На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Я от судьбы не прячу взгляда…

К 70-летию белгородского поэта Владимира Молчанова

Затилинькал мобильник. Голосом Владимира Молчанова «трубка» промолвила:

– С утра пораньше написал несколько строк. Время есть? Читаю…

Я приготовился услышать нечто иронически-короткое. А то и язвительное. На что Владимир Молчанов большой мастак-импровизатор.

И услышал:

Если можно – дайте слово,

Рассказать я с грустью рад

И про Тихона Рыжкова,

И его фруктовый сад.

Далее следовали строки явно не иронические, а такие, что рассказывать рад, но с грустью. В том сюжетном стихотворении, пожалуй, своего рода поэме, воссоздана история фруктового сада-кормильца, взлелеянного дедом Тихоном, потом под давлением обстоятельств переданного колхозу.

И в стремленье к жизни новой,

Кроме сада, – куча дел.

Умер дед. И сад фруктовый

Одичал и захирел…

Печальную страничку из жизни деда Владимиру Молчанову поведала мать. Вероятней всего, рассказала об этом много лет назад. Сюжет остался в сознании, но уединился в самой глубине. Можно сказать, созревал. И только в 2015 году поэта осенило, строки пошли сами собой, о чём он и оповестил меня сразу в то вдохновенное, «болдинское» для него утро.

Что примечательно в этом случае? Владимир Молчанов наделён поэтическим даром, который выплёскивается единым махом, можно сказать, экспромтом. Трудно представить его за ухоженным письменным столом, когда сидит и мучительно сочиняет ритмические строки на заданную тему. Как сказано давно, его «строку диктует чувство». Собственно, тем и отличается талант от натужного сочинителя.

Второе не менее заметное свойство Владимира Молчанова – умение изложить повествовательный сюжет в стихотворной форме. Вспоминается его поэма «Баян», которая в былые годы понималась как визитная карточка поэта. На каждой встрече, если он не читал этот «лирический дневник», слушатели непременно просили его исполнить. На первый взгляд, незатейливый сюжет, но написанный проникновенно и задушевно, он воспринимался сердцем и душой. Слушателей подкупала доверительная манера автора, без всякой рисовки читавшего свою поэму об истории юного музыканта, самозабвенно осваивавшего баян. Покоряла сказовая манера изложения, чем-то напоминающая «Василия Тёркина», житейская ситуация в семье подростка, которому купили баян, полностью опустошив небогатую семейную кассу:

И как же мог я не стараться,

Когда музрук мне дал понять,

Что, если выучу, на танцах

Доверит «Школьный вальс» сыграть.

Смысл обеих поэм, конечно, не столько в примечательных историях, сколько в нравственном состоянии героев. Один из них не решается вырубить сад, выращенный своими руками, потому что деревья обложили налогом, и передаёт его в общественную собственность, а другой увлечённо осваивает музыкальную грамоту, в основе которой лежат народные глубинные начала.

Впрочем, будет крайне несправедливым, если только сказовым свойством ограничим творчество Владимира Молчанова. В изданных им 12 стихотворных сборниках мы прочитаем душевно-лирические, граждански-накалённые, возвышенно-патриотические стихи и поэмы и, как уже сказано, сатирические строки. Некоторые стихи положены на музыку, а ещё некоторые он положил на музыку сам и при случае может исполнить на баяне. Ведь поэма «Баян» – это подлинный «лирический дневник», пережитый и прочувствованный автором.

Стихотворение о загубленном саде своего деда, названном иронически «Моё наследство», Владимир Молчанов включил в новый сборник и тем самым как бы подвёл черту под прежними жанрами. Правда, в новой книге есть ещё пространные «Украине», «Баллада о цыганском музыканте» и несколько других. Однако основное содержание ещё пахнущего типографской краской поэтического сборника под названием «Пришла пора…» составляют короткие, афористичные стихи, которые стали продуктом его многолетнего поэтического творчества и умудрённого жизнью мыслящего человека.

… А логика жизни проста,

Её я ничем не нарушу.

И если опала листва,

То лес обнажил свою душу.

Вот и всё стихотворение. Лаконичное и ёмкое. Наступила осень жизни, «пришла пора», когда до предела обнажается душа, и многословие становится излишним. Ведь свой замысел можно выразить в четырёх или восьми строках, в крайнем случае – в трёх-четырёх строфах. Ещё о том же:

Прощай, мой август, - бархат лета,

Прощай тепло минувших дней.

Моя же песенка не спета,

Не все куплеты спеты в ней.

Я от судьбы не прячу взгляда,

Она моё – мне пропоёт.

…Уже осенней тропкой сада

Предзимье, крадучись, идёт.

Возраст-то осенний, но песня зреет, ведь у автора прочный запас жизненных сил и творческих порывов: он «не все куплеты ещё спел». Таково душевное состояние Владимира Молчанова, таков его стержень, удерживающий от возрастных уныний и житейских предчувствий. Прочитаем последнюю строку ещё раз и отметим, как уместно и незаменимо слово «крадучись». Предзимняя пора приближается не зримо и явно, а незаметно, оттого ещё более неостановимо.

Прочитав сборник, привередливый читатель может упрекнуть автора в излишней, хотя и потаённой назидательности. Возразим ему так. Почему бы творческому человеку не поделиться своими размышлениями и раздумьями в пору, когда «дошёл до седин»? При этом состояние погруженности в свои мысли изложено в изобилующей метафорами форме, сдобрено наблюдениями приметливого глаза, неожиданными и точными выводами.

Побудили автора к такой манере стихотворства «Круг чтения» Льва Толстого, «начинённый» афоризмами и наставлениями, и «Пословицы русского народа» Владимира Даля, насыщенные мудрыми изречениями. Два раздела новой книги написаны под впечатлением от чтения этих трудов.

Читаем:

Говорит сочувственно мне кто-то,

Как в последний провожает путь:

– Напрочь иссушила вас работа,

Надо от работы отдохнуть.

Для меня же отдых есть работа,

Без неё не прожил бы и дня.

Сушит не работа, а забота –

Вдруг работа обойдёт меня…

Для творческого человека работа в радость. Это вдохновение, озарение, которое воплощается в строки. Это смысл жизни. И Боже упаси, если «работа обойдёт» его. Примечательно в этом восьмистишии сравнение: «Как в последний провожает путь». Оно до предела обостряет ситуацию, дескать, «пришла пора» думать о вечном, а ты ещё хорохоришься.

Какие же размышления заставили автора взяться за перо? Его душевное и духовное состояние отчасти выражено в таких строках:

Мне говорят: «Поэт ты – не бог весть…»,

Считают, что совет дают полезный:

«В твоих стихах на властьнападки есть,

Не любишь ты Россию, друг любезный…»

Не знаю, как мне пыл их остудить?

Я им скажу не ради слов красивых:

Могу в России власть я не любить,

Но не могу я не любить Россию…

Значение двух последних ключевых строк уходит в историческую глубину, они воссоздают самоощущение каждого мыслящего гражданина Отечества, который чувствует, говоря словами Рубцова, «самую смертную связь» с малой и большой Родиной, с традициями пращуров, с современными реалиями. Но он не отождествляет свои чувства с государством, с правителями. Они приходят и уходят, а отчая земля пребывает вовеки. Это чувство свойственно подавляющему большинству народонаселения – и в былые времена, и сегодня. Это так же естественно, как и то, что огонь горячий.

Будем говорить по большому счёту. Разве крепостные крестьяне в войне с Наполеоном защищали своё бесправное состояние? Неужто сыновья раскулаченных проявляли воинскую доблесть на полях Великой Отечественной потому, что их отцов репрессировали? Ими руководило главное чувство: они не могли «не любить Россию». Владимир Молчанов продолжает эту патриотическую линию – линию массового вдохновения.

На то у него есть прочная основа: достойное и порядочное житиё родителей. Они своим образом жизни, возможно, не глубоко осознанным, но переданным предками, явили пример детям. Об отце Владимир Молчанов сложил такие строки:

Ни лукавя в жизни, ни юля,

Он, Молчанов, не играл в молчанку.

Пребывал всю жизнь он у руля,

То бишь за шофёрскою баранкой.

Не очерствевшему взгляду поэта в казалось бы бытовой ситуации видится прекрасное и возвышенное. Вот на перроне среди людей, томящихся в ожидании поездов, девочка кормит голубей. Автор замечает безразличие окружающих. Между тем реальность происходящего видится ему в таком свете:

Не понять толпе, как не силится,

На девчонку бросая взгляд,

Что не голуби, как ей видится, -

Это ангелы к ней летят.

Подкрепляя символическое видение, Владимир Молчанов дополняет: «Сам Господь узрел – в это варится».

Мы вчитываемся в эти строки, мысленно всматриваемся в своё сердце и обращаем взгляд на небеса. Прозревая, начинаем задумываться о святости добросердечия, соучастия и сопереживания. Вспоминается картина Н. Ярошенко «Всюду жизнь», на которой женщина в окне вагона придерживает ребёнка и тот радуется птичкам-голубям, подбирающим хлебные крошки. Глаза малыша светятся. И мы представляем, будто ангельская душа встретилась с посланцами небес.

Стихотворный сборник насыщен размышлениями-четверостишьями о личности и индивидуальности (Мой удел – одиночество даже в шумной толпе), о жизни по заповедям (В грязь лицом нельзя упасть, признавая Божью власть), о мимолётном противоречивом настроении (От радости – печалюсь, от грусти – веселюсь), о гражданском долге (Отдавай – не хитри и не лезь на рожон. Тут мудри – не мудри: «Красен долг платежом»). В строках книги вместились чувство свободы на уплывающих за горизонт родных просторах (Нет лучшей доли – видеть поле, где ветер вволю пить могу), удивление красотой и жизнестойкостью сада (Яблонька родная, яблонька – мой свет. Где в тебе берутся мужество и сила каждый год весною рассыпать свой цвет?).

В этих строках своя вдумчивая интонация, свой лишённый патетики поэтический язык. Автор не гонится за изощренной рифмой, а стремится передать свой духовный опыт, утверждая, что каждый делает свою судьбу и каждого она создаёт. Размышления склонились к семейным истокам:

«Я забыла больше, чем ты знаешь»,-

Говорила мама мне когда-то.

Мудрость этих слов воспринимаю

Лишь теперь безропотно и свято.

Родители, обретя жизненный опыт, знают больше детей. Такова мудрость бытия. Как говорится, умнее своего времени и возраста не будешь. Автор осознал слова матери, когда достиг её многолетия. И в этом мы видим продолжение родительского воспитания, их незримое присутствие, как образ совести, в нашей повседневности.

Сравнительно недавно по тому же мобильнику услышал знакомый голос из Белгорода:

Жить мне стало чуть-чуть интересней,

Беспокоюсь уже о врагах.

Становлюсь с каждым днём всё известней

Я в писательских узких кругах.

Эта самоирония – авторское отношение к себе, «дошедшему до седин». Это житейски-возрастная уравновешивающая точность. Поэт не пропитался чувством собственной значимости, некоего самолюбования, которые могли бы вызреть в человеке, широко известном в читающем мире Белгородчины и за её пределами. Он по-прежнему открыт для каждого и всех, готов помочь любому пишущему и поддержать его. Даже не потому, что возглавляет областную писательскую организацию, а потому, что по-другому не может.

У Владимира Молчанова проницательное и вполне мудрое восприятие себя и окружающих. Ироническое четверостишье он включил в сборник, подтвердив, что «пришла пора» «жить чуть-чуть интересней».

В таком настроении и встречает свой юбилей.

Анатолий Кряженков (г. Алексеевка, Белгородская область)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"