На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Преданья старины глубокой

К 80-летию замечательного художника Сергея Харламова

Достойные граждане Отечества, должны знать историю своего народа.

При постижении «преданий старины глубокой» истории очень важно образное, наглядное знакомство с событиями прошлого через рисунки, гравюры, живописные полотна, фотографии. Художнику исторической темы требуются не только глубокие знания фактов, изучение сочинений историков разных научных школ и знакомство с архивными документами. Необходимы осмысление духовной сути событий, интуитивное чувство исторической правды и меры.

Обширные знания и глубокое понимание духа русской истории и культуры отличает творчество народного художника России, известного мастера графического искусства Сергея Михайловича Харламова. Талант и неустанный труд помогли художнику стать подлинным виртуозом классической техники ксилографии и линогравюры.

Сергей Михайлович – питомец великих учителей и первый среди них – Леонид Максимович Леонов – мыслитель, писатель-классик, восприемник нравственного служения Л.Н.Толстого, Н.С.Лескова, Ф.М.Достоевского… Именно поэтому литературные страницы творчества члена Союза писателей России Сергея Михайловича Харламова совершенны по форме и проникновенны по содержанию и несут на себе печать мудрости.

Изначальная нравственная позиция утверждения правды и совести в искусстве позволила мастеру в полной мере представить цветущую сложность отечественной истории и культуры.

Художник отразил в своем творчестве разные периоды бытия русского народа: былинную Киевскую Русь, нашествие татар, житие преподобного Сергия Радонежского, Куликовскую битву, борьбу русского казачества с католической Польшей, всенародную войну 1812г., судьбу русской литературы в XX веке.

Мастер создает станковые многофигурные исторические композиции, портреты, пейзажи, книжные иллюстрации, декоративные заставки и миниатюры.

Сергей Харламов достиг подлинного совершенства в графическом оформлении более пятидесяти книг, причем многие из них – это эстетические эталоны графического воплощения литературных образов. Достаточно упомянуть неповторимые по смысловой глубине и изяществу воплощения иллюстрации к прозе А.К.Толстого, Н.В.Гоголя, Л.М.Леонова, поэтические гравюры к сочинениям Г.Р.Державина, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина, В.А.Солоухина…

 Подлинным перлом художественно-изобразительного представления литературного произведения стал шедевр Сергея Михайловича – оформление

великой книги Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» (2009г., московского издательство «Вече»). Это одиноко стоящая недосягаемая горная вершина в мировой истории книжного искусства. Мастер зрительного образа встал в один ряд с автором - великим мастером слова.

Литературно одарённому художнику удалось создать целую галерею проникновенных портретов русских писателей, поэтов, историков, среди них: Н.М.Карамзина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, Ф.М.Достоевского, А.Н.Островского, Н.А.Некрасова, М.М.Пришвина, В.М.Шукшина, Н.М.Рубцова, В.И.Белова…

Сергей Михайлович – тонкий знаток западноевропейской литературной классики, что также нашло отражение в его творчестве.

Арсенал творческих приемов Харламова отличает тщательная проработка мельчайших деталей, в том числе и на графических листах больших многофигурных сюжетов: второстепенных мелочей здесь нет и в помине. Ювелирно проработанные детали искусно вписаны в контекст масштабных сложных художественных композиций. Подчас именно какая-либо деталь, на первый взгляд, незначительная, придает всей композиции особое очарование, ощущение подлинности, достоверности.

Сергей Михайлович Харламов так определил свой путь в искусстве:

«Путь художника — это путь от земли к небу, а так как существует два порядка бытия, мир материальный, «дольний», и мир духовный, «горний», то от мира «дольнего» — к «горнему». Поскольку путь развития художника проистекает в духовной сфере, то задача его раскрывать значение духовного в нашей жизни, соотнося ее с евангельскими повествованиями. Идя вперед, не следует пренебрегать уроками прошлого, надо почаще к ним обращаться. Тогда наше духовное становление пойдет успешней…

Сложен и труден путь к прекрасному. Без высшего идеала, без святой небесной мечты можно запутаться в мелочах и дрязгах жизни.

Человеческая жизнь, судьба одного человека тесно переплетены с судьбой своей страны, своего народа. То, что происходит в сердце твоем, то же будет происходить и в мире. Будет устроение в доме твоем сердечном, в твоей душе, будет устроение и в мире…

Художник несет в своем творчестве слово, способное возвысить человека, внести в его душу стройность и лад, желание жить и творить. Утверждая красоту родной земли, он заставляет человека задуматься над смыслом жизни, и уже ради этого стоит жить и творить.

Жизнь наша не ограничивается земными законами бытия, она подчинена законам более высокого порядка, поэтому надо искать эту связь явлений мира внешнего и внутреннего, духовного. Нужно понять, что красота это часть высшей гармонии. Попытаться через историю нашу, святоотеческую, постичь день сегодняшний с его взлетами и падениями, радостями побед и поражениями».

 

«Волхвы не боятся могучих владык и княжеский дар им не нужен. Могуч и свободен их вещий язык и с волей небесною дружен»…

Неизбывная любовь к Отечеству, верность святоотеческой традиции делают злободневными и актуальными гравюры художника, посвященные событиям многовековой давности. Именно поэтому мастеру удается донести до зрителя эпическую симфонию нашей истории.

Очарованный странник на путях Святой Руси – Сергей Михайлович Харламов духовными очами прозревает подвижников благочестия «в земле Российской просиявших»: преподобного Сергия Радонежского и его ученика преподобного Андрея Рублева, благоверного великого князя Димитрия Донского, преподобного Серафима Саровского…

Память русской святости запечатлена на гравюрах мастера, выдержанных в строгой традиции отечественной иконописи. Основателю Свято-Троицкой Сергиевой Лавры художник посвятил 12 композиций, составляющих образное житие игумена Земли Русской. По возвышенному духовному звучанию, по тональности любви и благоговения эти гравюры стоят в одном ряду с известным циклом живописных работ М.В. Нестерова, посвященных преподобному Сергию, и многими православными приравнены к иконам.

Сергею Харламову удалось создать собирательный образ Святой Руси: ее святых, мыслителей, воинов и землепашцев, чья жизнь протекала на фоне величавых бескрайних просторов России с парящими в вечности белокаменными храмами.

В наше смутное время «вся Россия стала полем Куликовым», поэтому особенно ценен опыт патриотизма и гражданственности наших пращуров, их героизм, мужество, самопожертвование во имя Отечества, запечатлённых в шедеврах мастера.

Широкую известность получила серия из 12 гравюр художника, посвященных событиям Отечественной войны 1812г. Через все композиции проходит тема столкновения света и тьмы, любви и ненависти, жестокости завоевателей и героизма защитников Родины.

«Отступление», портреты М.И.Кутузова, П.И.Багратиона, М.Б. Барклай-де-Толли, «Бородинский бой», «Рейд Платова», «После Бородинского сражения (М.Тучкова ищет тело мужа)», «Народные мстители», «Вступление Наполеона в Москву», «Французы в Москве», «Отступление французов», «Великая армия». Трагические образы на гравюрах мастера всей мощью его исключительного таланта утверждают жизнь и любовь, как основу мироздания, вселяют надежду, напоминают: «Бог не в силе, а в Правде».

Отечественную войну 1812г. Сергей Михайлович представляет как подвиг всего русского народа, свободного духом, готового до конца защищать свои святыни, традиции, своих близких, свою землю.

Жизнеутверждающая нравственная позиция, по-русски щедрый и раздольный художественный талант Сергея Михайловича объединяют непреходящее, надмирное, вечное и, одновременно, животрепещущее, актуальное именно в наши дни, необходимое в России всем нам здесь и сейчас.

Мастер эпических исторических композиций – Сергей Михайлович Харламов одновременно выступает правдивым свидетелем и созерцателем сокровенного, тайного, задушевно-интимного в душах и сознании соотечественников.

«Великое – в малом». «Сквозь тернии – к звёздам!»

Раскрывая зрителю это сугубо личностное, внутреннее, художник восходит к широким мировоззренческим обобщениям, столь необходимым в наше лукаво-суетное время.

«Вечны лишь звёзды на небе и нравственное чувство внутри нас»…

Именно поэтому гравюры Харламова воспринимаются не только умом, но и эмоционально, душой, сердцем, совестью, поскольку это – ПРАВДА, «здесь русский дух, здесь Русью пахнет!»

Действительно, композиции мастера повествуют о сути русского Духа: о благочестии и святости, о любви и красоте, спасающей мир, о вере и верности, о неумолимом законе времени…

Графические композиции художника удивительно музыкальны, мелодичны и благозвонны, но это предмет особого осмысления.

Неутомимый Сергей Михайлович Харламов, достигнув маститой зрелости, мудро сохраняет реализм разума и оптимизм воли. Мастер продолжает неустанно пополнять сокровищницу русской культуры зримыми образами цветущей сложности нашей жизни.

Юбилей Сергея Михайловича Харламова – это наш праздник: всем нам радостно, что мы оказались современниками замечательного сына нашего народа, Художника на все времена.

 

Биографическая справка

ХУДОЖНИК СЕРГЕЙ ХАРЛАМОВ

 

Народный художник России Сергей Михайлович Харламов определил главной темой своего творчества – любовь к Родине и её культуре.

С.М.Харламов родился в Кашире 27 января 1942г. Рисовать начал с детства.

Учился одновременно в обычной и художественной школе. Закончил Московский художественно-промышленный институт им. С.Г.Строганова в 1966г. Ныне Сергей Михайлович – Народный художник России, профессор, секретарь Союза художников России, председатель правления Московского областного отделения Союза художников России – признанный мастер графического искусства, лауреат многочисленных премий и наград.

В ходе неустанных творческих поисков художник создал многочисленные живописные полотна и станковые гравюры. Наибольшую известность получили его книжные иллюстрации, выполненные в технике ксилографии. Любовь к книге, к русской литературе стала лейтмотивом всего творчества художника. Талант у Сергея Харламова сочетается с исключительным трудолюбием и целеустремленностью. На иллюстрирование каждой серьезной книги или на создание цикла станковых гравюр художник тратит годы упорного кропотливого труда.

Отметим только некоторые, наиболее популярные работы Сергея Харламова в их хронологической последовательности.

1974-1976 гг. – Серия гравюр «Русские писатели XVIII – XIX века».

1975-1977 гг. – Тридцать два листа гравюр к роману Д.Свифта «Путешествие Гулливера» и принесли художнику европейскую известность.

1975 – 1976 гг. – Иллюстрации к поэтическому циклу В.Солоухина «Венок сонетов».

1976 – 1979 гг.– Серия из гравюр «На поле Куликовом».

1978 – Художественное оформление книги М.М.Пришвина «Я встаю в предрассветный час».

1984-1987 гг. – Серия 12 станковых гравюр «Отечественная война 1812года».

1988-1991 гг. – Иллюстрации к повестям Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», и «Миргород».

1989-1991 гг. – Альбом «Преподобный Сергий Радонежский»

1980г. – Оформление книг Л.М.Леонова «Вор», «Ранняя проза».

В 1989 – 1990гг. – Художник разработал серию книг для детей «Библиотека нравственного чтения»».

1993 – 1995гг. – Иллюстрации к стихотворениям С.Есенина в однотомном полном собрании сочинений Есенина к 100-летнему юбилею поэта.

1995-1996гг. – Иллюстрации к стихотворениям Ф.И.Тютчева.

1996г. – Цикл гравюр, посвященных Сербии.

1998 – Серия рисунков цветным карандашом «По святым местам».

2003 – 2005 – Гравюра «Россия XX век»

2009 – Оформление книги Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

2003-2011 – Портреты генералиссимуса А.В.Суворова, генерала М.Д.Скобелева, атамана М.И.Платова, поэта Н.М. Рубцова.

В цикле работ «В земле Российской просиявшие» художник создал иконописные образы русских святых: равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира, благоверных князей: Александра Невского, Даниила Московского, Дмитрия Донского, преподобного Серафима Саровского…

В своих работах, посвященных русским святым, художник строго придерживается высоких традиций отечественной иконописи.

Всего С.М.Харламов проиллюстрировал более 50 книг различных авторов. Среди них, помимо упомянутых, М. де Сервантес Сааведра, В.Шекспир, Г.Х.Андерсен, Г.Р.Державин, В.Т.Нарежный, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.Хлебников, А.Грин, М.Шолохов, Р.Гамзатов, поэты горной Шории, карело-финский эпос…

Талантом Сергея Харламова движет одна, но пламенная страсть – любовь к русскому народу, верность России. Художник стал подлинным певцом красоты родной земли, русской природы, русских людей.

Сергей Харламов – мастер портретов, создавший замечательную галерею ликов русских писателей, поэтов, полководцев.

Пейзажи России, Сербии, Палестины, увековеченные мастером, отличаются особой проникновенной одухотворенностью.

В поисках заветного идеала Сергей Харламов год за годом возрастал в своем творчестве к постижению гармонии и подлинной духовной красоты русского мiра. Выбрав технику ксилографии, художник поднялся над яркостью и разнообразием цвета и обратился к аскетической сосредоточенности стихии света, предпочитая светоносность создаваемых образов, переходящую на его гравюрах в подлинную духоносность.

В многочисленных публикациях творчество мастера получило высочайшую оценку у ведущих отечественных искусствоведов и деятелей культуры.

Мастер одарен и литературным талантом. Богатство жизненных впечатлений художник воплощает своим четким и ясным языком в литературных миниатюрах-раздумьях, рассказах-воспоминаниях. Миниатюры Харламова – это не забава художника, а исповедание пережитого, передуманного, прочувствованного.

Сергей Харламов активно пропагандирует русское национальное искусство, выступая по радио и телевидению, участвуя в 50 выставках, публикуя в печати статьи о высокой нравственной миссии отечественной культуры.

Мастер принимает активное участие в общественной жизни: он возглавляет правление Московской областной организации Союза художников РФ, активно борется за сохранение архитектурных памятников исторических городов России и, прежде всего, Москвы.
Свой опыт и знания Сергей Михайлович щедро передает своим многочисленным ученикам.

Достигнув возраста маститой зрелости, художник Сергей Михайлович Харламов продолжает обогащать отечественную культуру всё новыми уникальными гравюрами.

Очень хорошо сказал о творчестве Сергея Харламова замечательный скульптор Вячеслав Клыков:

«Что удивительно в произведениях Сергея Харламова? Почему каждая встреча с его работами, каждая его выставка становятся праздником искусства? Уникальность, цельность его натуры прежде всего в том, что он сочетает высочайший профессионализм, изначальный дар графического видения с неизмеримой любовью к своей Родине, её истории, традициям.

Смотришь на гравюру Сергея Харламова и оказываешься в настолько родном, знакомом тебе мире… Всё это так близко русскому человеку – и темы, и сюжеты, и манера исполнения. Кашира, Нижний Новгород, Рязань, разлив Оки… Всё это Россия. Художник поразительно точно передает её образ, кажется, ты сопереживаешь с той же, что и автор, волнующей силой. Вечностью, мощью веет от этих гравюр, и на душе становится как-то ясно, просто, спокойно. Нет места суете. И хочется верить в то, что не все так плохо на Руси. Россия встанет обязательно на крепкий государственный державный путь развития. В том, что эта вера оживает, заслуга ряда наших художников, и прежде всего, я считаю, Сергея Михайловича Харламова. Потому что он нам дает державное видение нашей страны. Не просто тонко передает красоту реки, деревьев, неба, а дает образ великой природы, дает теми минимальными средствами, которыми располагает графика. Черно-белое… Но как это черно-белое проникает в сознание!

Об этом человеке можно по праву сказать, не будем стесняться, – это великий русский художник!»

Александр Бочков, член Русского исторического общества


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"