На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Под звёздами Тургенева и Фета

Страницы истории литературного края

50-летию Орловской писательской организации посвящается

Ярким светом горит в истории России золотое созвездие писателей-орловцев. Из XIX века вошли имена: Иван Тургенев, Николай Лесков, Фёдор Тютчев, Афанасий Фет, братья Киреевские, Марко Вовчок, Дмитрий Писарев, Тимофей Грановский, Николай Устрялов.

Ранее, в XVIII веке, просияли на юге Орловщины отец и сын Кантемиры.

Не подкачал в нашем краю и ХХ век. Новые имена украсили русскую литературу.

СОКОЛ Евгений Григорьевич, настоящая фамилия Соколов (1893, Болхов Орловской губернии — 1939, Москва, Бутырская тюрьма; место захоронения неизвестно), поэт, прозаик. Стихи начал писать с 15-16 лет. Печатал в «Орловском вестнике». Окончил Орловскую гимназию (1910), учился в Петербургском землемерном училище, но увлёкся театром: был в Орле в приезжей труппе статистом, играл небольшие роли под псевдонимом Рахманов (1911-1912). Поддержал Саша Чёрный, посетивший Орёл и Болхов (1913), переслал стихи в журналы Москвы и Петербурга, некоторые из них увидели свет в «Осе» и «Ежемесячном журнале». Увлёкся переводами с немецкого. Был мобилизован (1915). Печатал стихи в Пензе, куда попал с запасным полком. Весной (1916) попал на фронт, был контужен, летом вернулся домой на лечение. Несколько недель жил у родственников (с. Воиново Болховского уезда), писал лирические стихи. Осенью (1916), зачисленный в запасной полк, оказался в Орле. Принял Октябрь с радостью. Работал в ревкоме, в ЧК, участвовал в подавлении мятежа Сухоносова (1918), был секретарём орловских «Известий» (1918-1919), возглавлял губернское правление профсоюза работников искусства, встречался с З.Н. Есениной (Райх). Первый сборник стихов «Триолеты и мадригалы» (Орёл, 1917) написал под влиянием Игоря Северянина и других знаменитых поэтов. В 1919 году в Орле вышли книги «Поэма о революции», «Русь», «Красные набаты». Напечатался в сборниках: «Зелёный шум» (Орёл, 1922), «Новые стихи» (М., 1926), издал сборник рассказов «По стопам отцов» (М., 1928).

В 1923 году переехал в Москву, сотрудничал в «Безбожнике»; в книге «Памяти Есенина» (М., 1926) поместил свои воспоминания «Одна ночь», да и сама книга вышла по его инициативе. Сокол был в дружбе с С.А. Есениным, получил от него подарки-автографы (на книгах, на отдельных листках), провёл с ним последнюю московскую ночь: посвящал ему   стихотворения — одно при жизни поэта, одно — после гибели. В последние годы Сокол переводил поэтов Белоруссии, Кавказа, Гёте, Бехера, с цыганского — земляка А. Германо. Работал над переводом «Слова о полку Игореве». Из письма Ю.Н. Соколова, племянника поэта, орловскому библиофилу А.С. Захарову: «Теперь о последних годах Евгения Сокола. Он себя плохо чувствовал, ведь у него был туберкулёз лёгких, да и нога болела. Последний раз я помню его во времена похорон моего дедушки (отца матери) на Преображенском кладбище — он был с палкой. В конце 1938 г. он был арестован и в 1939 г. умер в тюрьме. Посмертно он был реабилитирован».

Нил Соколов, брат поэта, был библиографом, работал в библиотеках Смоленска, Ростова, Москвы, Ленинграда.

В первой книге Евгений Сокол писал:

Я — рыцарь радости. Я — рыцарь светлых грёз,

В мой орден посвящён я солнечною дамой…

Революция привела к новым стихам:

Шапки долой!

Выше знамена!

Пусть   над толпой

И нам немым и гробами

К нему вздымается красное знамя,

Как взрыв огневой.

Вспоминал декабристов, «поднявших мечи и мятежное знамя свободы». Славил весенний хоровод освобожденного люда. Пел Россию:

Россия, мать моя Россия,

Возьми сыновнюю любовь

И дух, и силы молодые,

И, если нужно — жизнь и кровь.

ШУБИН Павел Николаевич (14(27) марта 1914, с. Чернава Елецкого уезда Орловской губернии (ныне Липецкая область) — 11 апреля 1951, Москва), поэт. Сын кузнеца. Отец очень любил книги, рано к чтению приучил сына. Прочёл ему «Жизнь животных» Брема. Павел учился в Елецкой средней школе, затем в Ленинграде в школе фабрично-заводского ученичества. Судя по стихам, хорошо знал и любил родную Орловщину:

Если вечер почти невесомо

Пролетит полустанком моим,

Облака откочуют на Кромы,

И луна опрокинется в Тим…

Вспоминал, как «Где-то за Окой бродило лето», как:

И дрожит слеза росы, что гривна,

Отливая лунным серебром,

Слушая, как на Елец и Ливны

Поезда проносят скорый гром.

В жизнь и в стихи вошёл Орёл:

Площадь за водонапорной башней,

Городок в черешневых садах,

Ты минутой прожитой, вчерашней

От меня уходишь навсегда,

Чтобы померещиться нежданно

На пути в бессонных поездах,

Улицей тургеневской в каштанах,

Липами «Дворянского гнезда».

Орёл для П. Н. Шубина — город, откуда «сто дорог легло прямых и торных для мальчишки с улицы одной». Забыть Орёл невозможно:

Но и все, измерив новой мерой,

Не отдам тебя во власть годов,

Первая моя любовь и вера,

Светлый город яровых садов.

В войну в Карелии писал:

И Волга черёмухой машет,

И жимолость плещет в Орле:

Огромная родина наша —

На снежной карельской земле.

В сорок первом под Москвой:

Санная дорога до Чернавска

Вьётся,

Вьётся снежная пыльца:

Свист саней от самого Ельца,

Ветер — у лица. И — даль. И пляска

Тонкого поддужного кольца…

Видел «дальнозоркой памятью» «низкую соломенную крышу», отца, ведущего коня на водопой, слышал гармонику с Донца, думал о Родине, которой «внял кровинкой каждой и навек запомнил, словно стих».

В 15 лет уехал в Ленинград. Там работал слесарем на металлургическом заводе (1929-33), одновременно учился на вечернем отделении конструкторского техникума имени М.И. Калинина (окончил в 1932), начал печататься. Поступил (1933) на филологический факультет пединститута имени Герцена, выпустил (1937) первый сборник стихов «Ветер в лицо». Окончил (1939) институт, переехал в Москву, стал членом Союза писателей СССР. Печатался в журналах. Выпустил книгу «Парус» (М., 1940).

В войну П.Н. Шубин сотрудничал в газетах Волховского, Карельского, Дальневосточного фронтов. Его «Волховскую застольную» пел весь фронт. Выпустил книги: «Во имя жизни» (Л., 1943), «Люди боя» (Беломорск, 1944), после войны — «Моя звезда» (М., 1947), «Солдаты» (М., 1948), «Дороги, годы, города» (М., 1949). Был награждён орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За оборону Заполярья», «За победу над Японией». Писал поэмы («Высота», «Котовцы», «Битва на Свири» и др.), занимался переводами. После смерти вышли «Стихотворения» (М., 1952), «Избранное» (М., 1952), «Стихотворения и поэмы» (М., 1958), «Избранная лирика» (М., 1966), «Стихотворения» (М., 1971)…

БЛАГИНИНА Елена Александровна (1903-1988) — поэт. Ранние годы прошли в родном селе Яковлеве, где дед М.И. Солнышкин служил в местной церкви. Потом семья переехала в Ямскую слободу под Курск. Лето проводили в Яковлеве. «Орёл моего детства, юности, — писала Благинина, — утопал в садах, в колокольном звоне. В привокзальном районе было пыльно, тесно и темно, но таких людей, как те, что этот район населяли, забыть нельзя. Стихи я начала писать с восьмилетнего возраста и первое стихотворение написала в Яковлевском парке». С 1913 года училась Курской Мариинской гимназии, с 1921 — в Курском педагогическом институте. Стала членом Курского Союза поэтов. Вспоминая, писала потом Р.М. Алексиной: «Мир засиял такими красками, таким торжеством… Брюсов, Белый, Пастернак, Асеев, Ахматова, Цветаева, Есенин, Маяковский — поэты, которые до вступления моего в кружок были мне совершенно неизвестно. Много читала. Писала стихи». Бесспорно была под могучим воздействием земляка А.А. Фета. «Какой поэт!» — писала впоследствии в Орёл в ответ на приглашение на Фетовский праздник поэзии.

В сборнике «Начало (1921) опубликовала первое стихотворение «Девочка с картинкой», затем напечаталась в сборнике «Золотое зерно» (1921), в «Альманахе первом» Курского Союза поэтов (1922). Рецензент нашёл в стихах поиски простоты и выразительности.

В 1922 году поступила в Высший литературно-художественный институт имени В.Я. Брюсова. Из письма-воспоминания, адресованного Р. М. Алексиной: «В Москве я оказалась без дома, без денег, без работы… Но работа всё же нашлась —в бумажной экспедиции газеты «Известия»… После работы бежала в институт или Политехнический — слушать Луначарского или поэтов».

Маяковский, как потом рассказала нам в Спасском (1973) Елена Александровна, спросил юную поэтессу:

— А Вы, что, мадмуазель, тоже стишки пишете?

— А что, — смело ответила, — вам только одному писать?

О том, что приехал Есенин, Благинина услышала на лекции в институте. Студенты дружно выбежали наружу. В саду белом, даже розовом от цветения поэт прочитал три стихотворения. Елене Александровне на всю жизнь запомнилось «Письмо матери».

Закончив институт (1925), работала лаборанткой кабинета литературы и языка во 2-м Московском университете, в Научно-исследовательском институте радиовещания и телевидения, на радио в секторе местного вещания. С 1934 года — в журнале «Затейник», потом (до 1937) в «Мурзилке».

В 1933 году в «Мурзилке» напечатала первые стихи для детей. Выпустила книги «Осень» (1936), «Садко (1936), «Вот такая мама» (1939), «Посидим в тишине» (1949).

Нередко посещала Орёл. Радовалась Первому салюту. Осенью 1943 года побывала в освобождённом городе. Впечатления легли в основу стихов («Орёл 43-го», «Окно», «Лестница, которая никуда не ведёт», «Была и буду», «Триптих. (Плач по убиенным)», поэмы «Гармошка», посвященной воспитаннику Некрасовского детского дома, юному партизану Мише Курбатову). После войны выпустила много книг для детей: «Радуга» (1948), «Гори-гори ясно!» (1955), «Журавушка» (1973) и другие. «Окна в сад» (1966) и «Складень» (1973) — книги лирики, где нашла отражение и орловская тема. Перед своим 70-летием приехала в Орёл. Навестила родное Яковлево. Посидела на брёвнышке у того места, где родилась, полюбовалась прудом детства. В саду взяла землицы на память. «Ну, прощай, Яковлево, — сказала — больше тебя не увижу». Буйно цвели сады. В Орле остановилась у родственников. Во Дворце пионеров был вечер в честь писательницы. Побывала в Спасском, поклонилась любимому дубу И.С. Тургенева, знаменитому парку.

Благининские праздники в себе Яковлево были начаты ещё при жизни писательницы.

В 1959 году в Орёл переехал из Ташкента Владимир Андреевич МИЛЬЧАКОВ, повесть которого «Мои позывные Россия» (1956) многие из нас уже знали. Уроженец деревни Ульяны бывшей Вятской губернии, он в девять лет остался без отца, беспризорничал, в 1925 году вступил в комсомол, в 1926-м начал работать в угрозыске. Дороги юности, полной приключений, пролегли в Алтайском краю, в Западной Сибири, в Казахстане, в Средней Азии, дали материал для будущих книг «Загадка 602-й версты» (Тула, 1968), «Рассказы о недавнем прошлом» (Ташкент, 1954), «Таких щадить нельзя» (Тула, 1965). Бывал и в таких переделках, что жизнь висела на волоске. Много читал. Не имея систематического образования, подготовился самостоятельно в 1938 году и поступил на исторический факультет Средне-Азиатского госуниверситета. Студентом выпустил книгу «Стихи» (Ташкент, 1939). Война. Прошёл путь от солдата до офицера, участвовал в штурмах Бреста, Кёнигсберга и Берлина. В 1946 году работал в газете «Фрунзевец» Туркестанского военного округа, затем в аппарате Союза писателей Узбекистана, где многие годы возглавлял партийное бюро. Окончил двухгодичную партийную школу (1950). Пять лет редактировал журнал «Звезды Востока». Много писал. Повесть «Разведка идёт впереди» (Ташкент, 1949) переиздали в Москве, перевели на польский. Сборники стихов «Всегда вперёд» и рассказов «Дорога солдата» вышли в 1951 году. Повесть «Мои позывные Россия» перевели в Болгарии. Повесть «Таких щадить нельзя» высоко оценили на декаде искусства и литературы в Москве. Писатель был награждён двумя орденами «Знак Почёта», двумя —Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени…

Его желание переехать в срединную Россию в Москве поддержали. Предложили на выбор три города: Тулу, Орёл и Курск. Тула не очень понравилась, а Орёл сразу приворожил. В Орле в ту пору работал редактором Иван Михайлович Патенков — страстный патриот родного края.

Приезд В. А. Мильчакова обрадовал Ивана Михайловича.

— Едем на рыбалку, — предложил редактор. — Места у нас хорошие.

— С радостью, — согласился гость.

Рыбалка в краю Тургенева и Фета, полная задушевных разговоров, увлекла Владимира Андреевича. Он остался в Орле.

Едва Мильчаковы переехали в наш город, как их адрес стал известен не только бывалым литераторам, но и нам, молодым, членам   литобъединения, которыми умно и тактично руководил Е.К. Горбов. Мы подолгу слушали увлекательные воспоминания хозяина, рылись в книгах…

На наших глазах рождалась, росла и крепла Орловская писательская организация, называемая сначала Орловским отделением Союза писателей РСФСР. Историческое событие, вошедшее в летопись Орла, произошло 11 января 1960 года. Участвовали в нём писатели орловские и брянские. Ответственным секретарём был избран В.А. Мильчаков. Прибывший на собрание секретарь Союза писателей РСФСР, известный поэт Н.И. Рыленков поздравил и пожелал успеха. Он уехал в свой Смоленск, но Орёл не забывал. Ещё не раз приезжал и, разумеется, тургеневское Спасское навестил. В один из приездов я, по просьбе Владимира Андреевича, долго водил гостя по городу и рассказывал о старине. На берегу Дворянского гнезда Рыленков спросил о Горбове. Потом в «Орловской правде» (1962) мы прочли:

Здравствуй, город Тургенева,

Город юности Бунина!

Другое стихотворение Рыленкова - «Орловская весна» - было посвящено Л.Н. Афонину, в ту пору директору Государственного музея И. С. Тургенева. Уроженец Орла (1918), он учился в Московском институте истории и литературы (МИФЛИ), с 1942 года до Дня Победы находился на фронте: начал солдатом, закончил офицером, секретарём дивизионной газеты. Был награждён двумя орденами и восемью медалями. После войны работал в Советской контрольной комиссии в Берлине. Вернулся домой. Помню его на Ленинской и погонах майора. Был Афонин библиографом областной библиотеки имени Крупской (ныне Бунина), главным редактором Орловского книжного издательства. С 1959 года — директор Тургеневского музея.

1960 год для Леонида Николаевича был памятным втройне: окончил заочное отделение Литературного института имени А.М. Горького, выпустил в Орле книгу «Леонид Андреев» и стал членом Союза писателей СССР. Книга послужила основой кандидатской диссертации, которую Л. Н. Афонин успешно защитил в 1967 году. Годом ранее (1966) ему было присвоено почётное звание заслуженного работника культуры РСФСР. К этому времени он уже был автором «Повести об Орловском театре» (Тула, 1965) и множества статей о творчестве писателей-земляков.

Выпустил книгу «На родине Тургенева» (М., 1968). Преподавал в Орловском пединституте. Из цикла радиобесед сложилась книга «Рассказы литературоведа» (Тула, 1979), которую автор уже не увидел. Предсмертный удар настиг писателя-литературоведа на собрании в тот момент, когда он закончил свое выступление. Говорил о войне, раскрыв перед собой подшивку фронтовой газеты. Через неделю, не приходя в сознание, скончался. Это случилось 11 апреля 1975 года. Мы его называли совестью писательской организации…

Первый дом наших встреч стоял на высоком берегу Оки, в Почтовом переулке. Сюда спешила на работу незаменимая на долгие годы Антонина Никитична Денисова (Суркова), главный бухгалтер, она же — секретарь-машинистка, душа писательского коллектива. Терпеливая, тихая, незаметная, она из года в год являла нам свой редкий талант общения с людьми.

На том же первом этаже, через коридор, находилась редакция «Орловского комсомольца». Мы сразу же узнавали, когда приходил В.А. Мильчаков, когда раздавались его шаги. Под сапогами, казалось, скрипел и стонал весь пол. Наконец, всё стихало. Самое время зайти к писателю и услышать ещё одну историю военной поры.

В нашей писательской организации стояли на учёте прозаики Владимир Канивец и Велта Спааре. Канивец в 1959 году ездил с орловскими комсомольцами в Сибирь, в 1963-м в Орле выпустил роман «Костры в тайге». «Герои романа, — читаем в справочнике «Орловский край в художественной литературе…» (Орёл, 1972. Составитель Г. Шевелева), — неоднократно вспоминают свою родину — город Орёл, мужественно преодолевают вставшие перед ними трудности».

Потом и для писателя Орёл ушёл в область воспоминаний. Поселился в Киеве. Тепло через годы принимал нас, орловцев, в Правлении Союза писателей Украины, новый роман свой подарил с дружеской надписью. В родную Эстонию уехала Спааре.

В Москве наш земляк Д. И. Блынский, уроженец села Васютино Дросковского района (1932), член Союза писателей СССР (1957), автор книг «Сердцу милый край» (Орёл, 1957), «Иду с полей» (М., 1959), работал над поэмой «Сенокос в Разливе». Печатался в «Орловской правде». Приезжал с делегацией литовских писателей. Выступая, как всегда, начинал с России:

Жизнь моя встаёт передо мною

Лишь тебе известная одной,

С юностью, что начата войною,

С детством, что оборвана войной.

Патенков уговорил его бросить столицу, переехать в Орёл. В «Орловской правде» появился новый сотрудник. Поселился с матерью Прасковьей Ивановной, сёстрами Валей и Ниной в двухкомнатной квартире на улице Горького, напротив бульвара, тут же — городской сад. У входа в сад он прочитал мне однажды вечером начало:

Пой, ветер, с низовья дунувший:

Я песню твою пойму.

Стоит над Окою юноша —

Четыреста лет ему.

Другой раз окликнул на Ленинской, выходя из типографии, где он дежурил по номеру и прочёл там мои стихи для детей. Поздравил с удачей. А когда Блынский уехал из Орла в Москву, я получил в ответ на посланную ему детскую книгу письмо с добрым отзывом и рекомендацию в Союз писателей. Из столицы пришла и горькая весть о том, что Д. И. Блынский, находясь в Мурманске, внезапно умер — случилось это 20 октября 1965 года. Мы двинулись в дом, где жили его мать и сёстры. Нас было трое: художник Вячеслав Пуршев, писатель Евгений Зиборов и автор этих строк.

Пуршев был в своём деле очень талантлив, его рисунки к детским книгам хвалили. К сожалению, и ему оставалось недолго жить на земле…

Евгений Александрович Зиборов, уроженец Орла (1922), в сороковом году, окончив школу, поступил на «Главтекстильмаш», в сорок первом был эвакуирован в Среднюю Азию, работал в колхозе, затем ушёл добровольцем на фронт. Был полковым разведчиком, десантником танковой бригады, помкомвзвода стрелкового подразделения, командиром миномётного расчёта. После войны вернулся домой. В сорок седьмом в «Орловской правде» стал публиковать стихи, в пятьдесят первом перешёл в редакцию. Вот тогда и получил я за его подписью ответ, что мои «Песни мира» подготовлены к печати. Первой книгой Зиборова была повесть «Ленька-трубач», изданная дважды в Орловском издательстве (1959,   1962), второй — сборник стихов «Над миром звёзды» (Орёл, 1960), третьей — повесть «Высота Безымянная» (Орёл, 1962), отмеченная в Москве журналом «Октябрь». Автор в 1963 году стал членом Союза писателей СССР.

О творчестве Евгения Зиборова писали Л. Афонин, Д. Блынский, В. Мильчаков. «Язык рассказов ёмок и точен, характеры героев сжаты, но выразительны, пейзажные зарисовки поданы в той лаконичной манере, которая лучше всего передаёт обстановку войны», — так отзывался Е. Горбов на сборник «Солдаты идут за солнцем» (Тула, 1965). «Стихотворное слово, — писал о сборнике «Над миром звезды» Д. Блынский, — часто приподнято, звучит с пафосом, но этот пафос никогда не отрывается от земли, его корни глубоко вросли в благодатную почву родного края».

Зиборов всю жизнь писал стихи, но плодотворнее оказалась проза: «Жаркое лето» (Рассказы, Тула, 1965), «Деревья остаются большими» (Тула, 1966), «Мои сограждане» (Две повести, Тула, 1967), «Спустя годы» (Повесть и рассказы, Тула, 1969), «Завтра придёт Иван» (Роман, Тула, 1970), «Бронебойщики» (Тула, 1971), «У огненной черты» (М., 1971), «В северном море — ноль» (Повесть, рассказы, Калининград, 1975). Переехав в бывший Кёнигсберг (1971), где приходилось воевать, переиздал там «Деревья…» и роман, в котором узнаются Орёл, судьба подпольщика Челюскина и даже начальник русской полиции Букин, названный Кукиным.

Идеалам юности, военной теме он остался верен до последнего дня — 12 февраля 1994 года. Не забывал Орёл. Охотно приезжал на литературные праздники. Радовался каждому гостю из родных мест. Однажды приехал поэт Виктор Дронников — наговориться не мог: всё расспрашивал и расспрашивал. Вспоминал…

Писатели собирались за столом, сделанным по специальному заказу ответственного секретаря.

— Стол должен быть большим, надежным и без углов, — сказал Владимир Андреевич Мильчаков. Так и вышло. Просторный, овальный, ножки, как тумбы. Не качается. Сработан на века. Однажды за этим столом появился Леонид Лаврентьевич САПРОНОВ, уроженец Макеевки (1925), сын крестьян из Должанского района. В войну был немцами угнан в Германию, жил за колючей проволокой. Вернувшись, работал забойщиком в шахте, затем, окончив Донецкий металлургический техникум (1949), стал мастером, инженером. В 1957 году в Донецком издательстве выпустил первый сборник рассказов под названием «Вечерняя почта». Затем там же вышли книги рассказов: «Мечтатели» (1959), «Трое в пути» (1961), повесть «Слишком много воспоминаний» (1965). Киев издал рассказы «Четыре дня» (1963), Москва — «Дело к весне» (Повесть и рассказы, 1965). В 1960 году Сапронов был принят в Союз писателей СССР, в 1962-м закончил высшие литературные курсы Литературного института имени Горького, в 1965-м переехал в Орёл. Работал редактором многотиражной газеты на сталепрокатном заводе, потом — на заводе управляющих вычислительных машин. Высокий, добродушный, скромный до застенчивости, с мягкой улыбкой, он был внимателен к творчеству товарищей и очень строг к себе — учился у Чехова, любил музыку В. С. Калинникова. «Писатель работал в лирико-психологической манере, восходящей к тургеневско-чеховской традиции с её точным языком, ёмкой и колоритной деталью», — писал о нём критик А. Логвинов.

В Туле выпустили книги: «Попутчики» (1966), «Слепой дождь» (1969), «Горячие раны» (1972), в Москве — «Дёмочка» (1967), «Марс — звезда вечерняя» (1972).

Умер, собираясь на работу. Случилось это 6 февраля 1978 года, в день сорокалетия его друга — поэта Анатолия Шиляева…

В 1965 году из Хабаровска переехал в Орёл Пётр Лукич ПРОСКУРИН, впоследствии знаменитый русский писатель, лауреат Государственной премии РСФСР, Герой Социалистического Труда. Переехал на свою малую родину, поскольку родился (1928) в посёлке Косицы Севского района. В войну пережил нашествие немцев, рано изведал тяжелый труд на разорённой земле. Пахал, сеял, косил. В 1950 году был призван в армию. Отслужил и завербовался на Дальний Восток. Более трёх лет работал шофёром, сплавщиком, трелёвщиком в камчатском леспромхозе. Упорно занимался самообразованием. В «Тихоокеанской звезде» (Хабаровск) опубликовал в 1958 году первый рассказ. В издательстве «Советская Россия» вышла первая книга «Таёжная песня» (1960), полная камчатских впечатлений. Тогда же Хабаровское издательство выпустило роман «Глубокие раны» о тяжёлых днях оккупированного немцами села.

Переехал в Хабаровск, стал писателем-профессионалом. Вышли «Цена хлеба» (Рассказы и повести, Хабаровск, 1961), романы «Корни обнажаются в бурю» (М., 1962, 1970), «Горькие травы» (М, 1964, 1965, 1966, 1972), «Исход» (М., 1962, 1967, 1969, 1971), «Любовь человеческая» (Повесть и рассказы, М., 1965).

С 1962 года — член Союза писателей СССР.

В Орле жил три года. Издал «Исход», на сцене местного театра шли «Горькие травы», печатался в газетах. Активно участвовал в работе писательской организации. Дружил с И.М. Патенковым. Посвятил ему очерк-воспоминание, когда Ивана Михайловича не стало…

С начала 1968 года П.Л. Проскурин жил в Москве. Там вышли романы «Камень-сердолик» (1968), «Судьба» (1973, 1974, 1975, 1976, 1977), «Имя твоё» (1979, 1979) и другие книги. В романах описал события родных мест. Связь с Орловщиной у него осталась навсегда…

ЯНОВСКИЙ Анатолий Николаевич (26 июля 1919 г., Орёл — 2 апреля 1990 г., Крым), прозаик. Учился в Орле, в средней школе № 6, в Московском институте истории, философии, литературы в Московском университете, который окончил в 1942 году. Воевал на Брянском, Центральном, 3-м Белорусском фронтах. Автоматчиком-рупористом взвода пешей разведки участвовал в Орловской битве. Был ранен. После возвращения из госпиталя стал литературным сотрудником дивизионной газеты «За Советскую Родину». Награждён орденом Красной Звезды и пятью боевыми медалями. Работал в «Орловской правде» (1946-79), в основном заведовал отделом культуры, сотрудниками отдела были Е.К. Горбов, Е.А. Зиборов. Через его руки прошли в газету   произведения многих орловских поэтов и прозаиков, рецензии на новые книги и спектакли Орловского драмтеатра, статьи на темы литературы и искусства. Первое стихотворение «Партбилет» напечатал в «Орловской правде» (1934). Первую книгу «На подступах к городу» (Орёл, 1952) составили рассказы об Орловской битве. В соавторстве с Е.К. Горбовым написал пьесу «Первый салют» (1949), которая успешно шла на сцене Орловского драмтеатра.

Пьеса «Трудный случай» была на сцене, получила одобрение на III Всесоюзном совещании молодых писателей. Повесть «Последняя ставка» (Орёл, 1956) рассказывала о событиях в оккупированном Орле: поджог подпольщиками в обувной фабрике, взрыв в гостинице «Коммуналь», казнь патриотов в Первомайском (с 1943 – Сквере танкистов). Повесть «Двойники в пустыне» (Орёл, 1958) о студентах в начале войны. Повесть «Горнисты идут впереди» (Орёл, 1961; М., 1964) о походе юных туристов по следам боев французской эскадрильи «Нормандия». «Серебряный портсигар» (Орёл, 1963) включал рассказы и повести в основном о войне. В 1964 году был принят в Союз писателей СССР.  

В Туле выпустил повести «Наследники» (1964), «Приключения Сеньки-Чапая» (1966), «Юность без упрёка» (1971), «Марсово поле» (1975), «Среди полей русских» (1979), в Москве — сборник рассказов «Костры Бежина луга» (1983),   в котором отразил события давнего прошлого: «Время Революции» о земляке П.К. Штернберге, учёном и революционере, «С открытым сердцем»— о Б. М. Волине, своём профессоре, бывшем орловском «красном губернаторе». В цикле «Из рассказов о латышских стрелках», посвящённом памяти отца, рассказал о герое боёв с деникинцами под Орлом латышке Паулине Шведе, передал в художественной форме семейные предания о первых днях своей жизни, рассказ матери-учительницы…

Яновский много ездил по Орловщине, хорошо знал родной край, живо описывал судьбы земляков. Публиковались его рассказы и очерки в сборниках библиотечки «Красной Звезды», переводились на французский, немецкий, польский, чешский и другие языки. Сотрудничал писатель в агентстве печати «Новости».

РЫЖОВ Иван Алексеевич. Он родился 19 апреля 1936 года в д. Коровье Болото Урицкого района. Там пережил войну. В 1949 семья переехала в Орёл. Окончил среднюю школу, работал на заводе приборов слесарем, контролёром ОТК, секретарём комитета ВЛКСМ, затем — в редакции «Орловского комсомольца», где стал редактором. Был заведующим сектором обкома партии, председателем Комитета по телевидению и радиовещанию при Орловском облисполкоме.

Истоки творчества — в орловской деревне, в самом глубоком изучении традиций русской классики, особенно И.А. Бунина. Первые рассказы «Под одной крышей», «Тихон Гастев» опубликовал еженедельник «Литературная Россия» (1964). Высокую сценку произведения молодого прозаика получили на творческом семинаре в Орле с участием московских писателей. Стали печататься в журналах «Наш современник», «Огонёк», «Крестьянка». Вышел первый сборник рассказов «Под одной крышей» (М., 1967), тепло встреченный критикой. В том же году принят в Союз писателей СССР. Тогда же — книга для детей «Открытие» (Тула), следующая, детская «Вратарь Сашка Катуков» вышла в Приокском издательстве в 1970-м. Одна за другой выходили книги: «Последний корень» (Тула, 1968), «Кинь грусть» (М., 1971), «Горькая рябина (Тула, 1976). Несколько рассказов перевели в Болгарии (1973). По рассказу «Запах земли» был поставлен короткометражный фильм «Блажной» (1979). Учёба на заочном отделении Литературного института имени Горького, незатихающий интерес к жизни русской деревни способствовали росту мастерства.

Счастливая творческая судьба Ивана Рыжова укрепилась книгами «Зеркало» и «Аринкин хутор», выпущенными в издательстве «Вешние воды».

В краткой аннотации к «Аринкину хутору» говорится: «Писателю близка жизнь сельских тружеников, их заботы и радости. Он тонко чувствует красоту природы родного края и передаёт это чувство читателю». В книгу вошли «Звезда любви приветная», «Горькая рябина», «Встреча», «Сторожа», «Блажной» и другие рассказы, а также повесть «Эти тёплые и холодные дни (из записок молодого газетчика)». Бунину, его связям с родным краем посвящены «Лебёдушки» — переработанный вариант рассказа из первой книги «Под одной крышей».

Иван Рыжов — один из первых лауреатов Бунинской премии (1994), учрежденной Советом писателей России, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Он входил в Правление Орловской писательской организации, избирался ответственным секретарём, был секретарём правления Союза писателей России. В «Орловской правде» и других газетах выступал с публицистическими статьями на современные темы. В художественном творчестве последнее время всё чаще использовал жанр короткого рассказа. Критика отмечала и его произведениях точность эпитета, глубину мысли, лиричность и выразительность пейзажа.

В 1969 году стал членом Союза писателей СССР ШИЛЯЕВ Анатолий Степанович (6 февраля 1938, Орёл — 31 августа 1987; погиб в дорожной катастрофе). Сын рабочего. Пережил трудное военное детство. Для своего поколения нашёл точные слова: «Мальчики — свидетели войны». Отец пропал без вести. Шиляев с горечью писал:

Не вернутся без вести пропавшие,

Не обнимут сыновья отцов.

Окончил 12-ю среднюю школу в Орле. Работал на заводе приборов. Первые стихи были напечатаны в «Орловском комсомольце» (1955). Публиковался в «Орловской правде», «Литературной газете», в журналах «Молодая гвардия», «Сельская молодёжь», «Техника — молодежи». Армейская служба проходила в Москве, что способствовало общению с поэтом-земляком Д.И. Блынским. Был замечен на одном из творческих семинаров в Орловской писательской организации со стихотворением «Яблоки» о памятном дне раннего детства — встрече 5 августа 1943 года с бойцами-освободителями в Орле. Выпустил в Туле сборники стихов «Глубина сердца» (1966) и «Высокие деревья» (1968). Закончил заочно Литературный институт имени Горького (1969). Тогда же на V Всесоюзном совещании молодых литераторов был рекомендован в Союз писателей СССР. Вышли книги: «Русская равнина» (Тула, 1970), «Движение» (М., 1974), «Зелёный берег» (Тула, 1975).

Работал (с 1972) в Орловской писательской организации. Был заведующим Бюро пропаганды художественной литературы, при его активном участии проходили Недели литературы в районах области, прописался на Орловщине Фетовский праздник поэзии. Возглавлял некоторое время писательскую организацию.

  «Свет Родины» (Тула, 1982) — последний прижизненный сборник поэта. «Зелёные владенья» (Тула, 1989) вышли уже после смерти. Творчество А.С. Шиляева пронизано светлым и сильным чувством Родины:

Тихий голос меня окликает.

Я иду на него, как на свет.

По деревьям

На травы стекает

Голубой и зелёный рассвет.

Мне родное в том голосе слышно,

Словно это усталая мать

За калитку на улицу вышла

Загулявшего сына позвать.

Или, может, отец мой,

Пропавший

На войне,

Никого не виня,

Весь дорогой и дымом пропахший,

Окликает тихонько меня…

Мать пережила поэта. Пережили и стихи о России, О Суворове, о Пушкине, о Твардовском, о маршале Жукове, о родном Орле, где полны поэзии и старое Дворянское гнездо, и Весёлая слобода, где «женщина расчёсывает волосы, в зеркало блескучее глядит», где идёт по жизни дочь — «милая Алёнушка из сказки», а хор поёт:

На зелёных холмах

Дремлет древняя Русь.

В ней и силы размах,

В ней и сказка, и грусть.

Речек русскую речь,

Тропок светлую нить

Как же нам не беречь,

Как же нам не любить!

ГРОМОВ Владимир Алексеевич (11 января 1929, с. Ивановское Свердловского района), критик, литературовед, член Союза писателей России (1970), кандидат филологических наук (1964). Заслуженный работник культуры России (1979), профессор (1991), лауреат Всероссийской литературной премии   имени Н.М. Карамзина.

Из крестьян. Отец Алексей Алексеевич (1886), Георгиевский кавалер Первой мировой войны, колхозный бригадир, был незаконно репрессирован. Аттестат зрелости Громов получил в Глазуновке, затем (1947-1948) работал в родном колхозе «Красная Ивановка». Учился в Орловском институте (1948-1950), преподавал в Глазуновской средней школе (1950-1951), продолжал учёбу на факультете русского языка и литературы Орловского государственного пединститута (1951-1952). Работал в музее И. С. Тургенева младшим научным сотрудником (1952), заместителем директора по научной части (1952-1955), затем поехал в Ленинград и там закончил аспирантуру Института русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР (1955-1958). Снова работал заместителем директора в Тургеневском музее (1958-1964). Кандидатом наук был принят на работу в Орловский пединститут: был старшим преподавателем кафедры русской литературы (1964-1969), доцентом (1968-1972), старшим научным сотрудником (1972-1975), снова доцентом (1975-1991), затем (1991) стал профессором…

В юности писал стихи. В сборнике «Наше утро» (Орёл, 1955) опубликовал под псевдонимом В. Акимов три стихотворения («В новом сельмаге», «Гром», «И вот растаял снег»). Первой книгой был путеводитель «Музей И.С. Тургенева» (Орёл, 1958). Написал статью «Спасское-Лутовиново сегодня» в «Методический бюллетень» (Орёл, 1959). Подготовил с комментариями отрывки и наброски И. С. Тургенева для академического Полного собрания сочинений и писем (Т. I, М., 1960). Активно печатался в «Орловской правде» и «Орловском комсомольце». В журнале «Русская литература» (1960) поместил статью «У истоков «Записок охотника», в сборнике «И.С. Тургенев. Статьи и материалы» (Орёл, 1960) — «И.С. Тургенев и русская действительность 1840-х — 1850-х гг.». В Орловском издательстве выпустил книгу-очерк «Писатели орловцы» (1961). Продолжение этой темы стала статья «Орловский литературный край» в книгу «Орловский край в творчестве писателей-земляков» (Орёл, 1961). В «Неве» (1961) увидела свет статья «Юношеский портрет И.А. Бунина», в «Вопросах литературы» (1962) — «Лондонские издания А.И. Герцена в библиотеке Н.С. Лескова», в «Подъёме» (1962) — «Страницы народной славы» (С.Н. Тургенев в Бородинском бою), в «Вопросах истории» (1963) — «И. С. Тургенев и Т. Н. Грановский». Список научных и методических трудов В. А. Громова содержит около 140 наименований. Среди них важное место занимают книги: «Здравствуй, город Тургенева!» (Тула, 1967), «Предания Бежина луга» (Тула, 1969), «Добрый великан» (Тула, 1974), «Спасское-Лутовиново» (Тула, 1978), «Писатель и критика» (Тула, 1986), «Месяц в столицах (И. С. Тургенев в 1879 г.)» (Орёл, 1995), статьи в «Тургеневском сборнике», публикации текстов Тургенева в полном собрании сочинений, подготовка к изданию «Записок охотника» в «Литературных памятниках».

Немало статей посвящено Н.С. Лескову, П.И. Якушкину и другим писателям-орловцам. Громов — частный автор местных газет, блестящий оратор, подлинный мастер устного слова. В своих выступлениях он отстаивал мысль о том, что «Записки охотника» — великая книга о России. С этим убеждением он подготовил ряд выступлений к 150-летию «Хоря и Калиныча», стал инициатором выпуска специального номера писательской газеты   «Вешние воды» и проведения заседания Тургеневского общества. Приближение 200-летия А.С. Пушкина усилило тягу к тематике, давно близкой сердцу литературоведа: Тургенев — ученик Пушкина, Пушкин в Орле.

Работая в архивах, Громов постоянно обнаруживал интересные документы, забытые публикации о литературной Орловщине. Ему, например, благодарны читатели за рассказ о пребывании в Орле А.Т. Твардовского. Трудно назвать в Орле литературную конференцию, на которой не выступал В.А. Громов. Умер 23 сентября 1999 года.

В 1973 году был принят в Союз писателей СССР поэт ДРОННИКОВ Виктор Петрович. Он родился 18 августа 1940 года в деревне Жилино под Орлом (ныне это место в черте города). Из крестьян. Отец не вернулся с войны. О той поре — в стихах:

Я спал в железной колыбели

У птичьей песни на краю,

Когда железные метели

Закрыли Родину мою.

В поэме «След» — об отце, павшем под Кёнигсбергом:

След отца

Я везде находил

И в пути свою душу изранил.

Много видел я

русских могил,

На отцовскую —

Издали глянул.

Трудное время — во многих стихах о матери, солдатской вдове:

Позже всех огонь гасила.

На одной держался дом.

Горе вёдрами носила,

Только счастье — решетом.

Осталась она в памяти гордой, прямой, стоящей на пути «словно яблоня, цветущая в саду».

Образ матери переходит в образ Родины, много пережившей. Поэма «Домик у обрыва» — рассказ о встрече с прошлым, печаль об исчезнувшей красоте.

Трудное детство, беспокойная юность стали источниками многих стихов. После школы (1958) работал на заводе приборов слесарем, сварщиком, сборщиком. Опубликовал первые стихи в «Орловском комсомольце» (1962). Многие строки были навеяны поездкой по путёвке комсомола (1961) на строительство железной дороги Москва—Владивосток.

Дронников поступил на факультет русского языка и литературы Орловского пединститута, но через год был принят на заочное отделение Литературного института им. Горького. Причиной перехода послужил семинар молодых литераторов в Орле, на котором Е.А. Исаев высоко оценил стихи Виктора Дронникова. Впоследствии, давая напутствие сборнику «Земля-кормилица» (М., 1972), писал:

«Помню: автор молодой, застенчивый, читал нам первые стихи на творческом семинаре в Орле. Помню его стихотворение о мамонтах, помню не по строчкам, а по ощущению —   светлому и радостному, — которое и по сей день, спустя уже много лет, трогает моё сердце и не позволяет забыть те самые бивни мамонтов, которые белоствольно проросли березами. И второе о деде, светлое, как и первое, только, может быть, чуточку печальнее и потому — памятливее».

Отмеченные стихотворения вошли в первый сборник поэта «Колыбель» (Тула, 1966). Автор писал в предисловии о себе: «Сейчас я журналист. Работаю в областной газете «Орловский комсомолец». Учусь заочно на 2-м курсе Литературного института…».

Вышли еще две книги: «Зелёный купол» (Тула, 1969), «Земля-кормилица» (М., 1972). Тогда же появились стихи в альманахе «Поэзия» (редактор Н. К. Старшинов). Автор трёх книг был принят в Союз писателей.

Шли годы. Выходили новые книги: «Светотень» (Тула, 1975), «За туманом — иней» (Тула, 1979), «Яблоня» (М., 1980), «В пречистом сиянии» (Орёл, 1993), «Путь невозвратный» (Орёл, 1996). Последняя книга вышла в серии «Лауреаты премий Союза писателей России». В аннотации говорилось, что Виктор Дронников — лауреат премии имени А.А. Фета, автор 12 книг. Несколько ранее его стихи были отмечены Пушкинской премией. В предисловии В.Н. Соколов, руководитель творческого семинара в Литературном институте, писал о своём бывшем студенте:

«Виктор сразу поднял уровень творческого семинара не только своими стихами, но и своими оценками, размышлениями, в которых уже бродила молодая, требовательная зрелость.

Пришёл поэт со своим миром, с чутким отношением к слову, т. е. с пониманием, что каждое слово — единственное и должно жить на своём месте (точном и неожиданном).

Сквозь строки сквозила Россия…

Орловщина…

Дронников — русский поэт в самом светлом и благородном понимании этих слов. Он никакой не «традиционалист» или «новатор», он просто мастер, отвечающий перед Фетом и Буниным, он просто неподдельный поэт, один из немногих тончайших лириков России».

Стихи Дронникова опубликованы во многих сборниках, альманахах и журналах. Такие, как «Татьяна», «Там, где горел костёр» и другие, положены на музыку. Ряд стихотворений — боль нашего времени   («Старый солдат», «А всё-таки жаль мне Союз», «Россия, не забудь…», «Идёт Отечество на слом…», «О, Русь моя, ты вновь в тумане», «Созрела русская беда»). Умер 24 августа 2008 года.

В 1976   году принят в Союз писателей СССР поэт ПЕРКИН Владимир Петрович. Он родился 26 декабря 1949 г. в городе Новотроицке Оренбургской области. Окончил среднюю школу, учился в Уральском университете, получил диплом на факультете журналистики Московского университета. С 1970 года жил в Орле, работал в «Орловской правде», потом — старшим редактором Орловского отделения Приокского книжного издательства, в 1984 году переехал в Москву, где редактировал поэзию в издательстве «Современник», сотрудничал в журналах. Печатался начал с 1959 на Урале, в газетах «Гвардеец труда» (Новотроицк), «Комсомольское племя» (Оренбург). Позднее стихи публиковал в «Литературной России», в журналах «Советский воин», «Север», «Наш современник», в альманахе «Поэзия» и других изданиях. В Приокском издательстве выпустил первую книгу — «Стихи о пережитом» (1973), посвятив её памяти В.А. Мильчакова. Затем вышел «Чистый цвет» в «Современнике» (1975), в Туле — «Сердцу дорого» (1978), «Костёр отца» (1984).

Свежесть художественной мысли, остроту поэтического зрения, гражданскую позицию поддержали С.Викулов и Д.Кугультинов. Поэт был принят в Союз писателей СССР. Выход новых книг в Москве («Крылья радуги» (1991), «Однажды проснуться…» (1993) и других) убедил в справедливости сказанного в одной из аннотаций: «Сейчас поэт живёт и работает в Москве, но… и Орловщине, и Южному Уралу посвящено немало проникновенных строк». С любовью к родному краю, к русской природе, к песне старинной, к высокой поэзии Отечества (Пушкин, Цветаева) Владимир Перкин обращается в самые трудные дни:

Когда вокруг развал, неразбериха,

Всё кувырком летит под «улю-лю»,

Как хорошо припасть к земле

И тихо

В любви признаться Родине:

«Люблю…

Пусть кое-кто угрюмо хмурит брови

И проклинает этот горький час,

Знай,

Мы тебя спасём

Своей любовью,

И ты спасешь

Своей любовью

Нас».

Из Белгорода в Орёл в 1976 году переехал поэт и прозаик ПЕРОВСКИЙ Николай Михайлович. Он родился 31 декабря 1934 года, в селе Михайловское Курской области. С трёх лет без родителей: они были репрессированы. Воспитывался в детском доме. С 1941   жил в Казахстане и Узбекистане, беспризорничал, учился в ФЗУ. В селе Юсуповка Джамбульской области рос воспитанником колхоза: учился в школе, работал пастухом, штурвальным комбайна. Окончил школу (1953) с серебряной медалью. Поступил в Московский горный институт, но не закончил его. Был на целине, в Донбассе, работал в шахтах Воркуты. Жил в Белгородской области (1957-1976), сначала в селе Шебекино Поле, потом — в Белгороде. Был учителем, баянистом, почтальоном, работал в газете. Первые стихи напечатал в «Ленинской смене» (Белгород). В Белгороде вышли две книги стихов: «Звезды делает человек» (1962) и «Голуби, голуби…» (1963). В предисловии ко второму сборнику С. Наровчатов писал, что народ помог автору «встать на ноги», что у него «появились стихи, выстраданные жизнью, правдивые и сильные». Поэт был принят (1964) в Союз писателей СССР. Затем вышли сборники: «Небо» (М., 1965), «Испытание» (Воронеж, 1967), «Осенние костры» (Воронеж, 1969), «Август» (1973). В Туле вышли «Грани» (1979), «В пути» (1986), «Память любви» (1990). В стихах вспоминает друзей трудной юности, размышляет о смысле жизни, о любви. Поэтичны картины орловской ночи:

Воды Орлика спокойны,

Холодны и зелены.

Дух болотный, запах хвойный,

Ожидание луны.

Шелестят в ночи деревья,

Камыши в воде по грудь,

Дремлет город, спит деревня,

Проплывает Млечный Путь.

В 1978 году стал членом Союза писателей СССР поэт   МИНАЕВ Александр Александрович (1911-1986). Открываю «Орловский альманах» 1949 года, выпущенный издательством «Орловская правда», встречаю знакомые имена: В. Росляков, Е. Зиборов, Д. Головин, Е. Благинина, А. Яновский, П. Николаев, А. Меркулов, В. Орлов, И. Озеров. Кто со стихами, кто с прозой. С. Леонов представил отрывок из романа «Молодость», А. Германо — интересную публикацию «Пушкин на Орловщине», А. Лесков — очерк об отце «Н. С. Лесков», Я Волков — статью «Романы И. Новикова о Пушкине», С. Котков, мой уважаемый профессор 1950-х годов, описал «Новое в языке колхозной деревни». Много лет прошло, а книга, изрядно зачитанная, вызывает интерес. Многое хочется перечитать. Наплывают воспоминания о первой встрече. Мне, тогда сельскому школьнику, помнится, очень понравилось стихотворение «Весной»:

Старый кот на припёке жмурится.

Над садами снуют грачи.

На широкой колхозной улице

Вперегонку бегут ручьи.

Из далёких заморских плаваний,

Услыхав, что зиме — конец,

К своей маленькой тихой гавани

Возвратился вчера скворец.

Он поёт, всей деревне хвастая,

Что доволен своей судьбой,

И ему воробьи горластые

Подпевают наперебой.

Даже дед Харитон не выдержал:

Носогрейкой своей дымя,

За околицу в поле выбежал

И попробовал — как земля.

Александр Минаев… Второе сильное впечатление оставила его поэта «Кромы», в сокращении увидевшая свет в литературно-художественном сборнике «На родной земле» (1958), затем полностью выпущенная Орловским книжным издательством (1969). Мы уже были знакомы. На книге — дарственная надпись с пожеланием: «От всей души желаю тебе в ближайшее время выпустить в свет книгу своих стихов».

Помню большую статью Леонида Афонина о «Кромах». Помню, с каким удовольствием читали:

Я, по совести признаться,

В скорость резвую влюблён.

Хорошо в машине мчаться

С быстрым ветром на обгон!

Запоют тугие шины,

Разгудятся, как шмели,

Будто хочется машине

Оторваться от земли.

Поэма — рассказ бригадира о былом. Чистый русский стих в традициях Александра Твардовского, живая разговорность с меткими словечками. Один читатель декламировал целыми главами. Орловский народ услышал Минаева.

Последнее время мы как-то отвыкали от сюжетной поэзии, от речи народной. По радио не слыхать ни Исаковского, ни Твардовского, ни голосистого орловца Блынского. Вот и Александра Александровича Минаева давно уже нет с нами, добродушного, скромного, неутомимого труженика русской поэзии, большого патриота родной земли. Это он в сорок третьем одним из первых на страницах «Орловской правды» отозвался стихами на Первый салют, на освобождение родного города. Редакция в ту пору находилась в Ельце, поэт — в составе Брянского фронта. Это он в поэмах «Русская женщина» (1963), «На Васильевской улице» (1967), «Хрустальные ключи» (1974) рассказал о прошлом Орловщины, создал образы замечательных людей труда, горячо любящих Родину. Помню, с каким успехом звучала со сцены «Россиянка» Минаева — поэтический рассказ о женщине из времён древней Руси, её отваге и верности своему народу, краю предков.

Упорно работал поэт над поэмой об Орле времён Гражданской войны.

И ещё помню: очень любил Александр Александрович природу, поездки на рыбалку вместе с Иваном Патенковым, Игорем Ивановым и другими орловским литераторами.

В Орле его часто можно было видеть рядом с Марией Петровной: они не расставались и почти одновременно перешли в иной мир. Милые, душевные люди. Русская поэзия была их спутницей в самые трудные времена. Однажды, когда Александр Александрович трудился в Бюро пропаганды Орловской писательской организации, он подарил мне крохотный сборник военной поры «Синее вино» Николая Рыленкова — название из «Слова о полку Игореве». Сборник в противогазной сумке путешествовал с Александром Минаевым по войне.

Бережно храню подарок, храню книги Минаева: в них тот же русский заряд любви к Отечеству, к нашему народу героическому, непобедимому.

В том же 1978-м был принят в Союз писателей СССР КРОХИН Игорь Дмитриевич (1940-1992), поэт. Сын агронома. С 1954 года на Орловщине. Окончил Моховскую среднюю школу, затем Ленинградский   экономический институт (1963). Работал юристом на Чернятинском стекольном заводе под Брянском, на заводах вторичных цветных металлов и алюминиевого литья во Мценске, в совхозе «Орловские цветы», ответственным секретарём общества любителей книги. С 1965 года начал печататься в «Орловском комсомольце», с 1971-го   — в «Орловской правде». Были стихи в журналах «Москва» (1974), «Молодая гвардия» (1974), «Октябрь» (19742), а также «Юность», «Аврора», «Подъём», в альманахе «Поэзия» (1973, 1975). В издательстве «Современник» издал первую книгу «Просёлки» (1976). С большим циклом стихов «Родство» выступил в «Орловских голосах» (Тула, 1977). В 1979 заочно окончил Литературный институт. Выпустил в Москве сборник «Родоначальная сторона» (1980). «В мире полей и берёз» (1983), «Гнездовье» (1989), в Туле — «Сельский космос» (1989). Последние годы жил в Орле. Ездил по стране. В стихах вспоминал трудное детство, писал о деревне, о природе родного края.

В Союз писателей СССР в 1980 году был принят ЛЕСНЫХ Анатолий Степанович. Он родился 1 мая 1937 года в городе Валуйки Курской (ныне Белгородской) области. Сын рабочего. Школьные и студенческие годы прошли в Воронеже. Окончил Воронежский сельскохозяйственный институт (1960), был направлен в Орёл. Работал на сталепрокатном заводе конструктором, заместителем начальника цеха. Потом был секретарём областного Совета ВОИР, заместителем председателя областного Совета научно-технических обществ. Работал некоторое время (1992) в редакции «Орловского вестника».

Начал со стихов. Печатался в «Орловском комсомольце», «Орловской правде», альманахе «Поэзия» (Москва), журнале «Подъём» (Воронеж), сборнике «Поэтические параллели» (Болгария, Разград), коллективных сборниках. Звучали стихи по Всесоюзному радио. Перешёл к прозе. Выпустил сборники рассказов «Бессрочный паспорт» (Тула, 1966), «Тюльпаны» (Тула, 1968). Критика отмечала, что писателя занимает нравственный облик человека, правдивость поступков. Тонкое движение души, многие страницы насыщены юмором, переходящим в иронию. П. Ульяшов в «Литературной России» подчёркивал, что «ирония автора и сама по себе несёт немалый нравственный заряд — она не язвительна, не сродни всё разрушающему скептицизму, а вся исполнена доброты и любви к людям…».

В Туле вышли «Солнечный день» (Повести и рассказы, 1985), «Ключи к английскому замку» (1990), «Неповторимые дни» (Стихи, 1990), в Орле — «На первенство Стронги» (Повесть, рассказы, миниатюры, 1993), «Вытеснение из действительности» (Повесть, 1995), сборник стихов «Смятение души» (1997).  

В 1983 году стал членом Союза писателей ССР прозаик ЛОБОДИН Игорь Фёдорович. Он родился 27 октября 1940 года   в деревне Кузьминка Дмитровского района. Умер, исчезнув однажды из дома. Родители — сельские учителя. Окончил в Дмитровске среднюю школу № 1 (1957), уехал в Курск, где работал на заводе тракторных запасных частей, потом маляром-штукатуром на стройке. Закончил исторический факультет Курского пединститута. Переехал в Тим, где прошёл путь от инструктора до первого секретаря райкома ВЛКСМ. Три года работал редактором телевидения в Курске. Пять лет жил в Москве (1956-1970), учился в Литературном институте имени А.М. Горького, получил диплом с отличием. Вернулся в Курск и работал в «Курской правде» (1970-1972), был редактором газеты «За педагогические кадры» в Курском пединституте (1972-1979).

Жил в Дмитровске (1979-1992). Переехал в Орёл (1992).

Первый рассказ «Белая берёза» напечатал в 1965 году в «Орловском комсомольце» и в журнале «Подъём». Выпустил книги: «Пучок земляники» (Воронеж, 1969), «Перепелка во ржи» (М., 1983), «Накануне свидания» (Орёл, 1994). Первая книга была тепло встречена известными писателями Виктором Астафьевым и Евгением Носовым. Печатался в «Нашем современнике», «Литературной России», местных газетах.

В аннотации к книге «Накануне свидания» говорится: «Немало страниц в этой книге о любви. Здесь прозаик порой достигает сопредельных с музыкой и живописью высот, когда уже нечего прибавить или убавить в «песнь торжествующей любви» — заповедно-целомудренной и житейской, земной. Эту вечную тему как бы само время передало в наследство от его великих земляков Тургенева, Лескова, Фета, Тютчева, Андреева, Пришвина».

В статьях в Фете и других знаменитых писателях-земляках Лободин показал пристальный взгляд к духовных богатствам края, к традициям великой русской литературы. Эти традиции отчетливо видны в «Прощёном дне» и других рассказах, закрепивших за автором звание мастера лирической прозы, сумевшего чистым и ясным языком нарисовать волнующий образ орловской деревни, поведать о пережитом во время войны.

Многое из того, что услышал писатель в родном краю, перепаханном войной, вошло в рассказы. Влияние Бунина сильно чувствуется в «Накануне свидания»:

«С крепким запахом антоновки, прощально отлетевшей над полями паутины, «пряжей богородицы», как называют её на Орловщине, уже минуло бабье лето; дни шли серые, сиротские, когда земля и небо, оделив чем надо всё живое, сомкнулось в покойном предзимнем сне».

Лиричен «Дом на гривах коней» — дневник молодости. Еще более — «Прощёный день» — повествование о любви.

В 1985 году был принят в Союз писателей СССР поэт ЕРЁМИН Вадим Геннадиевич. Он родился 10 января 1941 года в поселке Лутугино Луганской области (Украина) в рабочей семье. Умер в 2009 году в Орле.

Орловщина — родина матери. Ранние годы прошли в Орле. Затем жил в Подмосковье (Митино), где учился, закончил пять классов. Переехали в Измалково Орловской области: здесь закончил 6-7-й классы, в Орле - машиностроительный техникум, машиностроительный институт, где работал затем преподавателем. Кандидат технических наук (1976).

Первое стихотворение «Танк» опубликовал в «Орловском комсомольце» (1966). Сборник «Дорога в Спасское» вышел в Москве (1983) с напутствием «Скупой полёт листа» Юрия Кузнецова, отметившего в строчках поэта «тонкость слуха, остроту зрения и глубину памяти», внимание к людям, единство души и природы. «Сентябрь» (1983) и «Снег на проводах» (1990) выпустило Приокское издательство. «Старый Орёл», «В Дворянском гнезде» и другие стихотворения посвящены краю Тургенева и Лескова. Своеобразен мир родной природы:

В конце аллеи

Белым-бело,

Как будто лебедь

Поднял крыло

И тихо выронил

Два пера.

А кто-то выдумал:

Зима пришла.

А кто-то высказал

Это вслух.

И лебедь выскользнул

Из рук.

Ерёмин печатался в альманахах «Весть», «Новая волна», «Ока», журнале «Ясная поляна», газете «Литературная Россия», антологиях «Шёл отец», «Час России». В издательстве «Вешние воды» (1993) выпустил «Квадратное солнце» с офортами художника Анатолия Костяникова, «Пейзаж предвечерний» (1997).

Стихи навеяны трудным временем, размышлениями о бурном прошлом, тревожным пейзажем:

Холод волчьего лога

Обнажился в ночи.

Подступила тревога,

Хоть к соседу стучи.

В сушняке безответном

Еле брезжит рассвет.

И не слышно за ветром,

Жив ли, нет ли сосед.

В 1991 году стал членом Союза писателей России прозаик ПИСКУНОВ Сергей Антонович (1940-1992).

Окончил Хотьковскую среднюю школу, Орловский пединститут, где был Ленинским стипендиатом. Работал сельским учителем в Должанском районе, первым секретарём Орловского обкома ВЛКСМ, заведующим отделом науки и школ обкома КПСС. Учился в Москве в аспирантуре (1960-1972). Стал кандидатом исторических наук. Был начальником одного из главных управлений Министерства народного образования СССР. Вернулся в Орёл. Был избран ректором Орловского пединститута. Музей памяти С. А. Пискунова создан в Хотьковской школе.

«Мне кажется, от Учёного он всё же шёл к Литератору, — писала Светлана Алексеевна, вдова Пискунова. — Тропами на этом пути стали музыка и живопись, литература и языкознание, литературоведение и история. Коллекции газетно-журнальных вырезок и статей, собранные за тридцать лет, содержат 160 папок и сами говорят о диапазоне его интересов. Создавались его первые рассказы в конце 60-х годов, и продвигался он от одной книги ко второй, третьей трудно.

За что бы ни брался Сергей Антонович, он осваивал проблему глубоко и основательно. Гости из Японии и Германии, США и Франции, приезжавшие в институт, удивлялись его познаниям в области восточной, китайской, японской литературы и живописи…. Вначале кумиром его был Пушкин, а затем засверкал Бунин и остался недосягаемой вершиной. (Просторы России, 1996, № 40, «Его манили вершины»).

Студентом он, как вспоминает профессор А.К. Скрябина в том же номере газеты «Просторы России», «пел с сокурсниками русские песни и читал монолог Дон-Кихота на испанском языке со сцены, играл на трубе, ходил в походы, писал рассказы, активно сотрудничал в научном студенческом обществе и выпускал огромные стенные газеты. Все филологические науки легко ему давались, он ещё бегал на физмат: там ведь тоже было интересно».

Любил поэзию, писал стихи, но вскоре проза взяла верх. Первая книга «Мгновения» вышла в Приокском издательстве (Тула, 1982). В ней писал: «Я рос на орловской и брянской земле. В тех краях, где русская речь отчётливо озаряется отблесками украинского и белорусского слова. Этот особый самоцветный узор наших говоров можно ещё уловить и в неспешном вечернем разговоре в крестьянском доме, и в неповторимой напевности дорожного рассказа бывалого человека. Он даёт возможность точно и образно сказать о неяркой красоте здешних мест, о самой тонкой нити человеческих взаимоотношений».

В рассказах было тонкое знание природы во всех проявлениях и оттенках, сильное чувство любви к родному краю.

В 1993 году был принят в Союз писателей России поэт ПАХОМОВ Алексей Васильевич (1924-1993). Из крестьян. Родина — село Вышнее Долгое. «До войны мы жили на левом берегу реки Должанки, в трёхстах метрах от Овсянникова моста, вниз по течению, — вспоминал в предисловии к сборнику стихов «На крутом повороте» (Орёл, 1992). — В хатенке, крытой соломой, с земляным полом, ютилась семья наша, состоявшая из десяти человек. Дети часто болели, многие умирали, но нарождались новые… В 1936 году, окончив Нижне-Должанскую начальную школу, я перешёл учиться в пятый класс Вышне-Должанской неполной средней школы. В этом время отец и братья матери перестроили нашу хату на новом месте, на окраине райцентра Долгое. Нам провели электричество, радио. Я стал играть в районном духовом оркестре, в шахматы, участвовать в самодеятельности, любил декламировать стихи, за что иногда получал премии».

Когда перешёл в девятый, началась война. Сдал документы в лётное училище. Вызова из Орла не дождался. Город заняли немцы. Наши отступали. Пришлось уходить на восток. В Саратовской области выучился на тракториста, работал в поле. Запросился в морское училище. Оказался в Ленинграде. Вспоминал: «Мы минировали и разминировали, строили огневые точки на переднем крае...» Воевать пришлось на Синявинских высотах. Во время штурма одной из высот в августе 1943 года был контужен. Потом бои на   Карельском перешейке. Победу встретил в Чехословакии командиром взвода штурмового инженерно-сапёрного батальона. Награды: орден Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», «За боевые заслуги».

В мирные годы экстерном закончил среднюю школу, затем — Ленинградское военно-инженерное училище, Ленинградскую высшую партийную школу. В 1956 году был уволен в запас. Поселился в Змиёвке Орловской области, работал в райисполкоме, райкоме партии, на стройках Орла, возглавлял районный отдел милиции. В 1960-е годы начал писать стихи. Стал печататься. В Приокском издательстве выпустил сборник «Мёд и полынь» (Тула, 1984), затем вышли в Орле «Весна возвращается» (1990), «Яблоня у порога» (1991), «На крутом повороте» (1992), «Подснежник» — стихи для детей (1993).

В стихах — о родном крае:

Поезжай-ка на Ливны,

На Мценск и на Кромы,

Посмотри на раздольные

Наши поля,

Где простор голубой

Закачал чернозёмы,

Где стоят на пригорке

Толпой тополя.

О трудном детстве:

Жил в хатёнке за рекой

Под копной соломы.

Мне на печке за трубой

Все клопы знакомы.

О войне:

Где зарево, поднявшись высоко,

Людские жизни к небу уносило…

Об этом даже думать нелегко,

А вот кому-то кажется красиво.

Много   стихов о природе, о любви, о красоте. Некоторые стихотворения Алексея Пахомова   («Рыжая девчонка» и другие) орловский композитор Александр Сорочьев положил на музыку.

Мы помним основателя Орловской писательской организации В.А. Мильчакова, помним Е.К. Горбова — писателя большой лирической илы, получившего в юности ранней уроки от Пришвина. Помним И.М. Патенкова, Л.Н. Афонина, Д.И. Блынского, Л.Л. Сапронова, А.С. Шиляева, А.А. Минаева, И.А. Рыжова, В.П. Перкина, В.А. Громова, В.П. Дронникова, И.Ф. Лободина, Н.И. Родичева.

«Вешние воды» — под таким названием, по предложению главного редактора Л. Ю. Моисеева, стала выходить газета, напечатавшая на своих страницах впервые в полном виде «Историю города Орла» Д.И. Басова. Издательство «Вешние воды» выпустило много книг.

Описание литературной Орловщины не будет полным, если обойти вниманием талантливых русских писателей, наших земляков, проживающих в других краях Отечества.

На берегах Невы поселились поэты Николай Браун и Иван Демьянов, прозаики Савелий Леонов, Алексей Леонов, Вячеслав Туинов. Столичными жителями стали прозаики Владимир Муссалитин, Вячеслав Горбачёв, Николай Старченко, Ким Селихов, поэты Юрий Разумовский, Михаил Беляев, Лев Котюков, Геннадий Фролов.

Храбро сражался в небе Великой Отечественной войны лётчик Иван Чуев, родом из-под Болхова. Сын его Феликс тоже пошёл в пилоты, но затем прирос к земле. Стал поэтом. Выпустил более 30 сборников. За стихи о Сталине во времена Хрущева его решили исключить из Союза писателей. Спас М.А. Шолохов. Встреча с великим писателем на Дону осталась дорогим воспоминанием поэта на всю жизнь. Встречался с В.М. Молотовым и Л.М. Кагановичем, опубликовал беседы с видными деятелями СССР.

Дважды я встречался с Ф. И. Чуевым и каждый раз он с восторгом говорил об отце, об Орловщине, о своих орловских корнях. В журнале «Москва (1969, № 12) опубликовал статью «Орловская порода» с гордостью писал о своём происхождении. Дружил с Д. И. Блынским.

В Москве Василий Росляков, в Волгограде — Александр Меркулов вспоминали Орёл, где жили и работали когда-то.

Сильна память о нашем крае, могуч зов земли, рождающей блистательные таланты.

Василий Катанов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"