Дивны дела Твои, Господи! Протоиерей, отец Анатолий
Яковин. Как велико значение встречи с этим прекрасным человеком, встречи,
сформировавшей душу и направившей течение жизни. Отец Анатолий — наш духовный
пастырь.
Духовный отец. Что значит для нас это понятие? «Если
хочешь чуда или знамен от Бога — не проси ничего иного кроме как увидеть
человека. Просвещенного светом Христовым...»
Таким чудом и был для многих отец Анатолий. Говорят,
что важнейшее качество духовного руководства — прозрачность, когда лучи Божией
любви и мудрости, не искажаясь и не помрачаясь, изливаются сквозь него...
Живопись Марии Вишняк — это мир, увиденный в свете
православного мировоззрения; во многом — глазами отца Анатолия, который был 24
года ее духовником и учителем...
Батюшка Анатолий — простой
русский сельский пастырь, прослуживший в маленькой деревне со странным названием
Пятница, в глуши мещерских лесов и болот почти 30 лет. В деревне храм во имя
святой мученицы Параскевы Пятницы. Многим казалось, что его приход — осколок
старой России в ее идеальном понимании. Машу еще почти девочкой (в 16 лет)
поразила необыкновенно теплая, добрая атмосфера вокруг батюшки. Пленила
красота скромной уютнейшей деревянной церкви, освещаемой только свечами и
лампадами, долгая уставная служба. Батюшка был великий ревнитель церковной
культуры и устава, традиций в церковном искусстве. Заповедником или музеем
древнерусской культуры можно назвать приход отца Анатолия. Он любовно собирал
и предметы церковной утвари, и иконы. С любовью хранил богослужебные традиции,
создавая мир необыкновенной красоты и притягательной силы.
Собирал и людей. Шутя, говорил: «Мы тут все ископаемые!»
У него нашли жизненный приют и ласку, и последнее упокоение многие люди святой
жизни — затворник отец Михаил, схимонахини Селафиила, Афинагора, Еликанида,
Рипсимсия, Архелая...
Завещал себя похоронить здесь и митрополит Тульский
Серапион. Было, чему научиться у отца Анатолия и художнику! Художников он знал
множество, и живопись понимал очень тонко. И искусство «светское» считал
возможностью говорить о высоких и духовных вещах. Ведь пейзаж может светиться
любовью и добротой. И портрет должен быть выявлением лучшего в человеке,
первообразного. Батюшка знал на память великое множество стихов, песен,
прекрасно знал русскую и европейскую литературу. К месту, деликатно, любил
цитировать святоотеческую мудрость. Главная наука отца Анатолия — это
христианская жизнь в самом живом, деятельном проявлении!
Говоря о картинах Марии, не хочется обсуждать их формальность,
художественные достоинства. Стиль, манера, композиция, колорит вполне
гармонично выражают чувства художника. Романтично-символический реализм?
Пожалуй, можно и так назвать. Главное — это излучение глубоко христианского
чувства любви, сострадания, соучастия, радости — единения с этим прекрасным
Божьим миром. Светлая печаль о преходящей его красоте и видение в этой тленной
красоте — нетленной, немеркнущей, вечной.
Пейзаж земной наполняется светом таинственным.
Природа сопереживает в смене своих настроений. Грусть
и томление о неземном.
«Главное в пейзаже — это настроение, а настроение есть
скрытая мысль. Произведения Марии Вишняк характерны лирической
взволнованностью и влюбленностью в красоту Божьего мира»,— так высказался о
ее творчестве Илья Сергеевич Глазунов, учитель Марии, у которого ей
посчастливилось пройти серьезную школу обучения реалистической живописи.
Батюшка Анатолий считал, что писать образы «уходящих»
людей — это своего рода церковное служение. Так он и благословил Марию, тогда
еще студентку, писать дипломную работу — серию портретов людей, несущих на
лицах отблеск Христовой любви. И позже ей довелось писать очень многих
достойных и светлых людей. Мария может писать портрет, только вникая,
сочувствуя, вслушиваясь. Я многократно был свидетелем ее работы — процесс
портретирования подобен работе врача, отдающего все силы души человеку, с
которым работает.
Ушли многие из написанных Марией людей... Любовь к ним
и благодарность останутся навсегда.
Ушел и батюшка... Жизнь его светилась тихо и стойко, и
грела всех лучами своего сердца, так естественно, просто и неистощимо. С
портрета смотрит он на нас из Вечности...
Вечная, светлая память...
Александр Соколов
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"