На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Самая звонкая нота

О книгах, библиотеках и библиотекарях

Сегодня, энергично наводя порядок в нашем общем доме, мы вновь и вновь обращаемся к произведениям Пушкина, к русской классике в по­исках ответов на вопросы сиюминутные и вечные. Там обнаруживаем мы истоки нашего понимания духовных ценностей, нашего самосозна­ния, основанного на уважении к народу, вере в его безграничные твор­ческие возможности. Миллионы людей, соприкасаясь с творчеством Пушкина, ощущают свои корни, осознают долг перед землёй, их взрас­тившей, чувствуют причастность к прошлому, ответственность за насто­ящее и будущее своей Родины.

В отечественном поэтическом наследии пушкинская нота самая чистая и звонкая. В ней — душа народа, в ней «русский дух», в ней «жи­вотворящая святыня» памяти. Пушкинский гений стал фундаментом по­нятия «великая русская поэзия», и сегодня русское поэтическое слово волнует всё человечество, интерес к нему огромен, книги наших класси­ков изданы на всех языках мира.

Помню, как в первые годы после Октябрьской революции чуть ли не в каждой школе, библиотеке, даже в махоньком клубике были кружки по изучению творчества Пушкина, или Лермонтова, или Некрасо­ва. Как бы хотелось, чтобы эта прекраснейшая традиция возродилась. Могут возразить: в те годы народные массы только-только приобщались к культуре и стремились наверстать всё, чего не имели раньше. Сейчас же произведения классиков легкодоступны, есть практически в каждой се­мье, не говоря уже о библиотечных фондах. Есть театральные постановки и кинофильмы по мотивам классических произведений, пробуждающих интерес к оригиналу. Наконец, существует обязательная школьная про­грамма по литературе. Зачем же нужны в наше время такие кружки?

Да затем, что более всего углубляют наши знания участие в лите­ратурных спорах и диспутах, совместное чтение, сопереживание, вза­имный обмен информацией. И всё это — не по обязательной програм­ме, а по потребности души и интересу ума. Кто сказал, что обязательной программы достаточно, чтобы понять то или иное великое произведе­ние? Только человеку, духовные потребности которого сведены к мини­муму, кажется, будто Пушкин ему совершенно ясен. А чем более развит человек, чем он глубже и эрудированнее, тем богаче представляется ему наследие великого русского поэта.

...Пушкин неисчерпаем и непознаваем до конца. Каждый человек воспринимает его по-своему. И никогда не будет найдет общий эталон понимания. То же относится к творчеству любого большого художника. И эта прекрасная неисчерпаемость — лучший для человека стимул проникать в суть бессмертных произведений, познавать их националь­ные истоки. Оставаясь вечной загадкой, великие художники как бы зо­вут нас прикоснуться к их жизни, чтобы понять, что же питало и вдох­новляло их умы.

Одно из таких мест на земле, где можно, призвав на помощь вооб­ражение, перешагнуть через время и попасть в творческую лаборато­рию большого мыслителя, — наше Пушкиногорье. Здесь рады каждому, чьё сердце хоть однажды пленилось гением пушкинских строк, кого об­жёг навсегда пушкинский талант, да и тем, кому ещё только предстоит открытие для себя величайшего из поэтов.

В моём архиве есть папка «Пушкин и Великая Отечественная война». В огромное пепелище превратился в военные годы псковский край, в том числе пушкинский «приют, сияньем муз одетый» Жители деревень расположенных близ Михайловского, Тригорского, Петровского, почти три года прятались по лесам   ютились в землянках. И, покидая горящие дома, наскоро собирая самое необходимое, многие из них клали в тощие узелки книги Пушкина…

Как величайшую драгоценность передавали томики поэта из рук в руки солдаты, освобождавшие весной 1944 года псковскую землю. По­литруки перед атакой читали бойцам пушкинские стихи. Многие из тех солдат приезжали после войны поклониться этим местам и приезжают до сих пор, уже со взрослыми детьми и внуками.

В музейном фонде и архиве заповедника бережно хранятся ста­рые фотографии и кадры кинохроники, снятые фронтовым кинооперато­ром Б.М. Дементьевым. А вот его рассказ об июньских днях 1944 года:

«Группа офицеров одного из полков с развёрнутым полковым зна­менем взошла на могилу поэта — и склонила к памятнику знамя. Коле­нопреклонённые воины произносили пламенные слова клятвы мщения врагу — "за израненную Родину и за поруганного Пушкина!"»

Там же, на могильном холме, был снят и ещё один эпизод. «Не­скончаемой вереницей шли офицеры и солдаты мимо священной моги­лы. ...У ворот монастыря скоро появились регулировщики движения, ка­кой-то неизвестный художник уже выводил на фанере:

Могила А.С. Пушкина — здесь. Отомстим за нашего ПУШКИНА!»

Таковы последние кадры кинохроники об освобождении Пушкин­ского заповедника. А меньше чем через год, в апреле 1945 года, отправ­ляя меня на работу в Пушкинский заповедник, директор Пушкинского Дома Академии наук СССР профессор П.И. Лебедев-Полянский сказал: «Ни я, ни вы не можем себе представить всего того, что ждёт вас в Ми­хайловском. Оно есть, но его ведь и нет!.. Там есть только руины, следы, воспоминания. Главное, с чего вы должны начать дело по возрождению заповедника, — это фиксация того, что осталось в нём на сегодняшний день. Описывайте, записывайте, фиксируйте всё, что увидите и услы­шите. Помните, что завтра всего этого уже не будет. Мы должны как можно скорее ликвидировать все и всяческие следы фашистского вар­варства, восстановить пушкинские памятники и музей. Помните: мы да­ли обет нашему правительству и Академии наук — восстановить Пуш­кинский заповедник в наикратчайший срок. К 150-летию со дня рожде­ния Пушкина он должен воскреснуть вновь...»

Весна 1945 года. Первый послевоенный Пушкинский праздник, традиция которого была прервана войной. К нему люди готовились с особенной радостью, и, хотя у каждого была своя забота, всё же спешили навести какой-то порядок на усадьбе Пушкина.

Утром 6 июня в Михайловском собралось тысяч десять народу. Ни лошадей, ни машин. Все пришли пешком. Иные — за пятьдесят километ­ров. Много инвалидов войны. Это были «смотрины» — встреча тех, кто ос­тался жив после гитлеровского нашествия. На временной арке, сколочен­ной из жердей, висел самодельный весёлый портрет поэта с надписью на кумаче: «Здравствуй, Пушкин!» Его написал художник-самоучка, сапёр. В центре поля стояли войсковые походные кухни, здесь гостям был пред­ложен чай. Подумать только — с сахаром! В аллее Керн продавали печат­ные портреты Пушкина, а также книжечки о Михайловском, только что из­данные в Пскове. На этом первом послевоенном Пушкинском празднике произошёл ещё один примечательный эпизод. Когда профессор Ленин­градского университета Владислав Евгеньевич Евгеньев-Максимов по ходу своего рассказа стал читать собравшимся седьмую главу «Онегина» и запнулся, ему помог старик-колхозник Антонов из села Авдаши. Он, как тогда же выяснилось, знал наизусть не только седьмую главу, но весь ро­ман и вообще без пушкинских стихов не мыслил себе жизни:

— Уж как лихо при немцах всем нам ни было, а книга Пушкина все­гда была при мне. Её купил я здесь в Михайловском, почитай лет сорок тому назад! Она была для меня и моей семьи единственным утешением в те страшные годы...

Эта история о колхознике-пушкинисте — характерный пример всенародной любви к Пушкину.

Не иссякла она и сегодня. Трижды в год — в феврале, июне и авгу­сте — тысячи людей собираются к нам на поэтические праздники. Тра­диция, основанная местными крестьянами, впервые собравшимися на Михайловской поляне в столетнюю годовщину со дня рождения поэта, продолжается. Долгом и честью считают известные литераторы участие в пушкинских торжествах.

«К Пушкину приходят люди с трепетом в душе, — отметил в своей записной книжке Фёдор Абрамов, — люди чистые... и с ними легко и даже больше: они дают силы для жизни, для работы». И ещё там же: «В Ми­хайловском лучше, чем где-либо, растут цветы, травы от любви, кото­рую приносят туда люди».

Наше государство постоянно заботится о благоустройстве Пуш­кинского государственного заповедника. Неустанно расширялись его границы. И сейчас продолжают расширяться.

Постепенно возникла идея создания Большого Пушкинского государственного заповедника, куда бы вошли не просто Михайловское и Тригорское, но и Святогорский монастырь, и Петров­ское, и древние памятники, которые Пушкин видел, которые подталки­вали его мысль к исторической теме, — городища Воронич, Савкино...

«Какое очарование испытывает человек, — пишет посетивший за­поведник итальянский литературовед-славист, профессор Римского университета Этторе Логатто, — гуляя по Липовой аллее в Михайлов­ском, по парку в Тригорском, смотря на озеро Маленец, на лесистый холм или посещая дом, в котором Пушкин жил, или домик няни, восста­новленный с таким благоговением... Теперь я чувствую и понимаю Пуш­кина значительно лучше».

Примечательны и слова другого нашего гостя, колумбийского пи­сателя Энри Луке Муньоса: «Всё, что здесь есть, рождает в людях мир и дружбу». Приобщение к Пушкину позволяет писателям, исследовате­лям литературы, да и просто читателям разных стран познать особенно­сти духовной жизни нашего народа. А ведь как важно нам сегодня лучше понимать друг друга. И как важно воспитывать это понимание именно с детства. В Чехословакии, например, проходит ежегодный конкурс школьников на лучшее знание поэзии. Награда — поездка в Михайлов-ское на Всесоюзный Пушкинский праздник. Медалью, носящей имя Пушкина, — и это символично, — награждаются зарубежные пропаган­дисты русского языка и литературы.

Около тридцати писем приходит ежедневно в музей-заповедник из разных городов и сёл нашей страны, из-за рубежа. Одни авторы де­лятся мыслями, переживаниями по поводу прочитанных произведений, другие просят совета, третьи ищут исход своим чувствам в конкретном действии, готовы, как пишет одна корреспондентка, архитектор по про­фессии, приехать сюда в отпуск, — чинить, убирать, расчищать.

Забота не только государственная — всенародная — о благоуст­ройстве дорогих нашему сердцу мест — замечательная традиция нашей культуры. Её нужно всячески поддерживать. Думается, немало тут мог ли бы сделать и библиотекари. Они, профессионально занимающиеся краеведением, должны видеть конечную цель своей работы не в количе­стве выданных книг, проведённых вечеров, выполненных справок, а в формировании у читателей деятельной любви к истории нашей страны, к памятникам, эту историю воплотившим. Уважения к минувшему, кото­рое, как писал Пушкин, отличает образованность от дикости...

Судьба Пушкинского музея-заповедника, его прошлое и настоя­щее тесно связаны с историей и сегодняшним днём нашей страны. Хо­чу выделить здесь ещё один аспект. И в музейном деле сработал тот самый механизм торможения, о котором сегодня так много говорят, дали себя знать симптомы профессиональной апатии, иждивенчества.

С болью говорю об этом, потому что и сейчас приходится сталки­ваться с чиновничьими, бюрократическими методами управления культу­рой, с губительным равнодушием или не менее губительной активностью. Они способствовали когда-то возникновению печально знаменитого про­екта переброски северных рек, они во многом определили кризисную си­туацию в Ясной Поляне, в Муранове, допустили уничтожение — вопреки протестам общественности — ленинградской гостиницы «Англетер». Вы­ходит, амнезия, потеря исторической, культурной памяти свойственна не только подросткам, беззаботно отплясывающим на могильных плитах, где покоятся родные Пушкина, — тот подмосковный сюжет показывали в телепрограмме «12-й этаж», но и людям солидным, авторитетным, обле­чённым властью.

Но я всё же настроен оптимистически. Демократизация всех сто­рон нашей жизни, преодоление социальной пассивности и связанный с этим мощный рост духовного потенциала общества помогут — я убеж­дён — преодолеть негативные тенденции в культуре. Помогут очистить от бюрократических наслоений такие вечные понятия, как долг и па­мять. Ведь на их взаимосвязи основано высшее самосозидание челове­ка, его гражданская гордость и преданность родной земле.

Семен Гейченко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"