На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Бегство от повседневности

или вечные поиски счастья

Действие новой премьеры Московского Историко-Этнографического театра «Сверхъ комплекта» по пьесе Аркадия Крюковского разворачивается в сравнительно недавнем прошлом. Его символом становится бой настенных часов с маятником, вместо звонка приглашающих зрителя в зал. Многие зрители старшего поколения вполне еще могут помнить подобную семейную реликвию.

В одежде персонажей длинные юбки с блузами и сюртуки сочетаются с вполне современно смотрящимися платьями и костюмами-тройками.

На дворе 90-е годы XIX века, время экономического подъема, названного «золотым веком Вите», в честь выдающегося государственного деятеля, создавшего для него условия. Неудивительно, что одним из главных персонажей данной эпохи является промышленник– предприниматель, тот, кого сейчас называют бизнесменом.

Вот и герои пьесы принадлежат этому кругу: хозяин обойной фабрики Вирилин Петр Петрович, его компаньон Мотылев Афанасий Иванович и племянник Вирилина – рисовальщик обоев Павел Васильевич.

Сюжетная канва спектакля проста и, на первый взгляд, банально– предсказуема. Немолодой мужчина, Петр Петрович, решает жениться на молоденькой девушке, поступившей к нему на службу. Он, что называется, очарован ее красотой, умом, деловитостью и т.д. Но девушка, Ольга Михайловна, и племянник Вирилина влюбляются друг в друга. Причем оба не хотят огорчать Вирилина, которому искренне признательны за все, что он для них сделал. К тому же Павел Васильевич должен обручиться с дочерью дядиного компаньона Варенькой.

Согласно законам комедийного жанра, молодые люди в конце концов оказываются вместе, а дядюшка добродушно иронизирует над собой.

В постановке присутствует водевильная легкость и изящество. Чего стоит одна только сцена танца Петра Петровича (маститый Сергей Васильев ведет свою роль с поистине юношеским азартом) с его престарелой экономкой Степанидой (блестящие исполнение молодой Дарины Строчковой)! Или сцена, где Афанасий Иванович бросается сочувственно пожимать руки компаньону в связи с его женитьбой. (Антон Чудецкий играет старого товарища, привыкшего и спорить, и заботиться ). Лейтмотивом звучит вальс Грибоедова, в такт которого движутся герои и даже меняются декорации.

Но только ли этим исчерпывается спектакль? За перипетиями личных отношений персонажей встают социальные проблемы, вполне актуально звучащие и для нас. Вот во время первой встречи с Ольгой Михайловной (Екатерина Фураева создает привлекательный образ девушки, привыкшей самой пробиваться в жизни) Петр Петрович говорит о своем неприятии эмансипации – равенства женщины с мужчиной в праве на труд. Работой женщины, по его мнению, должна быть семья. И слышит в ответ, что женщин в стране на миллион больше, чем мужчин. Непросто в данной ситуации выйти замуж: велик шанс остаться «сверхкомплекта». Потом эту тему продолжит ее отец, смешной и трогательный отставной чиновник (таков он в исполнении Виктора Юрченко), сетуя, как сложно растить трех дочерей, а особенно, выдать их замуж.

Умная и рассудительная Варвара Афанасьевна (Карина Фадеева не спеша раскрывает ее глубокую внутреннюю сущность) отмечает, что в подобной ситуации девушка начинает чувствовать на себе ярлык товара жизненной ярмарки невест и ликует, когда наконец вычеркивается из этого списка. Однако, хотя мужчины оказываются в положении выбирающих товар покупателей, и они могут оказаться сверхкомплекта. Ведь мужчина должен был содержать всю семью: не принято тогда было, чтобы замужняя женщина работала. А на обзаведение достатком определенного уровня, его сохранение и расширение незаметно могла уйти вся жизнь. Как со вздохом отвечал Вирилин на вопрос племянника, почему он не женат – раньше было слишком рано, а теперь уже, вроде, слишком поздно.

Вместе с тем, обретенный достаток и положение не приносят радости. И может начать казаться, что все дело в отсутствии семейного очага, умной красивой молодой жены. Возникает дикое желание наверстать упущенное. Причем это характерно не только для России: подобное есть в рассказах знаменитого американского писателя того времени О,Генри; да и сама пьеса переделана из немецкой.

В этом плане старший Вирилин – типичный представитель своего круга. Недаром на протяжении всего спектакля возникают разговоры о мужчинах в возрасте, женившихся на молодых девушках. Вот и эпизодический герой, богатый купец Красноперов, оказывается женат на женщине, намного его моложе и, похоже, вполне доволен этим. Впрочем, он далеко не самая тонкая натура (таков персонаж, создаваемый Дмитрием Колыго очень точными штрихами).

Будут ли счастливы остальные мужчины?

И дело здесь, конечно же, не в многочисленных разговорах, сплетнях, пересудах вокруг подобных браков. Хотя к ним чувствителен даже Красноперов; а куда более восприимчивого Петра Петровича доводят до бешенства простые оговорки представителей его ближайшего окружения. Хотя все они – и доктор Корнев (Антон Парамонов), и его дочь Маша (Виталина Отраднова), и жена Мотылева Софья Аристовна (Ольга Мохова) статский советник Губкин (Виктор Присмотров), мировой судья Воронов (Михаил Клюшкин), служащий Петров (Даниил Люосев) и даже лакей Антон (Павел Ештокин) предельно вежливы, тактичны и обходительны. (Все эти актеры играют так, что вспоминается знаменитая фраза о том, что нет маленьких ролей…)

И будут ли счастливы девушки, вступившие в брак по расчету?

Ведь совсем не обязательно сбывается предположенное Варварой движение от холодности чувств к пылкой страсти и нежной любви. Недаром сама она все более увлекается товарищем Павла Васильевича, Окуркиным, немного ветреным, но далеко неглупым, искренне восхищенным ею молодым человеком (таким его легко и изящно играет Николай Антропов).

Сам же племянник (в исполнении Алексея Остафийчука умная и тонкая личность) тем временем снимает комнату, где жил нищим художником, чтобы, сидя в ней, хотя бы на несколько часов перенестись в то время, когда был счастлив.

Здесь, видимо, и ответ на вопрос: брак для героев – способ вырваться из опостылевшей рутины повседневности, пусть даже и весьма тепленькой, и обрести счастье. Но житейский опыт показывает, что слишком часто брак становиться такой же рутиной. Где же выход?

Родившийся примерно в это же время известный философ середины XX века Эрих Фромм дал как-то простую рекомендацию: надо, всего лишь, каждый день открывать в любимом человеке что-то новое. И тогда никуда не исчезнет полнота чувств, а брак не превратится в надоевшую супружескую обязанность.

Но ведь то же можно сказать о любом дне привычной жизни: сумейте каждый раз открывать в многократно виденном нечто новое – и жизнь никогда не превратится в надоевшую рутину, всеобъемлющую скуку и тоску.

Данную истину с древних времен знали многие – ведь именно в этом сущность того, что называют творчеством.

Однако так ли легко следовать ей?

Спектакль подходит к концу: молодые люди счастливы тем, что они вместе; Петр Петрович – тем, что пережил чувства, которых не довелось испытать в юности; но вопрос о путях, ведущих к счастью, остается открытым. Пожелаем же героям пьесы, да и себе тоже, обретения этих путей; и в частности, такого простого и такого сложного умения каждый день открывать новое в этом мире, в себе самом и в близком тебе человеке.

И, конечно же, поблагодарим постановщика Михаила Мизюкова и его актёров за легкий, воздушный, но вместе с тем очень мудрый спектакль.

Александр Варапутин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"