На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Бобришный угор

Из распутья, из бездорожья...

Более тридцати лет назад в город Никольск Вологодской об­лас­ти прилетел особым рейсом самолет. Встречать его вышел весь город. В­ последний раз привез он поэта Александра Яшина, завещавшего по­­хо­ронить себя на родине. Писатели-вологжане, родные, друзья от­вез­­­ли его в деревню Блудново, где он родился.

Ночью гроб стоял на лавке под иконами в родительском доме, ку­­­да приходили прощаться земляки со всех окрестных деревень. Днем че­рез поле ржи, затем лесом в последний земной путь отнесли его зем­­ляки по дороге, которой он сам много ходил, на Бобришный Угор, где поэт на высокой круче берега Юг-реки выстроил лесной домик. Нес­­ли на домотканных расшитых полотенцах, сами одевшись в ста­рин­­­ные сарафаны и кофты, украшенные лентами и кружевом – по-мест­­ному – парочки; в рубахи-косоворотки, подпоясанные цветными ку­ша­ками, вытканными еще бабушками. Всё это хранилось в сунду­ках, ларях почти в каждом доме для радостного или печального со­бы­тия. Одетые в русские национальные костюмы, которые только что бы­­ли повседневными, люди, словно выражали этим любовь ко всему род­­ному, уходящему, нетеперешнему, как говорили, к тому, что свя­зы­­вало их со своим поэтом.

Бобришный Угор место потаенное, в тайге и одновременно от­кры­­тое. Юг-река у подножия Угора круто поворачивает, а с высоты от­­­крываются дали на речную пойму, Юг-реку, леса, небо. “...Боб­риш­ный Угор – место редкой красоты...” – писал Яшин в 1966 г. И когда его­­ хоронили, слышалось, как говорили крестьяне: “Сколь ни весело бу­дет здесь лежать...”.

Много с тех пор перебывало там народа. Устраивали праздники “Дни­ поэзии”, народные гулянья с выступлениями, чтением стихов, с уго­­­щениями – поминанием. Приезжали начальники районные и об­ласт­­­ные, поэты, приходили люди семьями и по одиночке, поклониться поэ­­ту, рыбу половить, грибов-ягод набрать.. Приезжал архиепископ, ска­зал, что место это как пустынька...

Многое изменилось за время “перестройки”. Самолеты не ле­та­ют, ржи нет, поля не засеяны, зарастают, фермы упали, тракторов нет, горючего нет, люди разбежались в поисках заработка. Остались, в основном, пенсионеры. Язык, дивный говор, уничтожен. Когда я при­езжала сюда девочкой, я не сразу понимала язык – столько новых слов, такая певучесть – слитность слов, образность. Тот самый за­по­ведный северный язык, с которым Яшин вошел в литературу, соз­да­вая поэзию былинной красоты. Об этом еще в 1937г. писал Н. Асе­ев: ”Чувство языка, чувство речи – силы ее звучания – выделяет Яши­на из множества, пишущих стихи. Знание родной речи, ее особен­ностей, ее характерности – в пренебрежении у большинства наших­ молодых поэ­тов. Яшин дает им наглядный урок, что можно сделать, имея чут­кое ухо, слыша окружающий говор, понимая звук, связь, образ речи... что значит великая русская речь, великий народный говор, без связи с ко­торым нет и не будет поэзии.”           Теперь в деревне те же люди, боль­шинство, говорят так же как и мы на радио-теле­ви­зор­ном языке, обычном, всеми понимаемом...

В просторной избе-школе, построенной еще дедом поэта М.М.­­По­повым, доучиваются последние 2-3 ученика. А я еще помню престольные праздники. Кажется только что это было, раз на па­мя­ти... Часовни, которые раньше были в каждой деревне давно сломали, но все равно каждая де­ревня собирала из всей округи родственников, зна­комых, отмечая тот праздник, которому посвящен был престол ча­сов­ни или храма. На пло­тиках, на лодках переплывали Юг-реку, пе­ре­о­де­вались в празднич­ную­ лопоть, подхватывали корзины с пирогами, снедью и шли в дома, где­ чистота была необыкновенная. Осо­бен­ностью ее были вымытые, выс­кобленные дресвой до бела не­кра­шен­ные полы, устланные полови­ками ручной работы и стены про­ко­но­па­чен­ные, с причудливым узо­ром дерева на бревнах. Позже все это зак­ра­сили, застелили палацами.­ На иконах, на зеркале висели длинные бе­лые полотенца-ру­ко­тер­ни­ки с красивой строгой вышивкой черно-крас­ными нитками и круже­вн­ым завершением. В каждом доме встре­ча­ли приветливые хозяева­. Ки­пящий самовар, пироги: картовники, ягод­ники, грибники, рыбники, селянка, шировега – чего только не бы­ло на столе. И дети, стайками­ бегавшие от дома к дому с лю­бо­пыт­ст­вом и застенчиво наблюдавшие взрослые застолья.

Везде запах сена, сеновалов – присутствие коровы-кормилицы. И­ пиво было свое, деревенское и песни свои. Бодрость была в людях. Пом­­­ню удивительно строгие хороводы – женщины как плыли незамет­но притоптывая каблуками – дробили под длинными до полу ши­ро­ки­ми разноцветнвми сарафана­­­ми. Женщин всегда было больше, так как пос­ле войны водились вдо­вьи хороводы молодиц, которым уже не по­ла­галось быть с незамуж­­ними девушками в их хороводах... А по воз­расту они почти погодки...

Длинные, волокнистые песни и частушки диалогами, когда но­вое,­ порой заново рождаемое четверостишие отвечает предыдуще­му.­Пом­ню поездки на дальние сенокосы с шалашами из веток и чай из смо­­родинового листа. Много было всего и веселого и грустного, но, глав­­ное – сохранялась в людях радость жизни.

Действующих храмов не осталось на сотни километров, но все рож­­­давшиеся жители крестились бабушками. Женщины на­ клад­би­щах­ молились перед могильными крестами. Собирались по избам, ку­да­ не всех пускали – знали, что за это и сажали и наказывали. Помню как обычно бойко звучавшие голоса, тоненько, пронзительно, от­ре­шен­­но тянули: “Молитву пролию, молитву пролию-у ко-о Го-о-оспо-оду...”. Собирались и в доме моей бабушки – матери Александра Яши­на, Евдокии Григорьевны, так как она хранила иконы из часовни. Ве­ру держали миром. Ходили на место явления Богородицы близ села Бор­ки. И когда начальство своеобразно запретило проводить молебны на мес­те явления иконы Дуниловской Божией Матери, залив мазутом бе­рег реки, то женщины в белых праздничных одеждах, платочках, не имея возможности по-другому отодрать черноту, вылизали траву, очис­тив всё к утру. Сопротивлялись...

Все было живое, не музейное. Пряжу пряли, собираясь на “бе­сед­­ки”, песни пели, на иконы молились.

“Баню-то замкнула?” спросил Яшин свою мать и записал этот раз­говор: “Неуж-то я забыла перекстить? – и она вместо петли и зам­ка широко и старательно перекрестила дверь бани. – Ну, теперь пой­дем, бласловясь”. Двери вообще не запирали, в крайнем случае, встав­­ляя палку в петли – мол, никого нет, но как запереть? – вдруг про­хожий пить захочет. И это совсем не так давно было!..

Такой деревню запомнила я, когда нас, вместо обычно пов­то­ря­ю­щихся пионерлагерей, отвез к себе на родину папа. «Жить в России и не знать деревню нельзя» – писал он нам, детям. А он её помнил еще и такой:

Просторны тесом крытые дворы,

В холмистом поле широки загоны.

Как многолюдны свадьбы и пиры,

Как сарафаны девичьи пестры,

Каким достоинством полны поклоны!

И это не приукрашивание! Это северная деревня в стороне от до­­рог, заблудившаяся – она не была темной, глухой. Это был целый цель­­ный мир жизни русских крестьян – христиан. Александр Яшин про­­исходил из хорошего рода Поповых. Бабушка его была известной на­ всю округу сказительницей – она и воспитывала внука. Известно, что­ она ходила пешком в Соловки. А некоторые и до Иерусалима до­би­­рались. Фамилию Яшин поэт взял по отцу – сын Якова, сохранив и ро­­довую.

Деревня жила и после всех трагедий, раскулачиваний, хотя и бы­ли там свои Троцкие, Ленины... В деревне быстро дают прозвища. Раз­бросанные по всей России, раскулаченные тетки мои, много рас­ска­­зывали о прежнем как все было... Кулаков не было, но было дано за­дание: раскулачить – план. Великое выселение-переселение, вы­кор­че­вы­ва­ние русского крестьянства насильно проводилось в те годы и как бы воль­ное, “по собственному желанию” продолжалось в течение всего ХХ века и поныне...

Деревня жила, хотя свет провели уже после смерти отца и не без его ходатайства... Жила деревня, хотя, вспоминая, как раньше вели на своих наделах хозяйство, говорили, что деды в гробу воро­ча­ют­ся, видя все, что делается с землей... Существовала, несмотря на то, что работа­ли за палочки – трудодни... и несмотря на то, что столь­ко было всяких­ постановлений, директив, укрупнений, бес­смыс­лен­но­го нажима. Да и разогнали лучших крестьян, самых работящих, та­ких как бабушка А. Яшина – А. П. Попова.

И когда теперь спрашиваешь: когда лучше жили – тогда, после вой­­ны или сейчас, не задумываясь отвечают: “тогда”. – “Но, ведь, ко­ру ели... Но, ведь в каждом доме похоронки...” – “Тогда надежда бы­ла... А сейчас нет”.

И вот теперь доживает русская деревня. Гнали, травили. выхо­ла­­щивали.. Вот один только фрагмент из местной газеты “Ни­коль­ский­ коммунар” 1959 года, как стыдили за то, что люди носили тра­ди­ци­онную – удобную, красивую одежду:

“Теперь дадим определение: никольский сарафан в союзе с мест­ной кофтой и фартуком есть нелепый триумвират, напя­ли­ва­е­мый женщиной на себя в интересах сознательного изуродования сво­ей фигуры. Итак, никольский сарафан с кофтой все еще бытуют в на­ших условиях, подобно тому, как почти только в Австралии обитает кен­гуру...”

Заставляли женщин переходить на платья, а те плакали...

Много лет художник Корин готовился написать картину “Русь ухо­дящая”, И эскизов, этюдов сколько было сделано, и огромный холст заказан и натянут, а вот не суждено было написать, не бла­гос­лов­лено. Значит, Русь, не уходящая!..

А деревня доживает. Тот, прежний деревенский мир уходит с его сказками, песнями, русскими печками, чугунами, самоварами, се­нокосами... всем разумным, строгим, благодатным укладом жизни.

Гибель деревни описал Яшин глазами Устиньи, прозванной Ба­бой Ягой, последней жительницей деревни, в повести “Баба Яга”, соз­данной в 1960 году и напечатанной только через 25 лет: “(...) Но ни­когда не приходилось Устинье видеть, как умирает деревня, уми­ра­ет постепенно, дом за домом – пустеет, разваливается, замолкает, – це­лая деревня сразу... На старости лет довелось увидеть и это.”

Вот как Яшин сам объяснял суть этой повести в рабочих запи­сях: “Баба Яга. Мозг работает и душа работает. Баба Яга не может быть­ плохой во всем и не вызывать жалости и сочувствия. Это – опо­зо­­ренная, разграбленная, неграмотная, но сказочно богатая са­мо­быт­ностью, одаренная, изнасилованная, обиженная, многотерпеливая рус­ская деревня. Когда она погибла – тогда поняли её и пожалели”.

Александра Яшина вырастила русская северная деревня. Он ею жил до конца дней своих. И хотя мальчик рано лишился отца – он погиб на 1-й Мировой войне, – но собрался Сельский сход, который ми­ром постановил, чтобы отчим учил способного паренька – Шуру По­по­ва. И второй раз собрался Сельский сход, который прочитав по­весть “Вологодская свадьба” на общем собрании, написал письмо в ре­дакцию журнала “Новый мир”, защищая своего писателя от не­сп­ра­ведливых жестких проработок прессы.

Русская деревня вырастила Яшина и поставила его на службу. Ра­­боту священника принято называть более точным словом – слу­жени­­ем. Думается, что работу по-настоящему одаренного писателя, поэта­ с любовью и ответственностью относящегося к своему призва­нию,­ с полной отдачей всех своих сил – также более уместно назвать слу­­­жением. Так и относился Яшин к дару слова, который он ощущал с дет­ства.

Поколение, родившееся перед Октябрьской революцией, по­ве­рив­­шее новому государственному строю, жившее в ту эпоху, своей ра­­ботой, творчеством, восставшее против чиновничьего бю­ро­кра­тиз­ма, демагогии, деспотизма, засилья лжи, – и ушедшее при том же строе,­ не имело возможности смотреть на многое аналитически. Фак­ты, открывшиеся нам с конца 80-х годов от них были сокрыты. Не бы­ли­ известны произведения зарубежных русских писателей, фи­ло­со­фов. Мы теперь в преимущественном положении. Но главная их беда в том, что не одно поколение насильно отлучили от Бога.

Когда Александр Яшин искренне воспевал жизнь в тон пар­тий­ной идеологии – это приветствовалось, но как только у него началось ме­­няться мировоззрение, стали открываться глаза на многое и он стал об этом громко говорить, его перестали печатать, начались тягостные про­­работки, ущемления, клеветнические нападки и кампании в прес­се. Это надолго выводило его из рабочего состояния. Начался по его оп­­ределению период “Переходного возраста” – как прозре­ния после страш­ных лет России”.

Маленький рассказ “Рычаги”, напечатанный в 1956 году, произ­вел, как говорят современники, эффект разорвавшейся бомбы. Впер­вые было просто и ясно сказано о ложной сущности партии, о декла­ра­­тивной пустоте ее лозунгов, сквозь которые люди приспосаблива­лись­ к трудностям советского времени. Рассказ так напугал круг эли­ты,­ окруженной рвом партийной идеологии, что его изъяли из библи­о­тек и предали анафеме, не разрешая даже упоминать о нем.

Сам же писатель так писал в дневнике об этом, после одного из парт­­­собраний, на котором его критиковали: “А не понравился пер­вый­ рассказ и машина сразу заработала. Хотя я хотел хорошего. Рас­сказ продиктован болью за многострадальных моих земляков. Я живу с ней в сердце уже много лет. А вы ее заметили?”

Север не знал крепостного права, но в советское время для ду­ши человека оно было. Была система, вынуждавшая честных людей ид­ти на разные мелкие ухищрения. Закрепощение души особенно чув­ствовалось людьми творческих профессий, когда изобретался эзо­пов язык, когда надо было доказывать, что у человека есть душа, ко­то­рая жаждет духовной жизни, правды, любви.

Какая кропотливая работа-борьба лучших писателей шла мно­гие годы за исправление всего неприемлемого, что они видели в су­щест­­вовавшем режиме, идеологическом крепостничестве.

Не только о заброшенности деревни, но и о заброшенности чело­­века, рода его, души его писал Яшин. Человек, выросший в мно­го­люд­ной деревне, прожив жизнь, умирает в ней как в пустыне. Но не то же ли происходит в многомиллионом городе, который не только за­се­­лен, но перенаселен, а души томятся одиночеством. Запущенность де­­ревни, запущенность душ человеческих – одиночество наше, си­рот­­ство, они оттуда видят...

Служение свое Яшин видел в том, что литература должна не прос­­то участвовать в строительстве общественных отношений, но быть путеводной звездой, вехой, обозначая дорогу, напоминая людям о совести, долге, чести, подавая сигналы бедствий. Примеров таких у не­го множество и в поэзии, и в прозе.

Он видел, что фундаментом социально-экономических воп­ро­сов­ являются вопросы нравственности, морали: “Речь идет о том, что­­бы создавать новое общество, а не новую форму государства” – де­­ла­ет он запись к повести “Слуга народа”. Вскрывая социальные яз­вы нашей жизни, он был не за разрушение, а за усовершенствование, из­менение общества, понимая, что главное – это борьба с безду­хов­ностью душ человеческих. И прежде всего война с самим собой, с не­дос­татками, греховными привычками в себе.

Есть давние свидетельства обращения поэта к вере. По раз­но­му­ это проявлялось. В конце войны в Кисловодске, где он находился в са­­натории после Ленинградской блокады, когда его вывезли по “До­ро­­ге жизни”, и после Сталинградской битвы, он зашел в церковь и по просьбе присутствовавших стал крёстным отцом мальчика, глу­бо­ко восприняв это событие.

Путь свой Яшин пробивал в одиночестве – это видно по запи­сям­ на полях стихотворных тетрадей, дневников. Ношу он поднимал “се­­бе не по плечу”, так как не было не только духовника, но и близкой сре­ды “товарищей по оружию”.

Некоторые считают, что советские писатели были не духов­ны­ми­ людьми. Это не так. Была горячая, действенная любовь к людям, к сво­­­ему Отечеству и в жизни, и в творчестве, восхищение природой как творением Божиим. И такие как они сохранили веру в Бога через лю­­бовь к Родине, переданную прадедами, несшими ее на “плотяных скри­­жалях сердца”. И апостол Павел любовь ставит превыше всего, ибо все прейдет, кроме любви. “Любовь никогда не перестает, хотя и про­­рочества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится” (1КоР,13, 8). Любовь переходит с нами в вечность. “Более всего обле­ки­тесь в любовь, которая есть совокупность совершенства”. (Кол.3,14).

Во всем же помогала и вела его любовь к Отечеству своему, осо­­бенно к вологодским краям. “Свято всякий русский человек лю­бит свою родину. (...) Русские чтут Россию как святыню души, мо­лят­ся на нее. Чудным образом любовь к родной стране переплетается у них с верой в Бога,” – так писал в начале XX века замечательный пра­во­славный писатель Е. Поселянин. С этой любовью наши прадеды мо­лились и защищали свое Отечество. Эту любовь к родной стране они передали и нам, а она возвращает нас к Богу. И уйдя в Небесное Оте­чество, они оттуда подкрепляют нас своей любовью к плененной и страждущей Родине. Этой любовью оживет в наших сердцах и апо­с­тольское слово, дошедшее к нам через наших дедушек и ба­бу­шек.

И удивительно, что в атеистические годы социализма лучшие пи­­сатели несли ту духовную нагрузку по неупущению душ человечес­ких­ в хаос – беспредел пошлости и бессовестности. Сейчас же сов­ре­мен­­ное, так называемое цивилизованное общество, кажется все ре­кор­­ды побило своей узаконенной аморальностью и не только бездухов­ностью, а бездушием. Это касается и современного “ис­кус­ства”. Луч­шие писатели того времени были посредниками между влас­тями и народом, поднимая вопросы социальные, бытовые, се­мей­ные, государственные. Трудно было то, что им разрешалось только “от и до”. О том, что часто писатель был “мирским духовником” сви­де­тельствует огромное число читательских писем. Люди обращались к пи­сателю-поэту, зная его по его произведениям как к близкому че­ло­ве­ку.

“Будто свежая щепа

Письма по избе,

Но от каждого – тропа

К чьей-нибудь судьбе. (…)

 

“Открываю в чью – жизнь

Дверь – рву конверт:

  «Поддержи, заступись,

Защити, дай совет!..»

Добрый дай совет!»

  – писал Яшин.

Пробивая просеку, расчищал её. Такие как он, искали духов­ный путь и вели за собой свое поколение. И поколение это, будучи нас­­­­ледником предшествующих христианских родов, еще по инерции бы­­ло носителем законов Евангелия, Его света, а русские писате­ли твор­­чеством своим воспитывали, поддерживали, подпитывая в че­ло­ве­­ке нравственную душевную основу, которая является краеу­голь­ным камнем для духовного роста человека. Призывающие к правде,­ нрав­­ственности, восполняя словом своим отсутствие храмов-про­по­ве­­дей – конечно, на мирском уровне. И были в людях горение и любо­вь, не было этой страшной убивающей теплохладности, безразличия.

Через пять лет после смерти Н. Рубцова, когда вдова А. Яшина вмес­те с несколькими писателями из Вологды и Москвы отпевали его в храме Святителя Николая, что в Кузнецкой слободе Москвы, свя­щен­ник сказал о нем: “Истинные поэты – это первые, кто идет за на­ми. Он шел не со Христом, но путем Христа, по его стопам”.

И писатели должны были воспитывать в людях чувства ответст­вен­ности, морали, хотя бы на уровне мирского понятия: Не обма­ны­­вай, говори правду, будь честен... И тогда такому опрятному че­ло­ве­­ку в жизни легко воспринять Истину, когда она коснется его серд­ца, и жить по правде Божией. И они это делали в официально ате­ис­тической стране, неся в себе свет Евангелия, завещанного им деда­ми, той самой Святой Русью, о которой мы вспоминаем, тоскуя.

Как солнце, когда заходит, над горизонтом еще какое-то время держит свет над землей и подсвечивает облака и прилегающую местность, так и тут: от Святой Руси свет был...

И сам писатель, удивляясь, вдруг открывает для себя простую истину, причину наших бед:

Давно обходимся без Бога:

Чего просить?

О чем молить?

Но в сердце веры хоть немного,

Наверно, надо б сохранить.

Именно обходимся, перебиваемся. А так – все есть у нас. Сколь­ко­ же это “веры хоть немного надо сохранить? Так сказано же: хотя бы с горчичное зерно. Храмы сейчас открываются, но души людские как-то особенно изощренно разоряют, а – они главные храмы.

Сейчас разрешено говорить о церкви, и многие, в том числе пи­­сатели, осуждая ушедших, почувствовали себя чуть ли не про­ро­ка­ми­ или праведниками и свободно пишут обо всем, используя большое ко­личество религиозных терминов.

Для Александра Яшина путь духовного прозрения, “переходный воз­раст” был мучительно труден. ”Из распутья, из бездорожья” он про­­бирался, к заветным святым словам, понимая их глубинный смысл, зная их силу как духовного меча. Каждое он поднимал, словно со дна как драгоценность, очищая, осматривая, проникая в смысл – так ли, верно ли?! Надо сказать, что, когда открываешь его поэ­ти­чес­кие тетради, то завораживает как он умел работать со словом: сколько ва­риантов! Многие строчки так точны, что жалеешь их брошенности: “Не стеснен никакою обидою...” Он шел к этим словам всеми сво­ими скор­бями, заблуждениями и открытиями, отчаяньем и верой. Сквозь тьму к Истине.

“Просто нет покоя нигде. Коль не в Бога, так хоть в Тебя, в Бо­го­родицу, должен верить. Просто трудно мне” – записывает он в тетради. Богородица как посредник перед Христом.

Как следствие мучительных переживаний в поисках своего пу­ти, различных проработок, непечатания – было порой и охлаждение к ра­боте, которая для него была не просто призванием, а формой жиз­не­деятельности, как он сам писал. И состояние этой духовной бло­ка­ды, крепостного рабства души было мученичеством. Интересно, что стар­цы говорили о том. что в последние времена христиане будут спа­се­ны не физическими подвигами, а “...терпением душевных скорбей! И те, кто понесет эти скорби душевные мужественно и терпеливо, по­лучат венцы большие, чем те, кто спал на земле, вкушал пищу раз в не­делю, стоял на столпе в молитвенном подвиге всю жизнь.”

Служение Яшина, было еще и воинским. Он был воин. Как встал на защиту Отечества в 1941 году, так остался стоять воином за Рос­­сию в своей жизни и деятельности. Он думал, что служит Со­ветской России, такой строй был в то время, а на самом деле той Рос­сии ка­кой бы она ни была или будет. Воин, охраняющий, за­щи­ща­ю­щий, ог­раждающий. Во время похорон на Бобришном Угоре земляки от­дали ему воинскую честь ружейным салютом.

И Владимир Солоухин подписывал ему свои книги как воину: “До­рогому Александру Яшину – поэту, человеку, бойцу с ощущением пле­ча”. И другая надпись как расшифровка: “Дорогому, русскому, чест­ному, мужественному, любимому А. Яшину”.

Сочетание крестьянина и поэта. Он засевает семенами слов чис­тые листы, как пахарь поле. Поле и лист бумаги. Обо всем этом есть в его творчестве. И классическая форма стиха – точность, ла­ко­ничность, образность, живопись, и вечные, глубинные темы. Всё его творчество говорит о несомненной духовности. Есть стихотворения напрямую говорящие о духовном поиске. Но почти в каждом есть об этом: строфа, строка... Темы бывают разные, но собственные искания не противоречат священному писанию, святоотеческому преданию, хотя всё – человеческое. Многие его стихотворения, если не напрямую, то подспудно являются иллюстрациями заповедей Божиих. О почитании родителей, о любви к ближним, даже о седьмой заповеди: “И я обманывал...” или “Счастливы однолюбы”. А о любви к Творцу – везде славит он мир Божий, нерукотворный, в котором всё создано для человека.. Почему мы не удивляемся, не благодарим за эту красоту!? Природу он называет “зеленой благодатью”. И противопоставляется это городской тюрьме без природы, созданной человеком. Об этом стихотворение “Все для человека,” да и многие другие.

Вот простое на первый взгляд стихотворение “О насущном”, “Свежему хлебу дивлюсь как чуду...” Это же своими словами – “Хлеб наш насущный даждь нам днесь...” И далее: “... Станут мои земляки сер­­­дечней... Будут горой стоять друг за друга”. И это тоже другими сло­­­вами: “Не хлебом единым жив человек”. И так почти каждое сти­хот­­ворение объемно, многопланово – второй, третий план в строчках, за строчками, в словах и за словами, фоном... А о любви к ближнему – не перечесть примеров.

Вот еще несколько кратких примеров. В начале своего пути поэт в стихотворении “Присказки” просит напутствия на жизнь у сво­ей бабушки, Авдотьи Павловны Поповой, а на самом деле – бла­гос­ловения “День наступал. Душа тянулась к свету. Наставь, родимая, на светлый путь!”

А разве о материальном благополучии, а не о нравственном сос­тоянии души человеческой такие стихотворерния как “Мы не­пол­ной жизнью живем”; “Мы все облучены” и другие. Или такое: о глу­хой зиме в нашем обществе той поры, лишенного даже звонницы – “Глухая зима”.

Одно из самых трагических стихотворений о смерти сына, где пря­мо говорится о двух мирах – “Саше”. А вот стихотворение о вере и доб­ре, о всем чего нельзя лишать будущее поколение : “Мы с детства ве­рили примете”... А “Весенняя болтовня”? Это же об одном из самых рас­пространенных грехов, особенно характерном для наших дней: пус­тословии, словоблудии, многословии. Это и про депутатов и про пи­сателей и про средства массовой агитации. А ведь за каждое празд­ное слово человек даст ответ...

И хотя одна из тем – удивления, восхищения созданным Твор­цом миром в творчестве Яшина везде есть, но есть и утверждение, что мы на этом свете в командировке, в дороге на постоянное место жи­тельство... –

“Продли мне, Боже,

командировку

       на этом свете,

       на этой планете.

Разве не о четком понимании, что там за чертой уже ничего нельзя будет ему самому изменить, говориться в стихотворении “Отходная”: “И никаких нельзя извлечь уроков.” Изменить может только помощь живых в молитве, в поминании.

Удивительно и стихотворение “Не умру”, когда перед ранен­ным бойцом на грани жизни и смерти встают вдруг важнейшие для не­­го картины жизни родной стороны. Есть свидетельства, что в таком крайнем положении человеку показывается вся его жизнь.

Стихотворение “Еще о собаках” кажется чисто политическое, но после высказанной ненависти к овчаркам, автор в последней стро­ч­­ке как бы остановившись, спрашивает: “А может, по-человечьи Их сле­­дует пожалеть?” Один из собратьев по поэтическому цеху воз­му­тил­ся: “Опять русская уморушка, всепрощение?!.” В духовном же пла­не Евангелие нас учит молиться за врагов и автор, сердцем по­ни­мая это, даже и не подумал менять строчку.

А вот еще одна из последних записей поэта в дневнике о том, что в нем два человека. “Все во мне из двух частей: одна – старая, а дру­гая – молодая (...). Один накопил мудрость. А другой еще только в на­ча­ле этого накопления.” Сравните: “... но если внешний наш че­ло­век и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется” 2 Кор. 4.16.

Или стихотворение “Все можем”, которое в дневнике имеет вто­рое название: “Вот о чем речь”. Всё можем, все имеем: “Моря ру­ко­творные шумят там и тут, Отрогами горными плотины встают”. “... Из­лишние в Вологде умерим дожди...” “И на севере... Чего б ни по­се­яли – всё будет расти... Вселенную... Сдадим к заселению”... Кажется без­мерность возможностей современного мира и вдруг резкий поворот о самом человеке: “Когда ж мы научимся Друг друга беречь?” Тут сами собой приходят слова Апостола Павла: “Если... и знаю и имею дар пророчества, и все тайны, и имею всякое познание, и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто.(2 Кор...)

“А не имею любви...” Яшин родился с любовью к своему Отчему краю, к Родине. “Тебе, любимая!” – назвал он книжку, посвященную 850-летию Вологды. Человек он был вспыльчивый, горячий, увлекающий­ся. Но как он все верно объяснял, когда писал нам, детям, что ссо­ры – это преходящее явление, а любовь – она вечная. Откуда он это знал всегда?! Такие хрупкие, ранимые, драгоценные человеческие отно­шения, а не восполняемые и не заменяемые, скрепленные только любовью.

В одном из ранних стихотворений “Любовь” поэт уже разделяет свои чувства. И по стихотворениям можно увидеть как он подошел к ино­му пониманию не дымящейся страсти – подмены, искажения, а чув­ства цельного, бережного, любви жертвенной – “Счастливы одно­лю­бы”... Или к примеру: “Если бы знать нам, что завтра...”

Пройдитесь по стихотворениям Александра Яшина. Построчно! Мно­гие строки как кличи, воззвания, воздыхания, возгласы:

“А в чем моя вера? Опора? Основа?

Туда ли плыву я? Так ли живу?

Дай мне выбиться из тупика,

Из распутья, из бездорожья...

Зарубцуются ль в сердце моем,

В слабом сердце Рваные раны?

Не верю, что звери не говорят...

Добру откроется сердце

И совесть будет чиста.

Спешите делать добрые дела!

Никакие парки Подмосковья

Не заменят мне моих лесов.

Что кому, а для меня Россия –

Эти вот родимые места.

Бродить по сырой земле босиком –

Это большое счастье!

Но это моя земля,

Моя маята и мечта,

Мои святые места!

Я давно на родине не был,

Много в сердце скопил тоски.

Ни к безверию, ни к сомнению

Не причастна душа моя... ”

Раньше понятия русский и православный были синонимами. Тяга к духовности осталась в России. Пройдитесь по стихотворениям Александра Яшина – и увидите всю историю родины нашей со­вет­ско­го­ времени. Сколько покаяния, исповедальности, искренности, под­лин­­ности. Известно, что каждый народ даст ответ на страшном суде за себя и, интуитивно понимая это, Яшин пишет строки, понятные толь­­ко в учении церкви, когда ноша его, данная СамимХристом, стано­вится невесомой.

Ой ты Русь, моя Русь! –

Ноша невесомая!

Насмеюсь, наревусь! –

У себя дома я.

Очень точно определил в своих стихах суть творчества Алек­сан­дра Яшина Анатолий Передреев в стихотворении, посвященном ему, наз­ванном по его книге “Совесть”.

И вот теперь –

Страницы книги Вашей

Посмертные

И – узнанные вновь…

Я чувствую,

Всем сердцем

К ним припавши,

Какая

Вами двигала

Любовь!

 

Да,

Вы имели право

На тревожный,

На резкий облик

Неуютный свой…

Как путник,

Мглой застигнутый дорожной,

Прислушавшийся

К ветру над землёй.

 

Вы только

Правдой

В мире дорожили,

И говор Ваш,

И выговор,

И стать

Лишь одному призванию

Служили –

Всё на земле

По имени назвать.

Да, именно любовь всеобъемлющая, вечная – к Отчизне, к лю­дям, и в конечном счете к Творцу того удивительного мира, который он славил и воспевал в своем творчестве. Скольким людям он щедро по­могал – всячески, особенно творческим. Вот замечание Пе­ред­рева о творчестве Н. Рубцова:

“Среди современников он, безусловно. опирается на опыт Алек­сандра Яшина с его глубинностью, серьезностью творчества, осно­ванного на коренном языке.

Кстати сказать, большой талант этого писателя помог вырасти це­лой вологодской семье русских писателей...”

Именно большой талант, большое сердце, любовь, которая ни­ког­да не завидовала, не превозносилась, щедро поддерживала живых, вспо­минала об ушедших. Так великодушно как он писал о других, о нем мало кто писал.

Грустное стихотворение посвятил А. Яшину Николай Рубцов “Пос­ледний пароход”, который стал не только для Яшина последним, но и для многих русских совестких писателей – прощальным. И со­вет­ский период стал историей, да, многих уже и в живых нет...

Очень воодушевленно, по-доброму рассказал о своем впе­чат­ле­нии о творчестве А. Яшина и дал его живой портрет-облик ли­те­ра­ту­ро­вед В. Кошелев в беседе с корреспондентом Вологодского радио. Он говорил о фонетических особенностях его языка. Говорил:, что “ Яшин самый вологодский из всех вологодских. Корневой, воло­год­с­кий мужик. Породистый: дворянский, крестьянский. Производил впе­чатление особой независимости. Этой особенной независимости он достиг перед всеми.” Отмечал особенности творческого пути в том, что “Яшин начал фольклористом, продолжил как поэт типично ста­линской эпохи, а закончил как поэт, первый, выломившийся из этой эпохи.”...

Обнаженная совесть поэта не давала ему покоя, а совесть как из­вестно глас Божий в человеке. И “выломился” он из общего те­че­ния именно книгой стихов “Совесть”.

Его независимость была и в том, что он не принадлежал ни к од­ной писательской группировке. Не нашел своей среды, хотя жаж­дал иметь людей близких по духу, бросался то к одному, то к другому. Он понимал что вопросы предельной важности для него, были без­раз­лич­ны для других:

А други смотрят просто,

Какое дело им,

Крещусь я троеперстно

Или крестом иным.

Все его принимали за своего, но всегда чувствуя, что он не их, а сам по себе, самостоятельный. Это русский человек, воз­вра­щаю­щий свою независимость

Да – советский, да – партийный – и ошибался, и заблуждался, и ос­ту­пался. С кем этого не было. Но кто много возлюбил, тому много про­щается и мы, родные, не только верим в это по отношению к не­му, но и в то,что такие как он, прошедшие сполна путь са­мо­поз­на­ния, покаяния, мученический путь своим примером-опытом несут по­мощь следующим поколениям. Видеть свои грехи – уже святость. А он и видел, и раскаялся: “А я берусь обо всем и всех судить, а ведь сам-то даже с собой справиться не могу. Мне ли судить всех и вся...” Пря­мо как : “ Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего...”

Последние дни жестокой болезни он в воздухе, высоко под­ни­мая руку, перелистывал страницы невидимой книги, говорил, что зна­ет теперь как надо писать. Слово он всегда считал высшим даром. ...А то, очнувшись – много раз на день обращался напрямую: “Господи, я иду с Тобой на соединение!..

Когда-то он переживал, видя происходящее: “Я не в ту партию всту­пал”. Теперь, же спросил перед причастием: “Ничего, что я пар­тий­ный?” . “Какое это имеет значение!” – был ответ. А священника встре­тил такими словами: “Какой Вы красивый”, увидев в его лице Того, Кто за ним стоял.

“Сделайте громче!” – попросил он, когда услышал по телевизору, стоявшему за стеной в холле больницы, пение церковной службы, фраг­мент которой был включен как отрицательное явление в какой-то фильм о революции.

“Живыми и мертвыми обладая, воскресый из мертвых, Христос исти­нный Бог наш...” – говорится в отпусте после панихиды. И дейст­ви­тельно, в этом соединение всех нас. Мы, еще живые а они – ушед­шие. У Бога все живы. Мы не одни – они с нами. Как нельзя забывать на­ших святых и молиться им, как помогли Борис и Глеб сроднику сво­е­му Александру Невскому одержать победу, так и нам надо просить о по­мощи лучших наших писателей, поэтов, музыкантов, художников, пол­ководцев – их дела и лучшее в их творчестве, поступках, мы не долж­ны забывать. Такие люди необходимы, особенно в наше время – пере­ходное ли, смутное ли – они своей мукой душевной, своими по­ис­­ками сквозь бездорожье, своими творениями очищают сам воздух от лжи, помогают обрести истину, вернуть радость жизни, отстоять ду­ши наши, чтобы они не остыли как русские печки, защитить Ро­ди­ну нашу бесценную. И советская эпоха сохранила и приумножила раз­нообразные таланты русской национальной культуры.

В век государственного атеизма, когда с детских лет на­саж­да­лось, что религия это явление устаревшее, отсталое, а мы передовые– – особый путь был тех, кто даже и поддавшись на это, не загасил в сво­ем сердце искру Божию – совести, чести, правды, любви. Да что го­во­рить, даже слово русский вытравлялось, заменялось советским. Те­перь – российским. И пробив снова дорогу к вере, заглянув в себя, осу­див в себе многое – тем самым Яшин расчищал путь и своему поко­лению. Это и есть духовный подвиг. ”А нужен ли мой подвиг? Ко вре­мени ли он?” – спрашивает поэт. Нужен и ко времени, к любому вре­мени. Как современно звучат многие его записи и стихотворения!

Есть мученичество физическое и духовное. У России муче­ни­чес­кий путь и у лучших ее сынов – тоже крестный путь. Дети раз­де­ля­ют мученичество своей страны, каждый гражданин несет свой крест и по частице общий навстречу Воскресению. В житии вологодского свя­того Мартиниана, жившего в XV веке говорится, что он, будучи ду­ховником великого князя не боялся обличить его, сказать правду и та­кое поведение преподобного Мартиниана сравнивается с по­ве­де­ни­ем древних подвижников. Во все времена совесть, честь, без­бо­яз­нен­ность стоять за правду перед сильными мира сего считались под­вигом.

Как бы необходим был нам сейчас горячий неподкупный нете­пло­хладный голос такого поэта как Александр Яшин, не от­малчи­вав­ше­гося, действенного.

Любя, восторгаясь, каясь, радуясь, веруя Александр Яшин вос­кре­шает силу слов, наполненность их, красоту “вверенного нам нас­лед­ства”.

“Господи, я иду с Тобой на соединение...”

Господи, мы идем с Тобой на соединение – ушедшие из этого ми­ра и живые, воскреси души наши, возроди землю нашу любимую, вос­ставь народ наш дивный в вере, правде и силе молитвами Всех свя­тых и Святых в земле Российской просиявших и наших на­ци­о­наль­ных русских героев, поэтов, писателей, художников, музыкантов, пол­ководцев – прославленных и непрославленных, тех, которые шли вос­лед Христу.

Деревня А. Яшина уходит.... поля зарастают, не поют песен. Но вот приехали учителя Вологодчины со своими учениками на Боб­риш­ный Угор. День рождения поэта... Это только победители конкурса по твор­честву Яшина. Удивительно с каким трепетом, радостью люди еха­ли такую длинную дорогу не на презентацию какую-нибудь, не на яр­марку, а в леса, в снега, чтобы выйти из автобуса и сказать: “Неу­жели я наконец на Бобришном Угоре на могиле любимого поэта!”

Место вокруг домика и на могиле расчищено, сугробы почти в рост. Священник раскладывает мольберт вместо столика, достает Еван­гелие, кадило, начинается панихида. Люди стоят со свечами вок­руг могилы, сгрудившись на расчищенном месте, а кто помоложе за­би­раются на сугробы. Многие впервые держат зажженные свечи...

А летом крестный ход идет из Никольска в село Дунилово. Вот и мест­ная газета “Авангард” пишет: “С Богородицею – пешком до Ду­ни­лова”. Идут километров 35, а к 12 июля должны вернуться – празд­ник первоверховных апостолов Петра и Павла. 11 июля – день памяти Алек­сандра Яшина и крестный ход заходит на Бобришный Угор, что­бы почтить память своего знаменитого земляка, совершить панихиду, а в этот раз поставить новый крест вместо обветшавшего.

Что же это за место такое Бобришный Угор, облюбованное им с детства и ставшее символом Родины для него. Дом этот рас­ска­зы­ва­ет нам о сложном пути его хозяина от колыбели, которая находится здесь же на чердаке, и до могилы на месте, выбранном им самим. Дом пост­роен, все заведено, а жизнь земная кончилась...

Но путь, намеченный и найденный им после стольких поисков, ду­шевных мук, ясен. Всё есть: красивое потаеное место, согласие с при­родой, уединение, любимая работа, непритязательность в быту, аске­тичность... Все просто, и все царственно:

“Когда вставили косяки в проемы окон, показалось, будто кар­тины по избе развесили. Семь окон – семь картин. И все разные” .”А мне такое заточенье в глуши лесов, снегов дороже славы и наград... Я тут всегда в своем дому, в своем лесу. Здесь Родина моя.” Сюда он бе­жал, в эту светлость бревен избы, где хотел жить и работать, уйдя от камня в природу. “Иду на Бобришный. Опять думаю стихами” – за­пись последней осени.

Что означал уход писателя, который он истолковал как возвра­ще­ние? Возвращение к истокам народной жизни, детства, ко всему то­му “чему учила мать”, к Богу. Хочется вспомнить слова М.О. Мень­ши­кова о преподобном Серафиме:

“Он шел вперед, но, в сущности, он возвращался. От за­дав­лен­ного суетой и ложью человеческого общества он возвращался к состо­янию естественному, вечному, стихийно-чистому, к состоянию той святости, в которой по представлению церкви, мы все рож­да­ем­ся”. И еще: “видимый внутренним зрением, он не только живет, но и учав­ствует в жизни многих...” Конечно, это о преподобном Сера­фи­ме, радости нашей, для кого и мы все, каждый человек – радость. Но все это относится и к поэту Александру Яшину, его подвигу возв­ра­ще­ния в лоно Отчего дома. Не все успел осуществить, но Господь и “на­мерение целует”.

Возвращение – путь России.

Стоят, приехавшие отовсюду учителя, ученики, почитатели – на сугробах, на земле, с цветами, со свечами. Птицы щебечут, служат панихиду : Со святыми упокой...

Домиком на Бобришном Угоре, желанием отшельнической жизни, пусть и по-мир­с­кому понимаемой, своей могилой он словно “застолбил” это место. По­мимо редкой красоты, оно и, вправду, как скит, пустынька – здесь присутствует благодать. Об этом говорят многие записи в книге отзывов побывавших в доме поэта:

«Мы очень рады и благодарны судьбе за то, что нам довелось побывать в этих местах, спасибо, что есть то. чему можно поклониться, снять шляпу и остановиться, чтобы задуматься о жизни и с торжеством дать обещанье о том, что таких как Яшин надо помнить всегда и беречь и ценить то. к чему он прикасался. Это – Россия…»

«Святое место памяти. Здесь чувствуется наша природа и Русь – великого поэта Яшинаь она приняла. Пусть будет это место для раздумий о будущем всех, кто здесь был. Велика Русь наша».

«Не побывать здесь – значит не узнать до конца свою Россию».

«Необъятна и прекрасна наша Россия. Её сила и красота начинаются и живут в таких местах, как Бобришный Угор – источник вдохновения и раскрепощения души».

«Светлой душе – светлая память! Приходящим сюда – удивленья и благость...»

«Ранняя весна на Бобришном Угоре. Сказочные минуты, о которых трудно писать. Нужно самим все пережить. Навсегда останутся в сердцах эти чудесные места и память о дорогом нам человеке».

«Благодатный воздух, живые стены вновь наполнили душу надеждой в это страшное бесовское время».

«Не знаю, что написать. То, что чувствую. не передать словами. Нужно побыть здесь, постоять под соснами у памятника, зайти в дом... Становится как-то спокойно и радостно, и хочется жить».

«Замечательному русскому поэту Александру Яшину – слава! Пусть у каждого в сердце будет свой Бобришный Угор!»

«В Доме Отца Моего обителей много. В одной из обителей небесных нашёл свой приют раб Божий Александр. Он любил Бога, Россию и людей, любящих Россию. Упокой, Господи, душу раба Твоего Александра в селениях Твоих».

«Здравствуй, Александр Яковлевич.

Здравствуй всегда! Читатель».

Наталия Яшина


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"