На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Эхо родное

Мати моя, услышь меня…

Елизаветино

...приходил кто из воронежских с конца улицы Озёрной или с Демьяновской, с улицы Гризодубовой или приезжала бабушка, мой крёстный Фёдор Андреевич из Топок, обязательно зацепляли в разговорах оставленную деревню Елизаветино и тамошних родичей: то кому-то письмо оттуда пришло, то кого-то из деревенских видели на узловой станции таловая проводники дальних поездов, то кто-то сам ездил в гости. Раза два ездила к брату Тихону наша бабушка Анастасия, и помню, ждали её назад с нетерпением, сходились на встречу с ней в нашем доме на Озёрной гурьбой, набирались новостей и расставались, вздыхая, с тоскою по родительским дням.

Кое-кто уже знал, что никогда не доедет к своему двору. Тогда я ещё не понимал, что таких вынужденных переселенцев после коллективизации была тьма тьмущая. Где-то там, куда опускается каждый вечер солнце, ещё держится в сиротстве деревня, но как это сказочно далеко, в тридевятом царстве, и эти дяди и тёти, покинувшие его, все говорят и говорят о нём... И в учебниках истории пишется больше всего обо всём, что расширяется от Москвы, и воронежские места тоже попадают в эту черту, хотя мне ещё долго будет неизвестно, откуда взялось имя «Бутурлиновка» и кто привёз сюда из Малороссии первых хохлов-праотцев.

Я так наивно мечтал пожить в Средней России, и по окончании института надо было мне попроситься в материну деревню, но я этот миг проворонил. Замкнул бы старинный круг обитания нашего рода и, глядишь, и матушку перевёз бы не к берегу Азовского моря, а домой, и легла бы она в землю навеки не в Тамани, а там, где отец её и вся родня Гайвороньских, Бывальцевых...

 

Неужели....

 

...Было такое ощущение, будто я долгие годы жил за границей и вот напоследок вернулся поискать деревню, которую  запомнил по рассказам матери и бабушки.

...Неужели по этой улице мать и отец бегали маленькими, потом гуляли молодыми, ходили в церковь, на вечёрки? Мати моя, услышь меня в селениях праведных, подскажи мне, где ты чаще всего бывала, и где стоял дом бабушки и откуда ты уезжала из деревни навсегда. Верни мне свои следы, возьми за руку, поведи блудного сына по ранним росным тропинкам своим. Где ты смеялась с подружками, где встретила весёлого Ванюшку, отца моего. По чьему огороду уходили вы тайком от бабушки (матери своей) к речке Осередь?

Какая потеря... Когда искал я в Тригорском следы Пушкина, в Тамани и Кисловодске тень Лермонтова, в Константинове слушал ровесников Есенина, почему не вздрогнул и не загорелся так же ступить на дорожки родни своей и выспрашивать у елизветинцев о жизни минувшей и застрять в воронежском архиве над хрупкими бумажками? Бабушкин брат Тихон хаживал по деревне ещё в 79 году, в том самом, когда я в станице Пашковской разговаривал с казачкой Гликерией Прокофьевной Таран и бродил по городу... с Попсуйшапкой, будущим персонажем романа «Наш маленький Париж»?

Теперь на кладбище, едва я подошёл к могиле Тихона Степановича, он словно окликнул меня с небес: «Так это ты? Чего ж так долго не являлся? Позабывал нас и книжку свою не прислал, вроде там нашу деревню прописал и как нас кулачили. Поздно заехал... я уже не встану и никого кругом наших нету, поумирали все наши хохлы бутурлиновской волости, а нынешние такого, как мы, не скажут про Гайвороньских, Лихоносовых, Бывальцевых, Голычевых...

А матерь жива, чи ни? Танюшка. 

Ну, походи, подывысь, як нас поховали..»

 

Голос матери

 

Было мне обидно, что я по своей воле, с молодой лёгкостью отстал от своей родни и уже никогда не воскрешу её для свиданий, бесед и воспоминаний.

Ночью вышел я на просторную улицу с уже знакомым журавлём у колодца и где-то у Осыкина пруда (как узнал после) включил диктофон, который я нарочно взял с собой. Я записывал матушку лет двадцать назад в какой-то дождливый вечер в Пересыпи. Нынче над кладбищем робко поднималась луна, светились сбоку по поперечной улице домашние окна, за ними скрылись на покой какие-то неизвестные поздние люди (потомки старых елизаветинцев), я прошёлся к аллее (то был выезд на деревню Филиппенкову) и в тишине у пруда послышался родной голос матери моей: 

«Бабушка наша по отцу Гайвороньская, а по-уличному Лопушка (за что так кликали, не знаю). Когда отец помер после гражданской войны, нас у неё оставалось шестеро. Раскулачили. Так бы мы разве махнули в Сибирь? А был у нас один поросёнок, корова и кобыла. Я перестала в школу ходить, не в чем. Дядя Николай, отцов брат, слепой от рождения, четверо у него, две дочки, два сына, мельницу держал. Отобрали, с хаты выгнали.

«Я слепой, – пожаловался, куда вы меня?» – «Иди, ты лучше нас видишь». Отец помер, нам с Павлом было десять лет, мы двойняшки. Я плакала да причитала: «папочка наш родный, зачем ты нас оставил таких маленьких...».

Это рассказывала она мне как-то давно-давно и не раз повторяла за столом с другими, и я совсем забыл, что тот плач полностью передал в повести, которую напечатал в своём журнале Твардовский.

О Боже мой, косточки её лежали в песчаной глубине на казачьем кладбище в Тамани, а у озера, невдалеке от высохшего русла речки Осередь, колыхалась её живая душа, звучал привычный не замолкший голос... В темноте прошёл я дальше по аллее и вскоре придержался на виду двух старых клёнов, выросших, как мне сказали потом, на опустевшем самом старом кладбище. Вот там-то и полегли «во гробех» все мои пра-пра...Гайвороньские, Голычевы, Лихоносовы, Бывальцевы.

Ещё взял я с собой в дорогу кое-какие заветные листочки и тетрадочку, в которой матушка написала мне всего несколько страничек... Я добирался к Воронежу, сидел у окна на боковом месте отчуждённо, подолгу глядел на поля, речки и селения, раскрывал тетрадочку и, прочитав страничку-две, исписанные знакомым почерком («пишу, – жаловалась мать, – как курица лапой»), опять утыкался в окно, потом читал ещё, ласково водил пальцем по строчкам, горюя оттого, что долгие дни, когда все мои близкие и знакомые елизаветинцы были живы, миновали.

«Витя, ты спрашиваешь, вспоминаем ли мы свою деревню Елизаветино с бабушкой. Мы ж очень редко бываем вместе, а если сойдёмся, то не успеваем обо всём переговорить. Бабушка часто вспоминает братову жену, Андрияна Степановича. Её звали Фёкла Омельяновна. Она в семье держала себя надо всеми хозяйкой, все ей подчинялись и боялись её. Ещё был один брат Тихон Степанович, жена у него Евгения Яковлевна. И жила с ними бабушкина сестра, монашка, сроду замуж не выходила, какой-то она болезнью страдала, кажется, тифом и обреклась: если, мол, я выздоровлю, не помру, сроду не пойду замуж, буду жить монашкой. И вот она выздоровела и слово сдержала. Дарья Степановна. Были у неё книги о святоотцах; загрустит или кто её обидит, то она пойдёт в свою комнату, почитает те книги, и вся обида и тоска успокоятся. Так она и прожила до смерти. Вот её бабушка тоже вспоминает, когда бываем вместе. Когда бабушка овдовела, какой праздник или воскресенье – куда пойти со своим горем? Пойду к братьям, и там же сестра Дарья Степановна. Пойдёт к ним. С сестрой Дарьей поплачут, погорюют. Бабушке обидно было, что Фёкла никогда было не спросит: как живёшь, что да чего. Она, Фёкла, будто радовалась чужому горю. Посидит бабушка, попьёт чайку, поговорит и с тем уйдёт. Сестра Дарья её проводит, а Омельяновна начинает стол собирать: «уже, – говорит, – гости ушли, давайте будем ужинать». Вот какая была жадная. Брат Андриян умер давненько, Феклунья его Омельяновна продала в деревне свою избушку и поехала к сыновьям. Там ей такой воли не дали, переехала уже к третьему сыну, нигде ей не нравится, никто ей не подчиняется. Увидала её как-то бабушка, она и говорит: «Ох, Степановна, как плохо жить без старика, никому я не нужна». И так мы разговаривали, вспоминали...»

В Елизаветине и в Бутурлиновке я размечтался найти всё что можно об этих заветных местах, о времени, благословлявшем житие дорогих мне фамилий, зарыться бы в архивы, почитать в газетах, чем жила воронежская губерния в те годы, когда родились моя бабушка, мать, отец, крёстный и крёстная, узнать, из каких украинских окрестностей вывез Бутурлин наших хохлов, поклониться одному уголку, другому, приблизиться душою к самой России, которую мы толком не знаем...

В Воронеже я заночевал у писателя, печатавшего меня в журнале «Подъём», весьма похожего по замашкам и колориту на исторического хохла, мило звавшего меня только по фамилии, и я жаловался ему на самого себя под горилочку с перцем.

– Лихоносов, ты чего это так угнетаешься прошлым своих крепостных сородичей? – говорил он игриво-грубым тоном. – Ты чего хочешь затянуть в старинный Осыкин пруд и нас? «Как я хотел бы услышать их живые голоса!» – передразнивал он меня и улыбался. – Да и я бы хотел наставить ухо, в церковных метриках поздороваться со своими. 

А потом? Кто посочувствует? Даже в семье покривятся.

– Это мне знакомо, – сказал я. – Всё равно что, говорят, в кладовке перебирать старые тряпки... А что ближе семейных преданий? Неужели мы для того появляемся, чтобы убегать от своей родни к каким-то чужим людям? зачем мы чуть подрастём, бежим из дома, от отца-матери, крёстных и двоюродных сестёр, зачем со скукой читаем письма матери, сестрёнки?

– Так грустно устроен свет.

– После института мне надо было окопаться в Елизаветине и жить-поживать среди Гайвороньских, Бывальцевых, Подгорных, Осыкиных, Бражниковых... – Теперь легко тебе страдать... Всё тебе культуры столичной, разной высокой хотелось небось... – ласково издевался писатель-хохол. – В отсталой деревне разве вы, такие возвышенные, будете простым девкам стихи читать? Они только борщ хорошо варят, скатерти и половики у них в хатах чистенькие, свежим молоком пахнут, а роскошно трепаться целыми вечерами о кинофильмах Феллини не умеют... В Елизаветине бы заскучал.

– Ну, на худой конец в Бутурлиновке бы жил. А мог бы там и родиться... если бы не революция да коллективизация... 

В разлуке тосковал бы не по Кривощёкову, а по полухохлачьей Бутурлиновке, ездил бы к бабушке не в Топки, а в Елизаветино, порою ходил бы пешком, ухлёстывал за девками деревенскими – ...целовался под копной сена... – ...книжную науку постигал в Воронежском университете и роман написал бы не о казачьем Екатеринодаре (ни разу, может, и не появился бы там), а всё о той же родне и графской Бутурлиновке. Назвал бы как-нибудь так: «Графские пруды» 

или «Метрическая книга».

– Ну как ребёнок... А ведь уже зубов нет. 

– На чужие истории ушла жизнь.

– Да ты не из Бутурлиных ли? 

Так стонешь...

– Не намекай. Но я и не из тех хохлов, чья порода точно обрисована в старой байке. «Как, – спрашивают, – живёшь, хохол?» – «Ой, та живу як горох при дорози, кто идэ, тот и щипнэ...» Моя жена, когда ругалась со мною, выговаривала мне: «Какой ты крестьянин, лопату в руки не брал. У вас в роду кто-то спутался, наверно, с помещиком... Повадки как у барина, гвоздя не забьёшь». А Бутурлины в самом деле близки мне стали. Я даже сейчас лишнюю рюмочку выпью... Давай полетим во времена оные, сейчас вытянусь журавлём и полечу в русскую глушь, что это мы потеряли праотцев, зачем так? Мы русские или нет?

– Кацапы вы, лапотники. Ну, лети. 

За тебя!

– Извини, я из рода Гайвороньских, по бабушке из хохлов, на речку Осередь вывез их граф Бутурлин, как он отбирал, не знаю. Село Елизаветино. Александр Борисович Бутурлин помог Елизавете придти к власти, не в честь её ли назвали? Она же дала ему земли воронежские. Мне грустно, что я опоздал к «отеческим гробам». Я не Бутурля. 

Это прозвище первого Бутурлина. 

По Далю, Бутурля – болтун, пустомеля.

– Вот, значит, ты оттуда и вылез.

– А из Чернигова мне как-то прислал письмо мой однофамилец и объяснил, что Лихоносовы... от «лыхо несли», вот кто мы. «Лыхо несли» – беженцы, наверно, страдали, я так объясняю.

– А может, вы лихо несли другим?

– Тогда я сегодня напьюсь! Я москаль, кацап. Меня русская литература растила. Помянем Бутурлиных. Никто их в России не вспомнит, кроме меня. Да и вся Россия забыта. Вот я ехал сюда на поезде до Россоши. Со мною «Настольная дорожная книга» Тяншаньского. Станции, деревни вокруг, усадьбы. И в Бобровском уезде, куда входила Бутурлиновка, рассыпаны по поместьям дворяне, князья, то есть фамилии, каких уже нет в русском мире, а некоторые не звучат, как раньше. Пожалуйста: Васильчиков, Ермолов, Киреевский, Лопухин, Нащокин, граф Орлов-Чесменский, Племянников, Растопчин, Рахманинов, Свешников, Станкевич, Шеншин. Это только в Бобровском уезде. А что там теперь? остались ли хоть пни в бывших аллеях? И где эти роды? Во Франции, в Америке? И почему мне, крестьянину, ни погоревать? Пересохла Русь как речка Осередь в деревне Елизаветино. 

Почему бы ни поплакать... А неподалёку в Павловском уезде ка-акие фамилии: ну хотя бы граф Воронцов, князь Гагарин, князь Горчаков, князь Щербатов...

А подальше ещё, ещё, так вся земля русская покрыта родовитыми гнёздами...

– И Гайвороньских ещё завезли...

Он загадочно встал, удалился в кабинет и с торжеством (оттого, что он что-то знает) вернулся с толстым томом Брокгауза и Эфрона.

– Да будет вам известно, писатели, неучи, запоздалые плакальщики по тщеславию, что – цитирую – «Гайворонские – русский дворянский род. Родоначальник его, Степан Гайворонский, был сотником 1-го компанейского полка при Елизавете (1750). Род внесён во II часть родословной книги Полтавской губернии». Там, господин писатель, ваших предков и нагуляли и перевезли на воронежские земли на роль крепостных крестьян.

– Слава тебе, Господи, – сказал я. – Если бы не нагуляли моих предков под Полтавой, я бы не смог родиться в Сибири... Слава тому Гайвороньскому, кто так удачно обнимал неведомую нам хохлушку...

Виктор Лихоносов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"