На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Строгая мера

Главы из книги об Алексее Прасолове

Со строгой мерой относился Прасолов к творчеству уже известных в современной литературе своих товарищей по перу. В письме к Лидии Ивановне Глазко так рассматривал он книги Василия Пескова, собрата по «Молодому коммунару», уже известного журналиста «Комсомоль­ской правды», лауреата высшей государственной — Ленин­ской — премии, тогда только вышло его «Путешествие с молодым месяцем».

«Весь Песков мне понятен с первой книги — «Шаги по росе». Свежо, зримо схвачено, во всем уловлен миг, момент найден ярко. Но мне лично все это доступно в окружающей меня натуре и в натуре воспринимается мной, что полезней, что ближе, чем в той, даже талантливой подаче, что в книге.

Меня больше тянет глубина человече­ская и часто — исходящая как бы из натуры собственной, — идущая сквозь натуру, окружающую ее. Песков дальше, глубже не пойдет умышленно — там, в человече­ском, — не его сфера. Поэтому он старается действовать именно этим, увиденным им в природе, видеть ему приходится больше, потому что это стало его профессией. Видишь расширение его диапазона в пространстве земли — север, тропики, диковинки, как сувениры из тех мест, — все это проходит через песков­скую опытную и чуткую душу и показывается...».

Блокнотный листик обрывается на полуслове, высказанные рассуждения пусть кому-то покажутся в чем-то спорными. И можно с ними не соглашаться. Но нельзя не принять, не видеть самого Прасолова. В этих коротких размышлениях жизненная и творче­ская позиция поэта — «Меня больше тянет глубина человече­ская и часто — исходящая как бы из натуры собственной, — идущая сквозь натуру окружающую».

Так же строг и взыскателен Прасолов был и к собственному творчеству.

В выписанных выше из его ранних стихов строчках виден образный строй поэта Алексея Прасолова, уже какого мы знаем. «И вот стою я у подножья едва угаданного дня» — это еще 1952 год. «Весь день — гремящие колеса» — строчка из стиха 1955 года. А вот шестидесятый год: «И так жгуч в твоем имени скромном отзвук боли, знакомый и мне». Под этими стихотворениями, пожалуй, не постеснялся бы поставить свою фамилию и уже маститый литератор. А ведь Прасолов не включал в свои поэтиче­ские книги почти ни одной вещи, написанной до тридцатитрехлетнего возраста Ильи Муромца. И сиднем не сидел. Посчитал, что до той поры он не обрел собственного голоса.

Его, зрелого мастера, вела в поиск мысль: «Чувствую тягу к чему-то не отрешенному от людей (а эта «отрешенность мыслителя» заметна во многих написанных стихах). Многое уже пожелтело в моих глазах. Хочется живого, раскованного». В последних своих работах (сам автор еще не знал, что они — последние): «Я взорвал самого себя — вчерашнего, который уже сковывал меня, я вынес свою стихию — живой!» При обсуждении «кое-что назвали непривычным словом — антологичное». Поэт шел к простоте, какая называется классиче­ской. Учитель о ней высказался в «Василии Теркине» так: «Вот стихи, а все понятно, все на рус­ском языке».

Немногочисленные критики-литературоведы об Алексее Тимофеевиче теперь пишут: Прасолов «был поэт волей божией, одно из тех счастливых и немногих дарований». Одной милости божией и литературным классикам с благополучной судьбой, из школьного курса наук знаем, было маловато. Не манной небесной осыпало жизненную дорогу поэта.

В Россоши среди друзей у Алексея Тимофеевича были интересные люди — любящие литературу, пробующие свои силы в ней — летчик Александр Сорокин, которому он посвятит одно из лучших своих стихотворений, художник Федор Басов, журналисты, учителя-краеведы, библиотекари.

— Что поражало меня в Прасолове, — говорил директор библиотеки техникума мясной и молочной промышленности Георгий Степанович Тарасенко, долгое время близкий к поэту, — что просто удивляло — так это воловья сила в работе над стихами при любых жизненных обстоятельствах. Как-то после очередных передряг пришлось ему из газеты временно уйти на наш кирпичный завод грузчиком. Представляете, что это за дело: работать не в горячей — а в горящей печи. Он так об этом рассказывал: «Заскакиваешь в печное нутро — лицо закрываешь; назад толкаешь вагонетку — телогрейка на спине горит!». Да другой сто раз бросил бы стихи и забыл бы о них думать. Только не Прасолов. Измотанный тяжелым трудом, по вечерам заходил ко мне в гости и с порога читал на пробу новые варианты стиха. Читал строки, какие вынашивал день и ночь. В подтверждение напомню:

Ведь кирпич,

Обжигаемый в ад­ском огне, —

Это очень нелегкое, древнее дело.

И не этим ли пламенем прокалены

На Руси —

Ради прочности зодче­ской славы —

И зубчатая вечность

                                Кремлев­ской стены,

И Василия Блаженного

Храм многоглавый?

А еще поддержка Твардов­ского очень многое значила. Александр Трифонович как благословил его в поэзию. Патриарх в литературе. Прасолов прямо окрыленным вернулся из Москвы. Не ходил, а летал...

Еще Георгий Степанович припомнил, как Алексей посвятил ему такие шутливые стихи:

Георгий, друг, ведь я страдал все годы,

Друзей себе не мог найти нигде.

Повесой стал, и титул сумасброда

Стал неотъемлимым, как у маркиза — «де»...

С тех пор я его так и называл — «маркиз из Морозовки».

Думая о человече­ских способностях, Лев Николаевич Толстой записал: «Все дело в мыслях. Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования — работать над мыслями».

Поэт Алексей Прасолов над творче­ской мыслью работал всю жизнь. Убедительные свидетельства тому не только стихи, но и его письма, напечатанные ныне в различных изданиях. По ним можно проследить и попытаться понять, как шло становление поэта.

«Стану сливать воедино мысль, чувство, дыхание, цвет и запахи мира».

Мучительно он размышлял о времени, в каком выпало жить.

«...Заря у человека и у эпохи бывает однажды. Зажженная великим разумом, она со смертью зажегшего утеряла внутреннее движущее начало; массовое же движение велико только при централизованном внутреннем источнике движения, — этим источником был Ленин, потом — без оговорок — Сталин: своеобычнейший комплекс силы духа, мысли, воли, жестокости — все вместе на почве разумной беспощадной идейности.

А теперь — свобода от сознания долга (разве что кроме формального) и животная движущая жажда: настрадались — так теперь пожить! И — кто во что горазд!

Ты — во что горазд? Ах, ищешь истину в творчестве и творче­скую силу в истине? Благородно, молодой человек, но — не материально. Духовное же — не для сегодняшнего рынка».

Схоже обостренно думал он о предназначении творче­ского труда. «Слово звучит как-то свято, когда ты его шепчешь, придаешь произношению, значению его живую интонацию, когда оно не литературное произведение, а твоя внутренняя речь. И, легшее на бумагу, оно сначала греет душу, а потом, словно положенное на снег, остывает и не греет тебя. Что с нами делается — мы убываем, стынем час от часу, и наше — так же умирает на глазах!»

Еще мой день под веками горит,

Еще дневное солнце говорит,

Бессонное ворочается слово —

И не дано на свете мне иного.

Внутреннее, глубинное, сокровенное в душе человека, твоего современника, — оно и твое. Наше. Этим была сильна изначально и поныне отечественная словесность, в какой есть и Алексей Прасолов.

 

Прасолов и Рубцов

 

Его планида в чем-то схожа с судьбой широко известного теперь его современника — поэта Николая Рубцова. Я чувствовал: не могли они ревностно не следить друг за другом пусть по редким, но весомым стихотворным публикациям в столичных изданиях. Сыскалось-таки этому подтверждение. О примечательном разговоре с Николаем Рубцовым рассказал учившийся с ним в Литературном институте сокурсник Олег Федорович Шевченко.

— У вас в Воронеже живет Алексей Прасолов. Знаком с ним? — спросил Рубцов.

Собеседник ответил утвердительно, но с явным безразличием — мол, мало ли кто проживает в большом городе, пускай даже из пишущей братии... Рубцов почувствовал это, вспылил:

— Дурак! Алексей Прасолов — поэт! А вы этого не видите...

Так что — не совсем прав рус­ский писатель Виктор Астафьев, говоривший столичному журналисту в 1991 году:

— Я вот вам хочу напомнить еще об одной трагиче­ской судьбе. Это почти одновременно погибший и забытый совершенно поэт Алексей Прасолов. Коля Рубцов бы на меня обиделся за сближение с ним. Слышу рубцов­ское неодобрение: «Но-но-но!». Однако, на мой взгляд, Прасолов философ­ски более углубленный поэт. В чем-то даже талантливей, чего там говорить. Коля — нежный, изобразительный, народный, из души в душу. Тот же немножко дальше находится от читателя. Требует большего внимания, работы ума и воображения. Его читать трудновато. А сам Алеша читал прекрасно. Выпьет — и пошел. Лысенький, красненький, лоб у него сразу творче­ски розовеет. Как он читал прекрасно! Артистиче­ски. Точно, четко, художественно. Потому что там только мысль работает. Там не встретишь чистой изобразительности, вроде: «... лошадь белая в поле черном в­скинет голову и заржет». У Алеши такого нет вообще. Все внутри, в душе поэта. Даже не знаю, с кем его сравнить. Жалко, что вот погибли оба рано. Интересно представить, как бы переплелись в рус­ской поэзии их пути-дороги. Они бы обязательно соприкоснулись.

Петр Чалый


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"