На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Цвета времени

Из учительской тетради

Горбачёвская река Гласность Без Берегов разлилась взбаламученным морем.

Мутные волны накатом оплёвывали грязью всё Святое – историю Отечества, наших Героев, родную Культуру…

«Новое мышление» и его «мыслители» остервенело кидали на учебные парты роскошные с виду, но ядовитые по содержанию учебники, а к ним – книги, журналы, газеты. Схоже промывало наши умы телевидение, радио, кино…

Как не растеряться учителю?..

Меня, преподавателя отечественной словесности, выручало, в частности, краеведение. Не зря в старину его называли отчизноведением. И вот – спустя годы встречаемся с учениками. Рада за них. В большинстве они не иваны, не помнящие родства, не манкурты…

 

В поисках Героя

 

Краеведческий поиск всегда полон неожиданностей.

К юбилею создавали музей истории учебного заведения. Отдельный стенд посвятили выпускнику предвоенных лет Ивану Сороке. В дальнейшем он закончил ещё и артиллерийское училище. На фронте командовал артдивизионом. За подвиги был удостоен звания Героя Советского Союза. Единственный из наших питомцев – участников Великой Отечественной войны. В память об Иване Николаевиче открыли мемориальную доску.

Биографию его составляли по материалам, публикациям в газетах и книгах, изданных в Белгородской области. Наш Герой родился в селе Красное Алексеевского района, который в ту пору числился в Воронежской области.

Перелистываю книги. Вдруг – читаю: в нашем техникуме учился ещё один Герой Советского Союза Фёдор Тарасов. Он уроженец села Белый Колодезь Вейделевского района. Местность эта ранее, до образования Белгородской области, тоже входила в пределы Воронежской.

Сразу созвонились с Вейделевкой. Там подтвердили, что Фёдор Ефремович – их уважаемый земляк. Фронтовик до выхода на пенсию работал в районном комитете Коммунистической партии. Одно из главных дел его – местный историко-краеведческий музей. Тарасов, к сожалению, скончался. Но таких людей уважают не только при жизни, вспоминают добрым словом и после. Именем Фёдора Ефремовича названа новая улица в райцентре.

Нас пригласили в гости в Вейделевку.

Переговоры вёл директор колледжа Сухарев. Сергей Александрович, кстати, историк, заслуженный учитель школы РСФСР, по его инициативе рождался музей. Он-то и организовал нашу поездку на родину Героя. В путь отправились ребята из музейного актива вместе со своим руководителем Ларисой Речинской и педагоги.

Что сразу удивило в Вейделевке, музей – известное учреждение. Первый встречный обстоятельно рассказал, как проехать, хотя музей, как оказалось, совсем недавно сменил место жительства. Райцентр небольшой, как и сельский район, – до 24 тысяч жителей. Сравним с нашей Ольховаткой, Каменкой.

Поразило, к истории края, что означает – и к воспитанию населения, здесь относятся с великим почтением. В посёлке семь с половиной тысяч жителей, а музей очень богат экспонатами-выставками. Прекрасно его художественное оформление. А директор Марина Ушатова рассказала, что с нею здесь работают ещё три научных сотрудника. Все – педагоги-историки, с высшим образованием. Проводят межрайонные научно-практические конференции, по итогам каждой изданы краеведческие сборники. Что важно, в этих конференциях участвуют учителя и учёные, писатели и журналисты, краеведы и сотрудники музеев из других районов, даже – районные руководители, язык в этом случае не поворачивается называть их чиновниками.

Тут и мы побывали у времени в гостях. «Здесь Родины моей и нашей начало»,, – говорила экскурсовод, вернее, путевод Марина Михайловна и вела нас из зала в зал из веков древних в день сегодняшний, рассказывала, кем и чем гордятся её земляки. Чернозёмы искони кормят человека. На них учёным-биологом Константином Прохоровым выведены великолепные сорта и гибриды подсолнечника. Да и масло питательное из «цветка солнца» впервые в мире добыли крестьяне в здешних краях. Графиня Софья Панина, памятник ей есть в Вейделевке, открыла и содержала лучшую в Воронежской губернии сельскую больницу-лечебницу, первую в России Биологическую станцию по изучению и сохранению природы степной. Из сельских недр родовые корни известной оперной певицы Ирины Архиповой, академиков в области электротехники Михаила Костенко и биолога Владимира Любименко.

Призывало Отечество – крестьяне становились в ряды его защитников. Помнят и чтят в Вейделевке своих полных Георгиевских кавалеров, кавалеров ордена Славы, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда.

После экскурсии в конференц-зале нас уже ждали школьники-старшеклассники. Вместе с ними мы слушали рассказ и о «нашем» Герое Тарасове. Закончив сельскую школу-семилетку, Фёдор поступил учиться в Россошанский техникум, именовавшийся тогда – птицеводческим. А работать пришлось и на нефтепромыслах в Баку, и учётчиком-счетоводом в колхозе, в родном селе. Здесь парня застала война и фашистская оккупация. После освобождения в январе 1943 года ушёл на фронт. Воевал сапёром. На передней линии фронта «выращивал» защитные минные поля, а перед наступлением обезвреживал вражеские. Его боевой путь в составе 104-го отдельного сапёрного батальона 89-й стрелковой, а затем 273 гвардейской дивизии отмечен Курской битвой, освобождением Украины, Молдавии, Польши, Берлинской операцией.

Главный подвиг сапёра описан во фронтовых газетах и листовках, в наградном документе. Уже в Польше враг надёжно прикрывал «врата» в Германию оборонной полосой по реке Пилица. Речка глубока, лёд тонок. И вот 15 января 1945 года штурмовому отряду старшего сержанта Фёдора Тарасова удалось захватить мост. Фашисты подготовили его к взрыву. Фёдор Ефремович быстро разобрался в ситуации. Обезвредили три пятидесятикилограммовых бомбы и толовые заряды, заложенные под опорные сваи. Тем самым, «было обеспечено беспрепятственное продвижение советской боевой техники – танков, орудий на западный берег. Мы шли на Берлин!»

Марина Ушатова нам не только рассказала о Тарасове, но и передала в музей техникума копии документов, фотографии. А ещё познакомила с сыном Героя – главным инженером теплосети посёлка Вейделевка. Сергей Фёдорович поделился воспоминаниями об отце:

– Можно сказать, что в двух шагах от Победы его ранило. В госпитале спас ему жизнь, и такое случалось, немецкий хирург. Позвоночник укрепил нержавеющими железными пластинами. Отец с ними и прожил немало, а умер совсем от другой, неизлечимой пока болезни.

Окончил он заочно исторический факультет Воронежского государственного университета.

Для меня отец – настоящий человек. Если бы в партии таких людей, как он, было больше, со страной не произошло бы то, что случилось в девяностые годы.

– Главным хранителем памяти назвала Фёдора Ефремовича директор музея, у истоков которого Тарасов встал тридцать лет назад. Труды его в потомках, помнящих своё родство и любящих свою милую родину.

Марина Ушатова провела нас по улицам и площадям чистой и зелёной Вейделевки. Запомнились клумбы с птицами-скульптурами из цветов. Расширяются парковые зоны с аллеями новорожденных и ветеранов, школьных выпускников, как в райцентровском посёлке, так и в каждом селе.

Так осуществляется областная программа «500 парков Белогорья» – подарок будущим поколениям. Здесь считают: люди должны жить не только в чистоте, но и в красоте.

На автотрассах особый дорожный знак. Человечек предлагает проезжающим выбрасывать мусор только в придорожный контейнер, опоясанный цветным каменным заборчиком.

И на новой улице имени Фёдора Тарасова уже зеленеют газоны, подрастают деревца.

А мир, оказывается, точно – тесен. Уже прощались, сын Тарасова вдруг спросил:

– Тамару Жабскую не вспомните? Моя жена. Училась в вашем техникуме. Правда, давненько: почти тридцать лет назад.

Отвечаю Сергею Фёдоровичу:

– Фамилия редкая. Встречалась, кажется.

– А мы сейчас уточним,– говорит и набирает номер по мобильному телефону. – Тамара, с тобой поговорят. Из Россоши.

Здороваюсь. Только сказала «день добрый!», в ответ слышу: «Нина Павловна, сразу голос ваш узнала! Вы же нас русскому языку учили, литературу вели».

Краеведение снова подарило неожиданную встречу.

 

Поездка в окопы Сталинграда

 

В дни юбилея Сталинградской битвы в Волгограде побывали учащиеся Россошанского техникума – колледжа мясной и молочной промышленности. Ребята впервые воочию увидели памятники и музейные выставки, запечатлевшие героизм советских воинов в сражениях, предопределивших исход Второй мировой. О чём и размышляют в своих сочинениях.

Марина Нутрякова: – В памяти возвращаюсь к панораме «Сталинградская битва». Там я сама будто стала не только свидетелем, но и участником яростного боя. Огненный ад ужасает. Потому, наверное, понятнее подвиг защитников города. Для меня теперь Ватутин, Ерёменко и Рокоссовский, Родимцев, Шумилов и Чуйков не просто имена, а живые полководцы. Живые люди. Как рядовой связист Матвей Путилов, которому осколками раздробило руки, так он зубами сжал оборванные телефонные провода. Умер, а телефонную связь восстановил.

Максим Сизов: – Одно дело – слушать о Сталинграде на уроке. Другое – увидеть. Я даже потрогал рукой побитую пулями стену Дома сержанта Павлова и лейтенанта Афанасьева. Двадцать пять храбрецов превратили этот дом в неприступную крепость на линии обороны. Четыре месяца ежедневно отбивали вражеские атаки. Выстояли до победного часа.

Женя Фоменко: – Я сейчас больше знаю о войне. Мне запомнилось дерево-памятник. Оно было изранено железными осколками и не засохло, выжило. Высокий ветвистый тополь.

Андрей Хижняков: – Поразило вооружение военных лет. Самолёты, ракетные установки – знаменитые «Катюши». А танки, оказывается, выпускали на тракторном заводе. Считай, на линии фронта. Прямо из цехов уходили в бой. Я даже взялся рукой за руль старого мотоцикла.

Екатерина Сарычева: – Закрою глаза – и вижу: мать-Родину на Мамаевом кургане, Волгу, плотину гидроэлектростанции.

Диана Рябоволова: – Река почти сливается с горизонтом. Так широка. Здесь, на берегу, понимаешь слова защитников города: за Волгой для нас земли нет. Хватит отступать. Ни шагу назад!

Александр Крекотень: – Легендарный снайпер Василий Зайцев сам бил фашистов и на передовой открыл школу снайперов. Его товарищи в дни битвы противотанковыми ружьями сбивали вражеские самолеты. Приспособили ПТР под зенитку.

Ксения Овчаренко: – День больших впечатлений – так бы я назвала нашу поездку. Стоишь на Мамаевом кургане, видишь огромный город в зелени парков, речной простор. Было ведь всегда здесь красиво. Нет, война и красота несовместимы.

Александр Крекотень: – Гибли мирные жители. Без слов говорит об этом памятник. Бомба зависла. Секунды до взрыва. А под ней стоят дети, женщины.

Нельзя забывать о героях и жертвах войны.

Андрей Пойманов: – Я сейчас в Волгограде узнал, что скульптура Родины-матери выше американской статуи Свободы.

Мария Жук:– Это самый высокий памятник на планете. Творение скульптора Евгения Вучетича восхищает. Америка гордится своей статуей, а мы мало знаем о наших памятниках.

Волга в лучах утреннего солнца мне показалась будто нарисованной на картине. Не верилось, что я на набережной.

Анастасия Моругина: – О городе можно судить по тому, как его жители относятся к собственной истории. Волгоград – город и герой, и хранитель исторической памяти. Сколько интересных музейных выставок. Сколько мемориалов, все памятники в цветах.

Всюду чисто, ухожено. Широкие улицы разделены парками и скверами. Зелёные травяные газоны. Город почти на сто километров протянулся полосой по берегу Волги. А на уличных дорогах нет пробок автомобильных. Нам сказали, что скоростной трамвай всех выручает в поездках.

Ольга Пыж: – На экскурсиях встречались школьники и ветераны, молодежь и взрослые.

Марина Нутрякова: – Хотела бы ещё побывать в Волгограде.

Надежда Пушкарская: – Волга ошеломила. Напомнила мне чем-то море. Вода синевато-голубая и прозрачная. Чайки летают над волной. Свежесть в воздухе.

На Мамаевом кургане в Зале воинской славы чеканили шаг солдаты. Шла смена почётного караула. Застыли, как вкопанные, не шевельнутся. Поднимаюсь выше. На площади скульптурные стены-руины, как каменная книга-летопись Сталинградской битвы. Её герои будто восстают из развалин. Где-то в глубине слышится музыка. Стою и плачу...

 

Цвета времени

 

Лет двадцать назад в Россоши состоялась, наверное, первая коллективная выставка, на которой широко представили своё творчество местные художники – любители и профессионалы.

Мне запомнился портрет сельской женщины. Вроде присела она отдохнуть у печки. Но – нет. Глаза, непривычно сложенные руки выдавали, что в мыслях хранительница семейного очага жила заботами о доме – о текущем и вечном. За плечами на простенке золотился свежесвязанный венок лука…

Автором картины была Надежда Радевская, молодой преподаватель живописи детской школы искусств. А недавно круглую дату – пятидесятилетие – Надежда Михайловна, кстати – лауреат фестивалей Слободской украинской культуры, отметила персональной выставкой. На ней побывали мои ученики – студенты Россошанского колледжа мясной и молочной промышленности. Картины, исполненные художницей в традиционной русской реалистической манере, тронули души семнадцатилетних.

*  *  * 

Конечно, когда идёшь в галерею, представляешь себе огромный зал с красивыми люстрами. Но понимаешь, откуда в Россоши взяться такой галерее, ведь для этого нужны большие деньги.

И вот мы на пороге стеклянного «аквариума», пристроенного к девятиэтажке. Стены густо увешаны картинами. Какая-то женщина стоит, волнуясь, в углу, возле стола. Перед тем, как идти сюда, нам дали задание – выбрать картину и написать о ней сочинение. И мы сразу двинулись вперёд выбирать картины.

Женщина подходила к каждому и пыталась что-то объяснить, но все так были увлечены, рассматривали  портреты, пейзажи и натюрморты, что просто не слышали её. Потом успокоились и сбились в одну «кучу», обсуждая, кому что понравилось.

Нас попросили рассесться на лавочках, и только тогда мы поняли, что тихая и неприметная хозяйка и есть автор картин. (Надя Гончаренко).

Этой выставкой я была просто поражена. Направляясь туда, думала только о том, как бы быстрее прошло время, и я оказалась дома. Но, у картин забыла обо всём.

Надежда Михайловна Радевская – женщина средних лет, с очень доброй душой. Это видно по её улыбке, глазам, выражению лица. Её очень приятно слушать. Она необычный и интересный собеседник (Лена Мекка).

Я вошла в зал и сразу почувствовала какое-то умиротворение, уют и тепло. Всё это исходило от картин Радевской. (Катя Бондарева).

Когда прошла во второй зал картинной галереи, в мои глаза бросилась картина, на которой изображена горящая свеча. На столе, рядом со свечой, сидит сова и лежит книга, а на книге – очки. Меня очень заинтересовало, что же художник хотел выразить в этой картине. На первый взгляд мне показалось, что художницей владело чувство ночного романтизма. Я имею в виду свечу и полумрак, сова – это человек, которому не спится зимней ночью, а книга и очки означают, что эту бессонницу можно совместить с чтением какой-то интересной книги.

Но на самом деле всё оказалось иначе. Эта картина посвящена памяти художника Басова, с которым работала Радевская. Так что свеча означает вечную память и скорбь, сова – это символ мудрости, а книга – символ учения и света. Вот так можно увидеть одну и ту же вещь. (Катя Грицынина).

Самое большое впечатление на меня оказали две её работы. Это картины, на которых изображен пятикупольный храм в разные времена. Первая была написана в 1995 году, на ней изображена разрушенная церковь. Смотришь – сначала кажется, что храм поднимается из земли, вокруг пустота и дорога, уходящая куда-то вдаль, всё это наводит на мысль, что у людей отняли веру, и ничего уже не вернуть. Но к храму ведёт маленькая тропинка, и сквозь тучи на небе пробивается лучик света, освещая разрушенный храм веры. Всё это оставляет надежду на то, что люди одумаются и возвратятся назад, они задумаются над своими ошибками.

Вторая картина написана спустя годы. На ней изображён уже отреставрированный храм, но, несмотря на это, от картины веет отчуждённостью и холодом. Вдумавшись, понимаешь истинную проблему нашего времени. Это отсутствие веры и наша неготовность прийти на помощь ближнему в трудную минуту. (Катя Бондарева).

Я очарована изображением храма на пустынной местности. Чёрное небо и виднеющиеся из просвета солнечные лучи скользят по куполам церкви, создавая какое-то притягивающее и завораживающее чувство. Эта картина как будто показывает настроение рисующего её человека, которому очень плохо, но он видит просвет и исцеление в церкви. Стрижи, бросающиеся вниз и снова взлетающие вверх, показывают смятение художника, но он уже выбрал свой путь – надо идти к храму, к которому ведёт маленькая узенькая тропка. (Надя Гончаренко).

Голубые купола храма как бы уходят высоко в небо, но небо покрыто тучами. Кажется, что начнётся ливень, но ему не закрыть храм – памятник веры, символ чистоты в огромном земном пространстве. (Аня. Цимбалист).

Всматриваясь в эти две разные картины, понимаешь, как хрупок мир, когда в него вмешивается человек, стараясь переделать его, сминая всё на своём пути. (Алла Ворона).

Я ради интереса посчитала картины. Их оказалось сто одиннадцать. (Ира Мельникова).

Поэтесса Раиса Ефремовна Дерикот изображена на портрете в оранжевом платье, с русским платком на плечах на фоне природы. Она смотрит на нас, приподнятая своими чистыми мыслями и любовью ко всему окружающему. (Лиза Доронова).

Портрет Дерикот написан на фоне природы, потому что все стихи, которые пишет Раиса Ефремовна, о природе, о красоте нашей земли. На мой взгляд, Радевская в этой картине показала частичку нашего русского наряда: на плечи поэтессы накинут платок с узорами. Он словно подчеркивает красоту, доброту и нежность в женщине. (Катя Деева).

Очень интересна картина с обнаженной девушкой, выходящей из моря на берег. Эта девушка – символ чистоты, искренности, а море нарисовано так, как будто сливается с небом. Приятные голубые, розовые краски придают картине особую красоту. Такое впечатление, что девушка не сама выходит из воды, а воздух и вода несут её на своих руках, как богиню (Римма Евченко).

Все картины по-своему красивы, но почему-то из этой большой коллекции моё внимание привлекла лишь одна. Это очень простая картина, на которой изображены старые хатки. Всё вокруг укрыто снегом: деревья, соломенные крыши домиков, заборы. Мне захотелось наяву увидеть снег, серебристый иней на деревьях, вдохнуть свежий морозный воздух. (Люда Лубкина).

Мне запомнились две картины. На первой изображено зимнее солнце, в чистом небе оно особенное… Возникает ощущение, будто сейчас зима, будто на улице полно переливающегося бриллиантовыми цветами снега, а дым, который вьётся из труб, позволяет почувствовать себя в этой тёплой слободской хатке и почувствовать ту лёгкую морозную свежесть.

А на второй картине изображен – заброшенный домик, который почти не виден из сугроба. Дивные деревья наклонились от тяжести снега, привалившего их сверху. Наверное, ночью шёл тихий пушистый снег до самого утра. А яркое ослепительное солнце разбудило утром всю природу. (Наташа Ливинская).

Я очень люблю осень, и поэтому меня привлекла картина с осенним пейзажем. Дорога, укрытая листьями, уходящая в гущу леса, листва, падающая с деревьев тихим шорохом, опускается на землю, как бы стараясь быстрее выполнить свою миссию на это время года, и уснуть, то есть лечь на землю тихо и спокойно, и оставить этот мир. Среди листьев, которые были повсюду, прорывались деревья – коричневые вертикальные линии, которые уходили своими верхушками прямо в небо. Они, сбрасывая свою листву, помогали освободиться от тяжести осеннего настроения. На одном из деревьев, почти на самом верху, сидела сорока. Среди красок осени, желтых, красных, тускло-зелёных, виднелось чёрно-белое пятнышко, которое прилетело в этот чудный уголок осеннего леса. (Юля Тесля).

Осенний пейзаж. С веток деревьев падают жёлтые листья. Лес в полном смысле слова звенит. Дорога ведёт в необычайный мир, который наполнен чудесным пением птиц, где это пение не прекращается ни на минуту. Так и кажется, что художник не просто рисует эту картину, а наслаждается звонким голосом птиц, дышит свежим воздухом и приглашает тебя вместе порадоваться жизни. (Таня Гвоздикова).

*   *   *

На выставку Радевской попали зарубежные гости, оказавшиеся в нашей Россоши по служебным делам. Дама из Швейцарии надолго остановилась у картины. Перед ней Дон, просторы, белые горы. Спросила у Надежды Михайловны, что ей дорого в этом.

– Сама река. Радость, с которой рисовала, – ответила художница.

Иностранка вдруг призналась:

– Всю Европу проехала, а у вас в России нашла и я то, что моя душа искала…

Нина Чалая, Заслуженный учитель Российской Федерации (Россошь Воронежской обл.)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"