На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Смелость мысли

художника Михаила Куприянова

КУ (Михаил Васильевич Куприянов) родился осенью 1903 года в  поволжском городке Тетюши. На карте это место «потерялось» где-то между Ульяновском и Казанью. Там и прошло детство будущего художника. Население Тетюшей было небольшое (около пяти тысяч человек), ажизнь – тихой и размеренной. О любом хоть чуть-чуть необычном событии – будь то концерт заезжих артистов или художественная выставка – тут же узнавал весь город, и событие приобретало статус грандиозного. На одной из таких выставок Куприянов представил свой акварельный пейзаж и получил первую в своей жизни награду, за что даже попал на страницы местной газеты.

Однако судьба художника по-настоящему начинается с волевого решения. Жизнь в ту пору была непростая, голодная. Творчеством на кусок хлеба заработать было невозможно, и Куприянов нанялся рабочим на ташкентские угольные шахты. Добраться до этих шахт было ничуть не легче, чем работать на них. До Самары пришлось плыть «зайцем» на пароходе, а дальше нужно было думать, как сесть в поезд без билета. Внутрь Куприянова, конечно, не пустили бы, поэтому он забрался на крышу и привязал себя верёвкой к трубе, чтобы не свалиться. На одной из станций его заметили и велели слезть. К счастью, кто-то втащил художника внутрь, и так он добрался до Ташкента.

Дальше – труд и удивительное везение. Несколько месяцев Михаил Васильевич работал в горном отделе.  Потом его перевели в художественную школу-интернат, где он занимался с большим усердием. За свои труды он получил удивительный подарок судьбы: его и ещё нескольких ребят откомандировали в Петроград, в Академию художеств. По пути сделали остановку в Москве, где и произошла встреча с другими начинающими художниками, прибывшими из Ташкента. Они уговорили Куприянова не ехать в Академию, а попытаться поступить во Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские). Он показал свои работы приёмной комиссии, и его зачислили без экзаменов.

Именно во Вхутемасе художник познакомился с КРЫ (Порфирием Никитичем Крыловым) и НИКС (Николаем Александровичем Соколовым). Тогда Куприянов даже не мог подумать, что вместе им доведётся проработать всю жизнь. А пока шла весёлая, безденежная студенческая пора. В институте Михаил Васильевич занимался на литографском факультете. Темой его диплома стали шаржи на известных людей:С. Эйзенштейна, К. Станиславского, И. Грабаря. Значимым событием стало сотрудничество с газетой «Правда», где Кукрыниксы дебютировали с карикатурой на стихи А. Безыменского «Акулы».

Недостатка тем и сюжетов для обличения не было – отечественная действительность с этой точки зрения неиссякаема, а в годы войны – тем более. Именно в военную пору традиционно повышается роль «низких» изобразительных жанров – лубка и карикатуры. Лучшие образцы подобного искусства сейчас составляют гордость респектабельных галерей.  А тогда, во времена бранного лихолетья, они служили этическим ориентиром для всего общества, взывая к самым простым и честным чувствам.

С 1925 по 1991 год Куприяновтрудился в составе коллектива Кукрыниксы. Однакоэто ни в коем случае не обезличило его индивидуальную творческую деятельность. Им выполнены многочисленные живописные и графические работы, шаржи, неоднократно экспонировавшиеся на всесоюзных и зарубежных художественных выставках.

Жанр социальной карикатуры требует понятности цели и смелости мысли. Таков, представляется, и был характер художника – рискованный, вплоть до авантюрности, твердый и в то же время не лишенный лирической трогательности и  смысловой глубины. Мастер привнёс эти качества не только в совместное творчество знаменитого коллектива, но и в визуальный облик всего советского изобразительного искусства.

Екатерина Голикова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"