На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Ты дал мне дар: живое сердце…

О книге «Снить»

«Снить» становится в ряд краткозвучных и архаичных по названиям книг Станислава Минакова: «Имярек», «Вервь», «Листобой», «Хожение», «Невма». Снить – невзрачная, с белёсыми венчиками трава, высоко волнующаяся по берегам русских рек. Пряная росным вечером и целебная от многих недугов. Это ею питался святой Серафим Саровский.

Книга «Снить» (2014), как и предыдущая, «Невма» (2011), выпущенная в свет в Поэтическом приложении к журналу «Сибирские огни», вобрала в себя произведения разных лет: лирические, философские, духовные стихи, так называемые «хожения», которые сложились в Чешский триптих, Карельский и Кавказский блокноты, Харьковский диптих, произведения об Оптиной пустыни, Киево-Печерской лавре, Русском Севере, святынях белгородской земли.

Книга эта написана человеком, оказавшимся на разломе Русского мiра, точнее, в той его части, которая утратила своё историческое предназначение, как верно сказал о нынешней Украине один православный батюшка. Строки поэта Станислава Минакова, чья судьба связана с Южной Русью – Белгородом и Харьковом – это крик раненого сердца:

…Ты дал мне Боже, пищу эту и в утреннюю новь воздвиг,

мои коснеющие лета продлив на непонятный миг.

Ты веришь мне, как будто Ною. И, значит, я не одинок.

Мне боязно, но я не ною. Я вслушиваюсь в твой манок,

хоть совесть, рвущаяся в рвоту, страшным-страшна себе самой.

Отправь меня в Шестую роту – десанту в помощь – в День седьмой!

Мне будет в радость та обновка. И станет память дорога,

как на Нередице церковка под артобстрелом у врага.

Взирающему на адскую ненависть ко всему русскому, на попрание наших духовных основ и отчей памяти на сегодняшней Украине, автору «Снити» видится наступление последних времён. И в своих строках он собирает, как крохи от сухариков святого Серафима, то, с чем все мы предстанем пред Господом: любовь и веру.

Нетрудно заметить, что Минаков пишет, не затворяясь от Бога, говоря именно Богу. Отрезвляет и тревожит требовательность автора и к себе, и к читателю. Возникает ощущение, что каждое стихотворение он пишет как последнее. Это перешедшее в христианство memento mori – память о смерти, то есть о времени Божьего Суда, и раньше прорастала в стихах Минакова – в частности, в его книге «Хожение» (2004). Но теперь эта тема пульсирует в его стихах вместе с расширяющимся (или сжимающимся?) трагедийным кругом.

Русский язык преткнётся, и наступит тотальный хутор.

И воцарится хам – в шароварах, с мобилой и ноутбуком.

 

…Мы уйдем, как с острова Русский – эскадра контр-адмирала Старка,

покидая Отчизну земную ради страны Небесной.

По-цветаевски точно и по-мужски жёстко Минаков говорит нам об опасности исчезновения русского языка, которая уже актуализована – с засильем тарабарщины в наших столицах, с сокращением часов русской литературы в школах, не говоря о реальной войне против русского языка на Окраине – Украине. И как просто сказал один донбасский ополченец: «Мы жили и не думали о том, что мы русские, пока нас не стали за это убивать». Именно так – ради страны Небесной – уходят сегодня русские, сербские, украинские добровольцы сражаться за Русскiй мiр в Новороссии.

Стихи Минакова в своей динамике и глубине близки, думаю, любому рассуждающему человеку, поскольку автор не впадает в нытьё, в учительский тон, не отстраняется от читателя.

Не доведи меня до той черты,

где я

          лишь грех на лицах человечьих

смогу читать

               душой, уже увечной,

не замечая прочие черты;

и смаковать, дрожа, порок людской,

и, радуясь, копить все грязи мира.

Смени на гнев назначенную милость!

Прошу, избавь от радости такой!

Далеко не сиюминутным сочинением видится мне описанное Минаковым в стихотворении «Про Ульяну Дроздову» нерядовое событие столетней давности – прославление святителя Иоасафа Белгородского в1911 г.:

…«В час смерти моей, приими, Боже, странницу, мя!» –

шептала Ульяна, себя осеняя тремя

перстами и для нарочитый воскресный денёк.

И облачко ласково стлало Христовый тенёк.

…Я вспомню про всё: про Христа, про страдальца-Царя, 

про Иоасафа, несомого в сень алтаря,

про Иулианью Дроздову, прабабку свою;

Ульяна, родная, и я там с тобою стою –

на Старом мосту, на посту белгородском, живой,

радея о главном безпутной своей головой,

вбирая целебный молебенный дух имбиря –

в кровавом столетье, четвертого дня сентября. 

Здесь и сыновнее отношение автора к своей родине, к её истории, и неразрывная связь с людьми – ушедшими и грядущими – которые и составляют живую Церковь. Здесь и космическое видение Отечества земного, которое некогда пребывало на своей естественной орбите, потому что был Государь, были живы понятия служения, подвижничества, существовала слаженная иерархия в устроении земного бытия. А остались лишь осколки той трудной, но духовно богатой жизни, осталась память о предназначении России, неспроста названной Святой Русью, и горесть от тех бед, которые выпали русскому народу в XX и XXI веках.

Минакову слова подвластны, он знает их цену и вес. Будто держит их в крепкой горсти и мерно бросает в плодородную почву, как зёрна.

Поэзия Минакова устремлена к миру горнему. Еще в его переводах с английского мы читали: «Смерть – это радость, ей-Богу, // Божьего замысла часть!»

Поэт не расточает слова, не раздаривает чувства. И доверяется тишине. Потому что лишь в ней можно почувствовать дух, который «дышит, где хочет». Поэт разговаривает с Создателем как с Отцом, будто вторя Лермонтову: «в небесах я вижу Бога».

Ты дал мне дар: живое сердце,

вмещающее всё живое, –

мерцающую веры дверцу,

в любви участье долевое…

Это и есть современная духовная поэзия. Она приобрела иные, чем в XIX в. формы, и выражается с современной динамикой. Но суть её сегодня обострилась. Поэт имеет возможность и необходимость проповедовать евангельское слово. Поскольку и ему открыта высота горнего, и он жаждет приобщиться к Небесному, взыскует спасения.

Лежат отцы святые – как младенцы, 

и тает воск, и ладанка дымится, 

и чернецы стоят, что ополченцы. 

Клонись, клонись на эти полотенцы – 

устами, лбом и сердцем прислониться. 

«Мощь победы исходит от этих мощей», и мы понимаем, что иного пути у нас нет, как только «русский, православный», как писал Пушкин Чаадаеву в письме, которое звучит в фильме Тарковского-младшего «Зеркало».

И вслед за старшим Тарковским, который малого кузнечика возводил в центр Вселенной, Минаков пишет в своём стихотворении «Кузнечик» о том, как на ладонь умирающему старцу спустился этот посланник Небес: «Как последняя весть на ладони моей, // так я весь на ладони Твоей…».

Минаков прикован к своей земле, к своему родному:

…а мне же всё грезится весь

в огне преподобный Парфений,

сожжённый татарами здесь

за то, что не дал им берёзы

валить в монастырском лесу.

Столетье – стоянье сквозь слёзы.

А я эту ношу – несу.

Поэт глядит на Небо с заботой о земле. Ноша народной исторической памяти в творчестве Минакова переходит к автору, нашему современнику, из наследия Пушкина и Тютчева, Клюева и Есенина. При этом он живёт словно вне времени, проникая в глубины исторических пластов, где слышна конница князя Игоря, где и сегодня сгорает и восстаёт преподобный Парфений.

Минаков дерзко, но органично каноническое православие вплетает в тесьму фольклора, колядок (чуть ли не с притопом), средневекового духовного стиха:

«Ай, пойду я вайю заломати!

Ай, пойду я, выйду я за тын!»

«Это кто там едет на осляти –

от ворот Овечьих к Золотым?

 

Чей Он, Галилеянин пригожий?

Загляни скорей в Его глаза!

Отчего, скажи-ка мне, прохожий,

вербная качается лоза?»

Так же легко вплетаются в вязь письмен Минакова стихи на библейскую тему, и возводят его «русскую песню», возможно, и в самый высокий ряд, где мне, например, слышатся близкие мотивы и стилистика Райнера Мария Рильке, сказавшего: «Все страны граничат друг с другом, и только Россия – с Богом».

 

«Новая походная песня Слободских полков» Минакова в моё сознание вошла как любимые с детства «На холмах Грузии», «Не жалею, не зову, не плачу», «Россия, Русь, храни себя, храни» – как то, что «в любых испытаньях у нас невозможно отнять». С 2005-го, оранжевого, года на Украине стихийно поётся эта «Новая походная песня…», написанная на Крещение Господне, и с тех пор многократно опубликованная в периодике и крупных антологиях. Энергия и топонимика этого сочинения будят нашу генетическую память. 

…По Полтавскому Шляху – на Киев –

Командиры пехоту ведут.

Это наши полки Слободские

За победой на запад идут.

 

Наши жизни, солдат, не напрасны, 

Потому что написан у нас

На хоругви родимой на красной

Образ Истинный – Харьковский Спас!

 

Преисполнена воли и стати,

Осененная с горних высот,

Озерянскую Божию Матерь

Мерефянская рота несет.

 

А за ней – с чудотворной Песчанской –

Выступает Изюмский отряд,  

Чтобы нечисти ханской и панской

Прекратить непотребный парад… 

Слушая этот марш, понимаешь, что если ты не постоишь «за Луганск и Полтаву, // За поруганный Киев святой», то лучше и не жить тебе на отчей земле, не срамить её. Эту песню я, естественно, проецирую и на своё прадедовское село Спас-Берёза, что на западной окраине России и далее, далее: Ржев, Белый, Смоленск... Там мои предки веками защищали свою землю. Так же, как и предки автора этого марша, – южные рубежи России.

Было время, когда мы, точнее, поколение моих родителей, шли за бардами, поэтами-песенниками. Но, как оказалось на поверку, – это была преимущественно душевная приязнь. Сегодня мы ищем в поэзии более глубоких основ и смыслов. В стихах поэта Станислава Минакова – они явлены.

Ирина Ушакова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"