2000 лет христианской культуры. - 2000. - N 3 (Заметки читателя)
С большим интересом читала материалы праздничного (2000, N3) номера "Вестника РГНФ".
Интерес к теме "Христианство и гуманитарные науки", заметно оживившийся с конца восьмидесятых годов, для многих еще не стал обыденным фактом. Долгие десятилетия почти полного забвения национальных святынь - слишком тяжелое наследство, доставшееся каждому, кто родился, воспитывался, получал образование в эти безбожные годы. Только сейчас мы начинаем прозревать их трагический смысл, столь очевидный для тех, на чьих глазах происходило отпадение страны от животворящей православной традиции.
Чувство непоправимости и огромной вины, всякий раз испытываемое мною от этих горьких и сумрачных слов, считаю глубоко естественным для каждого человека, пытающегося на исходе ХХ столетия осмыслить его взлеты, его гримасы и противоречия, темные вихри, изломанные судьбы. Точно так же естественным считаю и то, что эти чувства стали во многом движущей силой великих очистительных процессов, наблюдаемых сегодня в науке, в литературе, в музыке, в книгоиздательской деятельности:
Однако естественность побуждений нисколько не умаляет значения подвижнической миссии отдельных личностей или целых сообществ, совокупными усилиями восстанавливающих главное достояние русской нации - ее религиозную культуру.
Последний выпуск "Вестника РГНФ" - едва ли не самый показательный пример таких совокупных усилий, творимых философами, историками, филологами, искусствоведами, писателями, музыкантами. Добавим к этому славному ряду также и создателей журнала, поскольку и само появление его, и то, как он задуман и сделан, представляет, на мой взгляд, явление, в современном научном книгоиздании весьма примечательное.
Сама структура журнала воплощает эту идею "полноты": знаковость даты, которой он посвящен, побуждает к осмыслению в том числе и собственного пятилетнего пути развития и поддержки христианской науки.
В известной статье "Журнал, критик, читатель и писатель" Ю.Тынянов писал: "Русский журнал пережил: много фаз развития - вплоть до полного омертвения журнала как самостоятельного литературного явления. Сейчас "журнал", "альманах", "сборник", - все равно; они различны только по направлениям и по ценам. (И по материалу.) Но ведь это не все - самая конструкция журнала ведь имеет свое значение; ведь весь журнальный материал может быть хорош, а сам журнал как таковой плох. А ведь то, что делает журнал нужным, - это его литературная нужность, заинтересованность читателя журналом как журналом, как литературным произведением особого рода" (Ю. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1997. С. 147).
Именно таким, особого рода научно-литературным произведением, и явился последний выпуск "Вестника", представивший редкую и исключительно ценную картину состояния не просто некой области знания, но целого пласта культуры. Эта картина весьма стереофонична. Шесть основных разделов журнала, представляющих разные гуманитарные науки, образуют главный круг проблематики: "Христианство и развитие гуманитарной мысли", "Христианство и история человечества", "Христианство в духовно-нравственных исканиях русского общества", "Христианство и словесность", "Христианство в изобразительном искусстве и архитектуре", "Христианство и музыка".
Рубрика "Мир книги РГНФ" - традиционное для журнала научное обсуждение новых публикаций, по содержанию и качеству - истинная школа научного рецензирования, своего рода "научно-литературная учеба". В связи с этим примечательно, что среди рецензентов можно встретить имена не только докторов наук, но и аспирантов, т.е. представителей различных поколений науки, пребывающих в непрерывном творческом диалоге. Высочайший уровень ведения дискуссии и строжайшая дисциплина в выстраивании аргументации - вот те качества, которые позволяют рассматривать помещенные в журнале рецензии как различного рода образцы данного жанра.
Наконец, важным приложением является и публикация списка "книг РГНФ" - всего 71 наименование - вышедших в период с 1995 по 2000 гг.
1. Акты Российского государства. Архивы московских монастырей и соборов XV - начала XVII в. - М.: Янус-К, 1998.
3. Архангельское Евангелие 1092 года. - М.: Скрипторий, 1996.
4. Архимандрит Киприан Керн. Патрология. - М.: ПСТБИ, 1996.
5. Архимандрит Феодор (А.М. Бухарев): рго еt соntга. Личность и творчество архимандрита Феодора (Бухарева) в оценке русских мыслителей и исследователей.
Антология. - СПб.: РХГИ, 1997.
6. Библейская цитата: словарь-справочник. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.
7. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное Иоанна Скота Эригены. - М.: Мартис, 1996.
8. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. - СПб.: РХГИ, 1996.
9. Бычков В.В. Художественно-эстетическая культура Древней Руси. XI- XVII в. - М.: Ладомир, 1996.
12. Взаимодействие государственных, общественных и церковных институтов в изучении и охране памятников церковной старины. - М.: Отечество, 1996.
13. Взыскующие града. Переписка русских философов начала XX века. - М.: ЯРК, 1996.
14. Виноградов И.А. Гоголь - художник и мыслитель: Христианские основы миросозерцания. - М.: Наследие, 2000.
15. Гимнология. Памяти протоиерея Димитрия Разумовского. Вып. 1. Ученые записки кабинета русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского Московской консерватории. - М.: Композитор, 1999.
16. Гурьянова Н.С. История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII века. - Новосибирск: Наука, 1996.
17. Дмитриевский собор во Владимире. К 800-летию памятника. Сборник статей. - М.: Модус граффити, 1999.
18. Долгов К.М. Восхождение на Афон. Жизнь и миросозерцание Константина Леонтьева. - М.: Раритет, 1996.
19. Духовные стихи. Канты. Сборник духовных стихов XX в. (Тексты. Комментарии.) - М.: Наследие, 1999.
20. Евангелие Апракос XII века - вклад Мстислава Великого. - М.: Скрипторий, 1996.
21. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. - М.: Мартис, 1996.
22. Житие и чудеса преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. - Курган: Изд-во КургГПИ, 1995.
23. Заборовский Л.В. Католики, православные, униаты. Проблемы религии в русско-польско-украинских отношениях конца 40-80-х гг. XVII в. Документы. Исследования. Ч. I: Источники времени гетманства Б.М.Хмельницкого. - М.: ПИМ, 1998.
24. Замятина Н.А. Терминология русской иконописи. - М.: ЯРК, 1996.
25. Иконостас. Происхождение - Развитие - Символика. Сборник статей. - М.: Прогресс-Традиция, 1999.
26. Иконы Твери, Новгорода и Пскова. XV-XVI вв. - М.: Индрик, 1999.
27. И.А. Ильин. Собрание сочинений. Т. 11. - М.: Русская книга, 2000.
28. Иоганн Таулер. Царство Божие внутри нас. Путь внутреннего христианства. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1999.
29. Камчатнов А.М. История и герменевтика славянской Библии. - М.: Наука, 1998.
30. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности XII-XIII веков. - СПб.: Алетейя, 1996.
32. Клосс Б.М. Избранные труды. Т. I. Житие Сергия Радонежского. - М.: ЯРК, 1998.
33. Книга глаголемая Прохладный ветроград (Рукопись Музейного собр. РГБ код N 8606). - М.: Археографический центр, 1996.
34. Конфессии и процесс формирования южнославянских наций. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.
35. Маркелов Г.В. Святые Древней Руси. Материалы по иконографии (прориси, переводы, иконописные подлинники). В 2-х т. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1998.
36. Маясова Н.Н. Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. - М.: Московский Кремль, 1999.
37. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). - СПб.: Изд-во РХГИ, 1996.
38. Музыка колоколов: Сборник исследований и материалов / Сост. и отв. ред. А.Б.Никаноров. - СПб.: РИИИ, 1999.
39. Мусин А.Е. Христианская церковь и римская власть в I-III веках. (Учение ранних отцов церкви о взаимном отношении общества, церкви и государства. Патрологическое исследование.) - Петрозаводск: Кругозор, 1996.
40. Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. - М.: ПСТБИ, 1996.
41. Опарина Т.А. Иван Наседка и полемическое богословие киевской митрополии. - Новосибирск: Наука, 1996.
42. Орловский В.А. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3. - Тула: Булат, 1999.
43. Памятники древнерусской мысли: публикации и исследования. Вып. 1. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1999.
44. Пиотровская Е.К. Византийские хроники IX в. и их отражение в памятниках славяно-русской письменности. Палестинский сборник. Вып. 97 (34). - СПб.: Дм.Буланин, 1998.
45. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 гг.) / Пер. А.В.Назаренко, под ред. К.К.Акентьева. - СПб.: СПб ОВСИ, 1996.
46. Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Введение в изучение св. Григория Паламы / Пер. Г.Н.Начинкина, под ред. В.М.Лурье. - СПб.: СПб ОВСИ, 1996.
47. Рукописное наследие русских византинистов в архивах Санкт-Петербурга. - СПб.: Дм.Буланин, 1999.
60. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 2. XII-XVII вв.: от конца Киевской Руси до начала "Петербургского периода" русской истории. - М.: ЯРК, 1996.
61. Традиции и наследие христианского Востока. Материалы международной конференции / Отв. редакторы Д.Е.Афиногенов, А.В.Муравьев. - М.: Индрик, 1996.
62. Трифон (Туркестанов). Древнехристианские и оптинские старцы. - М.: Мартис, 1996.
63. Труды отдела древнерусской литературы. Т. ХLIХ. Т. I... - СПб.: Дм.Буланин, 1996.
64. Философско-религиозные истоки науки. - М.: Мартис, 1996.
65. Фома Сплитский. История архиепископов Салоны и Сплита. - М.: Индрик, 1997.
66. Царевская Т.Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине (в Аркажах). - СПб.: Дм.Буланин, 1999.
67. Цикл молитв Кирилла Туровского: тексты и исследования. - М.: ЯРК, 1999.
68. Цимбаева Е.Н. Русский католицизм. Из истории общественной мысли XIX в. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.
69. Черкасова М.С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря XV-XVII века. - М.: Археографический центр, 1996.
70. Чудотворная икона в православной культуре. Сб. материалов. - М.: Мартис, 1996.
71. Этингоф О.Е. Очерки иконографии Богоматери XI-XIII вв. - М.: Прогресс-Традиция, 1999.
Таким образом, налицо не только познавательная и педагогическая, но также и справочная ценность данного журнала, значение которого на первый взгляд трудно предугадать. Ясно, однако, одно: подобное издание, столь насыщенное идеями и мыслями, как очевидными, так и скрытыми, может стать своего рода "порождающей моделью" для крепнущей христианской ветви гуманитарной науки.
"Упразднить композитора в себе и стать роспевщиком" - эти слова православного композитора В. Мартынова подчеркивают именно это состояние смиренного служения, в которое входит каждый пишущий (художник или ученый), ибо какое же чувство индивидуального утверждения возможно там, где все подчинено поиску высшего смысла? И уже не отеческая снисходительность определяет пафос науки как последнего держателя истины, где все, кроме нее самой, есть только "материал", а поиск путей вхождения в иное пространство (в статье А.Б.Тарасова есть чудесное выражение: "небесная вертикаль"), по-иному же организующее всю структуру науки - от ее тематики и методологии до стиля и языка.
Так, в частности, мне хотелось бы понимать возможное воздействие христианской культуры на традиционно сложившееся гуманитарное знание. Ведь то, что представлено в журнале, не только не обнаружило смысловой самозамкнутости исследований, но напротив: позволило по-другому взглянуть на многие, уже известные явления. Например, "новые" Гоголь, Тютчев, И. Стравинский, оказываются куда глубже и достовернее "ветхих", изучавшихся вне питавших их творчество духовных влияний.
Т. Науменко
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"