На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Прекрасная натура

Добрый и жизнелюбивый Н.В. Сушков

«Почётный старожил Москвы», если б было такое звание, то его несомненно бы присвоили скромному подвижнику русской культуры, её духовному целителю, Николаю Васильевичу Сушкову (1796 – 1871), летописцу живого источника просвещения времени Императоров Александра и Николая – Московского Благородного Пансиона при Московском Университете, славном своими учёными наставниками и воспитателями, хранителю добрых традиций в отечественной педагогике. Имя Н.В. Сушкова прочно связано с духовной жизнью России. Он, может быть, единственный из светских людей, кому Святитель Филарет (Дроздов) так задушевно поверял свои воспоминания. И эти личные беседы со временем найдут своё отражение в труде Николая Васильевича, писанном им много лет и оборванном разве что кончиной мемуариста. Его «Записки о жизни и времени Святителя Филарета», выпущенные в свет на другой год после смерти автора, и поныне – главное пособие для исследователей православной жизни первой половины XIX века. С теплотой и нежностью писал о Николае Васильевиче Фёдор Иванович Тютчев. В своём письме к дочери Екатерине от 8 июля 1871 года великий поэт и мыслитель заметит о Сушкове: «Это была прекрасная натура, в которой под детской непосредственностью таилась незаурядная сила чувств и стремлений… Во всякую эпоху моей жизни он был бы одним из тех, чьё отсутствие я более всего ощущал бы, но в настоящее время я чувствую себя столь недолговечным, что длительные сокрушения уже неуместны». На следующий день поэт записывает: «Не могу представить себе, что он, такой добрый и жизнелюбивый… что он тоже ушёл от нас, унося с собой целый мир традиций, который уже не вернуть».

Тихая и деятельная жизнь Николая Васильевича в целом сложилась вполне счастливо. Его отец, Василий Михайлович Сушков (1747 – 1810) в царствование Императора Павла Петровича состоял Симбирским губернатором. Мать, Мария Васильевна (1752 – 1803), занималась стихотворством и переводами, женщина богомольная и великодушная. Учился юноша Н.В. Сушков в Москве в Благородном Пансионе при Московском Университете, где к тому времени уже два десятилетия трудился Антон Антонович Прокопович-Антонский, сперва читал лекции по естественной истории, а потом тридцать с лишним лет был директором Пансиона. К воспитанию студентов им привлекались лучшие научные силы – историки, филологи, латинисты и грамматики. На главном месте при обучении держались дисциплины – отечественная словесность и русский язык, поощрялись творческие занятия стихотворством и прозаическими пробами. Наставником Николая Сушкова в литературных упражнениях стал профессор Алексей Фёдорович Мерзляков, крупный знаток античных писателей, переводчик с латинского древних классиков и к тому же даровитый русский поэт-песенник, а в непринуждённой обстановке ещё и находчивый импровизатор. По настоянию профессора студент Николай Сушков сочиняет свои первые стихотворения, одно из них «Дружба» было зачитано им в 1810 году на торжественном акте Благородного Пансиона. А спустя пять лет его имя замелькает под стихами и короткими рецензиями в периодике той поры, будут и водевили и комедии, но следа глубокого в литературе они не оставили, запомнились разве что громкие имена исполнителей на бенефисах.

После Пансиона Сушков переезжает в Петербург, входит в общение с крупными писателями и среди них – Державин, Карамзин, Крылов, Гнедич. Как тут не обрести отточенный вкус к вдохновенному слову, не возвысить свои понятия о прекрасном?! Впрочем, любил обходиться скромным и простым бытом, по-старомодному. Присутствие в Министерстве юстиции вскоре поменял на службу в Департаменте горных и соляных дел, занимаясь статистикой и описанием соляных источников, солеварен, и добычей каменной соли. Поездки к соляным озёрам, публикации в «Горном Журнале» и в местной печати надолго отодвинули в сторону изящную словесность. А тут ещё приключения молодости, одно из них закончилось несчастною дуэлью, судом и тюремной камерой. Отсидев в крепости положенный срок, церковное покаяние отбывал в Москве – такова личная просьба. Здесь под влиянием Митрополита Филарета, великого Московского молитвенника, целителя и наставника людей, Николай Васильевич Сушков изживает в себе теплохладное отношение к вере и делается совсем иным человеком – убеждённым, полноценным православным верующим. Теперь его дорога к храму прямая и чистая, и душа его ликует.

Но надо ещё послужить Отечеству на гражданском поприще. И вот он уже зачислен чиновником по Министерству внутренних дел, совершил ряд поездок по Западному краю, затем недолго побыл в Департаменте путей сообщения, женился в 1836 году на Дарье Ивановне Тютчевой (1806 – 1879), родной сестре поэта, и вскоре получил назначение на пост губернатора в Минск. Но послужить долго в этой должности не успел: его слишком открытое сочувствие к воссоединению униатов с Православием закончилось его отставкой. Покинув службу, Н.В. Сушков навсегда поселяется в Москве. Ему уже пятьдесят лет, о карьере думать «и поздно и не нужно».

Москва, московская жизнь целиком захватили душу Николая Васильевича Сушкова. Ведь подходил юбилей нашей древней столицы – 700 лет со времени её основания! К этой дате готовились все творческие силы, и в первую очередь словесники, поэты и писатели. На призыв Михаила Петровича Погодина, редактора «Москвитянина», ко всем творческим людям создать достойные этому событию произведения. Н.В. Сушков принялся за поэму в лицах «Москва». В ней есть исторические деятели – Боярин Кучка, Калита, Суздальский Князь Андрей, а с ними городской люд, – кудесники, юродивые, кликуши – для колорита, и простонародье – дворня, няни, сенные девушки, приживальщики и богомольцы. Все они олицетворяют тогдашний быт Москвы, и каждый говорит и причитает по-своему. Поэма многоголосая, и весьма сценичная, что-то среднее между ораторией и лирической драмой, и народное веселье представлено широко. Чуть позже появилось поэтическое творение Фёдора Николаевича Глинки, также посвящённое юбилею Москвы. Н.В. Сушков усмотрел в нём некоторые заимствования из своей поэмы. Вспыхнула литературная потасовка, но вспыхнула и погасла. Дружеские связи двух литераторов возобновились на старый лад, без взаимных обид.

Но вот критики слева ополчились: для них «Москва» Н.В. Сушкова – образец безвкусия и отсталости. Николаю Васильевичу пришлось отвечать всем, кто раздражался, читая его страницы. «Отечественные Записки» в отзыве на публикацию поэмы «Москва» упрекают автора в опережающих на века предчувствиях давних событий: город станет – сердцем России и будет решать её судьбу. Но ведь то говорится устами отшельника, человека Божиего, а для него грядущее проступает в настоящем, сквозь сон, или через песню, пока ещё как фантазия. Ведь главное лицо драмы – Русь, её народ, её Вера, любовь к Отечеству, её нравы и обычаи. «В них завязка, – пишет Н.В. Сушков, – в них юная жизнь России и зародыш Москвы – развязка великой судьбы России». На упрёк журнала «Библиотека для Чтения», что Н.В. Сушков увлечён чтениями о словесности С. Шевырёва и пишет в подражание ему, Николай Васильевич отвечает: «Об этом спорить не буду и прямо скажу – сочувствую взглядам на историю и Карамзина, и Шевырёва, и Языкова». Национально-мыслящие историки ближе стояли к истине, чем скептики, или ненавистники нашей старины. Такого рода нападкам творение Николая Васильевича Сушкова подвергалось и со стороны некоторых авторов «Современника» и «Финского Вестника», да ведь эта их позиция во многом неизменная. Зато порадовало Сушкова письмо от Ф.И. Тютчева, полученное в начале февраля 1847 года. В нём поэт-мыслитель, в частности, писал: «Гораздо раньше, чем я получил ваши два экземпляра, мы уже прочли вашу драму-поэму… Вот, благодарение Богу, язык живой, язык, имеющий корни в родной почве. И это сразу чувствуется по его яркости, по его благоуханию. Но именно эта-то бесспорная заслуга вашей поэмы, – печать народности, которою вы её запечатлели, – и навлечёт на вас ругань со стороны гнусной клики, состоящей из нескольких здешних журналистов, которые инстинктивно ненавидят всё, что имеет вид и привкус народности».

Более определённо и более резко против разрушителей исторических ценностей и подмен народных идеалов выступил литературный соперник и при этом многолетний друг Сушкова поэт Фёдор Николаевич Глинка (1786 – 1880), творец религиозно-философских поэм «Божественная Капля» и «Видение Макария Великого». «Божественную Каплю» читали и переписывали от руки, но напечатать в России долгое время не могли. Позже это произведение Глинки появилось в свет (1861) в Берлине, и оттуда скрытно переправлялось к нам. Только спустя годы выдающееся произведение Фёдора Николаевича Глинки появится на Родине, в двух книгах, но прочитать его с разумением люди так и не успеют – мешали социально-общественные страсти. А жаль; Глинка в дополнительных разъяснениях к «Видению Макария Великого» говорит о вещах важных, насущных для всех русских. Сын пустыни, Макарий Египетский, предупреждал: «Попомни слова мои – придет, говорю тебе, время, когда бесы станут заходить к людям, разве только за тем, чтобы дивиться на людей, чтобы у них учиться!». Мудрец-пустынножитель далеко видел!.. Эту поэму современники Глинки читали лишь в рукописи, напечатана будет через 150 лет, уже в теперешнее время.

С кона 1850-х годов в московском доме Сушковых стали собираться для собеседований видные интеллектуалы, историки и писатели. Салон Сушковых посещали М.П. Погодин, И.М. Снегирёв, молодой Лев Толстой. Графу понравилась племянница Дарьи Ивановны, Екатерина Фёдоровна, младшая дочь поэта Тютчева – она жила в этом доме с 1853 года. Эта талантливая, тонко чувствующая религиозная натура занималась переводами на английский проповедей Московского иерарха Филарета (изд. В Лондоне в 1873 г.), живо интересовалась жизнью своей страны, Великой России. Екатериной Тютчевой написаны «Рассказы из Священной истории Ветхого и Нового Завета» (1884), книга рассчитана на юных читателей. Образ Екатерины Фёдоровны, светлый и пленительный, восхищает всех, кто посещает Мураново, Дом поэтов Евгения Боратынского и Фёдора Тютчева. Там же хранятся парадные портреты супругов Сушковых, Николая Васильевича и Дарьи Ивановны, из московского их дома.

Перу Николая Васильевича Сушкова принадлежат «Воспоминания о жизни и времени Святителя Филарета», в свет вышли в 1868 году. Без этого труда невозможно представить живой образ великого духовного светила, выдающегося богослова и церковного деятеля. Святитель много лет непосредственно общался с Н.В. Сушковым, поверял ему, и только ему рассказы о событиях в своей жизни, начиная с детства, проведенного в патриархальной Коломне. С августа 1821 года в сане архиепископа Филарет вступил в управление Московской паствою. В отрывках из своих записок, напечатанных во втором выпуске «Бесед Общества любителей Русской словесности» за 1864 год Сушковым последовательно прослеживается путь Владыки по руководству церковной жизнью приходов и училищных заведений. В его проповедях нет и намёка на мистицизм, столь характерный для Петербургской богословской школы времён первоприсутствующего в Синоде митрополита Михаила (Десницкого), воспитанника «Дружеского Общества» и почитателя писаний А.Ф. Лабзина, сподвижника И.Г. Шварца и Н.И. Новикова. Как тут не вспомнить слова Николая Васильевича Сушкова, оставленные им в его записке о трёх Иерархах: Амвросии, Михаиле и Серафиме, труждавшихся до Филарета: «Воспитание всегда кладёт свою печать на чело и сердце воспитанников: развивая силы духа и мышления, оно действует на убеждения и верования наши, оставляет свой след на путях жизни нашей и отражается в нраве и деятельности. Не без следа остались мистические высокие, благородные стремления «Дружеского Общества» в трудах и в целой жизни его воспитанников, каковы были, например: А.А. Прокопович-Антонский, брат его, архимандрит Донского монастыря Виктор, митрополиты Михаил и Серафим, Лабзин, Грибовский, Подшивалов, Максимович, Сохацкий, Перелогов, Черепанов, Тимковский, Невзоров, Багрянский, Походяшин и другие» («Чтения в Имп. Обществе истории и древностей Российских при Московском Университете». 1867, кн. Первая. – отд. Оттиск. – С. 10).

Среди многочисленных публикаций Николая Васильевича Сушкова, кроме главной темы – духовной жизни его времени и обзору деятельности церковного светоча – Митрополита Филарета (Дроздова), бытописатель Москвы собирал по крупицам сведения о литераторах, близких ему по умонастроению: профессоре А.Ф. Мерзлякове, поэте и переводчике «Илиады» Н.Н. Гнедиче, В.А. Жуковском и многих других крупных и более мелких именах – дорожил ими, как оригинальными самоцветами. Всё это собрано и представлено в его главной книге «Московский Университетский благородный Пансион и воспитанники Университета, гимназии, Пансиона и Дружеского общества» (М. 1858. 120 с.).

Предлагаем вниманию наших читателей ряд страниц из этого труда, посвящённых профессору классической словесности и талантливому переводчику А.Ф. Мерзлякову, а также подробности быта Благородного Пансиона, педагогических приёмов его наставников, направленных на благонравное воспитание учащихся. В скобках указаны страницы этой уникальной книги Н.В. Сушкова.

А.Н. Стрижев, М.А. Бирюкова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"