1905) «Когда я на почте служил ямщиком...».

Ведущие герои Воронина – люди разнообразных профессий, возрастов, социальных групп, различного мировосприятия – в одинаковых обстоятельствах, даже критических, поступают по-разному. Однако кем бы ни был герой – крестьянином или рабочим, учителем или инженером, руководителем или подчиненным, пенсионером или юношей, – его образ автор формирует средствами исключительно изобразительными, подводя нас к самостоятельным выводам без дидактики и морализаторства. В рассказе «Мать» механик с дальневосточной электростанции, уехав когда-то из деревни под Ленинградом, приезжает туда через восемь лет, везя подарки для тяжелобольной матери, но опаздывает и, стоя у свежей материнской могилы, мучительно перебирает в памяти моменты и ее, и своей жизни. С горьким удивлением задумывается он вдруг, как это сумела она, такая добрая, ласковая, слабая, командовать людьми, став председателем колхоза, воевать с немецкими оккупантами, таскать тяжелые бревна, строя новые дома вместо сожженных.

Ничего не происходит просто так, незаметно и не помечено, без того, чтобы не напомнить о случившемся и ушедшем, словно издалека говорит нам писатель, выявляя данную мысль во взаимоотношениях между персонажами, в сшибке характеров. Бывает, их отношения обостряются настолько, что заканчиваются трагически, как в рассказе «Убивец», один человек убил в пьяной драке другого. Тот, другой, давно исчез, вроде и забыт всеми, а этот, убивший, живет и живет, кажется, вполне достойно, вырастил сына и дочку, у дочки пошли внуки, да и с войны вернулся награжденным двумя орденами Славы, медалями. А вот повстречался он с сестрой убитого и решил наконец поздороваться, хотя «не терзался угрызениями совести», проходил раньше мимо, «будто не замечая ее», но «она даже и не кивнула в ответ»: «Значит, не прощает», – тут же подумал он, но на сердце ни легче, ни тяжелее не стало», потому что думает прежде всего о себе только, убийство и то ему представляется «в какой-то другой жизни, которая как бы привиделась чуть ли не во сне. И заканчивается рассказ его себялюбивым самооправданием: «Жить-то ведь хочется...»

Приметливо точное, гуманистически настроенное отображение своего времени делает лучшие воронинские рассказы актуальными и поныне, они как бы постоянно переходят из прошлого в будущее. Рассказ «Прощание на вокзале» об одинокой пятидесятилетней, много трудившейся женщине, потерявшей мужа на фронте, в Синявинских болотах, а малолетнего сына в ленинградскую блокаду, уезжающей с молодежью на целину, словно впрямую отвечает тем, кто сегодня отыскивает в Великой Отечественной войне лишь черные, отрицательные стороны. «Да, – замечает писатель без громкого пафоса, – в то время жизнь человека как никогда подвергалась испытаниям больших трагических чувств. Эти чувства можно сравнить с длинным пастушьим кнутом, они хлещут по обнаженному сердцу так, что только диву даешься, как оно выдерживает. Сколько потерь, сколько смертей близких, сколько горьких дней, мучительных раздумий, разочарований, и все это надо перенести одному беззащитному сердцу. Ему легко ожесточиться, и, бывает, черствеют люди, становятся равнодушными к горю ближнего, со многими сердцами такое случается, но этого не произошло с сердцем той женщины...» Характер уезжающей женщины сродни другому женскому характеру, из повести «Семейный кухон», уже на ином, бытовом уровне. Пожилая эта женщина, долгие годы работающая на одном заводе, с пьющим мужем и больным сыном дома, старается следовать давнему чувству родственного единения, проведывая после рабочего дня двух сестер, дочку с зятем. Но жизнь меняется быстро, родные не расположены к кухонным посиделкам, уже отдалены, отчуждены. И все-таки ее благорасположение к людям трудности преодолевает, и люди, даже посторонние, тянутся к ней, стремятся на добро отвечать добром.

Многие сюжеты взяты Сергеем Алексеевичем из журналистской практики. Работая в газете «Смена», я часто слышал добрые слова о литсотруднике Воронине от старших товарищей, принимавших его в 1947 году в партию, потом о заведующем корпунктом «Литературной газеты» в Ленинграде Воронине и, конечно, о главном редакторе журнала «Нева» Воронине, возглавлявшем его с 1957 года в течение восьми лет. Он был смелым, принципиальным редактором, всецело радеющим за русскую литературу, ее пополнение и развитие. Именно при Сергее Воронине увидело свет в 1958 году первое прозаическое произведение Федора Абрамова «Братья и сестры», а в 1963-м – его острейший, заметно опередивший время публицистический очерк о жгучих проблемах колхозной деревни «Вокруг да около», который стоил «главному» своего поста. Не забудем еще и о том, что воронинская «Нева» опубликовала вторую книгу Михаила Александровича Шолохова «Поднятая целина», с кем Сергей Алексеевич накоротке встречался, кого искренне почитал и любил.

В письме 1958 года Шолохов пишет Воронину: «Дорогой Сергей! Разбирал завал после длительного отсутствия в Вёшенской, нашел нужду обратиться к тебе за дружеской помощью. Пересылаю тебе, как депутату Ленсовета, письмо Волынцева. Помоги ему в беде. Кроме того, вручаю в твои руки судьбу высокоодаренного писателя Алексея Черкасова. Прочти отрывки из его романа «Хмель» и, если сочтешь возможным, свяжись с ним и дай человеку дорогу в жизнь. Я не читал романа целиком, по главам можно судить, что Алексей Черкасов писатель самобытный и интересный. М. Шолохов. 16.5.58 г.». Этот роман Сергей Алексеевич опубликовал в 1961 году в «Неве», № 11–12, дав вместе с Шолоховым Алексею Тимофеевичу Черкасову (1915–1973), как окажется, новую путевку в литературу. Новую постольку-поскольку. Черкасов, правнук декабриста барона Алексея Ивановича Черкасова, писал и до войны, но в 1937-м был арестован безосновательно, отправлен в психиатрическую больницу. После публикации романа «Хмель» он напишет еще несколько вещей – в том числе романы о жителях тайги «Черный тополь» и «Конь рыжий» – в соавторстве с Полиной Москвитиной, бывшим цензором НКВД, которая влюбилась в него, а в 1943 году они стали мужем и женой. Жили в Красноярске, в конце семидесятых уехали в Крым, писатель и похоронен там, в Симферополе, до конца дней вспоминая своих заступников – Шолохова и Воронина... 

«Это был звездный час моей жизни, – рассказывал Воронин однажды, на рубеже века текущего и минувшего. – Шолохов! Мои встречи с ним на Дону, охота, рыбалка, ночи у костра, и вот он, Шолохов! Говорят, была эпоха Пушкина, Льва Толстого, Федора Достоевского. Какие имена! А я говорю: была эпоха Михаила Шолохова! Он силу, власть своего слова чувствовал. Один из всех писателей, по-моему, мог правду-матку в глаза сказать самому Сталину. И не дрогнуть! Казак. Степной орел. Поглядишь, нет «Тихого Дона» ни в нашем Отечестве, ни в чужих землях. Нет и, похоже, не скоро будет, – литература катится в бездну! Хвалят в газетах, по телевизору нынешние времена, мол, все будет хорошо, если исполнять закон. Чей такой закон? Сатанинский, дьявольский, а не людской. Грабят народ, последние копейки у людей отнимают. Но нет, чтобы кто написал об этом яростно, ярко, до мелочей правдиво, как Шолохов. Мастер! А ведь ему в ту пору было каких-то девятнадцать-двадцать годков! Русские гении все начинали сызмальства. Еще говорят: Шолохов украл «Тихий Дон». Присвоил чужой талант. Боже мой! Разве можно украсть то, что в душу вошло с молоком матери?! А сейчас? Животные страсти поедают наших писателей – вот в чем беда и незамолимый грех».

К делам писательским Сергей Воронин обращается неоднократно и в своем творчестве. Повесть «Ненужная слава» возникла из выгодного предложения написать сценарий о человеке «большой славы», Герое Труда, депутате, бывшей доярке, ставшей председательшей. Приехав к ней в село, писатель увидел то, что зачинатель современной очерковой прозы о русской деревне Валентин Владимирович Овечкин называл «мужицким бюрократизмом». В круговерть его оказались вовлеченными и лично героиня, и прочие рядовые труженики, и секретарь обкома, любивший «выдвигать деятельных людей из гущи народа. Ему нравилось видеть их в залах заседаний, с орденами, медалями, депутатскими значками». Сценарий Воронин не написал, зато написал повесть, перечитывая которую сегодня, задумываешься и о шуме вокруг реанимированного геройского поименования: «Нужная» ли это слава, а если «нужная», то кому? А в повести «Милый ты мой...» автор показал «писателя», готового писать на любую тему, причем вроде бы от души, но что-то не ладится у него с «литературными достижениями», но не дано ему окончательно понять причины неудач. И как завещание писателя Сергея Воронина людям, идущим в литературу, воспринимаются слова из книги «Думы о жизни»: «У каждого писателя свой «мир». Чем этот мир значительнее, чем глубже писатель показывает отношения между людьми, тем больше воздействие его произведений на разум и сердце читателя».

С увлечением занимаясь журналистским трудом, Воронин настойчиво оттачивал и собственное писательское перо, создав в итоге десятки произведений, широко известных у нас в стране и за рубежом. Среди них роман «На своей земле» (1948), написанный на материале из жизни переселенцев на Карельском перешейке, повести «В родных местах» (1959) и «Ночные страхи» (1963), неоднократно переиздававшийся с 1962 года роман «Две жизни», где дневники его сибирских лет мастерски переведены в диалоги героев, книга рассказов «Родительский дом» (1974, 1978), отмеченная Государственной премией РСФСР имени М. Горького, документальная повесть «Жизнеописание Ивана Петровича Павлова» (1984) и другие вещи, вошедшие в двухтомное «Избранное» и в собрание сочинений в трех томах. По сценариям Сергея Воронина поставлены кинофильмы, в которых снимались такие популярные артисты, как Николай Крючков, Николай Гринько, Иннокентий Смоктуновский, Армен Джигарханян, Борис Галкин, Иван Рыжов, снимался писатель, режиссер и актер Василий Макарович Шукшин...

Зоркий воронинский взгляд ранее многих видел в реальной действительности новые тенденции, новые типы людей, не просто очерчивал их контуры, но, выписывая образы тщательно, углубленно, давал им точную социальную характеристику. В вузовском учебнике доктора филологических наук Леонида Фёдоровича Ершова «История русской советской литературы» (1988) верно говорится, что «новые черты дельца и комбинатора», например, «одним из первых отобразил на страницах повести «Деревянные пятачки» (1969) С. Воронин. Хотя эта книга и не была произведением собственно сатирическим, образ центрального героя Михаила Семеновича создан средствами тонкого иронического анализа». 

Значительная часть долгой жизни Сергея Алексеевича связана с Ленинградом, с Ленинградской областью. В 1952 году он стал строить в поселке Сосновка дом, а когда спустя год умерла мать, похоронил ее на местном кладбище. Строгая взыскательность, с какой относился он к своей литературной работе, заставила его... не писать. Я не раз просил написать рассказ специально для нашей «Авроры», членом редколлегии которой он был в последние годы, но он всё отнекивался, давал лишь написанное давно, в первой редакции, правда, но обновленное, более злободневное. А как-то признался: «Знаешь, Эдуард, прозу я уже не пишу. Как прежде не могу, а хуже не хочется». Зато он стал много читать. Читал патриотические газеты, журналы, иногда откликаясь на их просьбы «дать что-нибудь». Вспомнив молодость, по его выражению, «баловался стихами», добавив: «Вот критики говорят, что есть «проза поэта», у меня же тогда «поэзия прозаика»...

 

Милое, родное многоцветье,

Я ли не любил тебя весной?..

Отзвенели, отшумели ветви

Над моей седою головой.

 

Но живет еще надежда где-то,

Без нее, надежды, как же жить?

Что ж, ушло, исчезло это лето,

Не исчезло лишь одно: любить!

Столетие видного русского советского писателя – повод озаботиться зримой памятью о нем. Наверняка славно отметят юбилей земляка в городе Любим и в Ярославле. В Союзе писателей России неплохо бы вместе с ярославцами издать книгу рассказов писателя. В Питере, на доме №16 по Торжковской улице, где он жил и работал в последние годы, следовало бы установить мемориальную доску. Тем паче что в подвальном этаже там регулярно собираются ветераны войны и труда, называя это помещение «Дом Воронина». Сам Сергей Алексеевич, любя шутку, воспользовавшись еще и газетным термином о статье внизу страницы – «подвал», возможно, сказал бы: «Подвал Воронина». А что? Всё ближе к ленинско-сталинскому понятию «подполье».

Книги Сергея Воронина читают новые и новые поколения читателей. Фильмы по его сценариям смотрят взрослые и дети на экранах телевидения, в домашних кинотеатрах, в интернете. Значит, не зарастает воронинская дорога к людям. О себе же в одном из последних своих стихотворений, сидя в построенном самим доме, за сделанным своими руками столом, он писал так: «Я открыт, как пустой кошелек. Пожалуйста, зрите, смотрите! Все, чем жил,  что имел, всё извлек, Я простой деревенский житель...»  

Эдуард Шевелев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"