На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Свет памяти

Глава из книги об Алексее Прасолове

Человек жив, пока жива память о нем. А потому — случись вам быть в Воронеже на главной его улице, на проспекте Революции, против почтамта, остановитесь у старого особняка, в каком сейчас размещается казначейство. На боковой стене дома бросится в глаза небольшой серокаменный свиток. На нем высечено, что здесь в пятидесятые годы в редакции газеты «Молодой коммунар» работал поэт Алексей Тимофеевич Прасолов. Мал золотник — но дорог, он подтверждает, что земля Воронежа не только приняла в себя прах поэта, город взял его в духовные спутники.

В субботний день 6 декабря 1986 года на здании Россошан­ского педучилища открывали тоже мемориальную доску памяти поэта. С решением город­ского Совета народных депутатов собравшихся ознакомил председатель исполкома Игорь Михайлович Иванов. Писатель, секретарь правления Союза писателей РСФСР Михаил Петрович Шевченко снял белое полотнище. На граните надпись: «Здесь в здании педагогиче­ского училища с 1947 года по 1951 год учился рус­ский совет­ский поэт Алексей Тимофеевич Прасолов. (1930 — 1972)».

«Этот пасмурный декабрь­ский день, — сказал Михаил Шевченко, — останется светлым днем в истории культуры нашего родного города. Даже само зимнее солнце, прорываясь сквозь тучи, старается сделать день весенним.

Есть глубокий смысл в том, что увековечение памяти об Алексее Прасолове связано прежде всего с Россошан­ским педагогиче­ским училищем. Годы учебы здесь — трудные первые послевоенные годы — были, по себе знаю, самыми светлыми в нашей жизни. Сюда он пришел из ближнего села Морозовка скромным, жаждущим знаний парнишкой. Здесь он неистово постигал знания, здесь крепли его поэтиче­ские крылья.

Он немного поработал учителем, но был им всю жизнь. Перед тысячами читателей во весь рост учителя вставал он с газетных страниц — то ли стихотворными строками, то ли строками публицистиче­ских статей, оперативных корреспонденций. Учителем он вставал со страниц своих книг.

Поучительна для всех нас его судьба.

Со времени трагиче­ской гибели Алексея Прасолова прошло почти пятнадцать лет. Смерть высветила истинное значение его как поэта.

В рус­скую совет­скую поэзию он навсегда вошел как замечательный лирик. В творчестве его отразился наш яростный и прекрасный мир, наше неспокойное время.

Сегодняшняя известность поэта Алексея Прасолова — это только начало его славы, его бессмертия... И нельзя не радоваться тому, что славу его умножают люди родного края, где Алексей Прасолов жил и работал, где родились лучшие его произведения.

От имени секретариата правления Союза писателей РСФСР я сердечно благодарю Россошан­ский горком партии и горисполком за благородное решение установить эту мемориальную доску. Я благодарю руководство педучилища, преподавателей и учащихся, которые бережно хранят память о поэте. Я благодарю всех — всех, кто пришел сегодня сюда.

Я счастлив, что судьба подарила мне многолетнюю дружбу с Алексеем Прасоловым, я счастлив, что сегодня здесь...

— Недалеко от нас, в Морозовке, — говорил Михаил Шевченко, — живет мама поэта — Вера Ивановна. Низкий поклон ей за то, что она вырастила всем нам такого сына! Низкий поклон ей за все — за все, что пережило и переживает сейчас ее материн­ское сердце! Пусть сдерживает боль ее, пусть приносит ей радость мысль о том, что книги ее сына читают тысячи и тысячи людей. Он нужен нам. Он продолжает жить!».

...У стен «школы учителей» с мемориальной до­ской звучали еще добрые слова о поэте. Будь так, что вдруг Алексей Тимофеевич услышал эти речи, обязательно иронично съязвил бы о себе: побронзовел...

Впрочем, иначе и не должно: уходит прочь суетное, остается нетленное. Обостренней слышишь поэта, стремящегося донести нам дорогую и важную мысль.

В пылу труда

Хранит в нас душу безымянность

Надежней славы иногда...

Его стихи, как «крик, для душ не бесполезный». Конечно, не бесполезный людям неочерствелым, утверждающим самих себя прежде всего постижением человече­ского в человеке. Именно тогда —

Весь мир непознанный нам нужен,

Чтоб стали мы ему нужны.

В домик на приречной сель­ской улочке, где жила мать поэта, его друг пришел — Михаил Шевченко. Москвич, но частый гость на родине. Когда-то в послевоенные годы прямо с занятий в педучилище вдвоем с ее сыном они являлись сюда, добирались на перекладных: пешком до станции, в рабочем поезде и опять пешком.

А потом жизнь увела парней далеко от отчей хаты, Мишу в столичный Литературный институт, Алешу в воронеж­ские дали.

— Узнаю ли? — повторял Шевченко. И, войдя во двор, по-мальчишечьи обрадовался. — Все, как тогда. Тут, в кухоньке, с Алексеем ночи напролет без сна в разговорах коротали.

Обнял по-сыновьи, прижал к себе застывшую на пороге махонькую старушку — Bерy Ивановну.

Обрадованные встречей, долго говорили.

— А вот тут...

— Скрипка висела, — торопилась подсказать Ивановна. — Алеша на ней играл, любил петь.

— Мне после выпускного курса сразу пришлось в педучилище вести уроки пения в группе, где учился Алеша. Правда, умудрился его ни разу не поднять, не спросить. И он меня не подводил, как положено — по имени-отчеству учителя называл, — припомнил Шевченко.

— Уважительным рос, — соглашалась мать.

— Сегодня ехал по Россоши, вспомнилось: от города до железнодорожной станции тянулись пустыри, ветер дунет — темно в глазах от песчаного дождя. Мы тогда выходили сюда всем училищем сосенки сажать. И Алеша, конечно. В летнюю жару на лошадях в бочках воду возили и поливали деревца. Не дали им засохнуть. Теперь лес сосновый в городе...

В «литературной гостиной» Россошан­ской районной библиотеки еще с 1995 года стали проводить «Прасолов­ские чтения». Приурочены они всегда к очередной годовщине со дня рождения поэта и проходят не только в читальном зале, но и на выезде.

 

Село Александровка. В здешнюю школу приехали литераторы из Россоши. Учителям и ученикам они читали стихи Алексея Прасолова, говорили о его творче­ском наследии.

Что интересно, о своих встречах с поэтом рассказывал житель Александровки Виктор Победин­ский, по его собственному признанию, «баловавшийся в молодости стихами». Среднюю школу Виктор Иванович заканчивал в городе. Там-то учитель рисования и художник Владимир Георгиевич Цимбалист отвел способного хлопчика в редакцию Россошан­ской районной газеты на заседание литературной группы.

— В прокуренном кабинете увидел первый раз Прасолова. Запомнились глаза — чуть светились улыбкой и немножко лукавством. Большие залысины на голове, хотя сам еще молод. Рядом на столе лежал черный берет, оказалось его повседневный непривычный в ту пору убор. Познакомились. Попросил: «Читай стихи». С ручкой дотошно и придирчиво прошелся по рукописям. Потом узнаю, что так же требовательно Алексей Тимофеевич относился и к себе. Заходил к нему на квартиру и видел исписанные и почерканные листы.

С его легкой руки меня напечатали. По его приглашению читал свои стихи со сцены на вечере в доме культуры. Всем авторам Прасолов дарил книги поэтов-классиков с напутствием: вот, мол, на кого нужно равняться, у кого надо учиться. На титуле мне он написал на память:

Пусть не стынет сердце

ни в мороз, ни в зной.

Горе тем,

кто греться

вздумал под луной!

Край мой

заткан снова

нежной синевой —

незаемным словом

ты его воспой!

Поставил дату: 18 января — 1957-й год. Особо выделил: незаемным словом.

После школы я служил в армии. Вернулся домой — заведовал клубом, был секретарем комсомоль­ской организации. И меня разыскал, вспомнил Алексей Тимофеевич.

Получаю по почте:

«Здравствуй, Виктор!

Надеюсь, мое письмо тебя найдет. Давно я не читал твоих стихов и не верю, что ты их не пишешь.

Я тебя поэтому и прошу: будь добр, напиши или, если есть готовые, пришли два стихотворения, в которых бы чувствовалось Время. Они могли бы пойти в праздничный номер нашей газеты. Самое главное, не считай себя умолкшим навсегда и не бойся стихов, хотя свои всегда страшнее чужих. О согласии ответь сразу же. Хорошо?

Желаю всего доброго.

Жму руку. А Прасолов.

6.10.1967.»

Так опять я стал сотрудничать с газетой. Алексей Тимофеевич приезжал к нам в Александровку по работе. Говорили о текущих сель­ских делах. Жалею теперь. Фотоаппарат имел, а не сфотографировал его. Все на потом откладывал.

Встречались в Россоши. Его излюбленное место — парк юности у педучилища, где он учился. Всегда тянуло его туда. Сразу становился веселым, разговорчивым. Беседовали, читали вслух.

Правда, надежд я его не оправдал, сочинение стихов оставил. Не судьба. А поэзию любил и люблю...

Виктор Иванович не только выступил. Он подарил библиотеке Александров­ской сель­ской школы книги стихов Алексея Прасолова.

На «Прасолов­ских чтениях» в библиотеке Россоши всегда бывают гости, знавшие Алексея Тимофеевича. Их рассказы освещены светом доброй памяти о поэте.

— Как учитель, был терпелив Алексей Тимофеевич в работе с молодыми самодеятельными поэтами, — рассказывал журналист, автор стихотворных сборников Николай Корхов из Ольховатки. — Подолгу и кропотливо объяснял нам — почему эта строчка не несет в себе полной смысловой нагрузки, а та — просто лишняя — вычеркни ее, и стих не изменится. Ему явно доставляло удовольствие возиться с нами, хотя тут же отмечал, что научить писать стихи нельзя, этот дар дается природой и его можно лишь совершенствовать. Увидел ли он в наших стихах искру божью или его покорило упорство, с каким мы, несмотря на критику, каждый раз приносили ему новые стихи — не знаю. Даже упрекая, он не повышал голоса, лишь в глазах появлялся блеск, да лицо оживлялось больше обычного. Он не только «разносил» стихи, но и подсказывал, как лучше выразить мысль, чтобы она обрела четкое законченное очертание. И радовался вместе с нами, если его советы доходили до разума, были поняты и правильно, по его мнению, учтены.

Художник Виктор Колиух вспомнил, что познакомился он в Россоши с поэтом Алексеем Прасоловым весенним вечером возле танцплощадки в старом парке в 1959 году.

— Это был молодой человек среднего роста в черном костюме и черной шляпе. Весь вечер я слушал его рассказ о себе. Парк давно затих. Все разошлись. Мы сидели на прохладной траве. Алексей в детстве пас коров и была у него страсть рисовать. Рисовал мелом, где придется. «Смотри, как интересно упал свет!» — вдруг сказал он, кивнув в сторону освещенных ночным фонарем веток кленов и ограду паркового деревянного штакетника.

На следующий день, как мы и договорились, я зашел к нему в редакцию местной газеты. Он торопился на вечерний киносеанс. Рядом была жена. Одет он был в модные узкие брюки. Алексей взял листы писчей бумаги и написал мне на память два стихотворения. Текст одного из них на всю жизнь въелся в мою память. В нем был весь Прасолов, вся его мятущаяся душа. Чувствовалось что-то драматиче­ское.

Вот стих его. В нем — вся философия бытия, торжество жизни и торжество смерти:

Пахнет первою сиренью,

Юной силой дышит тело.

Что ж на улице весенней

Я застыл оцепенело.

В суматохе перекрестка

Тают траурные звуки,

Средь венков —

лицо из воска,

Кротко сложенные руки.

Солнце льется

знойным светом,

Солнце сушит чьи-то слезы,

И шумят, резвясь на солнце,

Белоствольные березы.

Однажды сделанное добро не забывается даже в мелочах.

На очередных «Прасолов­ских чтениях» попросила «сказать свое слово» пожилая женщина и рассказала о человече­ском участии журналиста районной газеты Прасолова в ее судьбе. Стихов она не читает, зато «на всю жизнь» остается благодарна Алексею Тимофеевичу. Когда-то он выхлопотал ей положенную доплату к заработку, которая теперь тоже «хоть на чуток прибавила скудную пенсию».

 

Высшая похвала поэтиче­скому слову: стихи как песня.

Прасолова числят не певцом, отдают ему должное как поэту письменного слова. Мнение довольно распространенное, и держалось оно устойчиво до поры. Как-то на литературные чтения зашел гость. Представился: «Андрей Живолуп». Артист москов­ского театра, родом здешний, из колена некогда знаменитого архипов­ского (село близ Россоши) разбойника «робин гуда».

Пригладил бороду, «густа и непокорна, словно Русь», тронул струны гитары и сказал:

— Песни на стихи Алексея Прасолова.

Запел. Да еще как!

Услышал ведь прасолов­ское: «Бетховен со мной, хотя пишу не о нем».

 

...Письмо из редакционной почты с жалобой на Россошан­скую коммунальную службу привело меня, собственного корреспондента воронеж­ской областной «Коммуны», в старинный, скорее всего, бывший купече­ский особняк. Под его крышей, наверное, еще с давних дореволюционных времен разместились жилые квартиры. В разговоре выплыло, что в пятидесятые годы тут поселилась молодая семья журналиста Прасолова. Старушка, моя собеседница, с улыбкой вдруг вспомнила страшную летнюю грозу. «Будто снова — война, фронт. Ночь темная. Небо полыхает, гремит. Мы, женщины с детишками, сбились в кучу в безоконном коридорчике. Чтобы успокоить нас, единственный наш мужик Алексей стал читать стихи. Смотрит, вопли-сопли не унимаем. И тогда он запел. Как сейчас вижу: стоит перед нами, в полный голос красиво выводит «Дывлюсь я на нэбо, та й думку гадаю. Чому я нэ сокил, чому нэ литаю?» Мы и рты раскрыли. Гром уже не слышим, молния нам нипочем...»

Из тех же лет почтовая открыточка — картинка дивной осени.

Вроде бы неприметная должность в газетной редакции — корректор. Но — важная. Своеобразный отдел контроля, ответственный за чистоту и грамотность рус­ского языка в газете. Хоть журналисты — народ чаще подкованный в филологиче­ских науках, случается и они «заговариваются» на страницах своих рукописей. А тут опытный корректор на страже: в полосе до выхода публикации в свет к читателю «выловит» и исправит ошибки.

Правда, среди корреспондентов есть всяковой люд, встречаются «на свете всех умнее». Для таких несговорчивых у корректора всегда наготове пудовые словари от Даля до Ожегова.

Алексей Прасолов сам начинал работать в газете корректором. Позже, уже журналистом, не смотрел на редакционный «Отдел Техниче­ского Контроля» свысока, а уважительно и с благодарностью принимал замечания. Напоминанием о том открытка, какую сберегла Лариса Васильевна Рубан, жительница Россоши. Долгое время она трудилась «неистовым ревнителем» языковой чистоты в Россошан­ской районной газете «За изобилие».

«В день рожденья,

В час привета

Пусть Вам станет

Так светло,

Словно это

Бабье лето

Тихо в комнату вошло.

                                         А. Прасолов.

16.10.67».

В октябре 2010 года исполнилось в вечности — 80 лет со дня рождения большого рус­ского поэта Алексея Прасолова. Он рано окончил свой жизненный путь — на сорок втором году. Его родина — юг Воронеж­ского края, грань России и Украины, славян­ская «земля моя, я весь отсюда». По предложению Воронеж­ских отделений Союза писателей России, Союза россий­ских писателей и местного отдела культуры администрация Россошан­ского района приняла решение: 2010 году быть Прасолов­ским.

 

Начало Году памяти Алексея Прасолова было положено февраль­ским литературным сбором читателей с участием гостей из Воронежа и Москвы, который прошел в районном доме культуры Россоши. Открыли его тогдашний руководитель областного отделения Союза писателей России Евгений Новичихин и начальник районного отдела культуры Виктор Стреx. Они сообщили, что в течение года в библиотеках и клубах, в школах и средних специальных учебных заведениях пройдут литературные уроки, встречи с писателями, вечера, творче­ские конкурсы, посвященные поэтиче­скому наследию именитого земляка.

От имени правления Союза писателей России и редакции ведущего россий­ского журнала «Наш современник» его редактор, поэт, литературный критик и публицист Станислав Куняев обратился к местной власти:

— В россий­ской глубинке явилась добрая традиция. Имена современных литераторов-классиков, окончивших свой земной путь, присваиваются библиотекам. В последнее время такие святые, духовные для рус­ской литературы места появились на Кубани, в Вологод­ской, Саратов­ской областях, где хранят память о поэтах Юрии Кузнецове, Николае Рубцове, Анатолии Передрееве. Заслуживает этой чести и ваш Алексей Прасолов, утверждавший народные православные ценности в своих лучших стихах.

Станислава Юрьевича поддержала директор главной библиотеки Россошан­ского района Надежда Басова.

Пришла телеграмма из Киева: «Всеукраин­ский творче­ский союз — Конгресс литераторов Украины — вместе с писателями Воронежа и России чтит память поэта Прасолова Алексея Тимофеевича в год его 80-летия. Желаем Вам, дорогие коллеги, творче­ских успехов в деле сохранения памяти удивительно тонкого рус­ского лирика. Писатель Леонид Череватенко. Поэт Владимир Черепков. Председатель Конгресса Александр Корж».

О творче­ском пути земляка рассказали Галина Умывакина и председатель комиссии по творче­скому наследию А. Т. Прасолова Виктор Будаков. Ведущая, библиотекарь Нина Герасимова пригласила на сцену местную литературную «ячейку» — членов Союза писателей России Светлану Ляшову, Виктора Беликова, Василия Жиляева, Леонида Южанинова и краеведа Алима Морозова. Они поделились воспоминаниями об Алексее Тимофеевиче, читали посвященные его памяти стихи. Речь шла о том, что в рус­скую поэзию Прасолов навсегда вошел как замечательный лирик, запечатлевший прекрасный и яростный мир неспокойного XX века, сказавший свое незаемное слово о сокровенном в душе человече­ской.

В зале прозвучала песня на стихи поэта в исполнении ее автора Алексея Дубровина, учителя дет­ской школы искусств. С прекрасными литературно-музыкальными «прасолов­скими литературными композициями» выступили артисты молодежного театра РАМС и студенты педагогиче­ского колледжа.

Киноэкран вернул невозвратимое: сквозь время сам Прасолов читал свои стихи. Что примечательно, под сводами зала звучали поэтиче­ские шедевры — «Мирозданье сжато берегами», «Я услышал: корявое дерево пело», — которые рождались под этой же крышей дома культуры, когда в середине шестидесятых годов здесь работал поэт.

Тут же были развернуты архивные и книжные выставки.

В этот же день возложили цветы к мемориальной доске у педагогиче­ского колледжа, в котором учился Алексей Тимофеевич. Гости ознакомились с «прасолов­скими стендами» в музеях — районном краеведче­ском и педагогиче­ского колледжа. На встрече в администрации одобрили мысль о присвоении центральной библиотеке имени поэта-земляка. А еще все высказались за то, чтобы «шагнуть дальше» — в селе Морозовка выкупить бывшее подворье Прасоловых и в старом домике, который построили, в котором жили мать с сыновьями, открыть музей Алексея Тимофеевича Прасолова.

В эти дни очень хотел быть в Россоши ее почетный гражданин Михаил Шевченко. Но болезнь не позволила, 29 апреля из Москвы пришла скорбная весть: Михаил Петрович скончался. Нам остаются его книги, есть и его слово о Прасолове:

«Вспоминая Алексея, перечитывая стихи его и письма, невольно думаю об одном совпадении. Из воронеж­ских степей пришел в поэзию Алексей Кольцов — сын прасола. А сто лет спустя из тех же воронеж­ских степей приходит в поэзию Алексей Прасолов. Самое большое событие в жизни Алексея Кольцова, оставшееся в истории, была встреча со своим великим современником Александром Пушкиным. И самое большое событие в жизни Алексея Прасолова, освещающее путь поэта, была встреча с великим нашим современником Александром Твардов­ским.

Есть в этом совпадении какая-то закономерность».

 

Высажены и зазеленели первые деревца Аллеи рус­ской культуры в старинном Борисоглебске. Расти ей теперь у камня с надписью «Здесь городу начало. Стоять ему в веках».

У куста сирени, привезенной из тамбов­ской деревни, установлена памятная табличка с портретом великого композитора и пианиста Сергея Васильевича Рахманинова. Близким и дорогим было ему вроде ничем не примечательное село во глубине России. «Туда я всегда стремился на усидчивую работу, которой окружающий покой благоприятствует.... Имение это степное, а степь — это тоже море, без конца и края, где вместо воды сплошные поля, от горизонта до горизонта».

Деревце липы — из Боброва. Тамошнее село Коршево — родина выдающегося издателя и просветителя Алексея Сергеевича Суворина. Уроженец из крестьян­ской семьи, «рус­ский самородок, сумевший встать в ряд крупнейших отечественных деятелей». Его газету «Новое время» знала вся читающая Россия. Выпустил он около 1600 книг — от классики до справочников — общим тиражом в 6, 5 миллионов экземпляров.

Яблоня — гостья из Россоши. Деревце посажено в память известного поэта-современника Алексея Тимофеевича Прасолова. Корни его творче­ского наследия, по словам воронеж­ского литературоведа Анатолия Абрамова, «в большой художественной культуре страны (от фольклора, древнего рус­ского искусства... до Тютчева, Заболоцкого). Но не менее важно сказать и о том, что учителями Прасолова были и Пушкин, и Лермонтов, и Блок, и Твардов­ский. И самое главное, учась «мудрости и совершенству» у великих поэтов, он в лучших произведениях оставался самим собой».

Что интересно, Алексей Тимофеевич бывал при жизни в Борисоглебске. Гостил у своего друга военного летчика Александра Сорокина, которому посвятил стихотворение «Над полигоном». И вот он как бы вновь здесь — деревцем милой малой родины...

 

«Дорогие хранительницы музея нашего Россошан­ского педагогиче­ского училища! Сердечное спасибо за неожиданный подарок. Почтальон вручила мне бандероль с альманахом «Слобожан­ская тетрадь», выпуск третий, посвященный жизни и творчеству моему сокурснику, поэту Алексею Прасолову. Сразу прочла книгу от корки до корки.

...Изболелась душа за неустроенность его бытия. Почему жестокой оказалась к нему судьба? Молю об одном, пусть на Том Свете Алеше будет хоть немного легче.

Читаю и перечитываю стихи Прасолова. Всегда открываю для себя что-то новое. Меня просто поражает: как вмещался его стихотворный гром в небольшом теле. Невысокого росточка, с детства не крепыш.

Спасибо Вам за то, что сберегаете память о поэте, свет его души.

С уважением Клавдия Стефановна Горбань».

 

Родимым домом для поэта Алексея Прасолова в Россоши была районная библиотека.

Три шага от редакции газеты с шумного и поныне перекрестка в старом городке. В сиреневом тумане провинциальный переулочек. Овальным углом старокаменное строение. Как крепостная стена некогда оно укрывало от близкого базарного торжища дворян­скую усадьбу знаменитых Чертковых.

С торца здания двери с тугой пружиной. За ней сенцы с кочегаркой, а далее — просторная зала. Под ее сводами витал дух веков — старосвет­ских помещичьих. И не только. В годы Первой мировой войны тут размещалась палата военного лазарета. После земство вознамерилось открыть здесь классы муж­ской гимназии, но время распорядилось иначе, вселило невиданное диво — кино «Иллюзион». Когда «важнейшему из искусств» потребовалось помещение просторней, здесь открыли библиотеку.

Из газетной суеты Алексей Тимофеевич попадал в мир, где мог слушать желанных собеседников — классиков отечественной и зарубежной литературы. Слышать их с книжных страниц сквозь время и пространство.

Для завсегдатая читального зала у библиотекаря всегда припасены свежие литературно-художественные «толстые» журналы. «Поглядим, посмотрим, чем нас попотчуют инженеры человече­ских душ?»

В уединении наступал «час сокровенного». Раскрывал заветный блокнотик, нумеровал очередной в клеточку листик, мелким, но четким почерком вписывал выношенное дитя — новое стихотворение.

О первая библиотека,

Весомость тома на руке!..

Старый особняк не уцелел. Его снесли капиталисты ельцин­ского розлива.

Библиотека ранее переселилась на нынешнюю главную город­скую площадь. В ее залах — полки шеренгами в ряд. В книжной тесноте, не в обиде, стоят сборники. На корешках имя автора — того самого заядлого книгочея, чье творче­ское наследие хранят и несут читателю иные хозяйки сокровищницы знаний.. 26 мая 20I0 года у крыльца собрались млад и стар. Добрым словом помянули поэта-земляка. Озвучили решение местной власти. Под аплодисменты развязаны скрепы — опало покрывало, открылось люд­скому взору золотое тиснение строк: «Россошан­ская библиотека имени А. Т. Прасолова».

...21 октября 2011 года у библиотечного крыльца вновь встретились читатели — земляки поэта. На стене здания открылся люд­скому взору как бы явленный сквозь страницы его книг бронзовый лик Алексея Тимофеевича Прасолова.

Петр Чалый (Россошь Воронежской области)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"