На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Литературная память

О влиянии писателей на нравственное состояние общества. Из архивного наследия священномученика Гермогена (Долганева), епископа Саратовского и Царицынского

В Государственном архиве Саратовской области сохранился значительный комплекс документов из личного фонда священномученика Гермогена, епископа Тобольского (в миру Георгия Ефремовича Долганева, 1858-1918гг.) [1] . В составе документального наследия епископа – проповеди, отчеты, доклады, переписка, программы и расписания школьного обучения, обзоры состояния школ губернии, постановки образования и воспитания, материалы о революционных бесчинствах, о проникновении революционного влияния в семинарии, о нарастании народного сопротивления в России, его студенческое курсовое сочинение.

Священномученик Гермоген родился в 1858 г . Окончил юридический факультет Новороссийского университета Санкт-Петербургскую Духовную Академию. По окончании Академии в 1893г. – назначен инспектором, а затем ректором Тифлисской Духовной семинарии. В 1901-1911 годы он – епископ Вольский, викарий Саратовской епархии. В этот период в Саратовской губернии, как и по всей России, нарастает революционное брожение, разложение нравственных устоев общества. На сценах театров, на книжных развалах появляются произведения, культивирующие безбожие, насилие и разврат. В 1911 году епископ Гермоген прочел в Святейшем Синоде доклад, где обосновал необходимость отлучения некоторых русских писателей от Церкви. Об этом же он телеграфировал Государю как верховному защитнику и охранителю устоев православного государства. Однако завершилось все это удалением его из Саратовской епархии и ссылкой в Жировицкий монастырь. В феврале 1917 года епископ Гермоген был назначен на кафедру в Тобольск. Но и здесь он по-прежнему открыто противостоял лжи, насилию, государственному безбожию. В январе 1918 года епископ Гермоген был арестован и в июне зверски убит. На пароходе «Ока» палачи перевязали веревкой камень, прикрепили его к владыке и столкнули в воду под дикий хохот убийц. Его останки, вынесенные на берег реки, обнаружили крестьяне. 2 августа 1918 г .епископ Гермоген был погребен в склепе на месте первой могилы святого Иоанна, митрополита Тобольского [2] .

Документальное наследие епископа Гермогена практически неизвестно современному читателю. Оно не опубликовано, хотя отвечает на многие ныне актуальные вопросы. Сохранились, в частности, материалы, раскрывающие влияние литературы на нравственное состояние общества, позволяющие глубже понять процессы в области современной культуры.

Среди этих материалов – записки о произведениях писателей, поэтов, сценаристов, творивших на рубеже Х1Х-ХХ столетий [3] . Имена многих из них известны современному читателю, ряд их произведений включен в программы общеобразовательных школ. Среди этих имен: Борис Зайцев, Максим Горький, Иван Бунин, А.Куприн, Леонид Андреев, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Лев Толстой, Василий Розанов, Зиннаада Гиппиус, Виктор Вересаев, Федор Сологуб, Томас Манн, Сергеев-Ценский, Андрей Белый, Александр Блок, Николай Гумилев.

Такие писатели как: Арцибашев, Ремизов, Юшкевич, Яблочков, Городецкий, Гусев-Оренбургский, Золотарев, Пишбышевский, Курлов, Осипович, Криницкий, Илигер, Амфитеатров, Верхоустинский, Рославлев, Минский, Руковишников, Луговой, Кузьмин, Федоров, и др. или мало известны, или вовсе забыты. Но, как свидетельствует наследие епископа Гермогена (Долганева), они внесли свою лепту в разрушение уклада народной жизни в России. Он показал, как авторы, отдавшие свой талант делу революционного переустройства жизни, в своих произведениях пропагандируют атеистическое мировоззрение, богоотступничество. Более того, нередко выступают хулителями святынь народа.

В их произведениях отрицались те нравственные основания, которые определяли основы жизни православного человека и всего народа России: уважение к власти, послушание родителям, старшим, целомудрие, добропорядочность и другие достоинства христианина. И, наоборот, они пропагандировали: гордость, тщеславие, самомнение, чревоугодие, вольнодумство, отрицание святынь и другие пороки. владыка Гермоген выделяет кощунственные места, наводнившие произведения этих авторов. Вот некоторые из них.

Александр Блок в стихах о «Прекрасной Даме» кощунственно именует Божию Матерь «милой и прекрасной Дамой».

Куприн: в рассказе «Прапорщик Армейский» крамольничает: «Там в часовне деревянной пред иконою творца поп какой-то полупьяный сочетал наши сердца».

Федор Сологуб в романе «Навьи чары» пишет: «человек идет трудным путем от зверя к совершенствам, и зверя одолевает в себе… мы будем ангелоподобны. Возведем и самый грех в святость».

Максим Горький в «Исповеди»: «а вы не смейтесь ребята, он не поп, не за деньги в Бога верует». Писатель называет Православную Церковь «сволочным местом».

Архиепископ Гермоген открыто выступает против театральных постановок Леонида Андреева «Анатэма» и «Анфиса», которые в 1910 году заполонили театры. Владыка пишет, что писатель «отрицает личного живого Бога и демонически издевается над Его Святейшим именем, проповедует крайний разврат», но поясняет: «я вовсе не имел в виду той или иной литературной ценности ее (имеется в виду пьеса «Анатэма»). Я имел в виду эту пьесу как возмутительный пасквиль против Божественного Провидения и всех дорогих и священных для каждого христианина предметов веры». [4]

К сожалению, голос владыки и других пастырей Русской Православной Церкви не был услышан своевременно (пьесы Л.Андреева запретили почти накануне революции, когда они сумели оказать свое пагубное влияние на десятки сотен зрителей). То, что было очевидно для духовного пастыря, не было понято государственными чиновниками. Власть отказывалась от защиты нравственных основ жизни. Революция приближалась к своему апогею. Последствия всего случившегося в прошлом столетии народ в полной мере пожинает сегодня.

Совершенно очевидно, что, насаждая чуждые ценности, эти писатели

разрушали уклад всей жизни народа, основы великой русской культуры, несущей людям свет христианской нравственности. Современный литературовед Алексей Тарасов в своей монографии «В поисках идеала: между литературой и реальностью», ссылаясь на труды немецкого исследователя П. Тигрена «Шинель» Гоголя и «Нагорная Проповедь», отмечает всеобщее признание христианской направленности русской реалистической литературы ХIХ века, которую можно обозначить как «скрытое богословие», опирающееся на евангельские заповеди. [5] Сохранились воспоминания о том, что Николай Васильевич Гоголь, которому принадлежит великая заслуга повернуть в середине Х1Х века направление русской литературы со светского пути на христианский, писал: «Мне нужно ежеминутно быть мыслями выше житейского дрязгу и на всяком месте своего странствования быть духом в Оптиной Пустыни» [6]

Епископ Гермоген в своем анализе проблем литературы и искусства со всей очевидностью раскрывает огромную роль и нравственную ответственность, которую писатели и все люди творчества несут перед своим народом.

Литература занимает особое место в воспитании человека, в пробуждении совести и нравственных основ личности. Она в равной мере может быть как созидательной, так и разрушительной.

Начиная с 1990 года разрабатывается направление «религиозного литературоведения». Этот термин приобрел устойчивость и находит все более широкое применение. В числе: дискуссионных тем этого направления вопросы функционирования евангельского текста в литературных произведениях, трансляция духовного опыта Церкви и светского общества, а также самих писателей через их художественные творения, эпистолярное наследие, публицистику. [7] Исключительно важно, чтобы в школьных курсах, изучая произведения литературы, обращалось внимание на то, какое нравственное начало несет в себе изучаемое произведение, соответствует ли оно тем ценностям, которые тысячелетиями определяли весь строй жизни народа.

Духовное наследие епископа Гермогена (Долганева) не утратило своего исключительного значения для современников начала ХХI века.



[1] ГАСО, ф.1132, оп.1.,д.99

[2] Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн.2.Тверь. Изд. «Булат», 2001. С.154-175

[3] ГАСО ф.1132,оп.1, д.99

[4] Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн.2.Тверь. Изд. «Булат», 2001. С.159

[5] А.Б.Тарасов. В поисках идеала: между литературой и реальностью. М.,2006. С.9.

[6] «Оптинские встречи. За живой водой». -М.,2005.С.119.»

[7] А.Б.Тарасов. В поисках идеала: между литературой и реальностью. М.,2006. С.6-8.

Зинаида Иноземцева, Анна Егорова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"