На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Ищите праведный путь…

Вспоминая товарища

Ему 8 февраля исполнилось бы только 60 лет. Я пишу о своём друге, поэте, прозаике, актёре и режиссёре Владимире Ильиче Осипове. Умер он 6 февраля 2010 года, прожив всего 52 года. Хоронили Володю в день его рождения у нас в Майском, на сельском погосте.

В начале 80-х годов я работал корреспондентом нашей районной газеты «Степная коммуна». Сотрудничал с областными газетами «Волжская коммуна», «Волжский комсомолец». С корреспондентом «Комсомольца» Володей Осиповым у нас сложились добрые и рабочие отношения. Он звонил мне, заказывал то один материал, то другой. Я же звонил ему, спрашивал совета, интересовался, что нужно газете.

Однажды последовал звонок от редактора «Волжского комсомольца» Владимира Начанова с просьбой приехать в редакцию. В этом 3-х этажном здании бывал не раз, встречали по-доброму, по-хорошему. И на этот раз приехал с радостью, хотя и не знал зачем? А дело оказалось стоящее: мне вручили удостоверение корреспондента «Волжского комсомольца». Доверие большое. Нашёл в своём архиве это удостоверение. Тёмно-коричневые толстые корочки, моя фотография и подпись редактора. Вот здесь, на втором этаже Дома Печати, я и познакомился с Владимиром Осиповым очно. Именно здесь пробежали первые искры нашей дальнейшей плодотворной мужской дружбы.

Я немного знал о Володе. Отец и мать – деревенские люди, подавшиеся в город на заработки, устраивали свою жизнь. Мама, Вера Григорьевна, работала бетонщицей на железобетонном заводе № 2, заработала вибрационную болезнь и стала инвалидом. Затем работала уборщицей. Отец, Илья Порфирьевич, работал слесарем, а потом перешёл на работу сантехником. Мечтал видеть сына образованным. И Володя не подвёл ни отца, ни мать – закончил два высших учебных заведения.

Ещё в школе Кировского района Володя начал писать стихи. В 1975 году представлял Куйбышевскую область на Всероссийском слёте юных пушкинистов, участвовал в работе секции «Юные исследователи творчества Александра Сергеевича Пушкина». За отличные успехи и примерное поведение выпускник школы № 84 Владимир Осипов был награждён Похвальным листом. А за особые успехи в литературе ему выдана Похвальная грамота. После окончания школы Володя ни одного дня не просидел дома – устроился на работу в цех № 7 завода «Экран» слесарем механико-сборочных работ, а 1 сентября, сдав все вступительные экзамены, поступил в Куйбышевский Государственный педагогический институт на факультет русского языка и литературы.

В ряды Советской Армии Осипов не был призван: врачебная комиссия нашла редкую болезнь: «Амиатрофия мышц Шарко-Мари». Он играл в футбол, бегал, тогда ещё ничего не предвещало трагедии, хотя она могла произойти в любой миг, любой час.

Всё это время Владимир пишет рассказы, стихи, рассылает их в центральные журналы. Понятно, что время его стихов ещё не пришло, рассказала мне его вдова Галина Викторовна.

Гремела эстрадная поэзия Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, рекламировалась проза Даниила Гранина, Виля Липатова тех, кто потом отречётся от своих идеалов и предаст русский народ, а Осипов как писал на духовные темы, так и будет писать. Будет терпеть бедность, но останется честным, прямым и верным выбранной дороги. Своими стихами будет бороться против тех, кто не «за наших». Он порывал с теми, кто мельчал и выслуживался перед властью.

После окончания института Володя работал сторожем, стрелком в охране, в редакции газеты «Рабочий» КМЗ имени Ленина литературным сотрудником, потом редактором радиовещания, а затем переходит в «Волжский комсомолец».

Через некоторое время Владимир Осипов позвонил мне и сообщил, что уезжает в Москву, он поступил во ВГИК. И наши отношения прекратились надолго – более 10 лет, хотя я начал читать его стихи в журналах «Наш современник», «Молодая гвардия», видел его в художественных фильмах, где Володя снимался: «100 солдат и 2 девушки», «Ангел смерти», «Дорога в Парадиз», «Сезон обнажённого сердца», «Сталинград». Всего на его счету 15 актёрских работ.

После учёбы на сценарном факультете, Осипов поступает в это же институт на режиссёрский факультет, о чём и мечтал всё время. Учился он в мастерской Юрия Николаевича Озерова вместе с Фёдором Бондарчуком, Иваном Охлобыстиным, Тиграном Кеоасяном, Еленой Тонунц.

Однажды мы с Володей сидели у него дома, пили чай и он мне рассказывал о годах учёбы в мастерской Озерова. Юрий Николаевич прошёл войну с самого начала до конца. Он воевал под Москвой,в Карпатах, освобождал Польшу, Пруссию. Закончил свой боевой путь в Кёнигсберге в звании майора. В 1946 году поступил во ВГИК. Юрий Николаевич любил и уважал студентов из простых степей. "Спорьте, не соглашайтесь, даже ошибайтесь, только ради Бога размышляйте, – любил повторять он...

К этому времени Озеров снял эпопею "Освобождение" в 5 фильмах и "Солдаты свободы" в 4 фильмах и пригласил талантливых студентов сняться в фильме "Сталинград". Володя показывал мне сохранившийся режиссёрский сценарий этого фильма с автографом выдающегося советского кинорежиссёра: "Владимиру Осипову с верой в его талант. Юрий Озеров. 4.12. 1987 года".

– Однажды Юрий Николаевич, – вспоминал Осипов, – взял бутылку вина (сейчас не помню какого). Дело было в прощённый день, выпил с нами студентами и попросил прощения. Вот после этого случая я стал больше читать духовной литературы, осмысливать её.

В 1991 году Володя снял первый свой игровой фильм как режиссёр по сценарию Елены Дудукаловой "Русские идут". Фильм о беженцах, вынужденных уезжать из бывших советских республик. Озвучивает его Александр Невзоров. Сниматься в этом фильме будет известный поэт Станислав Юрьевич Куняев. Этот фильм принёс молодому режиссёру известность в московских кругах. После этого Осипов снял документальный фильм по поэме Андрея Вознесенского "Ров". Соавтором киносценария был мэтр отечественной поэзии, который за кадром читал отрывки из своей, тогда нашумевшей поэмы. Эта работа была показана на международном кинофестивале в Москве, но затем киностудия "Мосфильм" фильм "Ров" положила на полку потому, что Владимир Осипов откажется изменить фамилию гробокопателя Футермана, хотя его просил об этом сам Андрей Вознесенский. Осипов не мог сделать этого, потому, что следовал в жизни своим любимым словам: "Надо жить честно и писать только правду..."

С 1991 года по 1993 год Владимир снимал фильмы, работал в рекламе, в 1993 году был среди защитников Белого Дома, где его зверски избили сторонники Ельцина. Это избиение спровоцировало дальнейшее развитие его болезни.

В 1993 году Володя возвращается в Самару к больным родителям, работает в театре заведующим литературной частью.

Встреча с Владыкой Сергием в корне изменила его жизнь. А произошло это благодаря протоиерею Владимиру (Назарову), с которым Осипов восстанавливал храм в царевщине. Это было для него тяжёлое время. Отец уже умер, а дома лежала парализованная, слепая мать Вера Григорьевна. Надо было готовить, стирать, убирать в квартире, ходить по аптекам. Днём Володя снимал, по ночам монтировал, писал, много публиковался в центральных журналах "Наш современник", "Молодая гвардия", в самарском журнале "Русское эхо". При жизни Володя выпустил четыре сборника стихотворений "Жертва вечерняя", "На русском рубеже", "Выселки", "Нечаянная радость", два сборника прозы: "Монастырская дорога", "Небесный причал". Хочется отметить, что Владимир Осипов единственный поэт в России, чьи книги выходили по благословению правящего митрополита Самарского и Сызранского Сергия.

С 1994 года он работал директором пресс-центра Самарского владыки Сергия. В эти годы он снял тридцать три документальных и игровых фильма, особенно известны: "Стояние Зои", "Территория голода", "Блаженная Мария", "Чудеса в Державино". Владимир Осипов – лауреат всероссийской литературной премии имени Святого благоверного князя Александра Невского (первая премия в номинации "Поэзия", член союза писателей России. С 2000 года последние десять лет прожил в селе Майское Пестравского района Самарской области. После смерти Владимира Осипова на средства его друга и сокурсника по Куйбышевскому государственному педагогическому институту Александра Васюкова были изданы две большие книги: "За наших" и "Однажды на земле". Я так же благодарен Александру Николаевичу за помощь в издании моей книги-воспоминаний о великом русском писателе Валентине Григорьевиче Распутине.

Когда читаешь поэзию Владимира Ильича , смотришь фильмы с его участием, его режиссёрские работы, кажется, что он прожил не одну жизнь: столько много сделано. Его мудрое слово в стихах обращено к современникам. Он делится с думающим читателем своими сомнениями, рассказывает о поисках смысла жизни. Свет земной вечности, щемящей красоты степной разлит в его стихах:

А степь вокруг седая, зоревая,

Волнуются безсмертник и ковыль,

и солнце на закате догорает –

печальной жизни радостная быль.

Тема родины стала ведущей во всех его сборниках. Владимир Ильич воспевает её поля, просёлки, леса:

В потрёпанной роще осина

Весеннею болью полна.

Просёлочная Россия.

Вечерняя тишина…

Притихшие, стылые реки

И птицы, летящие вдаль,-

Всё это дано нам навеки,

За это и жизни не жаль.

Красива родина Россия, здесь посчастливилось родиться и жить:

Это наши – не чьи – то истоки,

Что даровано жизнью самой,

Эти заводи, речки, протоки,

Этот ветер весенний хмельной.

Родину он сравнивает с матерью, и родина, как мать, у нас одна, потому её надо любить, она лечит душу, даёт силы:

Сколько бы не было пройдено,

Съедено славой и ржой,

Есть ещё, есть ещё родина

Где не чужой, не чужой.

Чувством вины и болью за многострадальную родину проникнуто стихотворение «Доля» В.Н. Крупину:

И дым Отечества, как майский мёд горчит.

И над полями ночью свищет ветер,

И, как подранок родина кричит,

И мы за всё, за всё, за всё в ответе.

Родина – это сёла, деревни. Вот как он пишет об этом в стихотворении «Холодный ветер русского простора»:

… Но эти сёла, дали…

Без них как сердцу русскому прожить.

Родина – это простые люди, с которыми сводила судьба: старик – попутчик, случайно встреченная на вокзале уборщица с глазами матери, тётка Настя, копающая картошку, это родня: «мордва, чуваши», которые везут тяжёлый воз, люди терпеливые, простые».

Родина – это Самара – городок, где родился и вырос поэт. Об этом он пишет в стихотворениях «Как в Самару–городок», «Вновь по Самарской дворянской»…

Родина – это село Майское, в котором он прожил последние годы. В его стихах боль за Россию, её народ, вина перед людьми:

Услышать шорох листопада,

Увидеть звёзды над собой,

Почуять дым костра и сада

И ощутить чужую боль,

Стать не пророком – сыном, братом,

Идти по торному пути

И быть повсюду виноватым,

И крест свой до конца нести,

Ответчиком быть – не кумиром,

Живым – как поле, лес, река…

Тогда лишь прозвучит над миром

Твоя негромкая строка.

Дар трагического придаёт его поэзии особую глубину, тонкость и обострённость чувств на грани срыва. Слова «боль» и «печаль» служат для выражения мучительного чувства сыновей любви к родине и всему живому. И только в одном стихотворении вырывается физическая боль, которую он терпел постоянно.

Что с того, что с того, что ночами кому-то так больно?

Что с того, что с тог, что не в силах он то передать.

Его поэзия пронизана жизнелюбием, болью прощания с земным миром, благодарностью Богу за счастье родиться и жить на этой земле:

И никогда, и никогда

Такое не случится боле:

Грустит о чём-то лебеда

В обыкновенном русском поле,

Обыкновенные стога

Застыли строго за рекою.

И никогда, и никогда

Не повториться вновь такое.

Поэзия Осипова православная. Он пишет о жизни, её радостях, тревогах, надежде, вере, нравственных устоях русской жизни.

Циклы стихов о родине, любви, счастье, жизни и смерти – это мучительное раздумье поэта о времени и о себе. Он жил болью за униженную Россию и народ: «Хоть под одним мы ходим Богом», жил по совести и считал, что спасение России в обретении духовных ценностей христианства, об этом писал в статье «Слово о русской словесности».

Его личность вызывала злобную ненависть одних и уважение других, его называли «красным», «коричневым», «черносотенцем». В стихотворении « На русском рубеже», посвящённом известному поэту, редактору журнала «Наш современник» Володя с гордостью отвечает врагам:

Мы вновь на поле Куликовом.

Как ощетинилась орда!

Зарницы в сумраке суровом

И красная в реке вода.

Засадный полк ещё в засаде

И гибнет полк передовой.

И суть не в славе, не в награде –

Я в чёрной сотне рядовой.

 

Я в Чёрной сотне. Слава Богу –

Аз есмь на ратном рубеже.

И в сердце свет, а не тревога,

Успокоение в душе.

 

И с нами Спас Нерукотворный,

Хранитель праведных побед.

Я Чёрной сотне, самый чёрный,

Чернее – только Пересвет.

Большинство его московских друзей в перестройку занялись поисками новых форм самовыражения, а он был верен правдивости. Он тогда чувствовал, что против России ведётся подлая, тщательно спланированная война. Владимиру Ильичу хотелось быть услышанным человеком, стоящим на распутье и поглядывающим в храм.

Кроме стихов он выпустил при жизни книгу рассказов «Небесный причал» – двусоставную повесть. Это своеобразный мозаичный портрет человека и образ его родины, а точнее это судьба человека в судьбе родины. Можно назвать это произведение и портретом души одного из наших современников. В этих невыдуманных повестях на равных живут деды, родители, родственники и друзья главного героя. Есть и довольно известные люди, с которыми автора свела жизнь. Писатели: Куняев, Проханов, Крупин, Шипилов, актёры: Никоненко, Гармаш. Живой тканью в произведение входят патриарх Кирилл и сельские священники, Гоголь и Пастернак, Инесса Армандт и Сталин. Не остаются в стороне коллективизация, Великая Отечественная война, недоворот 91-го и переворот 93-го годов.

«Ищите праведный путь» – завещание писателя и поэта.

Однажды утром, осенним днём я зашёл в комнату , где работал Осипов, он подал мне два исписанных листочка: «Эдик, прочти. Вот два новых стихотворения. Написал рано утром». Читаю. Одно стихотворение написано мне, а другое своей крестнице Анечке – дочери редактора газеты «Благовест» Антона Жоголева.

Вот одно из стихотворений:

Э. Анашкину.

Я всего сказать не смею,

Осторожно говорю…

Как просторно суховею

Во степном седом краю!

Как просторно жить на свете!

Нелюдим и одинок –

Только ветер, ветер, ветер

Свищет между стылых строк.

Только ветхие селенья

На родной моей глуши.

На краю стихотворенья

Помолись и не спеши.

Всё придёт само сабою –

Воля Божья, говорят.

За бедою, за судьбою

Что не нажил – тем богат.

Виноват перед миром, Богом;

Ни обид, ни поздних слёз.

По просёлочным дорогам

Горе горькое принёс.

Но всего сказать не смею,

Между строк поговорю…

Как просторно суховею

Во родном степном краю.

Здесь, в Майском Володя не просто отдыхал, читал и писал, здесь он нашёл своё личное счастье. Осипов познакомился с замечательной женщиной, педагогом, другом нашей семьи – Галиной Викторовной. Сначала они расписались, а затем обвенчались в храме. Они любили друг друга, бережно относились один к другому, много ездили в паломнические поездки по стране. Галина Викторовна выполнила все наказы мужа, собрала и издала две книги, разобрала архив, переписала на жёсткие диски все его фильмы.

После смерти мужа, Галина Викторовна, написала такое стихотворение. Оно опубликовано в книге «Однажды на земле». Издательство «Русское Эхо» город Самара. 2014 год.

Володе

Когда я стану снегом и жнивьём.

В. Осипов

В феврале метут метели.

В поле холодно, темно.

Ты вернёшься снегом белым

Постучишь в моё окно.

 

Настежь распахну окошко.

К дому занесло тропинку.

Упадёт мне на ладошку

Нежно-райская снежинка.

 

За окном в поле дорога

В доме тишь, лампады свет.

И поверю, что у Бога

Живы все и смерти нет.

 

Завершив дела земные,

Я уйду за окоём.

Когда стану снегом белым,

Снова будем мы вдвоём.

 

Мы часто бываем на сельском кладбище на могиле Владимира Осипова. И я, и моя жена Тамара Михайловна, и его друзья Александр Крючков с женой Ниной Ивановной, Анатолий Леонидов с женой Раисой. Берём с собой лопаты, метёлки, очищаем могилу от снега, сорной растительности. Но больше, конечно здесь бывает его жена Галина Викторовна. 

Эдуард Анашкин (Самарская область)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"