На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Добрая душа

У поэзии его фуфайка в глине…

О народном поэте Тимонине в свое время восторженно шумела московская критика, а у него издана всего одна книжка…

Как не нравился нам, двадцатилетним журналистам, приход в редакцию этого неказистого старика. Да не старика вовсе, а старичка – небольшенького росточка, сухонького, вечно с помятой сумочкой коричневатого цвета.

Узрев его из редакционного окна, подавалась команда: "Бежать! Опять приехал и будет приставать со своими стихами". Опять редактор, часа два потратив на посетителя, даст поручение: стихи не править, а вот знаки препинания расставить, как следует.

Приказ начальника – закон для подчиненного, и начиналось мучительное корпение над выдернутыми из старых тетрадей листочками. Ломаный почерк, буквы, отдельно стоящие друг от друга, и нарисованные самые обыденные картинки – вот тебе и стихи. Это не Евтушенко, это не Вознесенский, только-только входящие в моду большой аудитории. Там мало, что понятно, но все хвалят, удивляются гениальности. А тут что – потрепанный жизнью старый человек, который пришел, принес исписанные листки и потребовал от редактора один и тот же гонорар – бутылочку красного.

Но время, как бы это ни банально звучало, расставит все на свои места, и однажды, после очередного прихода надоедливого старика, получив задание поработать над знаками препинания, просто вздрогнул от ясной и привлекательной картинки: "Поймал репейник у дороги теленка рыжего за хвост". Это что-то от Есенина, от любимого Пришвина, от живого на события Паустовского.

Поймал репейник... Эта колючка, которой в босоногом детстве кидались друг в друга и норовили попасть непременно в голову, чтобы она запуталась в волосах, чтобы выдирали ее из волос и плакали от боли. А тут теленок рыжий, и за хвост. А дальше-то, дальше!

Скворца качает дуб столетний,

Как дед внучонка у ворот.

Весна в накидке разноцветной

По чистой улице идет...

 

Вот тебе и старикашка! Как же так: настоящего и не разглядели. И уже по-другому, уважительно и незаметно радостно, встречали мы Михаила Тимонина, когда он приезжал в июле из Киева в свою родную Яковлевку, неказистую деревеньку, приткнувшуюся к дивеевской дороге. Здоровались, не пропуская к редактору, усаживали за стол, окружали и просили почитать новые стихи.

Они лились, хитренько улыбался мудрец-редактор, и, незаметно на столе появлялась бутылочка красного.

 

"МОЛОДОЙ АПРЕЛЬ"

 

После войны фронтовик Тимонин затормозил в столице. Ехать некуда, Горьковский автозавод принял бы, наверное, обратно, да только сердце не захотело волноваться юностью, тяжелой и одновременно безмятежной. Поиски работы привели в театр Советской Армии. Отдел кадров повертел военный билет, поспрашивал о профессии – ее не было, и предложили одну-единственную должность истопника.

Михаил Тимонин – батрачный человек, деревенский, потому и решили театральные: дров наколет, принесет, печи затопит. Тепло в театре обеспечено. Так оно и было – к работе не привыкать. А когда трещат и радуются огнем дрова, радуется возле открытой дверцы голландки человек. Глядеть на огонь – думать о хорошем, так ему еще в раннем сиротском детстве говорили. Плохих мыслей не надумаешь, а значит, о людях плохого не скажешь.

В такие минуты доставалась из грудного кармана военного кителя засаленная и потрепанная на уголках тетрадка, муслякался кончик химического карандаша, и рождались стихи. О детстве, о лесных полянах, о весеннем дожде и родных яковлевских просторах, где встань на крутой бугорок и далеко видна, вплоть до самого горизонта, незатейливая березовая жизнь.

Здесь же, в театре, определили Тимонину место на жительство – небольшая каморка. Он жил, никому не мешая. Ежедневно видел известных на всю страну артистов, но разговоров с ними не заводил. Да и кто будет разговоры разговаривать с истопником. А вечером, когда отгромыхают аплодисменты и артисты разъедутся по домам, театр наполнится тишиной и даст раздолье тимонинскому слову. И опять родные места, картинки из детства. И опять трудная жизнь. И опять столько радости и улыбок, что стихи будто рождаются только для одного читателя – ребенка.

В один из таких вечеров остановилась возле Тимонина Нина Сазонова. Она уже и тогда, молодая, не имеющая высокого звания народной артистки, была любима и желанна у зрителей. Нина Афанасьевна как раз и поинтересовалась, что это такое пишет фронтовик в своей синенькой тетрадке. Стихи, ответил Тимонин.

– А не тяжело почитать?

– С удовольствием.

 

Поутру в разливе света

Зашумели глухари.

Сыроежки жарят лето

На большом костре зари.

Заплетает кудри вика,

Сок готовит для пчелы,

Сыплет звезды земляника

На зеленые столы.

 

И пока читал Тимонин свои стихи, Сазонова сначала кивала, потом начала радостно улыбаться, а затем и вовсе заплакала.

– Знаешь что? Давай-ка завтра в десять встретимся и поедем в одно место. Там непременно должны прочитать твои стихи.

Место это оказалось Детгизом – союзным детским издательством. Нина Сазонова привела Михаила к поэту Льву Смирнову и попросила:

– Окажи милость, найди полчаса на человека. Думаю, не пожалеешь.

На тимонинские стихи прибежали все, кто был в это время в редакции. Читали и поздравляли, а Тимонин сжался в кулачок и боялся пошевелиться: перед ним сидели и стояли поэты, которых он знал только по их книжкам.

Лес к весне прислушался,

позабыв усталость,

заползает зелень дымкой на холмы.

Под корягой скорченной

в логове осталось

ледяное блюдце бабушки-зимы.

На кустах черемухи пьет росу синичка,

иглами густыми ловит звуки ель.

К фитильку подснежника голубую спичку

в сумраке подносит молодой апрель.

 

– Давайте издавать книгу. Ты не возражаешь?

Возражал ли Тимонин? Он и думать не думал, что такое может быть в его жизни. Не думал, а мечтал, надеялся, что возьмут люди в руки его книжку и вместе с ним порадуются полю, цветам, весеннему ветру, теплому летнему дождю.

Через несколько месяцев на прилавках столичных магазинов появилась тоненькая книжка с веселым названием "Молодой апрель", и предназначалась она для детей. Автор книги – Михаил Тимонин.

 

"В ТИХОМ УТРЕННЕМ ТУМАНЕ ОБНЯЛА БЕРЕЗУ ЕЛЬ..."

 

Книжка Михаила Тимонина в считанные дни разошлась, и критики в один голос заговорили о самобытном, ни на кого не похожем поэте. Приведу несколько примеров из многочисленных статей, появившихся в то время в толстых литературных журналах и газетах.

"...Эту книгу стихов написал Михаил Алексеевич Тимонин. Он родился в деревне Яковлевка Горьковской области. Еще до войны о его незаурядном таланте писала "Литературная газета". Он, наделенный природой не только талантом, но и большой скромностью, не давал о себе знать. Но поэт всегда работал, писал...".

"...Главное в даровании Михаила Тимонина – его яркое образное мышление. Поэт почти нигде не учился. После окончания начальной школы ему сразу пришлось работать: в сапожной мастерской, потом грузчиком на Горьковском автозаводе, быть штукатуром, плотником, сторожем музея, печником и солдатом, и всем на свете. Но поэтический дар ему был дан самой

Позволю себе небольшое отступление, чтобы, в отличии от столичных критиков, привести в порядок тот отрезок времени, на который выпал проявление поэтического дарования маленького пастушка из Яковлевки. Михаил Тимонин родился в бедной семье. Их домик о три окошка, да и те сидели почти на завалинке, будто специально привалился к березовой роще. Эта улица, крайняя в деревне, и сегодня жива. По ней не ездят тракторы и машины, потому всегда она была зеленой от травы-муравы и золотой от одуванчиков.

Сразу же за домом несколько небольших прудов. Нет, не искусственных, просто в земляные углубления, поросшие густой травой и ей же укрепленные, набиралась талая и дождевая природой...". вода и держалась на радость взрослым и детям. На их берегах поставили люди баньки. Убого было, неказисто, зато чисто и приятно взгляду.

Забегу вперед и скажу, что дом Тимониных сохранился и по сей день, только купил его молодой хозяин и многое переделал.

Именно из этого дома маленький Миша Тимонин пошел в церковно-приходскую школу и закончил в ней четыре класса. По тому времени, а это было во времена социалистической революции, образование для деревни не шуточное. Но беднота, да еще и скромность. Хорошие места примеряли на себя те, кто понаглее и побестыжее. А Тимонину пришлось взять в руки кнут и пасти коров, овец, коз.

Рано поутру он не набивал свою холщовую сумку едой – кормили его всем миром, по очереди хозяева скотины справляли для него завтрак, обед и ужин. В сумке у него всегда лежала бережно завернутая в платок книжка. А еще тетрадь. А еще карандаш.

Вольготно думалось на природе. Радовались глаза. Смеялась душа от рождавшихся в ее глубине строчек, и самому Мише Тимонину невдомек было: откуда это все?

Линяет детская гора

Над пеленой туманной.

Гоню я зиму со двора

Лопатой деревянной.

Гоню от двери и окна

За переулки в речку.

Как кошка белая, она

Залезла под крылечко.

Но вернемся к критикам. "...Природа – вот истинная стихия Тимонина. Редко у кого встретишь такое тонкое понимание природы, такое любовное к ней отношение. С любовью он пишет о труде, ведь всю жизнь он работает, и работает тяжело...".

"...Только человек, который самозабвенно любит природу, который слит с ней, может написать так о ранней весне: "Ручей разыскал прошлогодние грядки/ Под снежной корой не слыхать его звука/ Он греет озябшие пальчики лука...". "...Тимонину, как поэту истинно народному, свойственны и мягкий юмор, и задорная игра словом, и грустная добрая улыбка: "Побежал в серебряной рубашке шаловливым мальчиком ручей...".

"...У Тимонина старый привычный образ иногда приобретает очень неожиданную современную окраску: "Веселый дуб с зеленою мочалкой на берегу становится под душ", "Длинных усиков антенны ловят волны света" (это о ржаном колосе), "На рассвете дятел телеграмму выбивает в ельнике скворцу...".

Скажу правду: на этом московские поэты и поставили точку. Наговорили массу лестных слов, надавали обязательств – в любой момент Тимонин может рассчитывать на их поддержку, а места в литературных журналах, не говоря уж о выпуске специальных книг, больше не давали – самим надо.

Михаил Алексеевич, добрая скромная душа, понимал это и тихо продолжал писать. Для себя. Для друзей. Для детей своих знакомых. Иногда раздаривал свои стихи, и они терялись по прошествии времени. Иногда печатался в маленьких газетах, но до хорошего и полного издания своих стихов так и не дожил. А хотелось. ...

В тихом утреннем тумане

Обняла березу ель.

Петуха петух у тына

Вызывает на дуэль.

Почитать бы это детям...

 

"У ПОЭЗИИ МОЕЙ ФУФАЙКА В ГЛИНЕ И ИЗВЕСТКЕ"

 

Мы сидим с Николаем Васильевичем Кутеповым, покойным ныне митрополитом Нижегородским и Арзамасским, в его доме на улице Пискунова в Нижнем. Просторная комната окнами выходит на старинные кремлевские стены. Они зубцами режут гаснущий небосвод, и вечерний покой как нельзя лучше располагает к доверительному разговору. О жизни. О войне. О вере. О литературе.

Мне нравилось беседовать с умным, мудрым и прозорливым человеком. Не ровня – ни по годам, ни по положению, ни по опыту, а разговоры текли просторно и свободно. Он не гнушался молодостью, я – мудростью и зрелостью. Не припомню, как в беседе прозвучало имя Михаила Тимонина.

– А вы можете прочитать его стихи?

Прострелило листья градом,

Изрябило весь забор,

Затрещал за темным садом

Быстрой молнии костер.

У моей родной избушки

В окнах стекла дребезжат,

Две дубовые кадушки

Ловят капельки и град...

 

Прочитал, что помнил по памяти. Помолчали.

– Исключительно хороши, – произнес митрополит. И мне ничего не оставалось делать, как только пересказать историю жизни Тимонина, насколько я ее знал. Приблизительно то же, о чем сейчас написал. Одновременно посетовал: как бы было здорово (а дело проходило в конце тяжелых девяностых) издать его стихи отдельной толстой книжкой. Для людей, для детей.

Николай Васильевич загорелся идеей и предложил денежный взнос на ее издание. Нашлось издательство, а в нем добрые талантливые люди, но денег хватило только на то, чтобы сверстать книгу. И она через несколько лет вышла. Малым тиражом, но вышла.

Жалко имя Михаила Алексеевича Тимонина совсем позабылось.

Неправильно это, негоже. Не по-людски.

Иван ЧУРКИН

 

ЛЕТНИЙ ПОЛДЕНЬ

К реке бегут купаться дети,
За рощей окрик пастуха,
С листвой заигрывая, ветер
Пушинку сбросил с петуха.

На речке с бочкой мокнут дроги,
Воронкой пыль летит под мост,
Поймал репейник у дороги
Телёнка рыжего за хвост.

СЕНОКОС

 

Входит зорька в огороды,
Скрылся в небе Звёздный Воз.
Не видать в селе народа –
Все ушли на сенокос.

Вся цветёт роса от дрожи,
Ветерок да синева.
Ни проезжих, ни прохожих –
Поросята да дрова.

Да петух в репье курчавом

У развилки двух дорог

Лапкой левой, лапкой правой

Разгребает бугорок.


Задевает дым антенну

Близ напудренной трубы.

Месяц выспался на сене

И ушёл искать грибы.

 

 * * *

 

Вдали чечётку выбил гром,
Июльский день хорош.
Мы входим с солнышком вдвоём

В желтеющую рожь.

Денек июльский не печёт,
Не видно ржи конца.
В колосьях зёрнышки стучат,
Как у людей сердца.

На землю гордый небосклон

Свалил грозу с плеча.
Я слышу жаворонка звон

По проводу луча.

Глубокий неба водоём
Рукой не обоймёшь. 
Мы входим с солнышком вдвоём

В желтеющую рожь.

* * *

Последний грибок
Я в деревню несу,
Становится холодно
Птицам в лесу.

Трава потеряла

И запах, и цвет.
С холодным туманом

Приходит рассвет.

В берёзовой роще

Не слышно «ку-ку»,
Скучают опята

У пня на боку.

От ветра холодного
Тихо дрожа,
Дуб жёлудем целится

В спину ежа. 

Иван Чуркин (Саров)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"