На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

На правом берегу

Из книги воспоминаний

Первой утрешней электричкой  я не перебирался за Обь ни разу.  В послевоенные годы «поехать в город» – целая история.  Мост понтонный, автобусов не было и в помине, одно средство – передача: жесткие вагоны, паровоз. Уезжали на полдня, а то и до вечера.   Детей в такое дальнее путешествие пускать боялись.  Это не так просто: сперва трамваем или на своих-двоих  добираться к нашей маленькой станции, ждать передачу с запада, садиться в жесткий вагон, по мосту переезжать Обь (душа всегда торопила вагоны поскорее коснуться берега), сойти у истока Красного проспекта, ползущего вверх к Оперному театру, или венчать поездку на главном вокзале. Казалось в детстве: там за Обью живут люди поважнее наших, кривощековских, они в полном смысле городские, коров в стайках не держат, сено по лесным полянам не косят, на базаре варенец не продают.  Там старинные купеческие здания, театры, музей, кинотеатр имени Маяковского и завидный  универмаг, где продаются масляные краски в тюбиках.

Сердце мое тайно заныло, когда загудела, приближаясь, электричка.  

Все забытое мною потянулось слева и справа 73-я школа, улица Станиславского, застроенная  Горская, вот уже широкая – матушка Обь, мост гремит, тяжелые пролеты косо секут светлую пустоту...  В это мгновение весь я опять оборвался в свои ранние годы и чуть ли не плакал.  Я переезжал в старую загадочную часть города, спускавшегося к Оби с горки, и глядел в сторону пропавшей Каменки, некогда кособокой, в оврагах, с убогими домишками.  Как-то уже без меня ее спрятали за высоким забором от взоров французского президента де Голля, хотя вся она обитала на крутой высоте, Кривенькая речечка стекала в Обь.  По ее имени и звалось давнишнее поселение.  Нету ничего. Одни громоздкие дома.  Что-то чужое и незнакомое.

А что я тут забыл на правом берегу, зачем приблудился? К кому идти? На правом берегу у меня всего один адрес: на улице Челюскинцев живет мой дружок Василий Михайлович,писатель, ему давно понравилась моя повесть «Чалдонки», а я как-то купил на Красном проспекте его томик «Снегири живут на снегу» и потом побывал у него дома.  Он постарше, потише меня, в письмах зовет меня домой на Озерную, с ним собирался я проведать село Остяцк, туда в Северное и самолеты раньше летали, а теперь уж все развалилось…Если бы на юге был у меня такой теплый друг, было б надежнее, веселее.  Я теперь думал, взбираясь по Красному проспекту мимо патриархально памятных зданий, что, переменив место, я что-то потерял  сокровенное, нажитое мною с младых лет (и особенно в пору моей театральности), но еще и то, что пристало бы к моей жизни в этом углу с далекими чалдонскими деревнями, если бы я задержался здесь навсегда.  Артистов, художников, ученых развелось вокруг моих друзей полно.  Есть о чем пожалеть.  Застал бы таких кряжистых сибиряков, разговорчивых старушек, такой забытый говор услышал, что, глядишь, переменило бы  мои писания насквозь  и добавило мощи.  Пожалею и о том, что ни разу не порылся в новосибирских архивах, не перебирал бумажки, сберегавшие  ветхие времена деревень Верх-Ирмени, Ересной, Вертково, Ордынска, Черепаново и конечно Колывани.  Недобытое, неузнанное, неувиденное и неуслышанное   и все то, что случилось без меня в городе, переключилось в тайну, уже навсегда смертную.  Мне стало жаль себя, обездоленного долгой разлукой.  Я иду один, ничья душа не поздоровается со мной, не  остановит поговорить, я забытый, чужой всему, что тут есть...

 «Я из Новосибирска» – всегда гордился, если меня спрашивали, откуда я, где вырос.  И я вспоминал, какая широкая у нас Обь, как долго она течет на север к океану, не то что узенькая южная Кубань.  Я хвастался длинными зимами, сугробами вровень с крышами, золотоствольными сосновыми борами, превозносил над всеми театр «Красный факел», возвышал себя тем, что школьником провожал в Малый театр самого Евгения Матвеева… И даже нашу публику на спектаклях я выделял как совсем особую, кондово сибирскую, с тою дородностью, старомодною выправкой «бывших», которая с годами пропала и в столицах.  При этом я вспоминал фамилии, звучавшие в нашей глуши наравне с московскими кумирами, мне открывались видения тех чудных вечеров, премьер, когда в минуту благодарности  и упоения своим, местным искусством зал сливался в родстве и когда  даже у вешалок не столь торопливо совали номерки и тянули к себе шубы и пальто.  Я еще застал потомков ссыльных поляков, осевших после заключений петербуржцев, редких харбинцев, уцелевших дворян и купцов, детей их и внуков, перед особостью которых тотчас хотелось стихнуть и присмиреть… К кому-то приблизился в молодости  поспрашивал бы о старине – подобно тому, как надоедал я последним  кубанским казакам.  На юге, поскучав на нескольких спектаклях, я как-то сразу охладел к театру, на долгие годы забыл дорогу к его дверям; у нас на Оби неудачливые артисты из словно запасного областного театра, разъезжавшего со спектаклями по сельским окрестностям, играли лучше.  

Еще и театр юного зрителя  славился вовсю и любимые тамошние артисты соперничали с краснофакельскими.  А никого их уже нет, и зритель другой, и все другое. Другие книги по стенам, другие, какие-то вредные чужие продавцы.  Другие дома вокруг Оперного театра, В последний год я подъезжал сюда с нашего левого берега от остановки «Базарная» («Лагерная») на трамвае, жалко, что и эти приметы исчезли, трамвайную линию убрали давно.  Трамваи бегали скоро, но путь от нас в город немалый, и я, удачно пристраиваясь у окна, прочел за весну «Кон-Тики» Хейердала в журнале «Юность» и «Старик и море» Хемингуэя в «Иностранной литературе».  Ездил я на спасительные  уколы к хлопотливой бабе Насте, тоже незабываемо редкой сибирячке.  Как давно ее нет...   В неохватно широком растянувшемся городе  чувство мое  притаилось в небывалом обидчивом одиночестве.  В родной ли город приехал я? Зачем я не спал эту ночь?  какая тоска позвала меня?

На востоке за крышами домов угадывалось поднимавшееся солнце.

У оперного театра с серебристым черепашьим куполом  я присел на скамейку и задремал. Послушать оперу привела меня в первый раз двоюродная сестра, Мне было скучно, меня волшебно  пугали греческие боги по кругу амфитеатра, великолепие люстр, таинственный занавес и какая-то особая примерная публика с программками и биноклями в руках.  Живы ли знаменитые артисты и дирижер Зак?

А уже я как ребенок: уложила бы меня матушка в кроватку поспать.

«Пойду-ка я к Василию Михайловичу Коньякову…»

Виктор Лихоносов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"