На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Церковь и культура

на страницах "Московского журнала" за 25 лет

«Московский журнал» издавался в 1791 году великим русским историком Н. Н. Карамзиным, 250-летний юбилей которого мы празднуем в этом году. Возобновленному в 1991 году  «Московскому журналу. История государства Российского», соответственно, — 25 лет. Он возродился в драматическую эпоху нашей истории, когда в процессе развернувшихся социально-экономических преобразований, во многом хаотичных, стали распадаться, как позже выразился Президент России В.В. Путин, «духовные скрепы» народа, важнейшая из которых — его историческая память. И с самого начала журнал провозгласил краеугольным принципом своей деятельности именно сохранение этой памяти, борьбу за преемственность поколений, сохранение единства и целостности тысячелетней истории России, исходя из максимы: «Без прошлого нет будущего».

Наша первостепенная цель — объективный и непредвзятый, основанный на архивных документах и свидетельствах очевидцев рассказ обо всех сферах российской жизни в их трагизме и величии, обо всех проявлениях духа народного — и в коллективных свершениях, и в деяниях его выдающихся сынов. Этой своей сверхзадаче журнал оставался верен всегда, остается верен и ныне. Более того, за 25 лет журнальной жизни мы впервые услышали из уст Президента Российской Федерации В.В. Путина, что именно эта сверхзадача — сохранения исторической памяти и великой русской культуры во всем ее многообразии — задача государственной важности. Эта же мысль сугубо подчеркивалась не однажды Святейшими Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

«Московский журнал» сегодня знают во всех уголках России»; в странах ближнего и дальнего зарубежья он имеет заинтересованную и благодарную аудиторию. Мы поддерживаем тесные связи с историками, краеведами, архивистами, музейщиками многих регионов страны.

Итак, мы уже говорили, что время возрождения журнала совпало с переломным этапом в жизни страны. До этого были годы надежды на благотворные перемены в общественной жизни. Еще в середине 1980-х годов мы обратились с письмом к Патриарху Пимену и М.С. Горбачеву о необходимости издания журнала под условным названием «Храм». Инициатива эта была услышана и нашла поддержку, но по разным причинам не осуществилось издание. Затем возникали и другие проекты — даже был подготовлен первый номер международного журнала «Архитектура и культура» с похожей программой: рассказ о прошлом Москвы, об ушедшей России, о роли православия в нашей истории, о людях, немало потрудившихся во славу Отечества.

Москва и москвичи традиционно занимали и занимают немалое место на страницах журнала. В обращении к читателям в первом же номере за 1991 года мы очертили тематическую направленность своего издания: «В портфеле журнала — историко-краеведческие статьи, которые едва ли требуют пространных объяснений, мемуары, воспоминания, биографические очерки жизни и деятельности историков, краеведов, замечательных личностей, внесших немалый вклад в становление Москвы и государства Российского» (1991. № 1. С. 2). На страницах журнала можно было прочитать статьи о современности (о концепциях развития города, о состоянии его памятников, о проблемах благоустройства и экологии), о Москве ушедшей, ее обычаях, старожилах, замечательных деятелях, о Москве утраченной (о трагедии московских монастырей, о разрушенных храмах и погибших святынях, об историческом некрополе), о подвижниках Веры Православной, о возрождении храмов и обителей, о жизни Москвы православной и ее святынях, об истории целых районов и отдельных зданий и ансамблей. С помощью журнальных публикаций можно было пройтись по историческим улицам и кварталам города. Журнал публиковал семейные хроники и документы, рассказывал о и подмосковных усадьбах, о Москве литературной, о городском управлении, транспорте, садах и парках, об истории учебных заведений, о музеях, о изобразительном искусстве и музыкальной культуре города… Словом, обо всем, что позволяло почувствовать душу города, из чего складывался неповторимый образ Москвы.

На страницах «Московского журнала» печатались известные москвоведы, краеведы, Людмила Иванов, Петр Паламарчук, Владимир Мурвьев, Владимир Козлов, Михаил Артамонов, Алексей Козаржевский, Владимир Бессонов, Арсен Мелитонян, Елена Шухова, Владимир Любартович, Олег Иванов, Нина Пашаева и другие.

Начиная с первого номера журнал последовательно рассматривал вопросы сохранения и сбережения церквей и монастырей — не только в их архитектурном наполнении, но и духовно-нравственном. Велись поиски в архивах государственных и частных архивах обмеров, чертежей, истории того или иного разрушенного памятника. Большое внимание уделялось раскрытию особенностей приходской жизни того или иного храма.

Журнал много внимания уделяет новомученикам и исповедникам российским. Их жизнь и подвиг близок нам по времени, а потому вызывает самый неподдельный интерес у читателей, о чем свидетельствует обширная редакционная почта.

25‑летие такого журнала, как наш, — издания державно‑патриотического, политически неангажированного, никогда не колебавшегося в зависимости от «партийной линии», ис­поведующего свои принципы прямо и честно, — по нынешним временам веха нешуточная. Нам пришлось пройти, как говорится, огонь, воду и медные трубы. Многие созданные одновременно с нами печатные СМИ давно канули в не­бытие; нам же, несмотря на огромные трудности, на то, что дважды журнал находился на грани закрытия, удалось высто­ять. Есть даже успехи: в этом году тираж журнала начал расти.

Об исторической преемственности со­временного «Московского журнала» мы помним всегда. По сей день живем, как и обещали в первом номере: «Обязуясь неизменно помнить о высоких идеалах служения исторической правде, которые исповедовал наш гениальный предшественник, мы также поведем речь о Москве. <…> Все, что может прояснить нашу многотрудную историю, все, что будет способствовать ду­ховному, культурному возрождению Отечества, мы опубликуем с удовольствием». Наименования рубрик тех первых лет гово­рят сами за себя: «Светильники веры», «Культурное наследие», «Русь православная», «Сословия и уклады старой Москвы», «Из записной книжки московского старожила», «Былое», «Мо­сковский некрополь»… Со временем журнал сделался одним из наиболее значимых периодических изданий в сфере москвове­дения. Однако с самого начала было очевидно: ограничиться в беседе о Первопрестольной только московской тематикой не­возможно, ибо такой разговор неизбежно предполагает общероссийский масштаб (мы всегда помнили бессмертные слова Н.М. Карамзина о том, что без Москвы нет России).

В журнале действительно находили отражение все сферы исторического бытия нашего Отечества, что в 1995 году повлекло за собой по­явление на титуле подзаголовка «История государства Россий­ского». Именно таков был и остается охват: от Калининграда до Владивостока, «с южных гор до северных морей». Это, в част­ности, нашло выражение в подготовке и выпуске специальных номеров, посвященных истории и современности различных городов и регионов России: Мордовия, Череповец, Серебря­ные Пруды, Кирово-Чепецк, Кузбасс, Сахалин, подмосковный Королёв (Калининград), Боровск Калужской области, Борок Ярославской области, Касимов, что на Рязанщине, далекий якутский Вилюйск и другие, наконец, Крым — в середине 1990-х годов и в мае 2013-го.

 В составе делегации РОПИК мы участвовали в Первых Крымско-московских архивно-краеведческих чтениях, организованных в Гурзуфе по инициативе председателя РОПИК В.Ф. Козлова совместно с Государственным архивом в Республике Крым. На события 2014 г. журнал откликнулся незамедлительно, его майский «крымский» номер был подготовлен при участии руководства и членов РОПИК. Презентация журнала прошла уже в российском Крыму — на гурзуфских Крымско-Московских архивно-краеведческих чтениях (Вторых).

Замечу, что возрожденный «Московский журнал» никогда не замыкался в рамках только собственно печати, стремясь осуществлять культурно‑просветительскую деятельность и в других формах. Многим памятны наши «Вторники» в ЦДРИ — своеобразные устные выпуски журнала, на которых проходили встречи читателей с поэтами, писателями, артистами, учеными, военными, где демонстрировались фильмы, звучали стихи и музыка, велись обстоятельные заинтересованные разговоры об исторических судьбах России, ее духовности. Эти вечера на протяжении 1990‑х и в начале 2000‑х годов представляли собой заметное явление в культурной жизни Москвы. Участниками наших «Вторников…» были философы и историки, геологи и инженеры, литераторы и музыканты. Неоднократно у нас знакомила аудиторию со своим творчеством Заслуженная артистка России Татьяна Петрова.

Наряду с упомянутыми выше специальными «региональными» номерами нами выпускались отдельные тематические номера или блоки материалов, посвященные прошлому и настоящему российского образования, медицины, пограничной службы, флота, железнодорожного сообщения, крупнейших промышленных предприятий и так далее. Подготовка публикаций осуществлялась в тесном сотрудничестве с местными администрациями, историками, краеведами, музейными работниками, архивистами и была связана с поездками. Если добавить сюда многочисленные выездные встречи редакции с читателями, участие в самых разнообразных общественно‑культурных акциях и просветительских мероприятиях международного, всероссийского и регионального уровней, то можно без преувеличения сказать, что работники редакции журнала исколесили всю Россию.

Еще один приметный факт нашей биографии. «Московский журнал» создавался на базе прекратившего существование издания Моссовета — журнала «Архитектура и строительство Москвы». Так как многие темы «АиСМ» уже полюбились читателям, от них решили не отказываться. Редакция свое обещание выполнила и, более того, в 1995 году при поддержке Департамента строительства Правительства города Москвы возобновила это одно из старейших и заслуженных архитектурно‑строительных изданий России, выходившего под эгидой «Московского журнала» до начала 2000‑х годов, когда страну потряс очередной кризис.

За 25 лет журнал хоть и менялся внешне, суть его пребывала неизменной: исповедание глубокого уважение к согражданам и любви к отечеству. Мы хорошо помним лихие времена, когда все это не очень приветствовалось. Но «Московский журнал» оставался верен своему исповеданию, несмотря на порой крайнюю его «нежелательность» с точки зрения дипломатии. Да, мы — не дипломаты. Мы просто люди, которые любят свою страну, свой город, своих авторов. Последнее хочется особенно подчеркнуть, ибо авторы журнала — это большей частью наши сотоварищи, наши соделатели.

Авторами «Московского журнала» в разное время являлись и являются сейчас видные историки, искусствоведы, краеведы, философы, архивисты, филологи, юристы, ученые‑естественники, священники, врачи, педагоги, военные; журнал на протяжении всего времени существования сотрудничал с крупнейшими учреждениями науки и культуры — Институтом российской истории и Институтом русского языка РАН, Российской академией архитектуры и строительных наук, Союзами писателей, архитекторов, художников России, Обществом «Старая Москва», ВООПИиК, Государственной Третьяковской галереей, Российской государственной библиотекой и многими другими.

За двадцать пять лет не раз менялся формат жур­нала, выходил он на разной бумаге. В этом смысле веховым для нас стал 2008 год. Мы прекрасно понимали, что современная жизнь и воплощения требует со­ответствующего. Не коммерческое, не «гламурное» — наше издание не могло позволить себе достойные внешние перемены. На помощь пришла московская власть, и без того неизменно поддерживавшая нас в той или иной форме дол­гие годы (кстати, без всякого давления со своей стороны или хотя бы намека на цензуру). Поддержал нас и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алек­сий II, обратившийся к Мэру Москвы Ю. М. Лужкову с такими словами: «Ми­лостью Божией при Вашем попечении и благоговении перед нашим историче­ским городом удалось возродить из небытия многие памятники многогранной отечественной культуры — храмы, монастыри, усадьбы, книжные и журналь­ные раритеты и т. д... В этом ряду свое достойное место занимает "Московский журнал. История государства Российского", основанный более 200 лет назад великим русским историком Н. М. Карамзиным. <...> Принимая во внимание по­зитивную роль журнала в воспитании жителей нашего города и России, а так­же высокий морально-нравственный уровень этого издания, прошу Вас, мно­гоуважаемый Юрий Михайлович, способствовать выпуску данного журнала в новом формате, в увеличенном объеме и на уровне современных требований. Тогда редакция, <...> обретя новые возможности, в большей мере смогла бы рас­крыть свой творческий потенциал ко благу просвещения каждого читателя».

Так журнал стал внешне таким, каким вы его видите сейчас.

Мы с оптимизмом смотрим в будущее, памятуя слова Николая Михайловича Карамзина о том, что государство Российское находило в себе силы возрождаться и становиться сильнее после самых страшных потрясений, коих в отечественной истории было предостаточно. С верой в это мы будем продолжать выпуск нашего издания — наследника карамзинского «Московского журнала».

Совсем недавно, буквально пару недель назад, журнал торжественно отметил свое 25-летие: Благодарственным молебном в храме Мартина исповедника, Папы Римского, в Алексеевской слободе, торжественным приемом при большом стечении гостей. Мы хотим в заключение привести несколько благодарственных слов в наш адрес не похвальбы ради, а исключительно для того, чтобы сообщить то, в чем абсолютно уверены, что выстрадали своей журнальной жизнью: если ты не снижал тон и пафос своего издания при любых внешних обстоятельства, если был верен себе, то рано или поздно будешь услышан. А главное — внесешь свою маленькую лепту в общее большое дело сбережения родной истории и культуры.

«Изучение истории — это единственно возможный путь развития общества, ключ к процветанию государства. За четверть века работы «Московский журнал» внес огромный вклад в возрождение отечественной исторической науки и культуры, в укрепление единства нашей страны. Наследуя традиции Карамзина, вы противостоите попыткам переписать нашу историю. Страницы вашего издания неоспоримо доказывают, что Россия способна пережить любые трудности, выстоять в любых испытаниях.

Благодарю сотрудников «Московского журнала» за объективность и непредвзятый подход к важнейшим темам. Желаю вашему изданию дальнейшего развития и живых откликов читателей, а каждому сотруднику — новых творческих достижений и благополучия. (Председатель Московской городской думы Алексей Валерьевич Шапошников. От имени депутатов Московской городской думы).

«В современном мире очень часто то или иное издание не столько представляет интересы общества, сколько решает свои собственные задачи. Однако еще согласно античным представлениям «порядок чтения» заключался в том, чтобы сначала обратить внимание на общее, главное, непреходящее. «Московский журнал» с подзаголовком «История государства Российского» пытается выполнить именно важнейшую общественную миссию: призвать к осознанию истоков и извлечению из прошлого самых добрых и верных уроков. Живое слово не может ни умереть, ни исчерпать себя. Когда один из первых серьезных московских краеведов священник Николай Скворцов стал описывать храмы Москвы, он испросил у правящего архиерея особого благословения на описание разрушенных храмов. Ибо история — это всегда борьба с лакунами. Но зачастую и мягкий, проникновенный рассказ о том, что известно, оказывается не просто повторением, а актуализацией для нынешнего и будущих поколений самого святого — нашего прошлого, проникнутого светом веры, православия, традиций. Во времена СССР противопоставляли советскую и царскую Россию. Сейчас задача ровно обратная — выявить духовные ценности и героические характеры во всех исторических эпохах, прощая человеческую немощь и подчеркивая духовную силу подвигов, осуществляемых по Промыслу Божию. Так вкратце я бы сформулировал дух и направление «Московского журнала», который уже в течение 25 лет стоит на ниве благородного служения государству, обществу и Церкви. Желаю творческих успехов, вдохновения и помощи Божией в Ваших трудах». (Кандидат богословия, доцент, заведующий библиотекой Московской духовной академии игумен Дионисий (Шленов).

«В настоящее время опросы общественного мнения показывают все нарастающее внимание россиян к печатному Слову. Огромное количество людей формирует свое мировоззрение, опираясь на замечательные статьи и доклады профессионалов своего дела, историков, ученых, искусствоведов и художников. Любовь к своему делу, глубина познаний, неравнодушие и глубокая внутренняя культура всегда были визитной карточкой публицистов, ценящих Слово и умеющих употреблять его во благо. Как мы явственно видим, вы, уважаемые сотрудники журнала, самоотверженно трудитесь на ниве словесного просвещения, тем самым осуществляя важнейшее общественное служение. Ваш журнал, ваши публикации несут читателям не только знания, но и возрождают историческую память и культурное наследие нашей Родины». (Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник)

«Все эти двадцать лет журнал всемерно отстаивает традиционные культурные ценности. Специальные разделы журнала, такие как «Альбом» и «Карандашом, резцом и кистью», посвящены русскому изобразительному искусству, лучшим художникам прошлых и настоящих времен. И этот замечательный факт нельзя не отметить. Многим вашим читателям вы помогли понять, что есть настоящее искусство, к каким идеалам должен стремиться думающий и любящий Отечество человек. Академию акварели и изящных искусств и «Московский журнал. История государства Российского» единит подлинная любовь к искусству, желание нести знания подрастающим поколениям, стремление к сохранению лучших традиций прошлого. У Академии акварели и изящных искусств и «Московского журнал. История государства Российского» общая главная цель — художественное и духовно-нравственное воспитание россиян». (Ректор Академии Акварели и Изящных искусств Народный художник действительный член Российской академии художеств РФ С. Н. Андрияка).

* Выступление на секции XX Всемирного Русского Народного Собора «Великая культура России и современный мир»

Анна Грушина, главный редактор «Московского журнала


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"