На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Владислав Маевский

Православный писатель

Этот писатель пока еще мало известен на Родине. Между тем его творческое наследие огромно. И прежде чем поведать о его книгах, расскажем кратко о нем самом. Владислав Альбинович Маевский родился в 1893 году в состоятельной дворянской семье в Кременчуге. Там же провел детские и ранние юношеские годы среди щедрой украинской природы. В 17 лет, преисполненный «отваги и самоуверенности», хотел поступить в Михайловское артиллерийское училище, но по пути в Петербург раздумал и вернулся домой, не выдержав разлуки с «прекрасной усадебной жизнью». Решил посвятить себя литературе, но сперва побывал добровольцем на Балканской войне. Первая его книга «Путевые наброски» (СПб., 1913) посвящена впечатлениям от поездок в Турцию, Сербию, Черногорию и Далмацию. Уже в ней Маевский заявил о себе как о поборнике славянского единства и объединяющей его основы — православия. В том же 1913 году увидела свет в Харькове небольшая книжка Маевского на специальную тему: «Значение статистики». Впоследствии в его трудах эта тема продолжения не получит. Впрочем, вопросы хозяйствования и в дальнейшем ему не будут чужды.

С начала Первой мировой войны Владислав Альбинович горячо включился в патриотическую работу. В 1914 году он издал в Москве сборник статей «Великая Россия и героическая Сербия», пронизанный призывом защищать общеславянские ценности. Тогда же добровольцем отправился на фронт — служил в лейб-гвардии Саперном полку, показывая пример доблести и находчивости. Вскоре получил звание штабс-капитана. Революция застала Маевского в боевых порядках, и несмотря на погром воинских структур, он по-прежнему доблестно сражался с врагом. Неистовства большевиков породили Добровольческую армию, в рядах которой Владислав Альбинович оказался на юге России. В 1919-м командовал взводом Гвардейского конно-подрывного полуэскадрона, состоявшего в основном из юнкеров, несколько позже служил в Отдельной гвардейской инженерной роте. О своих боевых походах Маевский впоследствии расскажет в книге «Повстанцы Украины: 1918–1919 гг.» (Белград, 1938).

Добровольцам-избавителям приходилось сражаться не только с красными, но и с ополченцами под водительством их самозваных «батек»: Махно, Петлюры, Кочуры и др. Правобережная Украина под игом междоусобной брани буквально захлебывалась в крови. Полк Маевского удерживал Фундуклеевку, брал Чигирин и Кременчуг, дрался под Киевом и Нежином. Записи в фронтовых условиях, веденные им наспех, кратко, но весьма красочно, содержат описания боевых действий, участником которых был сам автор (см.: «Наброски с фронта». – Киев, 1918). Более полные и насыщенные героизмом боевые будни добровольцев представлены Маевским в его книге «Гвардейские саперы» (Новый Сад, 1938). Батальные сцены описаны здесь живо, убедительно, в традициях отечественной классики. Истории лейб-гвардии Саперного батальона, созданного под покровительством императора Николая Павловича, Маевский посвятил отдельную книгу «В сиянии славы» (Новый Сад). Предназначалась она русскому юношеству, написана с целью познавательной, язык ее красочный, сочный.

После крушения Добровольческой армии предстояла эвакуация. Маевский отплыл из Одессы 25 января 1920 года. Владислав Альбинович оказался в Константинополе, где голодал и бедствовал вместе с такими же беженцами, как и он. Предательство союзников России, англичан и французов, которые бросили на произвол судьбы своих соратников по оружию, разного рода беженские неурядицы тяжело переживались писателем-бойцом. Облегчение настало лишь в православной Сербии, где образовалась значительная русская диаспора и царил дух дружбы и сочувствия со стороны коренного населения. Владислав Альбинович работал библиотекарем в Патриаршей библиотеке, а все свободное время отдавал учению: поступил на богословский факультет Белградского университета. Параллельно старался получить гражданские специальности— инженерную и юридическую. Превосходное владение сербским языком, знание новейшей истории обратило на Маевского внимание Сербского патриарха Варнавы, давнего друга России, воспитанника Санкт-Петербургской духовной академии. С апреля 1930-го, с того времени, как Варнава возглавил Сербскую патриархию, Маевский становится его личным секретарем. Два года спустя он создаст обширный труд «Сербский патриарх Варнава и его время» (Новый Сад, 1932), где, в частности, напишет: «Святейший Варнава возвысил свой авторитетный голос о России и русском народе, русской эмиграции вовсе не случайно... Сербский патриарх Варнава к русской проблеме возвращается при всяком случае». В книге много места отведено духовной жизни Петербурга начала XX века, характеристикам известных иерархов, «салону церковного духа» графини С.С. Игнатьевой, который посещал серб Петр Росич, будущий патриарх Варнава. Книга написана с большой теплотою и отличным знанием внутрицерковной ситуации. Как таковая сербская тема занимает в творчестве Маевского устойчивое и видное место. В США в 1958 году Маевский издал новую книгу о сербском подвижнике «Патриарх Варнава и конкордатская борьба», в ней раскрывались причины зависти и сговора темных сил против светоча православия, Варнавы Сербского. Не лишен интереса и двухтомник «Народный патриарх» (Сремские Карловцы, 1936).

Маевским написан капитальный труд «Русские в Югославии: Взаимоотношения России и Сербии» (Т. I, Нью-Йорк, 1960; Т. II, Нью-Йорк, 1966). Эта книга незаменима для всех, кто занимается историей взаимоотношений и культурных связей этих двух славянских стран. Маевский-историк свободен от пристрастия и партийного эгоизма.

Будучи личным секретарем Сербского патриарха, Маевский имел исключительные возможности посещать православные святыни в Югославии и за ее пределами. Так он трижды побывал на Афоне. Свои впечатления от встреч на Святой Горе Маевский с замечательной художественной силой отобразил в книгах: «Иверская Богоматерь» (Белград, 1932), «Святая гора» (Сремские Карловцы, 1936: на сербск. яз.), «Неугасимый светильник» (Т. I–II. Шанхай, 1940) и особенно в художественных произведениях: «Афонские рассказы» (Париж, 1950; репринт – Коломна, 1993), «Афон и его судьба» (Мадрид, 1969). В двух последних книгах Маевский проявил себя как даровитый прозаик, в совершенстве владеющий изящным стилем. Его проза исполнена тонких переживаний, динамична, насыщена мудростью и лиризмом. В ней угадывается талант крупного художника. Таких книг об Афоне еще не было, оттого-то они и полюбились читателям. К циклу художественных книг об Афоне примыкает и такое произведение Маевского, как «Лавра Хелендар» (Новый Сад, 1941). Как поэт Маевский заявил о себе сборником стихотворений «Искры», изданным там же десятью годами раньше. Стихи его негромки, основная тема — героизм, родина, любовь.

Кроме афонского цикла, наиболее совершенная проза Маевского представлена в его книге «По тропинкам прошлого» (Буэнос-Айрес, 1957). В двадцати отдельных рассказах автор ярко и образно поведал о своей молодости, горечи расставаний и о щемяще-сладких воспоминаниях, которые не покидают его в беженских странствиях: «В наше печальное время особенно отрадно вспомнить утро нашей жизни, когда она еще не была искривлена, свежи были чувства, просты отношения между людьми. Отрадно взглянуть на тень чарующей молодости». Разлука с прекрасной усадебной жизнью настала в катастрофическом 1917 году: «Имя нашей жестокой разлучницы — русская революция, черным призраком прошедшая по необъятным просторам российских земель и превратившая всех обитателей их в опавшие осенние листья, закружившиеся в вихре фантастической жизни». И далее, обращаясь к читателю, продолжает: «Вы все помните то поистине счастливое время, когда русскому человеку так легко жилось на прекрасной родине нашей». Скажет и о себе лично: «Свет Божий узрел я на благословенной Украине, где детство и молодость мои протекли в полном благополучии». Вспоминает Маевский и о своих встречах в Москве «во время Великой войны» с киноактрисой Верой Васильевной Холодной, названной им «артистическим самородком». Позже, уже в революцию, Маевский виделся с нею на юге России, последний раз — в Одессе, за две недели до ее внезапной кончины.

Блестящие дарования писателя-мемуариста в полной мере проявились и в воспоминаниях Маевского о Шмелеве (сб. «Памяти И.С. Шмелева». Мюнхен, 1956). Литературный портрет писателя исполнен и весьма выразительно. О том, как создавалась Шмелевым эпопея «Пути небесные», рассказала в том же сборнике жена Маевского, Елена Петровна Охотина-Маевская (ск. 30 декабря 1974). Составляя этот памятный сборник, Маевский намеревался в дальнейшем продолжить выпуск воспоминаний о Шмелеве, что, к сожалению, осуществить не представилось возможным.

Маевский является также автором книг, посвященных известным историческим деятелям: «Революционер-монархист: Памяти Льва Тихомирова» (Новый Сад, 1934) и «Трагедия богоискательства Льва Толстого» (Буэнос-Айрес, 1952). Он много писал также на социально-политические темы: известны его книга «Христианство и социализм» (Буэнос-Айрес, 1959) и статьи, рассыпанные в зарубежной периодике. Во всех своих литературных трудах Маевский проявил себя как прямой и честный писатель, страдающий за судьбу своего Отечества.

Из биографических подробностей укажем еще следующие. Во время Второй мировой войны Маевский был в немецком концлагере, после освобождения попал в Швейцарию, где возобновилась его дружба с И.С. Шмелевым, начавшаяся в революционное лихолетье в Крыму. В конце 40-х годов Маевский переехал в США, там занялся преподавательской деятельностью (Св. Тихоновская семинария в г. Саут Канаан, штат Пенсильвания). Скончался 16 января 1975 года, похоронен в Пенсильвании, на кладбище города Розлин. Книги Маевского ждут переиздания в России, где его имя становится все более известным и привлекательным. Оно действительно достойно самого прочного места в отечественной словесности.

Предлагаем вниманию читателей ряд очерков Владислава Маевского, раскрывающих путевые впечатления писателя от поездки на Афон, о памятных встречах с насельниками Святой Горы.

Александр Стрижев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"