На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

«6.08.»

Из книги рассказов целинника

"Это сказал я!..

Не знаю, много ли, объективно, если человеку стукнуло 23.

Об этом я задумался, когда мне как раз исполнилось 23. И я тогда пришел к выводу, что, субъективно, очень много. Это, по-моему, уже давным-давно такой возраст, когда человек перешел от слов к делу, имеет за душой нечто вроде твердой почвы под ногами, стоит крепко и уже не собьется с пути.

Но еще задолго до 23 эта мысль сидела во мне не словами, а чувством. Я завидовал пионерам Вале Котику и Коле Дубинину, потом Аркадию Гайдару, который в 15... Николаю Островскому. Молодогвардейцам и Лизе Чайкиной. А позже завидовал Добролюбову, который в 25… И еще позже я завидовал самому себе, каким был в своей тракторной бригаде, и всей Бригаде завидовал, но ведь не вернешь.

Это чувство копилось, копилось во мне, и р-раз, родилась мысль, а за ней убеждение. В один прекрасный день, уже после того, как мне исполнилось 23. Совсем недавно, встав поутру, я сочинил простенькую фразу: "...мне надоела трепотня".

Не знаю, как там на других ТВ, особенно на Шаболовке или в Останкино, где я не был, а на нашем, Омском ТВ, трепачей и, наиболее активную их часть, крикунов хоть отбавляй. Вот сядут в буфете, или около, с кофе или без кофе, и говорят, говорят. Говорят… И стоя могут говорить, говорить, и на ходу, и за едой, и за работой. Вообще-то я не против того, чтобы поговорить, посудачить, но говорить так, как трепачи, на то они и трепачи, не хочу, не же-лаю.

Конечно, если бы ТВ не объявили новым, как говорят, искусством, то к нему и трепачей примазалось бы меньше. Но к новому, пока люди разбираются в нем, всегда лавиной примазываются проходимцы и жулики, и наше ТВ здесь не исключение. Да и на старые посмотреть!.. К тому же студий развелось на наших, необъятных просторах видимо-невидимо, по последним данным около 120. Теперь помножьте 120 на 100, число работников нашего, среднего, обычного ТВ, и получается ого-го. Где же сразу набрать 12 000 отличных работников? Увы, увы, что значит нет.

Слава Полисадов, начальник ЭВМ Омского сельхозинститута, одной из первых в стране, после моей передачи о Норберте Винере, отце кибернетики, подарил мне книгу Винера «Кибернетика и общество», и там, в гл. 8 я вычитал: «Люди, избравшие своей карьерой сообщение, очень часто не располагают ничем, что они могли бы сообщить другим». Таких «не располагающих», но делающих вид, что «располагают», много среди 12 000, и почти каждый из них, делая вид, считает, что у него-то, именно у него-о есть нечто выстраданное, что он непременно должен сообщить другим, тому же Норберту Винеру или таким, как Слава Полисадов с друзьями, построившим здание для ЭВМ и запустившим эту самую ЭВМ, то есть всем «другим», и надо сообщить нечто неслыханное-невиданное, да-да, а как же, и мы не лыком шиты.

Аудитория нашего ТВ – 500 000 человек ежевечерне. И если бы эти 500 000, засевшие у ТВ как у печки, слышали, как я, разговоры трепачей о том, кто сколько зарабатывает, у кого сколько и каких любовниц или любовников, кто сколько, чего и с чем выпить может, где, кто и как парится, вперемежку со спорами о специфике самого нового искусства, монтаже, крупных и общих планах, судьбах модернизма и постмодернизма, то наверняка 500 000 в один прекрасный день сломали бы свои телевизоры и выбросили их на помойку.

 Ну, не все, но многие сделали бы, выбросили и вспомнили о настоящей печке. Ведь если бы я знал, что «м-мэтр», как именуют трепачи, «м-мастер», ратующий за то, чтобы каждый оставался верен своей подруге, сам-то не верен ей, я бы не стал слушать такого человека. По крайней мере, если бы вы видели, как я, редактор, выписываю гонорары трепачам, вы бы многое поняли.

 Мне жалко своего соседа, который с семи до одиннадцати, забравшись с женой под толстое ватное одеяло, слушает трепачей. Если бы он, несчастный, знал!.. А может быть, трепачи и такие зрители устраивают друг друга, вы нам, мы вам? Недаром же я, человек беззаветно любящий слово и зримый образ, даже я называю ТВ «конторой».

И вот в один прекрасный день я в открытую осудил 26-ой. 26-ой – небольшой магазинчик, где за 26 коп можно выпить стакан вина, а потом, как и за кофе, почирикать о новом искусстве, послушать трепотню, в которой каждый умнее всех, и слушает только себя даже во время пауз. Я не обобщаю, ни-ни!..

И на 24-ом году жизни, когда я с головой влез в телевидение, историю нравственности, а при помощи Славы Полисадова еще и в кибернетику, мне, конечно, набили оскомину не все, а как раз те, кто с пеной у рта требует с меня «деньги, деньги, деньги»: «Олег Федорович, когда гонорарчик?», «Товарищ Кулепин, а сколько начислили?..» – за равнодушно, бездушно, только ради денег сделанные «материалы» о мире, совести, о войне, или дружбе между людьми и народами. Не нужно платить за эти передачи ни копейки, чтобы проверить, ради чего же, на самом деле, они делаются, и вообще такие передачи надо делать бесплатно. Тогда, наверное, трепачи перестали бы браться за такие темы.

Иного выхода я не вижу, потому что в кино прокат фильма определяется кассовым сбором, а за ящик, именуемый телевизором, платят один раз. Но когда я, понимаете, я, сказал об этом на летучке, меня высмеяли. Сказали: «Детсад да и только! И до каких пор?..» А на 26-ом и за кофе несколько дней смеялись. Я не вру, честное слово. Ведь вы смотрите наши передачи и ругаете их, правда? И об этом вы и в письмах к нам, на ТВ, и в газетах, и в журналах, и в книгах пишите. Норберт Винер тоже написал. Вот видите.

А корень зла – в трепачах... Это я вам говорю! Один трепач, из крикунов, с нашего ТВ больше других активничает: «Мы шестидесятники, мы – шестидесятники!» Спрашивается, а кто же мы, мы что, вне времени и пространства?

 Вот трепач-шестидесятник сделал фильм о герое-генерале, замученном фашистами. Тема, как говорят, актуальная, и трепач знал, за что браться и где первым высунуться. Вот он и сколотил фильм, с намеком на то, что история с генералом несколько преувеличена, а потом качал из «конторы» деньги, деньги, денежки, даже судился с нами. Трепачи, все до единого, тем более, если они, не стесняясь, называют себя «шестидесятниками», – вымогатели и мошенники.

У меня же и Славы Полисадова мысли о мире и войне – идеи-фикс. И мне тяжело и неудобно, совестно, стыдно смотреть фильм о замученном фашистами герое, зная, что фильм этот сделал трепач, да еще с намеком. «Я, – говорит, – жениться хочу. Мне гроши, башли нужны...» Но причем здесь тот генерал, хотел бы я знать. Ведь герою-генералу за его подвиг не платили, говорю я, а надо мной смеются, как над последним идиотом. Еще и поэтому я вообще мало говорю, не слышно меня, скоро совсем «заткнусь». Я «им», например, сказал, что кибернетика имеет прямое отношение к трепотне и даже дал свое определение: «трепотня – управление мозгами людей». И если учесть определение Куффиньяля: «кибернетика – искусство управления», становится ясной роль ТВ в «управлении мозгами людей», если распространяется трепотня. А человечно ли «управлять мозгами людей»?

И мне понятны переживания Полисадова из-за его профессии. Ведь по его прогнозам, будущая глобальная цифровизация может стать чем-то вроде «оперативного модернового Ветхого Завета, не надо шутить, будет ужас!..» Многих «трепачей» заменят цифровые машины, «крикуны» превратятся в программистов, не более. А оставшиеся – в кого?

Но только скажи «им» об этом, «они» – опять в смех... А после передач о полисадовской ЭВМ добавляют в мой адрес непременно: «Эх, ты, Кибер!» И тут же спрашивают, потягивая кто винцо, а кто кофе: «А сколько у тебя женщин, Кибер?» Я говорю: «Ни одной... Надо же по любви...» А «они» – в смех. «Чистюля!..» – говорят. И, наверное, кинутся поздравлять, если я скажу «им», что вот и я, наконец, сподобился стать «грязным», наконец-то «причастился» по «их» понятиям милый Кибер.

Но я не специально против них держусь... И если уже, действительно, человеку, чтобы не остановиться в своем, так сказать, развитии, нужна «среда», то на «их» среду, извините, я «махать» хотел с высокой горки, как говаривал мой друг – бригадир трактористов, получивший прозвище «Железный» на шесть лет раньше меня, ведь я, получивший прозвище Кибер, тоже из железа. И уже без «их» среды как-нибудь обойдусь.

Музредакция нашего ТВ с ее программными варьете, мечтами о синих розах и синих птицах никогда не заменит мне старых-престарых песен об алой зорьке и чистых речках, а я их много переслушал в детстве и когда учился в альма матер. И можно, если на то пошло, настроить приемник на ту волну, которую любишь, и слушать то, что хочешь. «Гори, гори, моя звезда...», «Если я заболею…» И можно читать и вспоминать о ребятах из Бригады.

Без музыки, книг и памяти о Бригаде я жить не смог бы. А самое главное, с детства, с пеленок, у меня страсть к байкам. Когда я приезжал домой в отпуск, то земляки удивлялись. Оказывается, я, как и бригадир, Железный, и как комсорг наш Коля Мухин, ну, ни капельки не изменился. Я считаю, из-за сказок, которыми, кстати, и Железного, и комсорга, по прозвищу Теплышко, заразил навсегда. И у меня самого такое ощущение от моей собственной жизни, словно вся она – байка, которую я пишу каждый день. Говорят, что это плод моего «таланта», «силы воображения».

Может, и так. Сомневаюсь. Потому что если бы это было так, то ко мне бы больше прислушивались. А на самом деле – частенько смеются, хотя я со времен Бригады, это с 18 лет, что-то седеть начал, и нет на ТВ седых, кроме меня и еще одного, практиканта из МГУ, он даже помоложе меня. И потом я считаю, человек не имеет права заявлять: «я перед вами – талант, дорогу мне, дорогу!..» Он имеет право сказать: «люблю работать, не могу поступать против совести». Но о собственном таланте – нет, это табу.

 Если бы каждый попробовал прислушаться к самым обычным вещам, тогда у каждого сложилась бы, как у меня или Славы Полисадова, своя байка. Для этого надо медленнее, как дети, ходить по улицам. И вообще не надо ругать детей, когда они идут рядом со взрослыми и, казалось бы, отстают. Не надо их тянуть за собой. Просто они прислушиваются. А остановиться и прислушаться или присмотреться не значит идти медленнее. По-моему, наоборот. Это еще вопрос, кто ходит медленнее. Одного гонит стремление разбогатеть, другого – деловое свидание, третьего – очередная женщина, но все это не та скорость, которая нужна человеку.

И не надо никакого особого таланта, чтобы ходить по улицам нормально. Нужно внимание, и тогда получится байка. На столе перед Егоркой, четырехлетним сыном Полисадовых, родителями поставлена тарелка с кислой-прекислой капустой, но и сын, и родители считают, что перед ними блюдо с виноградом, самый лучший сорт, их лучший сорт. Знаете, помогает при безденежье. Попробуйте… Только не думайте, что это гибрид винограда с капустой, иначе ничего не получится. Или вот почему в Белоруссии много Виноградовых? И наш первый директор совхоза был знаменитый Виноградов. И если вы не присядете на садовой дорожке вместе с малыми детьми, для которых уже который год делаете передачи, и не станете вместе с ними закапывать круглый подшипник в надежде, что из него вырастет могучий трактор, то мне с вами не о чем разговаривать. И не обзывайте меня «ребенком». Мне это еще к 23-м – во как! – надоело. Лучше давайте помолчим и прислушаемся к тишине.

 Каждое утро я просыпаюсь с надеждой, как когда-то в Бригаде, день принесет мне какое-то открытие, и я еще на одну строчку допишу свою байку.

 Слава Полисадов, ни разу не перебив, сказал:

– О капусте с виноградом ты верно заметил, спасибо.

– А как насчет трепачей? – спросил я с тревогой.

– Согласен, подтверждаю. Только первым это сказал я.

Наступила пауза.

Тогда Полисадов напомнил:

– Это же я придумал слово трепотаж, гибрид вранья и репортажа, не так ли?

– А все остальное тоже ты сказал? – удивился я.

– Остальное я при всем желании не мог и не могу сказать, – сказал Полисадов и продолжил примерно так. – В «конторе» работаешь ты, а не я. А ты не работаешь с нашей побрякушкой, – он махнул рукой на серые металлические ящики с переплетениями разноцветных проводов, мигающими, разноцветными же, огонькам. – Она из-за жары начала ошибаться, и наши мозги пухнут из-за ее ошибок. Так что приоритет о трепачах и крикунах давай разделим поровну, согласен? Кстати, великий поэт, твой Владимир Владимирович Маяковский заметил как-то, что «бумажка съела человека». Я, технарь, или как модно говорить теперь, «физик», согласен с твоим любимым поэтом. И ты, «лирик», насколько я понял, тоже считаешь, цифирь – преемница бумажки.

Я с важным видом согласился и не преминул со своей стороны заметить, что такой «физик», как его не менее любимый Норберт Винер, предупредил о возможности при помощи кибернетики построить фашистское человеческое муравьино-подобное государство, где кучка «мошенников» будет управлять остальным большинством, «дураками». Это, в конечном счете, приведет к уничтожению всего человечества.

Полисадов, в свою очередь, не менее серьезно подтвердил мое замечание и принял его к сведению.

Тогда я подытожил примерно так:

– Из-за моих побед на школьных олимпиадах по математике, в масштабах района, города и республики, как ты знаешь, меня должны были принять без экзаменов сразу же на второй курс любого техвуза. Но уже больно холодными, обезлюженными показались мне бесконечные игры разума с числами и цифрами. Я отказался, повернул к филологам. Сбежал из цифрового плена. Насколько я понял, ты меня не осуждаешь.

– Да, эту байку я уже слышал сто раз, можешь не продолжать. У меня, технаря, ты вызываешь не осуждение, а искреннюю симпатию именно потому, что ты убежал из плена чисел и цифр и работаешь против них.

– Спасибо, постараюсь продумать твое признание. И что же далее?

– А я вот остался, чтобы изнутри разобраться во всем и в один прекрасный день сказать самому себе, как ты сказал самому себе, что совесть победила и здесь, – он приблизительно так продолжал бесценное для меня признание, и смысл его запомнился мне единственно точным навсегда. – Мы – два берега у одной реки. Я за то, чтобы цифра всегда подчинялась слову, а совесть всегда побеждала вот эту побрякушку, а не наоборот. Она как-нибудь, раз и навсегда оставшись побрякушкой, уже никогда не будет повинна в смерти людей, откажется выполнять безумные приказы. И мы научим ее такому подходу!.. Самые разные побрякушки нам подкидывают, старик. И вот по причине нашего общего доверия к тебе хочу признаться, что ребята согласились построить эту бетонку с очередной, вот этой, побрякушкой при условии разрешить нам во внерабочее время помозговать над программой-мечтой. Маловато, брат, иметь, что сказать, чаще всего надо бы помолчать и говорить делом. Ты хотя бы помнишь, какое завтра число? Мы ведь из-за него тратим на тебя наше драгоценное время.

Я обрадовался не только потому, что он помнит, какой завтра день, но прежде всего, потому что он осуждает тех, кто устроил этот день и может устроить что-нибудь похуже, и еще потому, что вся его команда мне доверяет.

– Завтра – 6 августа, – сказал я. – 6-го августа 1945-го года, в 8 ч.15 мин. по токийскому времени, была сброшена А-бомба. В моем селе Мурочи было тогда 15 часов. Жарища перед дождем, как сейчас, и мне было тогда восемь лет. Километрах в десяти от Мурочи, в тайге, дедушка Прокопий устроил Олегу Богодаеву, моему братану-тезке, и мне перекур на обед. Лесничество разрешило дедушке свалить три сосны на дранье для амбарной крыши и дома. Мы свалили одну сосну и заслужили законный обед. Потихоньку от деда братан, пионер со стажем, и я обсуждали вопрос, как бы мне побыстрее вступить в пионеры, организовать тимуровский отряд и помогать людям. Бомба уже была сброшена, а я в тот день впервые понял, как трудно собственными руками валить сосны, драть из них доски и вообще как трудно строить, а не разрушать дома.

– А мне было десять лет, я уже, как твой братан, ходил в пионерах, был тимуровцем, наш отряд вовсю помогал людям. Мама и я со дня на день, и 6-го августа 45-го тоже, ждали отца с фронта. Мама, медсестра, пришла из госпиталя. Мы пили чай с сахарином и ругали поджигателей войны. Потом я пошел с ребятами наколоть дров для солдатской вдовы. Мы очень жалели таких вдов, их было много. И давай-ка, старик, выпьем за то, чтобы все эти поджигатели сдохли!

Он налил в две мензурки чистейшего спирта, которым протирают внутренности побрякушки, чтобы она меньше ошибалась, и мы выпили за то, чтобы все, кто устроил 6.08.1945, сдохли или немедленно или как можно раньше, и чтобы Полисадову и мне не было стыдно и за «физиков», и за «лириков».

 Я уже в который раз стал благодарить Полисадовых за то, что они обогрели и приютили меня, когда я в плаще, сапогах, кепочке прилетел из Прикумья. Злым декабрьским утром объявился в Омске, добрался из ногайских песков, из своей маленькой райгазеты «Знамя коммунизма». Газету объединяли с другими такими же газетами, то есть укрупняли их, меня звали в Ессентуки, в городскую газету, но я с твердым, как мне казалось, пониманием того, что «ТВ – социальный динамит», открыв эту формулу для себя, отказался от «лестного предложения» и махнул в Сибирь с не менее твердым желанием на практике разобраться в значении моей формулы для страны и человечества, и жил у Полисадовых, пока не устроился в «конторе», сначала в свободной должности ассистента режиссера, а потом и журналистом.

Через неделю Полисадовы, перекрестив, провожали меня.

Слава сказал, напутствуя:

– Учти, с динамитом нужно обращаться осторожно. И по какому пути пойдешь, правды или неправды, от тебя зависит.

Он и сейчас, добавив питие в мензурки, задумчиво напомнил:

– Жизнь еще покажет, что не случайно мы встретились тогда. Эту закономерность мы должны еще раз оправдать. Ведь если моя и твоя побрякушки объединятся и попадут в чужие или свои чужие руки, невиданные беды наступят. Не допустим этого, брат!

– Не допустим, брат.

 Чуть позже он заботливо посоветовал:

 – Оставайся здесь, Олежка. Иди к вентилятору, отдохни.

Предложение было заманчивым. Вентилятор для побрякушки был во всю стену и дул исправно.

– Спасибо, Слава, – от души поблагодарил я. – Ты и вся твоя команда мне тоже симпатичны, но извини, даже с вами в цифровом плену я не могу остаться. Передай привет всем твоим киберятам, а я пойду домой.

Прощаясь, уже на пороге своего тайного заведения Слава серьезно заметил:

– Звезд на небе без числа, а ведь все они нарицаемы. Давай-ка все прозвища и клички под полный запрет. Пусть останутся имена. А всем этим «киберам», «киберятам» и прочим, прочим – полный запрет. Прочь это все, прочь. Человек – не цифра. Лады?

Полисадов меня опередил. Насчет имен бесчисленных звезд на небе я еще не думал, а «полный запрет» давно хотел предложить.

 – Годится полный запрет, – конечно же, согласился я. – Пусть сгинет это все. Прочь, прочь!.. Пусть останется поименный праведный суд. Привет твоей неподкупной команде, а также всей семье.

Вот кто знал многоцветье радостных имен. Вот кто знал – золотоволосая женщина по имени Рано. Сюда бы ее сейчас.

Юрий Буданцев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"