На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

К зорям вселенским…

К незакатному, вечному…

Во дни родных побед,

во дни утрат,

во времена единства

и раскола,

как благовест восходит,

как набат

сердцебиенье русского глагола!..

 

В творческом наследии Сергея Есенина известно два примера участия им в создании коллективных художественных произведений. Это стихотворение «Кантата» и киносценарий «Зовущие зори». Время их написания относится к 1918 году.

По воспоминаниям выдающегося русского скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова (1874–1971), «к первой годовщине Октябрьской революции было решено установить обелиск на Кремлёвской стене в память о героях революции, павших в боях за свободу… По конкурсу прошёл мой проект, и мне было поручено сделать мемориальную доску-надгробие… В мастерской в те годы у меня бывали Клычков и Есенин. Как-то в разговоре с ними я сказал, что хорошо бы написать стихи для торжественного открытия мемориальной доски. Они живо и охотно откликнулись на моё предложение. К ним подключился и поэт Михаил Герасимов, с которым Есенин в то время был близок. Композитор Иван Николаевич Шведов (1895–1921) написал на стихи Есенина, Клычкова и Герасимова музыку. Так появилась «Кантата». На торжественном митинге, посвящённом открытию мемориальной доски, который состоялся в первую годовщину Октября, оркестр и хор исполнили «Кантату». На митинге выступал Владимир Ильич Ленин…»

Здесь стоит отметить, что после речи вождя мирового пролетариата «Кантата» прозвучала в исполнении сводного хора, состоявшего в большинстве своём из молодых рабочих-студийцев Пролеткульта. Руководил этим творческим коллективом дирижёр-педагог Григорий Павлович Любимов (1882–1934).

Спустя три десятка лет после установки «мемориальная доска была снята со стены и отправлена в Ленинград», а затем, под наблюдением вернувшегося из длительной эмиграции С.Т. Конёнкова, отреставрирована.

Первые публикации полного текста «Кантаты» состоялись 26 октября 1918 года в московской газете «Воля и думы железнодорожника», январском номере за 1919 год самарского журнала «Зарево заводов», книге литературоведа и критика Василия Львовича Львова-Рогачевского (1874–1930) «Революционные мотивы в русской поэзии» (издание вышло в свет в Туле, в 1921 году). Примечательно, что есенинская часть «Кантаты» была напечатана в сборнике «Гражданская и Отечественная война в поэзии». Он вышел в Кировском издательстве, в 1942 году, в очень трудное время для нашей страны, сражавшейся с немецко-фашистскими захватчиками.

Но позволю себе вернуться к началу повествования, в 1918-й. Подхваченные идеей коллективного написания произведений поэты Сергей Есенин, Сергей Клычков, Михаил Герасимов, Надежда Павлович работали над созданием киносценария «Зовущие зори». Сохранился его беловой автограф, большая часть которого, 11 из 18 страниц, написана рукой Есенина. Текст сценария был обнаружен в 1955 году среди хранившихся в Институте мировой литературы материалов есенинского архива.

Подготовкой произведения к печати занималась одна из его соавторов – Надежда Павлович. Во второй книге альманаха «Литературная Рязань», вышедшего в 1957 году, сценарий был впервые опубликован. Помимо того, на страницах издания помещены и воспоминания Надежды Павлович «Как создавался киносценарий «Зовущие зори»: «Все мы были очень разными, – писала она, – но все мы были молодыми, искренними, пламенно и романтически принимали революцию – не жили, а летели, отдаваясь её вихрю... Можно ли коллективно создавать литературные произведения? Можно ли писать втроём, вчетвером? Об этом мы не раз спорили и решили испытать на деле... Материалом для «Зовущих зорь» послужили и московский Пролеткульт, и наши действительные разговоры, и утопические мечтания, и прежде всего сама эпоха, когда бои в Кремле были вчерашним, совсем свежим воспоминанием… Свой реалистический материал мы хотели дать именно в «преображении» поэтическом: одна из частей так и названа – «Преображение». Для Есенина был особенно дорог этот высокий, преобразующий строй чувств и образов… Для Есенина, как и для нас – его соавторов, было важно показать ритм и стремительность этого преображения действительности… Жизнь потом разметала нас, но «Зовущие зори» остаются для меня дорогим воспоминанием о товарищах моей молодости».

Ровесница Есенина поэтесса Надежда Александровна Павлович (1895–1980) прожила долгую жизнь, скончавшись на 85-м году. Выпустила в свет книги: «Берег» (1922), «Золотые ворота» (1923), «Шелка победы» (1943), «Бранные кони» (1944), «Сквозь долгие годы» (1977), сборники детских стихов, однотомник «Думы и воспоминания» (1962). Спустя два десятка лет после кончины Надежды Павлович увидела свет книга её размышлений со знаковым названием «Победитель смерти» (2000). Сергею Есенину поэтесса посвятила в 1939 году такие стихи:

 

В синей поддёвочке, с барашковым воротником,

Встал молодой на пороге моём:

Волосы русые — в два кольца,

Бледность безусого его лица.

— Дай на крылечке в Москве посидим! —

Вижу в глазах его хмель и дым.

Трагично сложились судьбы поэтов Михаила Прокофьевича Герасимова (1889–1937) и Сергея Антоновича Клычкова (1889–1937). Они оба погибли в годы репрессий. Но, несмотря на ранний уход, поэты внесли заметный вклад в отечественную литературу. Михаил Герасимов выпустил около трёх десятков книг стихов и прозы, в числе которых «Вешние зовы» (1917), «Завод весенний» (1919), «Цветы под огнём» (1919), «Негасимая сила» (1922), «Земное сияние» (1927), «Заряд» (1933) и другие издания. О творчестве этого известного поэта Сергеем Есениным были написаны проникновенные, образные строки: «Вот поэтому-то так и мил ярким звеном выделяющийся из всей этой пролетарской группы Михаил Герасимов, ярко бросающий из плоти своей песню не внешнего пролетария, а того самого, который в коробке мускулов скрыт под определением «я» и напоён мудростью родной ему заводи железа… Расставлены первые вехи, но уже хорошо и то, что к сладчайшему причастию тайн через свет их идёт Герасимов» (<«О пролетарских писателях»>, <1918–1919>). Перу Михаила Герасимова принадлежит первая часть «Кантаты»:

 

Сквозь туман кровавый смерти,
Чрез страданье и печаль
Мы провидим, — верьте, верьте —
Золотую высь и даль.

Всех, кто был вчера обижен,
Обойдён лихой судьбой,
С дымных фабрик, чёрных хижин
Мы скликаем в светлый бой.

Пусть последней будет данью
Наша жизнь и тяжкий труд.
Верьте, верьте, там за гранью
Зори новые цветут.

 

Сергей Клычков представлял новокрестьянское направление в литературе. Вот названия некоторых стихотворных и прозаических книг этого самобытного автора: «Потаённый сад» (1913), «Дубрава» (1918), «Кольцо Лады» (1918), «Гость чудесный» (1923), «Домашние песни» (1923), «Сахарный немец» (1925), «Чертухинский балакирь» (1926), «Князь мира» (1928), «В гостях у журавлей» (1930). В литературно-критической работе «Ключи Марии» (1918) Сергей Есенин, называя Сергея Клычкова «истинно прекрасным народным поэтом», пишет о нём: «Он первый увидел, что земля поехала, он видит, что эта предзорняя конница увозит её к новым берегам, он видит, что берёзки, сидящие в телеге земли, прощаются с нашей старой орбитой…» Стихи Сергея Клычкова стали завершающей частью «Кантаты»:

 

Сойди с креста, народ распятый,
Преобразись, проклятый враг,
Тебе грозит судьба расплатой
За каждый твой неверный шаг.

В бою последнем нет пощады,
Но там, за гранями побед,
Мы вас принять в объятья рады,
Простив неволю долгих лет.

Реви, земля, последней бурей,
Сзывай на бой, скликай на пир.
Пусть светит новый день в лазури,
Преображая старый мир.

 

… И вновь я перечитываю строки Сергея Есенина из «Кантаты», вслушиваясь в их чёткое, хранящее поступь времени звучание:

 

Спите, любимые братья.

Снова родная земля

Неколебимые рати

Движет под стены Кремля.

 

Новые в мире зачатья,

Зарево красных зарниц…

Спите, любимые братья,

В свете нетленных гробниц.

 

Солнце златою печатью

Стражем стоит у ворот…

Спите, любимые братья,

Мимо вас движется ратью

К зорям вселенским народ.

 

«К зорям вселенским» – к незакатному, вечному…

 

2018

Владимир Хомяков (город Сасово)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"