На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Душа, осваивающая мир

в Московском историко-этнографическом театре

В песнях найдешь образование души нашего народа.

А.Н. Радищев

 

Нынешняя постановка Московского историко-этнографического театра продолжает традицию, посвящённую явлениям народной культуры. Таковы и «Русский календарь», где разыгрываются обряды и ритуалы наших предков на протяжении всех времён года, и «Народная мозаика» — музыкальное действо, составленное из фольклора различных регионов России… А «Терская история» посвящена терскому казачеству.

…Казаки появляются на Кавказе после завоевания Иваном Грозным Астраханского ханства и его женитьбы на кабардинской княжне Марии Темрюковне. И российским казакам пришлось столкнуться с незнакомыми им прежде явлениями природы, а также строить отношения с новыми соседями — местными горными племенами. Всё это нашло поэтические отражение в казачьих песнях, которые и легли в основу спектакля.

Современному зрителю не просто воспринять подобное хоровое многоголосье, исполняемое, как правило, а-капелла, в котором порой тонут отдельные слова. Но если прикрыть глаза и отключить сознание, с его поисками логических смыслов, то возникает чувство чего-то близкого, родного, хотя и изрядно забытого. Это забытое — иной способ восприятия мира, не в качестве зрителя, а в качестве участника, то есть одного из создателей пространства, в котором живёшь. В роли же остальных участников выступают все окружающие явления мира. В процессе взаимодействия между ними и человеком возникают многочисленные связи. Так формируется чувство родства с миром, единства с ним. Недаром вначале хор поет о «чужой стороне» — это воспоминание о временах, когда предки терских казаков из родных степей пришли в горы. Но вот они подходят к реке, становятся на колени и, перекрестившись, пьют из неё воду… При смене декораций угрюмый каменный утёс, развернувшись, превращается в тёплую домашнюю русскую печь. И всё это глубоко символично: пришельцы осваивают местное пространство, и оно становится родным и близким. Они привносят элементы своей культуры и принимают из местной. В их песнях звучат горские мотивы с резким повышением звука в конце (а как иначе быть услышанным в горах?). К традиционным гармони и балалайке присоединяются местные фандыр и барабан.

То же самое в одежде: бурки, черкески с газырями, папахи у мужчин; металлические пояса и характерные головные уборы у женщин. И, конечно же, зажигательные танцы с элементами фланкировки — работы с шашками. Не менее зрелищно, когда мужчины и женщины, встав на носочки, начинают скользить друг за другом, образуя новый круг. Чувствуется и влияние культуры других социальных групп. На привале станичники поют романс, напоминающий дворянский: «Звезда, прости, мне надо спать». Шуточная песня о казаке, завещавшем себя похоронить под винной бочкой и высечь на могиле «покойник водочку любил» заставляет вспомнить городской романс. В песнях, танцах, как и во всём спектакле, нет персонификаций, но есть индивидуальности. Именно взаимосвязь отдельных непохожих личностей и образует целое, которое принято называть народом или культурой народа. Особенно ярко это проявляется, когда танцующий в кругу, заканчивая своё соло, топает ногой перед кем-то из стоящих в нём, передавая танец наподобие эстафеты. В этом спектакле, построенном на основе песен, отсутствует единый сюжет. Действо на сцене отображает или содержание песни, или ситуацию, в которой она исполняется. Но есть тема, проходящая через всё представление: это отношения двух влюблённых. Под самый конец спектакля танцующие в кругу отцы семейств, к радости молодых, заключают крепкое рукопожатие, соглашаясь породниться. И это тоже глубоко символично. Ведь среди вершин жизни, в основе которой с одной стороны постоянная готовность к сражению, а с другой — превращение ранее чужого в свое, родное, особое место занимает продолжение рода. Создание и воспитание тех, кому ты передашь опыт предков и кто продолжит его дальше. Так заканчивается спектакль и так движется жизнь.

Александр Варапутин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"