На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Вестник российского гуманитарного научного фонда

2000 лет христианской культуры. - 2000. - N 3 (Заметки читателя)

С большим интересом читала материалы праздничного (2000, N3) номера "Вестника РГНФ".

Интерес к теме "Христианство и гуманитарные науки", заметно оживившийся с конца восьмидесятых годов, для многих еще не стал обыденным фактом. Долгие десятилетия почти полного забвения национальных святынь - слишком тяжелое наследство, доставшееся каждому, кто родился, воспитывался, получал образование в эти безбожные годы. Только сейчас мы начинаем прозревать их трагический смысл, столь очевидный для тех, на чьих глазах происходило отпадение страны от животворящей православной традиции.

Чувство непоправимости и огромной вины, всякий раз испытываемое мною от этих горьких и сумрачных слов, считаю глубоко естественным для каждого человека, пытающегося на исходе ХХ столетия осмыслить его взлеты, его гримасы и противоречия, темные вихри, изломанные судьбы. Точно так же естественным считаю и то, что эти чувства стали во многом движущей силой великих очистительных процессов, наблюдаемых сегодня в науке, в литературе, в музыке, в книгоиздательской деятельности:

Однако естественность побуждений нисколько не умаляет значения подвижнической миссии отдельных личностей или целых сообществ, совокупными усилиями восстанавливающих главное достояние русской нации - ее религиозную культуру.

Последний выпуск "Вестника РГНФ" - едва ли не самый показательный пример таких совокупных усилий, творимых философами, историками, филологами, искусствоведами, писателями, музыкантами. Добавим к этому славному ряду также и создателей журнала, поскольку и само появление его, и то, как он задуман и сделан, представляет, на мой взгляд, явление, в современном научном книгоиздании весьма примечательное.

Сама структура журнала воплощает эту идею "полноты": знаковость даты, которой он посвящен, побуждает к осмыслению в том числе и собственного пятилетнего пути развития и поддержки христианской науки.

В известной статье "Журнал, критик, читатель и писатель" Ю.Тынянов писал: "Русский журнал пережил: много фаз развития - вплоть до полного омертвения журнала как самостоятельного литературного явления. Сейчас "журнал", "альманах", "сборник", - все равно; они различны только по направлениям и по ценам. (И по материалу.) Но ведь это не все - самая конструкция журнала ведь имеет свое значение; ведь весь журнальный материал может быть хорош, а сам журнал как таковой плох. А ведь то, что делает журнал нужным, - это его литературная нужность, заинтересованность читателя журналом как журналом, как литературным произведением особого рода" (Ю. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1997. С. 147).

Именно таким, особого рода научно-литературным произведением, и явился последний выпуск "Вестника", представивший редкую и исключительно ценную картину состояния не просто некой области знания, но целого пласта культуры. Эта картина весьма стереофонична. Шесть основных разделов журнала, представляющих разные гуманитарные науки, образуют главный круг проблематики: "Христианство и развитие гуманитарной мысли", "Христианство и история человечества", "Христианство в духовно-нравственных исканиях русского общества", "Христианство и словесность", "Христианство в изобразительном искусстве и архитектуре", "Христианство и музыка".

Рубрика "Мир книги РГНФ" - традиционное для журнала научное обсуждение новых публикаций, по содержанию и качеству - истинная школа научного рецензирования, своего рода "научно-литературная учеба". В связи с этим примечательно, что среди рецензентов можно встретить имена не только докторов наук, но и аспирантов, т.е. представителей различных поколений науки, пребывающих в непрерывном творческом диалоге. Высочайший уровень ведения дискуссии и строжайшая дисциплина в выстраивании аргументации - вот те качества, которые позволяют рассматривать помещенные в журнале рецензии как различного рода образцы данного жанра.

Наконец, важным приложением является и публикация списка "книг РГНФ" - всего 71 наименование - вышедших в период с 1995 по 2000 гг.

1. Акты Российского государства. Архивы московских монастырей и соборов XV - начала XVII в. - М.: Янус-К, 1998.

2. Алексеев А.А. Текстология славянской Библии. - СПб.: Библия для всех, 1996.

3. Архангельское Евангелие 1092 года. - М.: Скрипторий, 1996.

4. Архимандрит Киприан Керн. Патрология. - М.: ПСТБИ, 1996.

5. Архимандрит Феодор (А.М. Бухарев): рго еt соntга. Личность и творчество архимандрита Феодора (Бухарева) в оценке русских мыслителей и исследователей.

Антология. - СПб.: РХГИ, 1997.

6. Библейская цитата: словарь-справочник. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.

7. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное Иоанна Скота Эригены. - М.: Мартис, 1996.

8. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. - СПб.: РХГИ, 1996.

9. Бычков В.В. Художественно-эстетическая культура Древней Руси. XI- XVII в. - М.: Ладомир, 1996.

10. Введение в храм. - М.: ЯРК, 1996.

11. "Вехи". Рго еt Соntга. Антология. Серия "Русский Путь" / Сост. В.В.Сапов. Отв. редактор тома Д.К.Бурлака. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1998.

12. Взаимодействие государственных, общественных и церковных институтов в изучении и охране памятников церковной старины. - М.: Отечество, 1996.

13. Взыскующие града. Переписка русских философов начала XX века. - М.: ЯРК, 1996.

14. Виноградов И.А. Гоголь - художник и мыслитель: Христианские основы миросозерцания. - М.: Наследие, 2000.

15. Гимнология. Памяти протоиерея Димитрия Разумовского. Вып. 1. Ученые записки кабинета русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского Московской консерватории. - М.: Композитор, 1999.

16. Гурьянова Н.С. История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII века. - Новосибирск: Наука, 1996.

17. Дмитриевский собор во Владимире. К 800-летию памятника. Сборник статей. - М.: Модус граффити, 1999.

18. Долгов К.М. Восхождение на Афон. Жизнь и миросозерцание Константина Леонтьева. - М.: Раритет, 1996.

19. Духовные стихи. Канты. Сборник духовных стихов XX в. (Тексты. Комментарии.) - М.: Наследие, 1999.

20. Евангелие Апракос XII века - вклад Мстислава Великого. - М.: Скрипторий, 1996.

21. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. - М.: Мартис, 1996.

22. Житие и чудеса преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. - Курган: Изд-во КургГПИ, 1995.

23. Заборовский Л.В. Католики, православные, униаты. Проблемы религии в русско-польско-украинских отношениях конца 40-80-х гг. XVII в. Документы. Исследования. Ч. I: Источники времени гетманства Б.М.Хмельницкого. - М.: ПИМ, 1998.

24. Замятина Н.А. Терминология русской иконописи. - М.: ЯРК, 1996.

25. Иконостас. Происхождение - Развитие - Символика. Сборник статей. - М.: Прогресс-Традиция, 1999.

26. Иконы Твери, Новгорода и Пскова. XV-XVI вв. - М.: Индрик, 1999.

27. И.А. Ильин. Собрание сочинений. Т. 11. - М.: Русская книга, 2000.

28. Иоганн Таулер. Царство Божие внутри нас. Путь внутреннего христианства. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1999.

29. Камчатнов А.М. История и герменевтика славянской Библии. - М.: Наука, 1998.

30. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности XII-XIII веков. - СПб.: Алетейя, 1996.

31. Климент Александрийский. "Протрептик" (Увещевание к язычникам). - СПб.: Изд-во РХГИ, 1999.

32. Клосс Б.М. Избранные труды. Т. I. Житие Сергия Радонежского. - М.: ЯРК, 1998.

33. Книга глаголемая Прохладный ветроград (Рукопись Музейного собр. РГБ код N 8606). - М.: Археографический центр, 1996.

34. Конфессии и процесс формирования южнославянских наций. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.

35. Маркелов Г.В. Святые Древней Руси. Материалы по иконографии (прориси, переводы, иконописные подлинники). В 2-х т. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1998.

36. Маясова Н.Н. Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. - М.: Московский Кремль, 1999.

37. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). - СПб.: Изд-во РХГИ, 1996.

38. Музыка колоколов: Сборник исследований и материалов / Сост. и отв. ред. А.Б.Никаноров. - СПб.: РИИИ, 1999.

39. Мусин А.Е. Христианская церковь и римская власть в I-III веках. (Учение ранних отцов церкви о взаимном отношении общества, церкви и государства. Патрологическое исследование.) - Петрозаводск: Кругозор, 1996.

40. Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. - М.: ПСТБИ, 1996.

41. Опарина Т.А. Иван Наседка и полемическое богословие киевской митрополии. - Новосибирск: Наука, 1996.

42. Орловский В.А. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3. - Тула: Булат, 1999.

43. Памятники древнерусской мысли: публикации и исследования. Вып. 1. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1999.

44. Пиотровская Е.К. Византийские хроники IX в. и их отражение в памятниках славяно-русской письменности. Палестинский сборник. Вып. 97 (34). - СПб.: Дм.Буланин, 1998.

45. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 гг.) / Пер. А.В.Назаренко, под ред. К.К.Акентьева. - СПб.: СПб ОВСИ, 1996.

46. Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Введение в изучение св. Григория Паламы / Пер. Г.Н.Начинкина, под ред. В.М.Лурье. - СПб.: СПб ОВСИ, 1996.

47. Рукописное наследие русских византинистов в архивах Санкт-Петербурга. - СПб.: Дм.Буланин, 1999.

48. Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1998.

49. Святитель Николаи Чудотворец в древнерусской письменности. - М.: Мартис, 1996.

50. Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия / Отв. редактор С.С. Хоружий. - М.: Ди-Дик, 1995.

51. Соловецкий монастырь. Каталог. Публикации. Архив архитектора-реставратора П.Д. Барановского. Т. 1. - М.: Прогресс-Традиция, 1999.

52. В.С.Соловьев: рго еt соntга. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.

53. Сочинения древних христианских апологетов. Сер. "Античное христианство, источники". - СПб.: Алетейа, 1999.

54. Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). Сборник. - М.: ЯРК, 1999.

55. Степун Ф.А. Сочинения. В 2 т. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1999.

56. Тарасов Б.Н. Непрочитанный Чаадаев. Неуслышанный Достоевский (христианская мысль и современное сознание). - М.: Асаdemia, 1999.

57. Творения древних отцов-подвижников. - М.: Мартис, 1996.

58. Творения святого Иоанна Дамаскина. Т. 1. - М.: Мартис, 1996.

59. Тиллих П. Систематическая теология (Порядок Богословия). - СПб.: Алетейя, 1996.

60. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 2. XII-XVII вв.: от конца Киевской Руси до начала "Петербургского периода" русской истории. - М.: ЯРК, 1996.

61. Традиции и наследие христианского Востока. Материалы международной конференции / Отв. редакторы Д.Е.Афиногенов, А.В.Муравьев. - М.: Индрик, 1996.

62. Трифон (Туркестанов). Древнехристианские и оптинские старцы. - М.: Мартис, 1996.

63. Труды отдела древнерусской литературы. Т. ХLIХ. Т. I... - СПб.: Дм.Буланин, 1996.

64. Философско-религиозные истоки науки. - М.: Мартис, 1996.

65. Фома Сплитский. История архиепископов Салоны и Сплита. - М.: Индрик, 1997.

66. Царевская Т.Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине (в Аркажах). - СПб.: Дм.Буланин, 1999.

67. Цикл молитв Кирилла Туровского: тексты и исследования. - М.: ЯРК, 1999.

68. Цимбаева Е.Н. Русский католицизм. Из истории общественной мысли XIX в. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.

69. Черкасова М.С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря XV-XVII века. - М.: Археографический центр, 1996.

70. Чудотворная икона в православной культуре. Сб. материалов. - М.: Мартис, 1996.

71. Этингоф О.Е. Очерки иконографии Богоматери XI-XIII вв. - М.: Прогресс-Традиция, 1999.

Таким образом, налицо не только познавательная и педагогическая, но также и справочная ценность данного журнала, значение которого на первый взгляд трудно предугадать. Ясно, однако, одно: подобное издание, столь насыщенное идеями и мыслями, как очевидными, так и скрытыми, может стать своего рода "порождающей моделью" для крепнущей христианской ветви гуманитарной науки.

"Упразднить композитора в себе и стать роспевщиком" - эти слова православного композитора В. Мартынова подчеркивают именно это состояние смиренного служения, в которое входит каждый пишущий (художник или ученый), ибо какое же чувство индивидуального утверждения возможно там, где все подчинено поиску высшего смысла? И уже не отеческая снисходительность определяет пафос науки как последнего держателя истины, где все, кроме нее самой, есть только "материал", а поиск путей вхождения в иное пространство (в статье А.Б.Тарасова есть чудесное выражение: "небесная вертикаль"), по-иному же организующее всю структуру науки - от ее тематики и методологии до стиля и языка.

Так, в частности, мне хотелось бы понимать возможное воздействие христианской культуры на традиционно сложившееся гуманитарное знание. Ведь то, что представлено в журнале, не только не обнаружило смысловой самозамкнутости исследований, но напротив: позволило по-другому взглянуть на многие, уже известные явления. Например, "новые" Гоголь, Тютчев, И. Стравинский, оказываются куда глубже и достовернее "ветхих", изучавшихся вне питавших их творчество духовных влияний.

Т. Науменко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"