На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Солнечные люди

Повесть о людях, которые живут на своей земле

Это определение я прочёл в книге, изданной в Красноярске в 2016-м году. Книга называлась «История приенисейского края. Литература.» «Сибирь – светлая страна, – пишет автор Анатолий Петрович Статейнов. – Потому-что в ней живут солнечные люди Валерий Шелегов из Канска, Анатолий Буйлов из Зеленогорска, краевед Геннадий Волобуев из Зеленогорска…» (1)

В наступившем 2021-м году, в тревожные дни пандемии, я прочёл новую повесть одного такого солнечного человека – писателя Валерия Шелегова. Повесть называется «Семейко». Прочёл и отдохнул душой в деревенском неприхотливом мире, где ежедневные хлопоты по хозяйству, страсти вокруг женитьбы, вокруг детей и охоты – описаны так любовно, что сам себе говоришь: вот это настоящая жизнь и есть, и другой искать не надо! Обидно, что она, привычная, всем нам, советская…была и кончилась.

В доме главного героя Семейко уже три дня молчало радио. В конце повести В. Шелегов уточняет, что события, описанные в ней, происходят в 1991-м году в Москве. Они повлекут смену политического строя. Мы, городские, смотрели в те дни по телевизору балет «Лебединое озеро». Долго смотрели, много раз! В деревне телевидения нет. Просто отключили радио от греха подальше. В повести описаны последние месяцы жизни той, прежней.

Главный герой Семён Васильевич. «Семейко – так необычно стала называть его жена – Валя Колесень, как и водится у сибирских старожильцев сябров, которые исстари Семёна Семейкой зовут. Художественность в повести достигается за счёт умелого использования народного языка – всю прелесть которого читающая городская публика может ощутить только при чтении произведений так называемой «деревенской прозы». Так привыкли называть творения прозаиков о нашем сельском мире еще с советских времён. Чтобы увлечённо читать такие книги – надо любить деревню как особый мир. Особенности языка «деревенщиков» несут много новой информации. Например, «Тятя на языке сибирских старожительцев, значит, отец, но не родной. Таких языковых тонкостей в повести не мало. Мать-Валентина говорит своей маленькой дочери Маринке: – Спи, моя доня. Спи. Рано ешо. Приехав твой папка. Приехав. Зорюет, пока. Слово «зорюет» числится в словарях, как простонародное и устаревшее. Означает оно «бодрствовать, не спать на заре» И, в силу своих занятий, чаще всего, его больше других употребляли сельские жители. Автор повести вставил это слово в текст, и вроде бы такое устаревшее, в него вдруг вдохнули новую жизнь. Оно здесь на месте. И дочь привыкнет к деревенскому языку.

Мать жены Семейко Валентины, белоруска. Белорусские переселенцы Колесни из Витебской губернии. И Валентину Тимофеевну Колесень до замужества, звали не иначе как Валя Колесень. Звал её так и Семейко, когда был мальчишкой. Во время голода послевоенных лет она подкармливала его. Подросток, а потом парень десятилетиями страдал от любви к ней. Истории о любви, которые удивляют читателя своей необычайной крепостью, как правило, связаны с тяжёлыми испытаниями.

Мне довелось познакомиться с прозой сибиряка Михаила Тарковского, где так же встречаются жены с сильными характерами. Но этот характер чаще всего проявляется в глухих сибирских местах, где идёт борьба за выживание. В таёжных посёлках у охотников-промысловиков, в селе у работников сельхозпредприятий, где всё приходится делать самим, жизнь заставляет укоротить в себе гордыню, которая в городе портит людей.

Кажется, сибирские писатели Михаил Тарковский и Валерий Шелегов, описывая в своих повестях и рассказах таких добрых и покладистых жён, любуются ими. Такой же ласковой, как мать, подрастает дочь главного героя Маринка, которую Валентина родила в пятьдесят два года. В одной фразе ребёнка передано всё духовное содержание жизни этой семьи:«Папка, мой любимый. Возьмешь, меня в тайгу?.. Я табе буду шчи варить. Ноги, как мамка мыть…– От дочери веяло улицей, снегом, жизнью. Значит, ночью, пока он спал, выпал первый снег зазимки. И ведь запомнила Маринка. Случалось, такое. Радикулит согнул. Валя Колесень и помыла ему ноги после сырых грязных сапог...»

Городская, самолюбивая женщина в таёжной глуши не смогла бы долго сохранить семью. Здесь надо возвращаться к библейским канонам.

Чем поучительна повесть Валерия Шелегова? Как говорят критики «лишь становясь нашей нравственно-эстетической протяжённостью, литература приступает к делу преображения.» (2) Любой писатель хочет преобразить жизнь по своим представлениям. Какие только приёмы не приходится придумывать ему, чтобы достичь заданной цели. Академик Д.С. Лихачев в своё время утверждал, что писатель Достоевский «…берёт из действительности только строительный материал и строит из него другой мир», где концентрируются определённые черты, делающие возможным решение тех философских задач, которые перед ним стоят...» (3)

Шелегов – реалист. Он берёт в герои своих произведений живых людей, искренне любящих друг друга. По аналогии с живописью можно сказать – пишет портреты с натуры. Чтобы передать настроение и содержание, художник использует яркие краски, мастер слова В. Шелегов использует сочный и точный народный язык.

И оказывается, что ничего, более интересного в мире нет! Когда жена любит мужа, ласково называет утром его «отец». Счастье здесь в том, что у Семейко начался отпуск и скоро он отправится на охоту. Счастье в том, что жена приноровилась печь дома очень вкусный хлеб. Счастье в том, что все члены семьи и родственники – живы и здоровы, и готовы помогать друг другу. Счастье царит в семье, когда муж и жена верны своему предназначению, данному от Бога.

«Валя Колесень завсегда уважит Семейко. Хоть потоп, прав он или не прав. Уважит – хозяин! И сейчас Валя Колесень затихла рядом по просьбе Семейко, и дел по хозяйству много. И Семейко это знает».

Супруга отдаёт дань уважения к занятиям и роли мужа. И этим только увеличивает в Семейко чувство ответственности за все важные дела в их доме. завтра начнётся ответственная работа, а сегодня главный герой гуляет с друзьями и родственниками. И всё вокруг – нерасторжимая часть его самого:

«Оконце бани запотело, заплакало слезой. Духовито, перешибая все дворовые запахи, из предбанника несло пареной березой. Ах, как хорошо жить! Ну, до чего же хорошо! Босые ноги простыли в калошах. Из кухонного окна во двор на него смотрела улыбчивая его Валя Колесень. Ждала хозяина в дом, не тревожила его неторопкого осмотра хозяйства.

Нет, не сказала своего последнего слова наша «деревенская проза». То есть, повествования о людях, которые живут на своей земле, своим умом и любовью в душе! На них Сибирь стоит! На них Россия стоит!

 

Приложение:

1) «История приенисейского края. Литература.» Красноярск, Издательство «Буква А.П. Статейнова, 2016 г. Стр. 13.

2) А. Татарников. «Огромное пространство счастья», Наш современник, 2019 г., № 2.

3) Д.С. Лихачёв. «Заметки о русском», стр.218

Валерий Скрипко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"