«Время властно требует человека-хозяина, человека с развитым самосознанием, обострённой гражданской совестью, с широким историческим кругозором, способного не только мыслить по государственному, по-хозяйски, но и отвечать за все происходящее в стране, поступать по государственному, соответственно своим убеждениям, велениям совести. Словом, нельзя возделать русское поле, не возделывая души человеческие, не мобилизуя всех духовных ресурсов народа, нации.
И тут хочется ещё раз подчеркнуть – огромная роль принадлежит литературе, правдивому и вдохновляющему слову», – говорил прозаик Фёдор Абрамов, выступая на недавнем VI съезде писателей СССР.
Так вот, среди тех современных авторов, чьи книги воспитывают, «возделывают души человеческие» – писатель Евгений Иванович Носов. В основном за последнее десятилетие на наших книжных полках один за другим встали его сборники повестей и рассказов «Шумит луговая овся-ница», «За долами, за лесами», «Берега», «Красное вино победы», «И уплывают пароходы». «Ракитовый чай».
О ком рассказывает Носов?
О сельских жителях. Рассказ «В чистом поле, за просёлком» повествует нам о том, как ожила осиротелая деревенская кузница. К наковальне стали молодые ребята. И «нету на русской земле, которая хлеб родит, нету ничего приветнее для души, окромя, когда деревенская кузня гомонит молотками». Надолго западут нам в память Дуняша и её мать Пелагея, ходившие в город покупать девчушке первое «хорошее, настоящее зимнее пальто» (рассказ «Шуба»). Светла душа у молодой вдовой Анфисы, о которой узнаём со страниц повести «Шумит луговая овсяница». Одному жаркому августовскому полдню из жизни Митьки, «думающему за колхоз» больше нерадивого председателя, посвящён рассказ «Подпасок».
Всякий неторопливый сказ писателя о человеке – для нас вроде бы и не открытие. Каждому на городской или сельской улице встречались люди, похожие на героев книг Носова. Да вот в обыденной суете пробегаем мимо. А писатель сумел устроить читателю нужные встречи.
Умеет Е. И. Носов интересно рассказывать и о людях современного города. Примером тому – повесть «Не имей десять рублей», рассказ «Мост».
Военный госпиталь подмосковного Серпухова. Томительная весна сорок пятого. Строки «Красного вина победы» вводят нас в палату, где лежат раненые из последнего эшелона, искалеченные в последних боях с врагом. Дождались-таки, встретили долгожданный День Победы. Да только «пожар потушили, а, видно, чадить ещё долго будет». С пришедшим праздником не кончалось горе людское. В радостную минуту умирает солдат-труженик войны – Копёшкнн, да и не одному ему уготована такая судьба.
«Я вам так скажу, товарищи: моих полегло двое. А я хоть и живая, а тоже поранена на всю жизнь» – эти слова произнесла женщина из другой повести Носова — «Шопен, соната номер два».
Дни нынешние и минувшие, серединная Русь и не ближний Север, выхваченная солнцем из темной пашни, белеющая хатами, деревня и соборно – строгая громада Московского университета на Ленинских горах – таковы, что ли, времена, биография, люди в творчестве писателя. Определены они во многом, пожалуй, жизнью самого прозаика. Родился в деревне, рос и ныне живёт в степном Курске. Солдат Великой Отечественной. Газетный работник, немало поездивший по стране.
Основательное знание жизни людской, умение увидеть и ненавязчиво показать, что такое хорошо и что такое плохо, незаёмное и талантливое письмо в рассказах и повестях – всё это и выдвинуло Е. И. Носова в число лучших мастеров современной русской советской прозы. Кстати, недавно писатель удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР.
И ещё. Книги Носова требуют вдумчивого и внимательного чтения. Да и не представляю, как можно читателю, привязанному душой к слову, спокойно пробросить фразы, подобные этим (взяты наугад): «Выжженный, порыжелый на буграх выгон залит недвижным дремотным зноем. Дрожит, зыбится горячий воздух, и снуют в нём медным зудящим гулом остервенелые оводы». Или – лунной ночью «серебрились обрызганные росой осоки под тем берегом, лёгким дымом серебрилась подстриженная отава, серебрилась шиферная крыша коровника на гребне далёкого уреза и призрачными шатрами проступали бесчисленные стога в луговом заречье»...
За каждой строкой – картина, заставляющая нас повнимательнее всматриваться в неброскую краску родимой земли, в непростую жизнь живущих на ней людей, Слово художника Евгения Ивановича Носова призывает читателя распознавать добро и зло, любить и ненавидеть. А значит, учит быть настоящим человеком тружеником.
1976 год
Пётр Чалый (Россошь Воронежской обл.)
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"