Значение печи в жизни наших предков трудно переоценить. «Печь нам мать родная»,- гласит народная мудрость. И это подтверждается обрядами, обычаями, поверьями.
В русской избе для печи отводилось строго определённое место – напротив (по диагонали) «красного угла», где размещались иконы. Но если в красном углу человек предстоял перед Богом, то печь была, можно сказать, «бытовой» святыней. В ней готовили пищу, в некоторых местах – парились перед мытьём, с ней во многом связана народная медицина.
Место перед печью называли «бабьим углом (кутом)», поскольку распоряжалась там хозяйка. Поддержание домашнего огня и приготовление пищи были исконно женскими занятиями. Да и в обрядах, как мы увидим дальше, печь была связана с женской, материнской символикой.
Общение с печью у наших предков начиналось с самого рождения. Во Владимирской губернии, когда ребёнок появлялся на свет слабым, и нужно было дать ему силы для жизни, предохранить от «болестей», исполняли обряд «перепечения». Для этого младенца обвязывали мокрым полотенцем, клали на деревянную лопату, которую в быту использовали для сажания в печь ситников (подовых хлебов), и три раза засовывали в только что истопленную печь, быстро вынимая обратно. Причём каждый раз бабка-повитуха, исполнявшая обряд, произносила заклинание: «Огонь, огонь, кости свари, дитё укрепи! Во имя Отца, Сына и Духа Святаго – дитё живи! Аминь!». Во время этого обряда ребёнок как бы возвращался в материнское лоно и заново рождался здоровым.
В Чистый четверг (перед Пасхой) в печи приготавливали «четверговую» соль. Рано утром (обязательно до заутрени в церкви) хозяйка заворачивала в холст горсть соли, опускала узелок в квасную гущу, а затем клала на под (низ) только что истопленной печи. Примерно за час соль скипалась в кусок, который, впрочем, легко можно было растолочь. Четверговую соль использовали в пищу во время болезни.
В свадебных обрядах Переславль-Залесского уезда перед отправкой к венцу невеста подносила к печи и отдавала матери «красоту девичью» - ёлку, украшенную лентами, которая до этого стояла на столе в красном углу. И оставалась красота девичья в родительском доме, а невесту ждала уже другая - бабья - жизнь.
Люди старшего поколения ещё помнят, что в русской печи мылись, точнее, парились. «Кожух с плеч – да и полез в печь»,- гласит народное присловье. Причём даже при наличии бани старики отдавали предпочтение печи.
Печь была одним из символов дома, наряду с красным углом и столом. И не случайно домовой, по народным поверьям, жил в углу за печью. Именно туда обращались к «духу дома», когда переезжали в новую избу: «Дедушка домовой, садись на помело, поедем в новое село!». В Меленковском уезде Владимирской губернии в новое жилище для водворения домового переносили старые лапти, сапоги, помело, а также горящие угли из печи, чтобы сохранить достаток и благополучие.
Из обычаев связанных с печью есть и относящиеся к ней как к источнику тепла. На Покров (14 октября) бабы затапливали печь с приговором: «Батюшка Покров, натопи нашу избу без дров!». Покров – начало нового сезона – зазимья. Необходимо было в этот день обеспечить тепло на предстоящую зиму, чтобы жизнь была, как в поговорке: «Лежи на печи да ешь калачи».
Владимир Дмитриев (г. Владимир)
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"