На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Дар Божий

Спектакль Бугурусланского драматического театра им. Н. В. Гоголя по пьесе Константина Скворцова

Один из старейших театров России Бугурусланский драматический театр им. Н. В. Гоголя открыл свой 112-й театральный сезон. В непростое время бурных социальных перемен этот творческий коллектив остается верен традициям русского психологического театра. Центральная пресса не так давно писала о его истории, современной жизни, и творческих планах. Театр не гонится за модой современных эпатажных представлений. Актуальность разговора со зрителем он видит в современном прочтении тех пьес, которые по существу своему несут нравственные духовные человеческие ценности. И репертуар театра – лишнее тому доказательство: «Аленький цветочек» и «По щучьему велению», «Тетка Чарлея» и «Ночь перед рождеством», «Утоли моя печали» и «Вдовий пароход», «Прибайкальская кадриль» и «Вера, Надежда, Любовь»…

Название последнего спектакля, по большому счету, определяет творческое направление театра, поэтому не случайно открытие нового театрального сезона состоялось спектаклем «Дар божий» по пьесе известного русского поэта и драматурга Константина Скворцова в постановке режиссера московского драматического театра им. Н. В. Гоголя Вячеслава Сорокина который вот уже более десяти лет сотрудничает с этим талантливым коллективом.

Творчество К. В. Скворцова, само по себе, самобытно и уникально. Его театр, по очень точному выражению режиссера Тенгиза Махарадзе, это «особый театр, требующий особого своего сценического языка. Если это сформулировать, то это театр метафоры… Вероятно, в работе с этим драматургом театру надо искать новые изобразительные средства, даже новый способ мышления. И в чем мне кажется, исключительная самобытность творчества Константина Васильевича? В том, что если драматургия идет сегодня по столбовой дороге, то он идет своей, самобытной тропинкой. И он сегодня в многоголосии нашей драматургии выделяется своим особым поэтическим голосом ».

География спектаклей, поставленных по произведеням Константина Скворцова достаточно широка – это Челябинск, Озерск, Тула, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Магнитогорск, Златоуст…, где с большим успехом состоялись спектакли по пьесам Поэта – «Алена Арзамасская», «Георгий Победоносец», «Бестужев-Марлинский», «Гришка Распутин», «Иоанн Златоуст», «Легенда о белом дереве» и другие.

И, наконец, в славном Бугуруслане, что стоит на берегу Кинеля, состоялась премьера спектакля по пьесе Мастера «Дар божий» – история любви Федора Михайловича Достоевского и Анны Григорьевны Сниткиной.

Удивительный поэтический язык Константина Скворцова сумел не просто выразить исторически достоверные события жизни великого писателя и его будущей жены и ангела-хранителя, он тонко сконструировал весь огромный внутренний мир, которым живут его герои.

Фёдор Михайлович Достоевский в исполнении артиста Евгения Крилевца поначалу очень раним и порой доходит до отчаяния в своих сложных жизненных обстоятельствах. Огромные долги и ощущение одиночества приводят его к греховным мыслям о сведении счетов с жизнью, но он находит в себе силы бороться и дает достойный отпор недругам.

Книгоиздатель Федор Тимофеевич Стелловский, он же «Пауковский» (артист Степан Потапов) – ловко расставляет сети. Действия его настолько разнообразны и неожиданны, что исполнитель, что называется, порой «купается» в них, и тем убедительнее получается его крах и падение.

Душа домашнего мира писателя – его служанка Федосья (засл. арт. России Светлана Кашицкая) несет в своем образе не только теплоту и заботу о Достоевском. С присущим ей природным юмором, она уверенно внедряется и в борьбу с кредитором, и с огромным внутренним участием пытается помочь писателю и Сниткиной найти взаимопонимание. Актриса пользуется яркими мазками красок актерской игры, что придает образу яркий неповторимый колорит.

Любовь и муза писателя Анна Григорьевна Сниткина, в исполнении Светланы Борисовой, с тонкой душой и богатым внутренним миром, с самой первой встречи очаровывается Писателем. Ее любовь к Достоевскому рождается и крепнет вопреки складывающимся обстоятельствам. Актриса наполнена этим чувством, она искренне переживает все его беды и невзгоды и готова помогать ему во всем.

С удивительной осторожностью и нежностью Достоевский, очарованный Анной Григорьевной, опасаясь потерять ее, предлагает ей помочь разобраться ему в одном из сюжетов – любви художника и его возлюбленной Марии, чьи чувства пытается разрушить Пауковский. Художник стойко верен своим творческим принципам, и это убедительно доказывает исполнитель этой роли артист Сергей Мавринский. Он также верен своей любви к Марии, и свои чувства проносит сквозь беды и лишения, добиваясь высшей Истины – всеобщей справедливости. Его же возлюбленная, которую играет артистка Виктория Кучаева, не выдерживает испытания, в том числе и «золотым тельцом», правда, испытывая при этом вину и боль потери.

Гений Поэта, конечно же, в торжестве любви, которую искренне донесли до зрителя талантливые артисты. Но картина была бы совсем не полной без еще одной, особой роли в этом спектакле, которую виртуозно сыграл артист Евгений Кузнецов, державший зрительный зал в течение пятнадцатиминутного монолога и заслуженно сорвавший аплодисменты в финале своей сцены. Его инквизитор в сцене с Христом, поначалу мощный и уверенный в себе, в конце ее повержен, как и повержена его «идеология лжи».

       … Я подарю огонь тебе – не жизнь!

       Я так сказал…

           (Пауза)

              Вскричи и возмутись!

       И коль всесилен – отмени рассвет,

       Но не молчи!..

 Христос медленно приближается к нему и целует его в уста.

        Инквизитор вздрагивает.

 

               …И это – твой ответ?

        Стон пленника иль приговор Судьи?

        Ступай!.. И более не приходи!..

        Не вынести нам твоего суда …

        Не приходи к нам вовсе… Никогда!..

 

   Инквизитор стремительно уходит. Затемнение.

 

Атмосфера спектакля переплетается темами добра и зла, услышанными композитором – заслуженным деятелем искусств России Алексеем Черным. Она то тревожит, то томит, то выплескивает эмоции наружу.

Оригинальная сценография лауреата Государственной Премии России Александра Кузнецова погружает нас в мир авторских рукописей самого Фёдора Михайловича Достоевского. Увеличенные страницы из его произведений перелистываются от сцены к сцене, словно страницы его жизни, очень не простой, но удивительно насыщенной, правдивой, честной и очень трогательной.

Вот таким, в общем-то, и предстал перед зрителем спектакль Бугурусланского драматического театра им. Н. В. Гоголя «Дар божий» по пьесе Константина Скворцова.

Российский театр сейчас переживает не лучшие времена, но если вспомнить слова знаменитого артиста Малого театра А. И. Южина, то начинаешь смотреть на эти сложности, как на некоторые временные недоразумения. « Театр – это творчество новой жизни, ее вечного трепетания. Театр могуч. Недаром он на протяжении тысяч лет выдержал все и не умер. Выдержал гонения всех церквей и отразился на их ритуале и во всех религиях; выдержал презрение общества и сделался его кумиром; выдержал грязь и пошлость присосавшихся к нему и принявших его имя зрелищ; выдержал чад закулисья, насилие и невежество руководителей, алчность предпринимателей, развращающее влияние мужской и женской похоти и остался в своем существе хотя и захватанным грязными руками, но идеально чистым в высшем своем устремлении, единственным подлинным отражением человеческой жизни во всех ее падениях и возвышениях, во всем ее необозримом разнообразии… Выдержал сырые и смрадные помещения, копоть и грязь закулисья, толпы невежественных и бездарных актеров, засилья всякого служебного элемента сцены, вивисекции режиссеров – новаторов и всевозможных распорядителей его судеб, всех партий и всех классов. Выдержал распоряжение судьбами сцены всевозможных чиновников и сановников, управляющих и заведующих, всего сложного гнезда паразитов. Наконец, выдержал армию рецензентов, избравших его оселком, на котором оттачивался их ум, лишенный оригинальности или таланта, недостаточный для самостоятельного творчества. Театр все выдержал – и остался звездным небом человечества».

И спектакль бугурусланцев явился ярким полетом в то «звездное небо человечества».  

Вячеслав Сорокин, кандидат искусствоведения


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"