На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Отблеск Христовой любви

Образы "уходящих" людей в живописи Марины Вишняк

Дивны дела Твои, Господи! Протоиерей, отец Анатолий Яковин. Как велико значение встречи с этим прекрасным человеком, встречи, сформировавшей душу и направившей течение жизни. Отец Анатолий — наш духовный пастырь.

Духовный отец. Что значит для нас это понятие? «Если хочешь чуда или знамен от Бога — не проси ничего иного кроме как увидеть человека. Просвещенного светом Христовым...»

Таким чудом и был для многих отец Анатолий. Говорят, что важнейшее качество духовного руководства — прозрачность, когда лучи Божией любви и мудрости, не искажаясь и не помрачаясь, изливаются сквозь него...

Живопись Марии Вишняк — это мир, увиденный в свете православного мировоззрения; во многом — глазами отца Анатолия, который был 24 года ее духовником и учителем...

Батюшка Анатолий — простой русский сельский пастырь, прослуживший в маленькой деревне со странным названием Пятница, в глуши мещерских лесов и болот почти 30 лет. В деревне храм во имя святой мученицы Параскевы Пятницы. Многим казалось, что его приход — осколок старой России в ее идеальном понимании. Машу еще почти девочкой (в 16 лет) поразила необыкновенно теплая, добрая атмосфера вокруг батюшки. Пленила красота скромной уютнейшей деревянной церкви, освещаемой только свечами и лампадами, долгая уставная служба. Батюшка был великий ревнитель церковной культуры и устава, традиций в церковном искусстве. Заповедником или музеем древнерусской культуры можно назвать приход отца Анатолия. Он любовно собирал и предметы церковной утвари, и иконы. С любовью хранил богослужебные традиции, создавая мир необыкновенной красоты и притягательной силы.

Собирал и людей. Шутя, говорил: «Мы тут все ископаемые!» У него нашли жизненный приют и ласку, и последнее упокоение многие люди святой жизни — затворник отец Михаил, схимонахини Селафиила, Афинагора, Еликанида, Рипсимсия, Архелая...

Завещал себя похоронить здесь и митрополит Тульский Серапион. Было, чему научиться у отца Анатолия и художнику! Художников он знал множество, и живопись понимал очень тонко. И искусство «светское» считал возможностью говорить о высоких и духовных вещах. Ведь пейзаж может светиться любовью и добротой. И портрет должен быть выявлением лучшего в человеке, первообразного. Батюшка знал на память великое множество стихов, песен, прекрасно знал русскую и европейскую литературу. К месту, деликатно, любил цитировать святоотеческую мудрость. Главная наука отца Анатолия — это христианская жизнь в самом живом, деятельном проявлении!

Говоря о картинах Марии, не хочется обсуждать их формальность, художественные достоинства. Стиль, манера, композиция, колорит вполне гармонично выражают чувства художника. Романтично-символический реализм? Пожалуй, можно и так назвать. Главное — это излучение глубоко христианского чувства любви, сострадания, соучастия, радости — единения с этим прекрасным Божьим миром. Светлая печаль о преходящей его красоте и видение в этой тленной красоте — нетленной, немеркнущей, вечной.

Пейзаж земной наполняется светом таинственным.

Природа сопереживает в смене своих настроений. Грусть и томление о неземном.

«Главное в пейзаже — это настроение, а настроение есть скрытая мысль. Произведения Марии Вишняк характерны лирической взволнованностью и влюбленностью в красоту Божьего мира»,— так высказался о ее творчестве Илья Сергеевич Глазунов, учитель Марии, у которого ей посчастливилось пройти серьезную школу обучения реалистической живописи.

Батюшка Анатолий считал, что писать образы «уходящих» людей — это своего рода церковное служение. Так он и благословил Марию, тогда еще студентку, писать дипломную работу — серию портретов людей, несущих на лицах отблеск Христовой любви. И позже ей довелось писать очень многих достойных и светлых людей. Мария может писать портрет, только вникая, сочувствуя, вслушиваясь. Я многократно был свидетелем ее работы — процесс портретирования подобен работе врача, отдающего все силы души человеку, с которым работает.

Ушли многие из написанных Марией людей... Любовь к ним и благодарность останутся навсегда.

Ушел и батюшка... Жизнь его светилась тихо и стойко, и грела всех лучами своего сердца, так естественно, просто и неистощимо. С портрета смотрит он на нас из Вечности...

Вечная, светлая память...

Александр Соколов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"