На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Что в школьной жизни было!

Мои учителя

Несколько лет назад прочитала книгу. Это немного мистика, немного фантастика. Основная мысль — чёткая и ясная: пока о человеке помнят — он жив. Если же о нём забывают, человек уходит в небытие. Вот мне вдруг и захотелось написать о событиях полувековой давности в память о людях, которые сформировали моё мировоззрение и мироощущение. О моих учителях.

Более пятидесяти лет назад я окончила школу в большом донском селе Новая Калитва. Два двухэтажных здания еле вмещали всех учащихся. Иногда приходилось заниматься в маленьком одноэтажном доме, на «Камчатке». Учились в две смены, и было по два, а то и по три параллельных класса. Мы, дети Новой Калитвы, учились здесь все десять-одиннадцать лет. Из окрестных сёл приходили к нам ученики после начальных и восьмилетних школ. Калитвяне и ребята из близлежащих степных деревень считались «воронежскими хохлами» из-за особого разговорного местного языка – смеси русского и украинского. Из сёл, расположенных ниже по течению Дона, приходили, «москали». У них был свой особый говор, тоже смесь русского и речи донских казаков. Все мы жили дружно, хотя не обходились без взаимных подколок и дразнилок. Никто на это не обижался. Мы, «хохлятские» девчонки, немного ревновали своих мальчишек к «москальским». Среди них встречались очень красивые девочки – высокие, стройные, с косами до пояса.

Учителя остаются в памяти хорошими, замечательными. Они не просто работали в школе, они жили школой. Не считаясь со своим личным временем, все силы отдавали, чтобы дать нам прочные знания по своим предметам, а, главное, чтобы воспитать из учеников людей с правильными моральными и нравственными устоями. Учили нас трудиться и уважать труд других, читать хорошие книги, любить свою Родину. Мы тоже относились к учителям уважительно. Не давали им обидных прозвищ, как часто можно прочитать в книгах или услышать в фильмах. Самое большое, что мы позволяли себе, это называть Марию Андреевну — Марьяной, Евгению Евсеевну — Евгешей, а молодую учительницу физики, Марию Михайловну — Миледи.

Конечно же, поведение наше далеко не всегда было примерным. Случались и различные чрезвычайные происшествия: срывали урок или прогуливали занятия. Но это делалось не назло конкретному учителю, а просто из озорства или приключений ради.

Естественно, что встречались среди учителей случайные люди, жёны часто меняющегося местного начальства, но они долго не задерживались и, как я теперь понимаю, никак не влияли на здоровый климат в учительском коллективе. И не о них здесь речь.

Настоящая интересная школьная жизнь началась в 5-ом классе, когда классным руководителем у нас стала молодая учительница физкультуры Мария Андреевна Колесникова. Ох, и хлебнула она с нами лиха! Класс был большой и разнопёрый, с большим числом второгодников и хулиганистых мальчишек. И ей надо было создать коллектив дружный и успевающий.

Всё началось с украинского танца «Гопак». Решили его разучить и выступить на концерте. Сначала отнеслись к этой идее скептически, тем более, что мальчишки в нашем классе были ниже девочек по росту. Но потом неожиданно увлеклись на репетициях. Дома вместе с родителями сшили себе красочные костюмы с венками и лентами, с узорчатыми сорочками и фартуками, с широкими шароварами и юбками «колокольчиками». Танец наш имел бешеный успех. Мы выступали со своим гопаком с 5-го по выпускной класс. Танец изменялся, усложнялись движения, совершенствовались костюмы, но неизменными оставались задор в пляске, искромётная музыка и аплодисменты зрителей. Памятны и другие номера художественной самодеятельности. Коля Стрижаков играл на баяне «Полонез Огинского», «Турецкий марш». А сценка из кинофильма «Свадьба в Малиновке» пользовалась большим успехом у зрителей. Всему этому предшествовали длительные репетиции, где мы смеялись, дурачились, переругивались. Марии Андреевне стоило немалого труда, чтобы утихомирить нас и направить неуёмную энергию в нужное русло.

Начиная с 7-го класса у нас стали регулярно проводиться чаепития. Мой отец работал на «бензовозе» и два раза в день ездил в Россошь на нефтебазу за моторным горючим. Я, или кто-нибудь из моих одноклассников, ехали с ним и покупали 2-3 торта для нашего стола. Это были необыкновенные застолья! Мы учились общаться в непривычной для нас обстановке за общим столом, вести себя чинно и степенно. А самое главное – учились танцевать парами вальсы, медленные и быстрые современные танцы. Пары никак не хотели складываться. Мария Андреевна голосом, не терпящим возражения, командовала: «Гребенюков танцует с Полкопиной, Кривченко – с Величко, а Ревин — с Плющевой»… И мы, слушались, хотя ворчали и смущались. Осваивали элементарные танцевальные движения, учились общению — «мальчик-девочка». Танцевали под баян или в школьном радиоузле крутили пластинки.

Мария Андреевна растила малыша сына. Она приходила с ним на наши репетиции и концерты. Мы по очереди с охотой нянчились с ребенком, а она вела танцевальные занятия.

Конечно же, далеко не всё было гладко в классной жизни. Случались всякие «чрезвычайные происшествия», которые требовали специальных разбирательств и особых мер. Так, уже в 9-ом классе, наши девочки сумели отличиться и прогреметь на всю школу. Учились тогда на первом этаже. Из окон виден двор и спортивная площадка. На переменах мальчишки часто играли в волейбол или демонстрировали своё мастерство на перекладине. Вот и на этот раз наш одноклассник, очень хороший спортсмен, Коля Стрижаков на турнике «крутил солнышко». Собралась приличная толпа зрителей. Нам, девчонкам, захотелось поболеть за Колю, подбодрить его. Выходить обычным путём было далеко и лень. Мы открыли оконные рамы и благополучно выбрались из класса, хотя с подоконника до земли было довольно высоко. Назад решили следовать тем же путём. Это оказалось намного сложнее. Пришлось помогать друг другу. Вот тут-то нас и поймал кто-то из учителей! Мария Андреевна оставила весь класс после уроков. Пожурила нас, девчонок, но было видно, что она не сердится, даже относится с юмором к этому происшествию. Тем не менее, всем провинившимся в дневниках написала: «Лазила в окно». А мне ещё добавила: «Является зачинщицей этого мероприятия». Хотя зачинщицей была не я, обиду долго не держала. К сожалению, в 10-м классе вынуждено расстались с нашей замечательной «классной». Ей предстояло весной защищать дипломную работу, она училась заочно в ВУЗе. Но наша дружба оставалась крепкой, продолжалась и во взрослой жизни.

А нам назначили классным руководителем учителя математики Никифора Евдокимовича Плохих. Львиная доля смешных воспоминаний о школьных днях связана именно с ним. Жаль только, что уроки математики проходили слишком весело. Многим из нас позже пришлось предмет осваивать самостоятельно. Больше повезло тем классам, где математику вела жена Никифора Евдокимовича — Станислава Петровна. Там было всё на должном уровне. Потом никто из выпускников не жаловался на проблемы с математикой. Но мы на Евдокимыча остались не в обиде. Он был очень добрым человеком. До сих пор ни одна встреча одноклассников не проходит без цитирования его высказываний, копирования интонации и жестов. И всё это — под общий дружный смех. Мы же к выпускному классу стали дружным спаянным коллективом и требовали от Никифора Евдокимовича традиционных чаепитий и других мероприятий. Он пытался сопротивляться, ссылаясь, то на плохую успеваемость некоторых наших товарищей, то на свою занятость. Но мы всегда побеждали, и жизнь в классе шла своим чередом.

Внеклассная школьная жизнь так же была насыщенной, интересной и разноплановой. Это — краеведение и военно-патриотическое воспитание, спорт, тематические вечера, всевозможные диспуты Это — клуб весёлых и находчивых, выставки работ учеников, работа на пришкольном участке, помощь колхозу в уборке урожая…

О нашем знаменитом учителе, знатоке в краеведении Иване Ивановиче Ткаченко уже много написано. Вспоминаю интереснейшие экскурсии, походы «красных следопытов» и поездки. Большая группа учеников 7-8 классов посетила места, где Герой Советского Союза, комсомолец Василий Прокатов при прорыве вражеской неприступной обороны закрыл своим телом амбразуру фашистского дзота. Добирались туда на катере вниз по течению Дона. Ночевали в селе Дерезовка, а назад возвращались пешком. Километров пятнадцать. По дороге устраивали привалы с купанием на Дону и всегда интереснейшими рассказами Ивана Ивановича об исторических событиях, происходивших в местах, где мы шли.

Примерно в этом же возрасте летали на самолёте-«кукурузнике» в Павловск. Там ночевали, а домой возвращались на катере. Сколько впечатлений и приключений! Нельзя сказать, что мы вели себя примерно. Особенно во время ночёвок, буквально — «стояли на головах». Пётр Петрович Осипов, учитель зоологии, даже пытался разогнать особо буйных ремешком от фотоаппарата. Это вызвало очередной бешеный взрыв веселья. Теперь я понимаю, сколько сил, терпения и выдержки требовалось нашим учителям, чтобы успокоить нас. А они ещё успевали рассказывать много интересного и познавательного.

Небольшая группа учащихся 5-6-ых классов ездила в далёкую Вологду, на родину героя Василия Прокатова. Была жива его мать. Встретила она наших ребят приветливо, рассказывала о своём сыне, делилась воспоминаниями.

Были экскурсии в Каменную степь, Москву, Ленинград, Волгоград и другие города. Но особенно мне запомнилась поездка на родину героев-молодогвардейцев в город Краснодон. Ехали на грузовике в кузове на скамейках, сколоченных из досок. Всю дорогу пели и смеялись. В Краснодон прибыли к вечеру. Все притихли, когда увидели в центре города памятник героям. Тогда ещё были живы родители молодогвардейцев. Мы встречались с мамой Любови Шевцовой, Сергея Тюленина, отцом Ульяны Громовой и многими другими. Они охотно рассказывали о своих детях, об их характерах, фактах из жизни. В книге об этом не прочитаешь, да и чувства совсем другие испытываешь от общения с живыми свидетелями подвига молодых ребят. А вот мама Олега Кошевого не смогла встретиться с нами из-за плохого самочувствия.

В Краснодоне мы провели три дня. Посетили все памятные места, связанные с деятельностью организации «Молодая гвардия». Стояли, молча, глотая слёзы у шурфа шахты, куда фашисты живыми сбросили мальчишек и девчонок, почти наших ровесников. Евгения Евсеевна Орлянская, учитель русского языка и литературы, натура возвышенная, увлечёнными рассказами направляла наши мысли и чувства в патриотическое русло.

А ещё мы познавали городскую жизнь. Краснодон — украинский шахтёрский город, благоустроенный, чистый, с богатыми по тому времени магазинами. «Крестьянские дети» с восторгом осваивали аттракционы в парке и лакомились незнакомыми городскими сладостями. Помню «ромовые бабы», про которые Евгения Евсеевна сказала, что «ничего нет на свете вкуснее». Справедливости ради надо сказать, что мы не были отсталыми и забитыми подростками. Многое знали и умели. Пытались модничать. Распевали современные песни, танцевали модные «твист и рок-н-ролл».

Домой возвращались ночью. Проезжали через шахтерский городок Счастье. Это был чудо-городок в вечерних огнях — чистенький, весь в зелени, цветах. Настоящее Счастье! И как сейчас больно слышать, что городок почти разрушен «бандеровцами». Это не укладывается в голове. Варварство и преступление власти против своего же народа!

…Мария Андреевна сумела увлечь нас занятиями спортом. Занимались в основном гимнастикой и лёгкой атлетикой. В школе был спортивный зал, оснащённый всеми необходимыми снарядами. Здесь проходили уроки физкультуры. А более способные и увлечённые ребята упорно тренировались, осваивая программы спортивных разрядов по гимнастике, и добивались неплохих результатов. Я была в «середнячках» — на пьедестале почёта не стояла, но имела второй взрослый разряд. Некоторые же ребята и девчонки просто виртуозно выполняли упражнения на гимнастических снарядах. Самое же главное, что у нас на всю жизнь осталась хорошая осанка и походка. Меня до сих пор спрашивают, чем я занималась в молодости — танцами или гимнастикой.

Лёгкой атлетикой занимались в тёплое время года. Часто ездили на соревнования в Россошь, где приходилось выступать и за школу, и за колхоз. Особенно нравилось выступать за колхоз. После соревнований нас водили кормить в единственный тогда в Россоши ресторан «Радуга». И дело было вовсе не в еде. Это было своеобразное приключение, которое потом долго со смехом и шутками обсуждалось и пересказывалось друзьям.

Вообще, у нас в школе находилось каждому занятее по душе. Работало множество кружков, был свой духовой и эстрадный оркестр, школьный радиоузел. Музыкальной жизнью руководил учитель пения Орлянский Василий Дмитриевич. Он познакомил нас с популярными классическими произведениями. Часто на уроках он исполнял на аккордеоне «Рондо» Моцарта, «Полонез Огинского», «Танец с саблями» Хачатуряна. Пытался даже учить нотной грамоте. Сколько же сил, терпения, умения он вкладывал в свою работу! Особенно в подготовку выступления школьного хора. Ведь мы были далеко не ангелы и вели себя не всегда примерно.

В 1960-ые годы школьники всей страны работали на полях, помогали колхозам в уборке урожая. Сейчас живём под иным девизом — «Каждый должен делать своё дело!». Возможно, это правильно, но тогда мы с удовольствием ездили на уборку кукурузы и свёклы. Колхоз за нашу работу выделял школе какие-то деньги. Поэтому и была возможность совершать поездки и экскурсии. Кроме того, существовал пришкольный участок земли, на котором, под руководством учителя биологии Татьяны Яковлевны Волошиной выращивали огородные и полевые культуры. Даже проводились опыты по агротехнике. Кое-что получалось. В какое-то лето моё звено вырастило рекордный урожай картошки. Эту картошку и другие овощи мы с Володей Черноусовым возили в Воронеж на сельскохозяйственную выставку.

Были учителя, которые не играли заметной роли в общественной жизни школы, зато прекрасно преподавали свой предмет. В нашем классе русский язык и литературу вела Зинаида Яковлевна Прядиева. Это была строгая, неулыбчивая, суховатая женщина. На её уроках притихали даже самые шумные и вертлявые мальчишки. Она сумела привить нам любовь к чтению, литературе, научила грамотно писать сочинения. Вот я и теперь «сочиняю». Даже грамматических ошибок делаю не много.

Особо хочется написать о преподавании немецкого языка. Обстановка на уроках царила непринуждённая. Полина Антоновна Чалая, простая, добродушная женщина, не требовала от нас зубрёжки грамматических правил. Мы читали и разговаривали на немецком языке. Зачастую немецкие фразы чередовались с русскими и даже «хохляцкими». Читали у доски диалоги по ролям, разыгрывали какие-то сценки. Всё это происходило спокойно, даже весело. Как-то незаметно освоили все положенные по программе темы: «Моя семья», «Столица нашей Родины», «Моё село». Много уделяли внимания изучению народной жизни в Германии, её достопримечательностей. Учили наизусть стихи. Некоторые из них я до сих пор помню. В старших классах занимались исключительно по немецкой газете «Neues Leben» — «Новая жизнь». Читали и переводили тексты. Тексты были сложные. Поэтому изучение немецкого языка в институтах не представляло для нас никакой сложности. У одной ровесницы в престижном столичном вузе спрашивали, в какой школе со специальным уклоном она изучала немецкий язык. Она не без гордости отвечала: «В Новокалитвенской сельской школе!». Мало того, многие из нас сейчас бывают за границей, где приходится общаться с немцами. И общаемся! Не сказать, что совсем свободно, но друг друга понимаем. Моя одноклассница часто бывает в Германии. Как-то в телефонном разговоре она сказала: «Я так благодарна Полине Антоновне! Выучила меня немецкому языку!». Вот и сельская школа!

…Перечитываю написанное и понимаю, что не рассказала и тысячной доли важных, интересных и весёлых событий школьной жизни. И всё же – это моё запоздалое «спасибо» нашим учителям. Спасибо — с низким поклоном, с доброй памятью. 

Наталья Бойко-Величко (Воронеж)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"