На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Новые грани творчества

К юбилею Владимира Николаевича Крупина

7 сентября отмечается юбилей лидера почвеннической прозы начала XXI века – Владимира Николаевича Крупина.

 

Творчество Владимира Николаевича Крупина – связующее звено между почвеннической литературой ХIХ–ХХ вв. и литературой века ХХI, вносящей свой вклад в процесс духовно-национального возрождения России. Верный исконным традициям, духу христианства, в начале – 10-е годы ХХI века В. Н. Крупин выступает с открытой проповедью Православных духовно-нравственных ценностей.

Глубоко верующий христианин, знаток истории и традиций Православия, в 2000−2010-е гг. В. Н. Крупин открывает новую страницу своего творчества. Доминирующая роль им отводится проблемам духовного бытия. То, что у других авторов дано по отдельности, он синтезирует в своих произведениях, рассматривает феномен Православия многогранно. В переломное для государства время, когда российское общество находится в поисках перспективной стратегии развития, роль религии, в том числе Православия, значительно возрастает. Православная церковь в свою очередь также претерпевает изменения, становится более терпимой и не ограничивается только религиозной функцией.

М. М. Дунаев отмечает: «Важнейшее качество нашей отечественной словесности – ее Православное миропонимание, религиозный характер отображения реальности. Именно Православие повлияло на пристальное внимание человека к своей духовной сущности, на внутреннее самоуглубление, отраженное литературой. Православие – основа русского миропонимания и русского способа бытия в мире» [1, с. 3].

В произведениях В. Н. Крупина Православие объединяет все плоскости художественного пространства. Прежде всего, на тематическом уровне.  Это история Православия в России (цикл «Русские святые – основатели русских монастырей»), судьба Православной Церкви в настоящее время (интернет-публикации автора), российские религиозные деятели («Зимние ступени»), Православная обрядность («Крестный ход»), место веры в обычной жизни современников (цикл «Судьбы людские») и другие. Для писателя Православие – это источник нравственности. Основы веры для него являются основами морали каждого человека. «То, что нравственно, то и духовно» [2], – говорит В. Н. Крупин. Каждый оставляет за собой право выбора вероисповедания или атеизма, но быть добрым, честным, искренним, обладать верой в лучшее и стремиться к совершенствованию, любить ближнего – это те аспекты Православия, которые значимы независимо от наличия или отсутствия религиозных убеждений.

Также Православие проявляется на  уровне проблематики. Русский человек, по убеждению В. Н. Крупина, только тогда будет по-настоящему счастлив и только тогда Россия будет процветающей, когда она вернется к своей национальной почве − Православию. Для обращения к тем, для кого Православие так же важно, как и для него самого, писатель избирает не светский жанр – Слово.  «Слово – это произведение, ставящее значимые для современников автора общественно-политические, религиозные, нравственные вопросы и имеющее поучительный характер» [3, с. 167].

Изначально «Слова» несли функцию распространения и утверждения христианства. «Произведения торжественного и учительного красноречия или рождались из непосредственного общения священнослужителей с паствой на определенную тему («беседы» свт. Иоанна Златоуста), или заранее составлялись («слова» свт. Григория Богослова).Однако в любом случае по своей природе эти сочинения, какую бы сферу церковной жизни они ни затрагивали (церковный праздник, прославление святого, толкование текста Святого Писания, догматические вопросы), были проникнуты духовными нуждами и проблемами, которыми жили люди, соотнося их духовно-нравственное состояние с основами христианского вероучения, требуя живого, действенного следования им» [4, с. 116‒130].

В. Н. Крупин выбирает форму Слова – гомилия (одна из древнейших форм христианской проповеди). Обращаясь к читателю со «Словом»-гомилией, В. Н. Крупин продолжает традиции, заложенные еще в XI веке митрополитом Иларионом («Слово о Законе и Благодати»), новгородским епископом Лукой Жидятой, игуменом Киево-Печерского монастыря Феодосием, митрополитом Климентом Смолятичем, святителем Кириллом Туровским (XII век). «Слово к любящим Россию» (2004) В. Н. Крупин стал составлять, «идя со всеми, идя за крестом и иконой» [5, с. 411] в одном из крестных ходов.

Из конструктивно выделенного вступления следует, что адресатом «Слова» выступает обобщенный образ Православного русского человека. Неслучайно «Слово» начинается с обращения: «Брат! Сестра!» [5, с. 411]. В статье «Слово о словах» В. Н. Крупин поясняет: «Слово-обращение “Братья и сестры” означает кровное братство. И не простое, родственное, но братство во Христе. Мы же причащаемся Тела и Крови Христовых, а выше этого счастья нет ничего» [6]. Но, используя в «Слове к любящим Россию» не традиционное «Братья и сестры!», а формы единственного числа, автор тем самым обращается не к кому-то абстрактному, а к конкретному читателю, хотя и представленному в обобщенном образе. На протяжении всего «Слова» В. Н. Крупин использует местоимения и глагольные формы 2 лица единственного числа («Ты живешь в России», «Скажи себе» и т.п.). Таким образом писатель добивается эффекта диалога, он надеется на отклик в душе читающего.

«Слово к любящим Россию» является программным для писателя. В нем выражаются его базовые принципы жизни и веры.

Во-первых, основа будущего, убежден В. Н. Крупин, – память о прошлом. При этом важно не только сохранять светлую память предков, помнить их традиции, все лучшее, к чему они пришли. Для В. Н. Крупина важно и то, какую память о себе оставят его современники. Писатель призывает жить так, чтобы честно заслужить добрую и чистую память о себе: «В России могилы твоих предков. Здесь будет и твоя могила. Здесь сохранится память о тебе. Такая, какую ты заслужил своими делами при жизни» [5, с. 411].

Во-вторых, внушает писатель, будущее России зависит от каждого из ее жителей. Их поступки, их жизнь – это шаг к будущему Родины. И, что самое важное для автора «Слова», – это вера в собственные силы, собственную значимость в «написании» истории: «Ты веришь в возрождение России? Веришь в то, что в России есть сила, способная ее возродить? Ты сам – часть этой силы» [5, с. 411].

В-третьих, возрождение России, по В. Н. Крупину, исключает копирование Запада. Начиная с перестройки, когда проблемы сохранения самобытной национальной жизни и русской культуры становятся для писателя более значимыми, позиция В. Н. Крупина однозначна: не все тенденции в развитии современного западного мира им принимаются. Путь России для В. Н. Крупина – особый, он связан не только с материальным, экономическим благополучием, а в большей степени с благополучием духовно-нравственным. И пройти этот путь нужно каждому, кто любит и желает лучшего своей стране. «Я буду делать все, чтобы Россия окрепла духовно, политически, экономически и чтобы в области просвещения и культуры она шла своим нравственно высоким путем, а не падала в адские бездны западной массовой “культуры”» [5, с. 411], – говорит В. Н. Крупин.

 В статье «Притчи о России» (2014) В. Н. Крупин искренне сочувствует стране, которую «ломают» под Запад: «О России мое страдание. Что мне всякие америки-англии, провались они в дыру забвения, не вспомню. Но Россия, родина моя единственная, солнце незакатное, как же без тебя? Как же тебе трудно!» [103]. Таким образом В. Н. Крупин отходит от «русской идеи» в ее классическом понимании, но демонстрирует беззаветную любовь к Отечеству.

В-четвертых, особая роль в судьбе России отводится писателем Православию. В. Н. Крупин заявляет: «Я исповедую главную религию России – Православие. Я знаю, что Россия – Дом Пресвятой Богородицы» [5, с. 411].

Образ Богородицы для России всегда был значим. Первая освященная в Киеве церковь была во имя Успения Пресвятой Богородицы. На протяжении сотен лет не было ни одного сколько-нибудь значительного города в России, в котором не было бы местного чудотворного образа Матери Божией. Главный собор в Кремле, где венчались на царство российские государи, также назван во имя Успения Пресвятой Богородицы. Сама древняя «Святая Русь» называлась еще и «Домом Пресвятой Богородицы». Свое предназначение как писателя, общественного деятеля В. Н. Крупин видит в служении Богу, Святой Руси, Дому Богородицы.

В-пятых, автор «Слова» говорит о значимости жертвенности ради возрождения России. В своем понимании жертвенности он следует примеру библейской Марфы, которая, в отличие от сестры Марии, не всецело, забывая все земное, устремляет душу к Христу, а жертвенно заботится о всех ближних ради Христа: «Я люблю свою семью, детей, забочусь о стариках» [5, с. 412].

В-шестых, каждый человек, настаивает В. Н. Крупин, должен нести ответственность за свои поступки. Он напоминает, что жизнь дается лишь один раз, и прожить ее нужно достойно. При этом важно наполнять свою жизнь стремлением обогатиться духовно, а не только материально. В очерке «Русский стиль» (2014) В. Н. Крупин не отрицает, что материальные блага играют свою роль и в его жизни: «Я никуда не денусь, я живу в цивилизации, но как писатель я живу историей. Я вхожу в общество потребителей, я просто обязан жить сегодняшней русской жизнью. Но надо видеть в бегущем времени проблески, пусть даже и гаснущие, вечности» [7, с. 476].

Нажитые материальные блага не помогут на Суде Божием, на котором, убежден писатель, все предстанут после физической смерти: «Я знаю, что второй земной жизни ни у кого из нас не будет, мы ничего не унесем с собой с земли в землю, зная, что в вечности дадим отчет за каждый свой поступок» [5, с. 412].

В-седьмых, продолжая мысли о жертвенности и любви к ближнему, В. Н. Крупин призывает молиться за всех, в том числе и за тех, у кого в жизни другие нравственные ориентиры. Однако здесь он делает неоднозначное исключение: «но с врагами Христа и России готов биться до последней капли крови» [5, с. 412]. В. Н. Крупин не согласен ни на какие компромиссы в вопросах о самом дорогом для него: это Православие и Россия.

«Вот такое сложилось Слово» [5, с. 411], – подытоживает автор. Перед нами своеобразные заповеди, которые дает писатель читателям настоящего и будущего. Но во всех произведениях В. Н. Крупина, независимо от года написания, мы встретим аналогичные требования к личности. Помнить о прошлом, не забывать истоков учат «Ямщицкая повесть», рассказы, вошедшие в сборник «Вятская тетрадь», повесть «Варвара». О великой силе веры в лучшее – «Живая вода». Вопрос о самобытности русской культуры поднимается в повести «Прощай, Россия, встретимся в раю». Роль Православия в жизни России – главная тема всего творчества В. Н. Крупина последних лет. Проблема ответственности за свои поступки – один из ведущих мотивов повести «Спасение погибших».

«Слово к любящим Россию» написано, однако сам писатель осознает, что этого недостаточно. Он видит, что еще многое нужно сделать для своей Родины. В статье «Печальные итоги» (2014) В. Н. Крупин с горестью констатирует: «Жить все тяжелей и тяжелей. Россию ненавидят, Россия гибнет. Уже кажется, что нет нам, любящим Россию, оправдания. Мне особенно. Но тут же себя одергиваю: “А ты как хотел? Чтоб все тебе с неба упало? Нет, мы еще не до крови сражались, как говорится в апостольском слове. И ненависть к нам означает награду для нас. Это не к нам ненависть, а ко Христу. Всегда же так было. Распинали, ломали кости, сдирали кожу, требовали отречения от Христа, поклонения кумирам”» [6].

«Слово к любящим Россию» является обобщением духовного опыта писателя. В кратком обращении к единомышленникам В. Н. Крупин излагает принципы своей жизни, собственные убеждения относительно наиболее значимых для него вопросов: мораль, вера, Родина. В образах «Слова» воплощаются наиболее важные для писателя личностные качества: религиозность, ответственность, честность перед собой и людьми.

Кроме вышеназванных, Православие как художественный конфликт находит выражение на уровне общих для произведений 2000–2010-х годов мотивов.

Например, мотивы греха и добродетели, которые В. Н. Крупин трактует по-своему, акцентируя внимание не на канонических формулировках, а на собственных. Грех в рассказе «Красная гора» представляется так: «Кто нас заставлял грешить: пить, курить, материться, кто нас заставлял подражать чужому образу жизни?» [7, с. 530].

В текстах В. Н. Крупина прямо не называется ни один из семи смертных грехов, забирающих нравственно-христианскую жизнь, нет прямых указаний на заповеди Христа. Своеобразие восприятия Православной догматики в современных произведениях писателя заключается в акцентировании внимания на добродетелях, которые противопоставлены грехам. Ярким примером выступает небольшой рассказ «Красная гора» (2014).

Рассказ посвящен возвращению повествователя на место, где в детские годы он работал, место, с которым связаны самые добрые и светлые воспоминания: «Красная гора – гора детства и юности» [7, с. 517]. В рассказе В. Н. Крупин перечисляет самые значимые для него добродетели.

Прежде всего, усердие: «У нас была нелёгкая взрослая работа: возить на тачках от раскопа глину, переваливать её в смеситель, от него возить кирпичную массу формовщикам, помогать им расставлять сформованные сырые кирпичи для просушки, потом, просушенные, аккуратно везти к печам обжига<…> Обращались с нами хуже, чем с крепостными» [7, с. 517]. Но ребята не предавались унынию, а добросовестно выполняли порученное, воспринимали работу как счастье. Образ героя, который усердно трудится, характерен для всех этапов творчества В. Н. Крупина: от «Живой воды» до «Железного почтальона». Эта особенность не зависит от политической или социальной ситуации.

Далее В. Н. Крупин отмечает такую добродетель, как любовь.

Во-первых, любовь к Родине: «А тут было хорошо, привольно. Вряд ли мы так же тогда любовались на заречные северные дали, на реку, как я сейчас, вряд ли ощущали чистоту воздуха и сладость ветра родины после душегубки города, но всё это тогда было в нас, с нами, мы и сами были частью природы» [7, с. 519]. Родная Вятка – место действия многих сегодняшних рассказов и повестей В. Н. Крупина («Крестный ход», «Мы – люди, но вятские», «Господь посетил»).

Во-вторых, любовь к родному языку: «Но главное, в чём я честно себе признавался, это в том, что еду сюда как писатель, чтобы слушать язык, родной говор. Это о нашем брате сказано, что ради красного словца не пожалеет родного отца» [7, с. 522].

Проблема чистоты речи найдет отражение в современной публицистике писателя («Не пачкать икону», «О реформе языка»). 

В-третьих, любовь к жизни в целом: «Но как же не любить жизнь, когда она так магнитна во всём? <…> Я шёл в детство, <…> шёл оживить в себе самого себя, чистого и радостного, цеплялся за прошлое, извиняя себя теперешнего, нахватавшего на душу грехов, и как хорошо, и как целебно вылечила меня исчезнувшая плотина. Так и мы исчезнем. А память о нас ‒ это то, что мы заработаем в земной жизни» [7, с. 523‒524].

И самое главное, то, что пропитывает все произведения В. Н. Крупина, и рассказ «Красная гора» в том числе, – любовь к Богу, Который дал эту жизнь.

Описывая свой путь с позиции прожитых лет, В. Н. Крупин говорит: «Никогда я не хотел ни сладко есть, ни богато жить. Утвердить в красном углу икону и молиться за Россию, за Вятку, лучшую её часть» [7, с. 526].  Добродетели, противопоставленные смертным грехам, помогают автору выстроить четкую систему ценностей, которая становится нравственной основой произведений 2000–2010-х годов.

Также Православоцентричность отражается на идейном уровне. В творчестве В. Н. Крупина 2000–2010-х годов получают воплощение сами постулаты Православного учения, поднимаемые проблемы рассматриваются с позиций Православия, осмысляется состояние и миссия Русской Православной Церкви. Это предопределяет утверждаемые писателем ценности. Таковы у В. Н. Крупина духовность, вера, святость, благодать, пасхальность, мирология.

1.   Вера. От понятия «Православие» у В. Н. Крупина неотрывно понятие «веры». «Классическое для христианства понятие веры дал апостол Павел в “Послании к евреям”: “Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (11:1). Уверенность в реальном существовании Бога и доверие к Нему» [13, с. 118]. Верующий как бы несет Бога в себе, ориентируется на Абсолют совершенства.

В нынешнем творчестве В. Н. Крупина проблемы веры, святости, духовности занимают значительное место. Они реализуются не только в специфических, имеющих непосредственное отношение к Православию, религии в целом, но и в обычных, привычных светскому читателю образах. Даже не обладая специфическими знаниями из области христианства, читатель может найти ответы на волнующие его вопросы нравственности, духовного бытия. Показывая жизнь обычных людей с их ежедневными проблемами, В. Н. Крупин стремится продемонстрировать «сердечное понимание» современного мира.

2. Духовность.  Важнейшими для В. Н. Крупина представляются понятия «духа», «души», «духовности». Для Православного человека душа – это бессмертная, разумно-свободная сущность индивида. Энциклопедический Православный словарь трактует душу как «духовную составляющую человека, его божественное начало» [8, с. 202]. Если душа человека готова следовать Божьим заповедям, то можно говорить о том, что человек обладает духовностью. Писатель считает, что важнейшей целью Православного человека должна быть жизнь по-божески, следование заповедям Христа, воспитание основных христианских добродетелей. На первом месте должны быть небесные, духовные ценности, а не материальные.

В статье «Дело не в знаниях. Размышления ко дню учителя» (2006) В. Н. Крупин отмечает: «Тело, как его ни ублажай, сгниет, а душа останется, будет держать ответ за наши дела. Так для кого мы должны стараться, о чем заботиться? Какие знания нам важны? Конечно, те, что спасают душу» [9]. Духовность становится ядром современного творчества писателя.

3. Святость. Благодать. Деяние и сила Бога находит выражение в Благодати – благословении Божьем на спасение, изменение сердца человека. Получение этого благословения – важный этап в жизни верующего человека, поэтому он отправляется в богомолья, идет в крестных ходах, молится в храмах. Практически в каждом из произведений В. Н. Крупина 2000–2010-х годов есть мотив пути к благословению, приближения героя к Благодати. Также у него появляется целая галерея праведников – высоконравственных, стремящихся к духовному совершенству персонажей.

4. Пасхальность. Актуальность для В. Н. Крупина приобретает понятие «пасхальности» как утверждение конечной победы над смертью и придание тем самым осмысленности жизни каждого человека на пути его к Богу [10].  Отсюда особый оптимизм, уверенность в духовном возрождении общества. В. Н. Крупин стремится продолжить традицию, заложенную древнерусскими авторами, которые видели основное предназначение литературы – быть путеводителем в Царство Небесное, выражая этот путь через тему спасения бессмертной, воскрешающей души.

5. Соборность.  Одна из отличительных черт русской нации, обращает внимание В. Н. Крупин, ‒ это соборность, что находит свое отражение и в социальной сфере. В исследовании «Категория соборности в русской литературе» И. А. Есаулов говорит о едином «духовном поле», в которое включаются разные по типу герои художественных произведений. При этом на примере произведений Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя важнейшей особенностью соборности И. А. Есаулов признает любовь к ближнему, а не отвлеченную рассудочную любовь к человечеству вообще. Об объединяющей роли веры во все времена говорил и идеолог почвенничества ХХ века Солженицын: «Вера была объединяющей и крепящей силой нации» [11, с. 181]. Подчеркнут данный аспект веры и у В. Н. Крупина.

Соборность, как и святость, и апостольство, у него – главные признаки истинной Церкви. А применение духовных основ в светской, мирской жизни – шаг к распространению законов Церкви в современном социуме. По В. Н. Крупину, именно Православная Церковь является институтом, который содействует сохранению веры и духовному возрождению. Уникальна и роль России в данном процессе, так как соборность – это философско-религиозная категория, которая характерна исключительно для русской нации и не имеет аналогов ни в какой другой культурной традиции. Писатель убежден, что именно в России находится «душа мира» и именно Россия – та страна, которая может спасти мир от бездуховности.

6. «Православная мирология». Не обходит писатель и «Православной мирологии» и в этом следует линии Русской Православной Церкви.  Анализируя наиболее острые социальные проблемы, церковь предлагает свое видение их решения на основе традиционной религиозной нравственности. Именно Церковь становится институтом, который может объединять тех, кто различается по политическим, эстетическим, философским убеждениям, с общей целью: сохранить и упрочить мир в государстве и на планете в целом. В нынешнем обществе церковь стремится к сотрудничеству с государством, «соработничеству» со всем населением России, к синергии, то есть такому взаимодействию разрозненных структур, которое было бы наиболее эффективным в решении общей задачи: духовном преображении общества. На этом настаивает и В. Н. Крупин.

Также в творчестве В. Н. Крупина находит отражение феномен религиозного преображения личности – «категория самосознания личности, которая позволяет человеку выстроить личностную иерархию ценностей в соответствии с ценностями христианскими и которая определяет Православную модель мира литературных произведений» [12, с. 7]. Феномен преображения личности основывается на понимании героем двух образов: своего – несовершенного и греховного и Образа Божьего – «как цель, которую необходимо достигнуть»  [12, с. 12]. Раскрывается видение феномена преображения личности В. Н. Крупиным посредством выбора доминирующих образов произведений (праведники, святые), жанров (слова-гомилии, жития, хожения), мотивов (любовь, смирение, молитвенность).

Православие как художественный конфликт становится организующей осью, которая пронизывает все творчество В. Н. Крупина начала – 10-х годов ХХI в. Автор убежден, что проблема духовного возрождения Отечества как никогда актуальна в наши дни, ищет пути ее решения. Писатель создает образы святых, юродивых, использует новый для его творчества жанр – паломнические записки, экспериментирует в области стилистики и внешнего оформления текстов (сочетание текста и иллюстраций). При этом В. Н. Крупин стремится сохранить и лучшее из опыта прошлых лет: психологизм, обращение к истории России, социальную проблематику. Синтез новых методов творчества и проверенных временем форм, моделей позволяет ему создавать в 2000–2010-е годы актуальные и эстетически значимые произведения.

 

Список использованной литературы

1.         Дунаев, М. М. Вера в горниле сомнений: православие и русская литература в XVII–XX вв. – М. : Русская православная церковь, 2003. – 1056 с.

2.         Владимир Крупин: «Россия жива и начинает восстанавливаться. Потому что Церковь нас спасает» [Электронный ресурс] / В. Крупин ; беседовал А. Сегень // Православие.RU – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/73399.htm. – Дата доступа: 04.10.2015.

3.         Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов / С. П. Белова. – СПб. : Паритет, 2007. – 320 с.

4.         Шпаковский, И. И., Башкиров, Д. Л. История литературы Древней Руси: курс лекций : [для студентов филол. фак. БГУ] / И. И. Шпаковский, Д. Л. Башкиров. – Минск: БГУ, 2006. – 423 с.

5.         Крупин, В. Н. Пока не догорят высокие свечи… :избр. проза / В. Н. Крупин. – М. : Смирение, 2013. – 416 с.

6.         Крупин, В. Притчи о России [Электронный ресурс] / В. Н. Крупин // www.ruskline.ru Русская народная линия : Православие. Самодержавие. Народность. – Режим доступа: http://ruskline.ru/analitika/2014/03/29/pritchi_o_rossi. − Дата доступа: 27.08.2014.

7.         Крупин, В. Н. Железный почтальон: рассказы о праведниках и грешниках / В. Н. Крупин. – М. :Эксмо, 2014. – 544 с.

8.         Воскобойников, В. М. Энциклопедический православный словарь : толкование символов и обрядов, описание главнейших православных святынь / В. М. Воскобойников. – М. :Эксмо, 2005. – 540 с. ‒ (Библиотека словарей).

9.         Крупин, В.  Дело не в знаниях. Размышления ко Дню учителя [Электронный ресурс]./ В.  Крупин // Православие.RU  – 2006. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/594.htm. – Дата доступа: 04.10.2015.

10.      Есаулов, И. А.  Категория соборности в русской литературе / И. А. Есаулов;  Петрозавод. гос. ун-т. – Петрозаводск : Изд-во Петрозавод. ун-та, 1995. – 287 с.

11.      Солженицын, А. И. Темплтоновская лекция / А. И. Солженицын // Новый мир. – 1992. – № 2. – С. 179–184.

12.      Гаричева, Е. А. Феномен преображения в русской художественной словесности XVI‒XX веков : автореф. дис.  … д-ра филолог.наук / Е. А. Гаричева. – М., 2009. – 44 с.

Александра Кабылкова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"