На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Как убивают журналистику

Субъективные заметки бывшего сотрудника РИА «Воронеж»

Меня зовут Запорожец Вячеслав Петрович. Мне 48 лет. Выпускник факультета журналистики Воронежского государственного университета 1994 года. Творческую дипломную работу «Фельетон в газете» защитил на отлично. Моя первая публикация появилась в прессе в теперь уже далеком 1985 году, потом были сюжеты на радио. Работал токарем на заводе, служил в Советской Армии. Официальную трудовую деятельность как журналист я начал в 1991 году, о чем в трудовой книжке есть соответствующая запись. С тех пор минуло 25 лет, и четверть века я провел в воронежской журналистике. Последние три года работал в районной газете «Новоусманская нива» - корреспондентом, заместителем редактора. То были прекрасные три года. Почему были? Потому что развернуло свою энергичную деятельность региональное информационное агентство «Воронеж», которое так крепко сжало в своих дружеских и профессиональных объятиях все районные газеты области, что стало трудно дышать. В общем, я уволился. И теперь могу спокойно рассказать о своих наблюдениях, поделиться некоторыми выводами, к которым пришел.

И еще: зачем я написал свои заметки? Потому что уже завтра, быть может, нас спросят: «А что вы делали, когда на ваших глазах и вашими руками разваливали журналистику в отдельно взятом регионе, проводя натурный эксперимент?» Мне не хотелось бы ответить: «Ничего».

 

Право на местечковость

 

Районная газета является специфическим средством массовой информации. Ее особенность заключается в сравнительно малой, локально расположенной аудитории - на территории того или иного муниципального образования, причем сельского муниципального образования. Районная газета позволяет осуществлять массовую коммуникацию в пределах обозначенной территории, из чего следует появление у нее такого свойства, как консолидирование жителей по признаку единства места проживания. Говоря проще, районная газета помогает местным жителям ощутить себя некой общностью. Представляется, что такова наиважнейшая функция маленькой газеты.

И отсюда следует несколько отличающийся от более массовых изданий выбор тем публикаций. Если для жителей большого города информация об утреннике в детском саду не является значимой, то для жителей небольшого села - здесь событие. Можно назвать его мелкотемьем, с точки зрения серьезной прессы. Но все не так. Сельскому укладу жизни присуща гиперлокальность - естественная гиперболизация небольших событий со всеми вытекающими фактами. Районная газета как медийный оператор на территории с преимущественно сельским укладом естественным образом функционирует в рамках обозначенного дискурса.

Вывод: к районной газете нельзя применять критерии деловых и популярных изданий в полном объеме. Превращение районных газет в подобия популярных еженедельников - первый шаг к разрушению местной общины. Поэтому на страницах районной газеты имеют право на появление лирика и проза местных авторов, репортажи с детских утренников и сюжеты о начале посевной или уборочной кампании.

 

Ментальный переворот

 

Что происходит на самом деле под видом реформирования районных газет? Происходит создание вертикально интегрированной компании, под которым подразумевается создание единого финансового центра (создан), единого стандарта подачи информации (внедряется), единого графического (визуального) стандарта (внедряется).

Холдинг начинает работать как коммерческая компания, являясь тем не менее государственным. (Давайте вспомним 60 пунктов KPI, по которым должны отчитываться редакции и за которые им начисляются баллы-очки-палочки.) Кстати, яркий пример такой реформы - реформа ОАО «РЖД», реализовывавшаяся в течение многих лет с маниакальным упорством Владимиром Якуниным при полном неодобрении ее, в том числе, и железнодорожными генералами, понимавшими ее губительность для отрасли. Концепция реформы РЖД была разработана американскими специалистами.

РИА продолжит свою энергичную работу по реформе системы районной печати. Я пропущу предполагаемые мной промежуточные звенья и скажу, что произойдет в финале - уже через один или два года. Районных газет не останется вообще. Будет один многостраничный еженедельник, в котором в обязательном порядке будет присутствовать та или иная новость-информашка из каждого района. Таким образом, будет создана видимость информационной насыщенности региональной информацией. Кроме того, появится сильный рекламоноситель.

В финансовом плане издание окажется весьма успешным, а если добавить, что из штата выбросят примерно 260 бездарей и бездельников (в кавычках) из районных газет, то налицо - громкий коммерческий успех реформы. Упускается из виду важнейший момент, здесь я повторяюсь: районные газеты в первую очередь - вне зависимости от качества контента и формы его подачи - выполняют важнейшую функцию, а именно - коммуникацию внутри административно обособленной территории - района, позволяют людям чувствовать себя не населением, а общностью людей определенного края. Складывается впечатление, что развал такой коммуникации и есть конечная цель реформы районной печати. Своего рода тихий ментальный переворот.

Нет сомнений в том, что реформу газет будет сопровождать энергичная кампания по дискредитации сотрудников районных газет: их начнут обвинять-уличать в непрофессионализме, нарушении корпоративной дисциплины, скудоумии и прочее. Такое необходимо как дополнительное обоснование реформы. Отсюда и нежелание РИА обучать-переобучать людей из районов по какой-то системе (например, той, которая была предложена факультетом журналистики) - лучше устраивать череду по большей части бессмысленных и малоэффективных семинаров. А поскольку семинары к видимым результатам не приводят, появляется еще один из поводов обвинить колхозников из районов в ограниченности. А снобизм наших кураторов - он не личностный, тут корпоративная установка. Она не обязательно озвучена, она вытекает из логики реформаторской деятельности РИА.

 

Отучить от газеты

 

Переход на еженедельный выпуск, на который старательно переводятся воронежские газеты («Воронежский курьер», районные издания), - продолжение темы. Еженедельник - специфическое издание, и его особенности не стоит объяснять, потому что они и так известны и профессионалам медиа-бизнеса, и читателям. О преимуществах, недостатках, особенностях еженедельного издания в сравнении с ежедневным (или выходящим три-два раза в неделю) можно вести споры. Но дискуссия имеет смысл в отношении новых изданий, потому что, если взглянуть на вопрос ретроспективно, то можно увидеть, что еженедельники появлялись как приложение к ежедневным газетам, становясь их органичным продолжением, предоставляющим дополнительные информационные и рекламные возможности издателю. Но такое не отменяло и ежедневного выпуска. Массовое появление еженедельников на рынке в начале 90-х (эпохе избавления от тотального государственного регулирования сферы) было обусловлено стремлением новых независимых издателей попробовать свои силы на рынке медиа, создать быстро окупаемый бизнес. Причем сделать все с минимальными затратами, зачастую на голом энтузиазме. Что-то из таких попыток получилось, что-то нет. А вот переформатирование ежедневных изданий в еженедельники - уже инновация, причем подкрепленная сомнительными аргументами об экономии средств. О какой экономии можно говорить, если издания лишаются возможности предоставлять рекламодателю гибкий график размещения платных материалов, то есть денег?! Но самое ценное в инновации то, что читатель начнет постепенно отвыкать от газеты.

 

Понуждение как мотивация

 

Об ошибках реформы. Во-первых, все начинается с подмены понятий. Теперь в газете нет главного редактора как такового, есть директор N-ского филиала РИА «Воронеж». У него отобраны возможности вести самостоятельно даже гонорарную политику, потому что правильность начисления гонораров теперь проверяют и корректируют кураторы газет. Им, судя по всему, виднее, какому сотруднику поставить повышающий коэффициент, а какому не поставить.

Причем все многообразие жанров публицистики сведено, по мысли разработчиков гонорарной системы, до трех видов текстов, типология которых, мягко говоря, смущает: 1. Новость. 2. Расширенная новость. 3. Заметка (статья) - именно так - с пояснением в скобках.

В процессе верстки газеты выпускающий редактор постоянно получает рекомендации куратора газеты: исправить заголовок, что-то изменить в композиции текста, заменить анонс материала, изменить макет (нередко ничего не понимая в принципах организации газетного пространства). Здесь надо объяснить: районные газеты отсылают все сверстанные полосы, включая полосы с телепрограммой, на сверку кураторам. Характерный пример: наш анонс на первой полосе «Супруги N прожили 60 лет вместе» по требованию куратора был заменен на «Бриллиантовая свадьба супругов N». (Объясню: наверное, не все точно знают, что такое бриллиантовая свадьба, а «60 лет вместе» - привлекут внимание многих и могут побудить к спонтанной покупке газеты в рознице.) А чего стоят настойчивые советы убрать с первой полосы анонс телепрограммы в пятничном выпуске, которые, если следовать им, снизят продажи газеты сразу процентов на 20? Откуда взяли в кураторы такого человека без специального образования и, как я понимаю, без минимального опыта работы в средствах массовой информации? Кто принял его на работу? И основной вопрос: «Зачем его приняли на работу?» Не внося фактически ничего конструктивного в процесс выпуска газеты, кураторы (с моей, теперь уже бывшей газетой работает уже четвертый по счету) просто отнимают время и привносят в работу сумятицу. Причем не несут никакой ответственности за содержание газеты.

Еще один пример. На заработную плату штатного дизайнера теперь в первую очередь влияет авторитетное резюме специалистов РИА. Дизайнеру не столько нужно выполнять требования замредактора, сколько следовать указаниям своих кураторов. И такова естественная реакция нормального человека: я имею в виду дизайнера, который просто не понимает, кто и что от него требует.

Создание в рамках РИА «Главфинанса», «Главконтента», «Главдизайна», «Главмаркетинга», «Главрекламы» - и есть упомянутая вертикально интегрированная компания, которая работает не на укрепление районных газет, а на их уничтожение. (Вспомним унылый пример РЖД.) Создание дублирующих схем управления процессом вместо оптимизации приводит к неразберихе и в итоге к снижению эффективности работы системы.

Поэтому любопытна информация о проведенном недавно в Воронеже семинаре-совещании по совершенствованию системы государственного управления регионом. Пресс-служба облправительства сообщила СМИ: «Основной акцент в ходе семинара-совещания был сделан на внедрении комплексной оценки эффективности деятельности руководителей исполнительных органов госвласти области и разработке и внедрении системы проектного управления». На семинаре рассматривали, в том числе, и то, как с помощью внедрения системы проектного управления предполагается избежать «задваивания управленческих процедур». (Цитата из открытых источников.) Странно, да? Губернатор приглашает в регион специалистов по управлению, чтобы избежать задваивания, а в РИА «Воронеж» устроили не то, чтобы задваивание, а переход к немыслимой управленческой структуре. Судите сами: к оценке работы журналиста районной газеты так или иначе причастны замредактора, директор филиала (редактор), куратор газеты, редактор отдела выпуска районных газет, дизайнер РИА, бухгалтер РИА. Каждый может поставить коэффициент - повышающий или понижающий. Например, в марте 2016 года я насчитал себе определенную сумму гонораров (а таблицы в формате Excel теперь каждый журналист и дизайнер заполняет самостоятельно), а в расчетном листке увидел, что она занижена примерно на 5 тыс. рублей. Мне пришлось написать заявление на имя исполняющего обязанности директора АУ ВО «РИА «Воронеж» с требованием разобраться в ситуации с начислением гонораров. Гонорар пересчитали. В сторону увеличения. Ровно на 5 тыс. рублей. Позднее я узнал, что в других изданиях, входящих в холдинг РИА, занижение заработной платы (в гонорарной части) стало обычной практикой. Под предлогом того, что тексты не соответствуют формату, у журналистов изымают от 5 до 8 тыс. рублей в месяц. Причем фонд заработной платы РИА, надо полагать, не сокращается. Забавно, что вердикт «формат» или «неформат», так в некоторых случаях получается, нередко выносят мастера слова, которые в своей жизни не написали ни одной заметки, корреспонденции или репортажа, ни разу не нажавшие на кнопку спуска затвора фотокамеры, чтобы сделать не сэлфи, а снимок для газеты.

В обязанности корреспондентов районных газет входит регулярная подготовка заметок для портала РИА «Воронеж». Установленный за них гонорар - 113 рублей. «Пишите больше - зарабатывайте!» - такой нам дают совет. Сколько воды нужно в решете переносить, чтобы заработать на заметках, отвлекаясь от основной работы? Суть в другом: если от районной газеты будет поступать мало заметок, то она не получит баллов-палочек для KPI (ключевого показателя эффективности - по-русски), что снизит шансы на получение квартальной премии. Такое называется не мотивация, а понуждение.

В местном публичном пространстве звучали упреки в адрес РИА по поводу неэффективного использования бюджетных средств. Назывались суммы: «Районки тратят по миллиону в день!» Но, наверное, РИА тратило по миллиону в день не только на одни районки (в деньги РИА, как выяснилось, засчитали и средства, в том числе, ассигнованные на размещение платной рекламы в частных СМИ региона). Тем не менее во всех районных газетных области работают примерно 300 человек, журналистов из них - около 100, в РИА в целом - около 450 сотрудников. Получается весьма любопытный баланс: 300 человек - в поле и 150 - на зерноскладе, тех, кто заправляет собранным зерном.

 

Регламент для идиотов

 

О регламенте РИА. Регламент представляет собой, по сути, методичку по северо-американскому журнализму. Рекомендации просты: пишите простыми предложениями, не используйте заимствованные слова, придумывайте только информационные заголовки (желательно под хэштэг, который удобно продвигать в Интернете). В общем, нужно быть ближе к народу.

Но если взглянуть на происходящее с другого ракурса, то приходишь к несколько иным выводам. А именно: читатель (потребитель информации) намеренно оглупляется, в том числе, и потому, что письменная речь старательно приближается к разговорной. И дело не столько в функциональной стилистике - из речи старательно устраняются абстрактные понятия. И поскольку требования становятся все менее взыскательными, одновременно профанируется и работа журналистов.

Здесь будет уместна цитата. Наберитесь терпения, и оно будет вознаграждено:

«В начале Второй мировой войны Тавистокские руководители разработали секретный лингвистический проект в рамках директивы британского правительства о подготовке психологической войны против противников. Однако объектом проекта были не противники, но английский язык и народы мира, говорящие на английском языке. Проект основывался на работах английского лингвиста Ч. Огдена, который создал упрощенную версию английского языка на основе 850 базовых слов (650 существительных и 200 глаголов), использующую упрощенные правила их употребления. Куда большевикам с их аббревиатурами и исключенными из алфавита тремя буквами до Огдена! Получился базовый английский, или сокращенно - Бейсик, принятый в штыки английскими интеллектуалами. Дело в том, что авторы нового языка претендовали на перевод всей великой английской литературы на новый язык, что равнозначно тому, как если бы мы стали переводить наследие русской классической литературы на язык рисованных комиксов или дайджестов, что, впрочем, не столь давно предлагалось американскими ценителями русской литературы.

Упрощенный английский язык ограничивал возможности свободы выражения мысли, тем самым создавался концентрационный лагерь ума, а основные смысловые парадигмы выражались через метафоры. В результате создавалась новая языковая реальность, которую легко было транслировать массам и апеллировать к их чувствам через метафорически-интонационный строй языка. Возникала возможность не просто глобальной идеологической диверсии, но складывалась универсальная смирительная рубашка для сознания. Британское министерство информации, которое в годы войны полностью контролировало и цензурировало распространение информации и циркуляцию новостей в стране и за рубежом, проводило активные эксперименты с Бейсиком по сети Би Би Си. Британская Радиовещательная Корпорация получила заказ на ряд передач на Бейсике в первую очередь по отделу Индии. Одним из активных операторов и творцов передач был Д. Оруэлл, автор «1984», который совместно со своим ближайшим другом Г. Бюрнессом был вовлечен в грандиозный послевоенный шпионский скандал».

Д.ф.н., профессор Некрасов С.Н. («Тавистокская психологическая война против человека»).

 

Справка (Википедия):

Тавистокский институт человеческих отношений (Tavistock Institute) - некоммерческая исследовательская организация Великобритании, занимающаяся психоаналитическим исследованием группового и организационного поведения. Институт зарегистрирован в Великобритании как благотворительная организация.

Институт был создан на базе Тавистокской клиники (Лондон) группой терапевтов, исследователей и консультантов в 1946 году при финансовой поддержке Фонда Рокфеллера.

Среди основателей Института были Эллиот Джекс (Elliott Jaques), Генри Дикс (Henry Dicks), Леонард Браун (Leonard Browne), Рональд Харгривз (Ronald Hargreaves), Джон Ролингс-Рис (John Rawlings-Rees) Мэри Лафф (Mary Luff), Уилфред Р. Бион (Wilfred Bion).

Другие известные имена, связанные с институтом: Джон Сазерленд (John D. Sutherland), Джон Боулби, Эрик Трист (Eric Trist), Фред Эмери (Fred Emery).

Основатели стремились поставить на службу обществу психологические и социальные знания. В 1948 году, когда Тавистокская клиника стала частью Государственной службы здравоохранения Великобритании, институт выделился в самостоятельную организацию.

 

Пожалуй, здесь будет уместна вторая цитата:

«Спокойствие, Монтэг, превыше всего! Устраивайте разные конкурсы, например: кто лучше помнит слова популярных песенок, кто может назвать все главные города штатов или кто знает, сколько собрали зерна в штате Айова в прошлом году. Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит, ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные. У них даже будет впечатление, что они мыслят, что они движутся вперед, хоть на самом деле они стоят на месте. И люди будут счастливы, ибо факты, которыми они напичканы, - нечто неизменное».

Рей Бредбери, «451 градус по Фаренгейту».

 

Последняя капля

 

И, так сказать, своеобразная точка над «i» - один из образцов продукта интеллектуальной деятельности медиаменеджеров и медиааналитиков из РИА. Ниже - циркулярная рассылка по редакциям районных газет (да, периодически РИА снабжает газеты методическими материалами).

«Уважаемые коллеги! Предлагаем вам очередную подборку тем и идей для отработки и публикации в газете в ближайшее время.

1. 23 февраля. Как можно и нужно отработать праздник:

а) сделать дембельский альбом с первыми лицами района (взять у них фотки времен службы, порасспрашивать на предмет интересных историй, можно забавных). Если уже делали такое в прошлом году, то возьмите просто известных в районе людей - врача, краеведа, учителя, МЧСника, начальника пожарной дружины,

б) найти тех, кто служит сейчас (или их родных) в интересных местах или особенных родах войск, и узнать, как им служится.

Как не нужно отрабатывать праздник:

а) писать мини- или максирепортажи с возложения венков и цветов к памятнику воинов,

б) подробно писать про воспоминания воинов-афганцев,

в) по возможности не трогать уже ветеранов ВОВ,

г) не освещать мероприятия к празднику в библиотеке, школе, обществе ветеранов и инвалидов, встречи школьников с воинами-афганцами,

д) не писать пространные общие суждения кого бы то ни было (особенно краеведов, чиновников, учителей и библиотекарей) о том, как хорош патриотизм и что каждый должен знать свою историю и гордиться ею.

2. Несанкционированные парковки. Пройдите и посмотрите, есть ли у вас такое, что машины перегораживают тротуары, подходы и подъезды к общественным местам, улицы, мешают прохожим.

3. Разрушенные после мороза дороги, размытые проселки, обрушившиеся берега вместе со сходом снега - если такие вещи есть, надо о них писать, спрашивать у руководителей, что будут делать и когда.

4. Самые аварийные места районов (где, почему, комментарии водителей и ГИБДДшников). Можно сделать карту таких мест с выносками и описанием.

5. Сделать что-то типа инструкции по какой-то теме: как сделать то-то и то-то, например, пошаговая инструкция, как зарегистрироваться на сайте госуслуг или оформить ОСАГО через Интернет, как разобраться, что делать с налогами, как получить налоговые льготы, как приватизировать дом, как не попасться на удочку мошенников с банковскими картами. Можно плотно взаимодействовать с теми, кто обычно присылает вам пресс-релизы, и задать им конкретные вопросы.

6. Традиции района или отдельных его сел. Как жили, что ели, как справляли свадьбы, как назывались и почему так улицы и места. Можно работать не только с краеведами и историками, но и со старожилами - пусть расскажут не только факты, но и байки, мифы, легенды, предания, анекдоты (то, что помнят. Будет живая история).

7. Проверить, в каком состоянии люки, теплотрассы, другие объекты повышенной опасности. Пройти и посмотреть, сфотографировать, если есть опасные места в поселениях.

8. В области третий год действует программа поддержки селян - выдаются субсидии на покупку КРС. Сколько жителей района в прошлом году воспользовались субсидией? Может, еще есть какие-то субсидии у вас. Как крестьяне относятся к такой программе, многие ли держат в своем хозяйстве коров и т.д. Пример хорошей отработки - газета «Народное слово» (Хохол), 19 января 2016 года. «Как купить корову».

9. В Воронежской области проходит акция «Покормите птиц». Как она проходит у вас? Узнайте у школьников, в детских садах, у юннатов. У местных жителей. Можно объявить акцию для читателей: пусть присылают свои рассказы о том, как они кормят птиц, каких интересных птиц заметили - пусть пришлют фото. В Грибановском районе, например, поселились снежные воробьи из Арктики («Знамя труда», 15 января 2016 года).

10. Скоро завершается сезон охоты. Узнайте, как он прошел в вашем районе. Были ли случаи браконьерства, охоты без документов?

Подпись».

Здесь прекрасно все: начиная с тем о состоянии теплотрасс и несанкционированных парковках (крайне актуальных, например, для Нижней Катуховки в Новоусманском районе) и заканчивая рекомендацией не трогать уже ветеранов ВОВ.

 

Эпилог

 

На одном из недавних семинаров РИА для журналистов районных газет один из кураторов-редакторов, выступавший в качестве тьютора, читал что-то вроде лекции о заголовках. Барышня настаивала на том, что заголовок в районной газете должен полностью передавать содержание материала. На естественное возражение одного из участников семинара: «Но ведь тогда никто не будет читать газету…» последовала мгновенная реакция тренера-наставника: «А такова и есть наша цель!»

Конечно, она всего лишь оговорилась и совсем не то подразумевала, и в несколько ином контексте следует ее слова истолковывать, и здесь не то, о чем вы подумали… Ну, в общем, вы поняли.

 

P.S. Не знаю почему, но навеяло.

Збигнев Бзежинский: «Новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счет России и на обломках России».

Из книги «Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство» (М., Международные отношения, 2010 г., стр. 127).

А теперь изменяем несколько слов, и получается тоже красиво: «Новый информационный порядок при гегемонии РИА создается против региона, за счет районных газет и на обломках районных газет».

И еще одна цитата напрашивается - из интервью с писателем Захаром Прилепиным:

«Они контролируют столько всего, сколько вам и не снилось, друзья мои.

Просто они, к их неудовольствию, не всегда могут позволить себе быть самими собой.

Но если им дадут хоть маленький шанс - вы увидите их всех в полной красе и всеоружии.

Они сидят и ждут. И копят, солят, перчат, кипятят тяжелое, надежное, непобедимое чувство по нашему поводу.

Дайте только шанс: выплеснут накопленное прямо на голову.

Впрочем, разве мы говорим только о медиа? Полноте».

Вячеслав Запорожец


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"