На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Крестный ход святителя Иннокентия (Вениаминова),

или «Слава Богу! Наконец-то...»

Признаюсь, когда я прочитала статейку Марины Рыбак ("Триумфальный ход Иннокентия", г-та «Московский комсомолец» («МК»), 11 ноября 2015г.) мне и в голову не пришло отвечать ей. Тогда я с полным удовлетворением поздравила авторов спектакля "Иннокентий: "От врага и камень, что орден на грудь".

Гёте говорил, что если собаки лают во след, значит верно идёшь. А русское старчество твёрдо знает, чем ближе душа к благодати и истине, тем свирепее нападки вражьи.

"Угрожающим успехом" называет автор "МК" спектакль Иркутского театра юного зрителя им. А. Вампилова "Иннокентий". Автор пьесы наш земляк Валерий Хайрюзов. Постановщик спектакля режиссёр и директор ТЮЗа Виктор Токарев. Боятся, значит попали в точку постановщики пьесы, да и полные зрительные залы этого спектакля подтверждают верность выбранного пути.

Вскоре случилось мне проехать немалый путь на такси. Водитель, как и положено в нынешние времена, уроженец горного Кавказа, назвался Ашотом, с присущим кавказским жаром "поливал" и Сибирь, с её холодами, и Россию, с её дорогами и дураками, а особенно Путина, который виноват во всех мировых бедах и его лично.

На мой вопрос: «Какого он исповедания?» – водитель мрачно и неизменно отвечал: "Я армянин". В чём мне пришлось усомниться, потому что, понося Путина и русских, он пылко расхваливал Саакашвили, вспоминая, как хорошо при нём жилось в Грузии. На мой вопрос: «А что вы тут делаете, в холодной, ненавистной вам земле?» – «Мой спутник, армянин грузинского вероисповедания столь же мрачно признался: «Зарабатываю деньги, и учу детей!»

Ну, это нам хорошо знакомо! Много, моя пострадавшая земля, повидала таких "гостей", по-хозяйски, расположившихся на русской земле, не чтивших ни её традиций, ни ценностей, но с большим комфортом обеспечивая своё будущее, они в самом воздухе сеют клевету и злобу на неё. Что-то общее есть в мировоззрении Ашота и духе статьи Марины Рыбак. В обоих случаях напрашивается один и тот же вопрос: "Что вы тут делаете?!"

Ответ неизменный...

***

И всё же воздам должное Ашоту. Не любя мою страну, он гораздо более искушён в её истории и религии, и как школьник-хорошист, складно сообщал мне, где и когда Россия "предала, завоевала, терроризировала, угнетала…" Да и в понимании русской святости он разбирается гораздо глубже, чем М. Рыбак. Признался что по большим праздникам водит детей в церковь – боится, что они забудут свою историю и традиции. А русская Православная церковь хранит христианство свято.

В поле говорят две воли: одна – Божья, другая – вражья.

Воли может быть и больше, только истина одна. С какой стороны на неё глядеть. И когда М. Рыбак пишет об авторе пьесы "Иннокентий" Хайрюзове, "обжившемся в столице... впитавшем всю имперскую идеологию о вставании с колен и припадании к духовным истокам", она сама не понимает, какое достоинство подчёркивает "издёвкой" у своего духовного оппонента. Она упрекает В. Хайрюзова в том, что он писал по заказу, пытаясь включиться в программу правительства "Укрепление единства Российской нации...". По её мнению весьма казённой, а, по моему, Слава Богу! Наконец-то... И духовные скрепы столь ненавистные либералам здесь весьма кстати.

Правда "громадья конкретных планов", о коих тужит редакция «МК», печатая эту статью, вокруг вышеназванной программы, я, к печали моей, не вижу, но всё же постановка спектакля о святителе Иннокентии, та самая редкая скрепа, когда искусство приобретает не только народное, но и государственное звучание, обращаясь к исконной вере своей земли.

Только вот разочарую сметливую нашу журналистку. Пьеса о святителе написана В. Хайрюзовым задолго до принятия вышеназванной программы. Долгие годы он со своими "имперскими амбициями" мотался по "державной столице", пытаясь пристроить её хоть в один государственный театр! Увы, безуспешно! Ваши единомышленники и единоплеменники, сударыня, коих корёжит от "единства Российской нации", имперскости, и "вставании с колен" прочно, оккупировали культуру когда-то белокаменной...

 Замечу, что и ТЮЗ во главе с его руководителем В. Токаревым знаком с духовностью народа давно, и не понаслышке, задолго до принятия сей целевой программы. Почти четверть, уже, века со сцены театра звучат имена и проповеди русских святых. По благословению митрополита Иркутского и Ангарского Вадима и попечением Иркутской епархии на подмостках ТЮЗа, совместно с Театром народной драмы, в рамках ежегодных Иннокентьевских чтений ставятся спектакли о святителях Иннокентии I и II, о Блаженом Софронии, об Александре Невском и Димитрии Донском – героях русской истории и о её святых князьях, о Петре и Февронии, Сергии Радонежском... Вплоть до мученика Евгения Родионова. Так и нынешним летом на сцене областного драматического театра, любезно предоставившего свои площади, в постановке ТЮЗа и Театра народной драмы (режиссёры М. Корнев, В. Токарев), с переаншлагом прошла постановка спектакля о равноапостольном князе Владимире. И тоже, с "пугающим успехом"!

Так что – доброе утро, госпожа Рыбак. Поздновато проснулись! Видать, ненавистная вам программа разбудила?! У нас уже давно полный день на дворе...

Сейчас тяжело и вспоминать, как трудно пробивался утренний свет без петушиного оглашения, нелюбимых либералами программ, сквозь густопсовый их лай к своему народу.

И нет ничего нового в пренебрежении М. Рыбак к православной святости, патриотизму, который она неизменно называет "лжепатриотизмом" (иного не ведает) равно как и понятиям духовности, державности... Вплоть до святителя Иннокетия (Вениаминова), чью фамилию она пренебрежительно ставит без скобок, что не принято в Православной традиции.

Прошла Россия и расстрелы священства и разрушения храмов, и поругание святынь, и временное беспамятство, растущего в основном, поколения, и все виды глумления пятой колонны над её ценностями.

В народе говорят, вниз вода снесёт, наверх беда вынесет. Золото огнём искушается, а народ напастями.

Со времён приснопамятного богоборца Ярославского (Губельмана) густой серой наносит от непрерывного ряда подобных статеек. Можно сказать из одной "серой" чернильницы писали оба единомышленника свои статейки.

"Монологи губернатора, – пишет М. Рыбак, – Муравьёва-Амурского (ох, и тяжко им видно ворочается в гробах) словно списаны с официальных цитат президента Путина и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гундяева."

Да, не ворочается им в гробах, сударыня! Потому, хотя бы, что мощи св. Иннокентия выставлены на поклонение в раке Троице-Сергиевой Лавры, и подобного не замечается. И монологи обоих драгоценных представителей русского народа подлинные. Так же, как и речи президента Владимира Путина и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева).

Кому, ведь, что: кому Жванецкий с его пресловутым портфелем, а кому благодать Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского...

Наш земляк свт. Иннокентий всей своей жизнью стяжал благодать животворящую и мировую славу. Выходец из первопроходческого приленского села, он был и остаётся одним из самых ярких духовных светильников России XIX века. Как ни передёргивает М. Рыбак его значение в русской истории, он действительно государственник (только не самодержавный, как она гласит, что больше подходит к царствующим особам).

А маленький Ваня Попов, родившийся в семье нисшего церковного притча уже в пять лет читал на церковных службах Апостол. Развивался он легко и скоро, успевал во всех земных науках и многих ремёслах. Стал учёным, иконописцем, изобретателем, написал глубочайшие педагогические труды. Его проповеди передавались из уст в уста. Потомки назовут его вторым Микеланджело Буонарроти. Думаю, далеко вышеназванному до нашего святителя. При всех своих обильных дарованиях, и пытливом уме знаменитый итальянец не имел главного – глубокой веры в Бога, личного благочестия и любви к своему народу и земле. Всем этим, в полной мере, обладал святитель Иннокентий (Вениаминов), высокий жизненный подвиг которого исполнен прежде всего добротою и любовью. Чего стоит только один из множества известных его поступков, когда они вместе с алеутом были занесены снегом. И будущий святитель, а тогда православный миссионер Русской Америки согревал туземца своим дыханием, несмотря на нестерпимую вонь , исходящую от алеута, по той причине, что те традиционно не мылись зимою.

Да и местоблюстительский трон, на который воссел Иннокентий после смерти митрополита Московского Филарета не был сладок. (Впрочем, для обоих святых митрополитов, авт.).

Россия конца XIX века уже глубоко была поражена чужебесием, что в итоге и привело её к революции. По горестной замете прп. Амвросия, Оптинского старца, все ключевые посты русского государства были заняты иноверцами. Удерживать "просвещённую" революционным духом публику в русле родимой веры становилось всё труднее. И подвиг святителя в качестве Удерживающего был самым, пожалуй, значительным в его жизни, и плодоносным...

Несколько раз, уже будучи сановитым и престарелым, св. митрополит Иннокентий посещал Иркутск, который приветствовал его радостным гулом колоколов.

Собственно об этом периоде жизни святого и написана пьеса Валерием Хайрюзовым. "Слабою" назвала её Марина Рыбак, но "Державный посыл" пьесы вызвал у нашей прогрессистки довольно сильные судороги.

Её вообще лихорадит при духе державности, имперскости, государственности русской, от вида хоругвий, звона колоколов. А слова молитвы просто парализуют нашу "прогрессистку"...

На мой же взгляд, Хайрюзов очень точно выбрал этот сибирский период жизни святого Иннокентия. Вершинный период. И из всей многогранности его деятельности – образ Утешителя. Как бы малое клеймо большого иконного образа отобразилось на сцене ТЮЗа.

Литература о святынях народа, житийная литература имеет свои законы. Они не предполагают страстей и развлекаловок. Не творчество, в земном, человеческом его понимании(особенно последнего периода нашего гомобытия), а каноны и традиции. Кому-то и церковная служба кажется невыносимой, а миллионы уже, православных прихожан выстаивают её долгие часы на ногах, испытывая при этом глубокую духовную радость.

Постановщики спектакля во главе с режиссёром и руководителем ТЮЗа Виктором Токаревым сработали чётко и слаженно. Тут уж М. Рыбак права: сил потрачено много! Как и положено, когда дело имеешь с таким духовным святым, как наш земляк. Театр юного зрителя, которым с начала девяностых годов прошлого века бессменно руководит В.С. Токарев – это довольно профессиональный театр с сильной сплочённой труппой, здоровым и богатым репертуаром. Потому и красивым получился спектакль, красочным. Как праздничная икона на Престольный день святителя... Потому и переполняет народ театральный зал во время спектакля "Иннокентий".

Так что, "широкомасштабным проектом" пьеса стала только по талантливой постановке Иркутского режиссёра. Со всей ответственностью отнеслась к постановке спектакля действительно вся труппа театра. Каждый член её внёс свою посильную лепту в память святителя. Хореография давно востребована театром. Она органично окрашивает полотно спектакля. Очень живо работает народная часть действа (назвать её массовкой не поворачивается язык). Костюмы действительно прекрасны: как и "Весь народ – под сенью Спаса". Московский Комсомолец, поместив фотографию спектакля на страницах статьи с этой подписью вносил в неё значительную долю иронии. Не получилось. Народ действительно здоров и красив на сцене ТЮЗа. И как бы автора статьи не корежило от "имперской" экспансии спектакля Святитель Иннокентий читается как высокий государственник и Утешитель этого народа. Разрушителям кажется сие плоским. Созидателям – животворным. Тем, чего так не хватает ныне нашему многострадальному народу.

М. Рыбак считает, что "характер святителя упрощён до архитипа". Вроде бы и играть нечего актёру Вячеславу Степанову в роли святителя Иннокентия. Думаю, что скупость красок как раз отвечает иконному письму образа "Иннокентий". А вообще, даже не хочется выделять кого-либо из актёров в этой слаженной и духовной работе. "Верноподданной", – издевается М.Рыбак. Опять в точку!

Нам пора возвращать в жизнь забытые эти понятия: – верность Отчизне, долг, счастье иметь великих святых и возможность преклонять перед ними колени, в земной верноподданной молитве...

Об этом и говорил на премьере спектакля в своей приветственной речи Митрополит Иркутский и Ангарский владыка Вадим. Это была одна из самых значительных речей праздника. Ещё бы! Для прославления святителя Иннокентия (Вениаминова) в иркутской земле владыка Вадим приложил часть своей жизни. Именно его Благословением, заботливым попечением восстановлен домик святителя на его родине, в селе Анга. Средствами епархии выстроена в селе деревянная церковь. Каждый год в Анге во дни памяти святителя проходят архиерейские службы. Да и театральное действо в честь святителя свершилось по Благословению нашего правящего архиерея...

Присутствие же недавно избранного Губернатора края на спектакле многие восприняли как добрый знак.

Такое вот "позорище" по слову нашей либералки священнодействует порою в Богоспасаемом Иркутске. Уела, что называется! Вообще-то, "на оном всенародном позорище" в средневековой Руси, и впрямь решались многие вопросы. А в Сербии так и по сию пору зовутся театры...

Мало чего наловила г-жа Рыбак в своей мутной статейке. Жаль бедняжку! Сама не ведая того она преподнесла царский подарок создателям спектакля "Иннокентий". В один ряд с именами Муравьёва-Амурского, святителя Иннокентия, Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, да и президента России Путина поставлены имена авторов спектакля. Как тут не прокричать троекратное Ура!... Другой вот ряд имён в своеобразном интервью с господином С. Захаряном вызвал у меня глубокое сожаление...

Нестерпимо жаль стало "маститого " профессора. Жаль и бедных его студентов, коим он преподносит Иисуса Христа от проповедей Ллойда Веббера. Всё смешалось в голове С. Захаряна: Митрополит Сурожский Антоний и о. Александр Мень рядом с Иисусом Христом, и Ллойд Веббер...

В конце восьмидесятых годов прошлого века тогда ещё совсем немногочисленная православная общественность города восстала против постановки того же ТЮЗа, но под иным руководством главного режиссёра Кокорина. Спектакль по техническим причинам ставили в старинном здании Богоявленского Собора. Тогда он являлся филиалом Художественного музея и в нём была размещена постоянно-действующая выставка икон, собранных из всех разрушенных храмов нашего края... По тем временам в этом не было ничего предосудительного . если бы главным героем пьесы не оказался сам сатана. Богоборец, вместе с Каином. А с Богом положено было бороться в советском атеистическом государстве. И боролись! Во первых рядах борцов выступал и наш пламенный С. Захарян. Он выступал в поддержку спектакля и статьями и речами на его обсуждениях. Только не поддерживая атеизм, боролся С.Захарян уже тогда, а за сатанизм, что с таким комфортом расположился в стенах древнейшего иркутского храма. А храм, как его ни оскверняй, всё одно, остаётся храмом! Не осталось тогда ни тени раскаяния ни у оскоплённого временщиками Байрона(а покаянный плач убийцы брата – основа пьесы "Каин" приснопамятного Лорда Байрона), не присутствует его и в речах "маститого" знатока театра С. Захаряна и сейчас!

Тогда при отмирающем от атеизма строе многие приветствовали бравурные речи будущего профессора.

Среди же немногих понимающих весь ужас происходящего был Валентин Григорьевич Распутин. Его отрезвляющие речи тоже не умолкали тогда...

"Нельзя, чтобы театр становился рабом политической конъектуры, – заявил маститый профессор журналистки, – этим я и так сыт по горло!"

Значит, когда Вы рукоплескали Люциферу взошедшему на Престол в Православном, осквернённом самим этим кощунственным действием, храме, и когда теневым театром, устроенным режиссёрами Бычковым и Кокориным Каин снимал скальп с Авеля, а затем той же тенью с Богоматери и Младенца, сие не было для Вас политикой! Хотя это была явная, государственная тогда, политика, повторяю, Богоборчества, и она в итоге развалила СССР. Когда многие десятилетия начиная с девяностых годов наши театры ставили и ставят почти натуралистические опусы о проститутках, вплоть до откровенного порно, поощряя извращения всех родов – это для Вас не политика?! Хотя это явная, продуманная политика оскотинивания народа, что тоже может привести к крушению России.

А спектакль о сибирском святом это политическая конъектура?!

Впрочем, для нашей диссидентствующей публики всё, что созидает и укрепляет Россию, всё должно быть истреблено её растлевающим душком...

Диссиденция вообще бесплодна!

"Ему невмоготу было оставаться в театре. Театр просто вытолкал его, – вопиет М. Рыбак – вытеснив его чёрт знает чем". Ну, чёрт-то хорошо понимает почему маститый знаток театра пулей из него вылетел. Видимо, одной масти, и одним они миром мазаны, как говорят в народе...

"Вся страна вовлечена в этот псевдопатриотический вертеп – ужасается журналистка. ...Но Иннокентий Вениаминов и Муравьёв-Амурский ни в чём не повинны. Не повинен даже ТЮЗ во главе с постановщиком Виктором Токаревым.." "Виноват имперский кураж ...дикарей с ядерной дубиной"

Нетрудно догадаться кому вменяется вина "ядерных дубин...ударов по Сирии" и постановки спектакля "Иннокентий". Резюме простое. Конечно же Путин!

Как естественно закольцовывается "некомплексующее" сознание нашей интеллектуалки с простым "необолваненным" армянином грузинского вероисповедания. Невдомёк этим диссидентам с паспортами граждан России, что не будь у нашего Отечества "ядерной дубины" мы воочию бы стали дикарями и ползали бы на полусогнутых, не вставая "с колен". Не помог бы ни штампованный набор антироссийских фраз мадам Рыбак, ни жаркая нелюбовь к России Ашота! Недалеки прошедшие времена, когда, один из самых серых русофобов, американский политолог Збигнев Бжезинский заявил, что после разрушения коммунизма, главным врагом России является Православие. Он же и добавил – что если разрушить духовность в России, то она сама, в прах, рассыплется. Вот откуда и растут ноги наших гневливых авторов для виртуозного исполнения пляски Витта. Отсюда их стремления и цели и угрожающие, как рычание, их окрики на всё проявление духовности в России!

Святой сомолитвенник и сподвижник св. Иннокентия (Вениаминова) митрополит Московский Филарет часто замечал, что чем темнее на дворе, тем ярче должна гореть свеча в доме. Горячую свечу зажгли перед иконой прославленного нашего земляка авторы спектакля и наша задача уберечь от завистливых ветров этот живой огонёк. Чтобы подрастающее поколение знало своих святых, питалось их вековой мудростью, здоровым русским изначалием, чтобы мы восстановили и возродили свои: культуру, традиции, понимание семьи, свою жертвенность во имя земли, дарованной нам Господом и её святости, вспомнили о своих героях и сподвижниках. Беспамятный народ не имеет будущего. Его неминуемо завоюет более здоровый и памятливый этнос. Печальным примером на наших глазах является Европа. Чего и добиваются наши разрушители!

Давно не читала я такого амбициозно-судорожного ядовитого текста, как статья М. Рыбак о постановке Иркутского ТЮЗа. Это даже не рецензия – выплеск злобы на проявление духовности... Склоняюсь перед терпением читателей "МК", вынужденного глотать столь неудобоваримое блюдо.

Боятся безутешные! Шибко трусят. Ну, как же столько лет разрушали, предавали, торговали отечеством на все четыре стороны. Почти у цели были. И вдруг, на тебе: святители, патриотизм, молитвы...

Есть от чего забиться в судорогах.

Только вот утешить их нечем! Россия была, есть и будет величайшей империей на земле, с талантливейшим народом, высочайшей культурой. Землёй наполненной, благодатной, обильной святостью, подвижничеством и героизмом!

Ничего у вас не получилось, господа либералы! Не поймать вам золотой рыбки в зеленоватой мертвечине ваших лужиц...

Продолжается светоносный крестный ход святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского и по Сибирской земле. Помянули его и Иркутской культурой...

Слава Богу! Наконец-то…

Валентина Сидоренко (г. Иркутск)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"