На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Батюшка Покров, натопи нашу избу без дров!

Печь в жизни наших предков

Значение печи в жизни наших предков трудно переоценить. «Печь нам мать родная»,- гласит народная мудрость. И это подтверждается обрядами, обычаями, поверьями.

В русской избе для печи отводилось строго определённое место – напротив (по диагонали) «красного угла», где размещались иконы. Но если в красном углу человек предстоял перед Богом, то печь была, можно сказать, «бытовой» святыней. В ней готовили пищу, в некоторых местах – парились перед мытьём, с ней во многом связана народная медицина.

Место перед печью называли «бабьим углом (кутом)», поскольку распоряжалась там хозяйка. Поддержание домашнего огня и приготовление пищи были исконно женскими занятиями. Да и в обрядах, как мы увидим дальше, печь была связана с женской, материнской символикой.

Общение с печью у наших предков начиналось с самого рождения. Во Владимирской губернии, когда ребёнок появлялся на свет слабым, и нужно было дать ему силы для жизни, предохранить от «болестей», исполняли обряд «перепечения». Для этого младенца обвязывали мокрым полотенцем, клали на деревянную лопату, которую в быту использовали для сажания в печь ситников (подовых хлебов), и три раза засовывали в только что истопленную печь, быстро вынимая обратно. Причём каждый раз бабка-повитуха, исполнявшая обряд, произносила заклинание: «Огонь, огонь, кости свари, дитё укрепи! Во имя Отца, Сына и Духа Святаго – дитё живи! Аминь!». Во время этого обряда ребёнок как бы возвращался в материнское лоно и заново рождался здоровым.

В Чистый четверг (перед Пасхой) в печи приготавливали «четверговую» соль. Рано утром (обязательно до заутрени в церкви) хозяйка заворачивала в холст горсть соли, опускала узелок в квасную гущу, а затем клала на под (низ) только что истопленной печи. Примерно за час соль скипалась в кусок, который, впрочем, легко можно было растолочь. Четверговую соль использовали в пищу во время болезни.

В свадебных обрядах Переславль-Залесского уезда перед отправкой к венцу невеста подносила к печи и отдавала матери «красоту девичью» - ёлку, украшенную лентами, которая до этого стояла на столе в красном углу. И оставалась красота девичья в родительском доме, а невесту ждала уже другая - бабья - жизнь.

Люди старшего поколения ещё помнят, что в русской печи мылись, точнее, парились. «Кожух с плеч – да и полез в печь»,- гласит народное присловье. Причём даже при наличии бани старики отдавали предпочтение печи.

Печь была одним из символов дома, наряду с красным углом и столом. И не случайно домовой, по народным поверьям, жил в углу за печью. Именно туда обращались к «духу дома», когда переезжали в новую избу: «Дедушка домовой, садись на помело, поедем в новое село!». В Меленковском уезде Владимирской губернии в новое жилище для водворения домового переносили старые лапти, сапоги, помело, а также горящие угли из печи, чтобы сохранить достаток и благополучие.

Из обычаев связанных с печью есть и относящиеся к ней как к источнику тепла. На Покров (14 октября) бабы затапливали печь с приговором: «Батюшка Покров, натопи нашу избу без дров!». Покров – начало нового сезона – зазимья. Необходимо было в этот день обеспечить тепло на предстоящую зиму, чтобы жизнь была, как в поговорке: «Лежи на печи да ешь калачи».

Владимир Дмитриев (г. Владимир)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"