На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Сын казачьей Кубани

На 80-летие Виктора Гавриловича Захарченко

Поздний возраст располагает к элегическим воспоминаниям, к обзору всей дальней жизни, к осторожным ожиданиям, что кто-то заметит твой срок и  с сочувствием посчитает твои шаги на земле.

Поскольку Виктор Гаврилович перед каждой круглой датой отстает от меня на два года, у меня  всегда есть время приготовиться к поздравлению народного артиста и какие-то приятные для него слова сочинить.

Но нынче я запоздал из-за того, что Захарченко неутомимо работает, дирижирует, репетирует, вылетает в Москву на какие-то Общественные советы при Министерстве культуры, заседает поодаль от президента с Народным фронтом, радует концертами Кубанского казачьего хора в Давосе, в Средней Азии, в Сочи на форуме и тем навевает мне мнение, что он в возрасте отстал от меня безнадежно и потому я никакого золотого юбилея не жду совершенно, забываю вовсе.

Но вдруг в Новосибирске музыканты заговорили о его скором юбилее. В поезде Новосибирск-Адлер раскрыл я толстую тетрадку и стал кривыми поздравительными строчками приближаться к мартовскому вечеру в театральном зале. Вскоре подоспела станция Барабинск. Творчески  кровная для меня станция. От Барабинска недалеко Куйбышев (Каинск), а там уже длинная дорога на  Северное, дальше деревни Остяцк, Ургуль, связанные с историей написания  мною повести «Чалдонки». И так меня опять согрело,  что тот мой давнишний кубанский знакомец, с которым я часто вижусь в Краснодаре, бывал здесь и сплетал свою музыкальную судьбу. В Куйбышеве (мне ближе Каинск) Виктор Гаврилович преподавал  недолго в музыкальном училище, там же родилась у него дочь Наташа. В болотистых деревнях Северного и Кыштовского районов записывал он народные песни. Когда же он в 1974 году вернулся из Новосибирска на Кубань принимать в свои руки народный хор, я уже вовсю выкликал в станицах и в Краснодаре последних щирых казаков, выпытывал «старовыну», чтобы потом сочинять о Екатеринодаре роман. Я каждый раз в Новосибирске и на станции Барабинск вспоминаю В. Захарченко: давно знаменитый на весь белый свет кубанец начинал учиться хормейстерскому искусству у нас, на берегу Оби!

«Сибирь оставила в моей душе добрый и чистый след. Я там чувствовал себя прекрасно: сибирские метели, сосны в снегу. Бревенчатые избы без всяких замков, дворы без заборов, крынка молока и хлеб на лавочке у дом – для прохожих… А какие люди в Сибири. Сколько раз потом был я там с Кубанским казачьим хором..»

Он потом и писателей сибирских полюбил как братьев - В.Шукшина, В. Распутина, с последним подружился. И певца Д. Хворостовского ценил и любил.

Тут и пора сказать, что народный талант держится глубокими корнями, слава в народе расцветает на родниковых водах, идея творчества нитью вытягивается верностью вековым традициям, поклоном судьбе народа до самой земли.

«Первая моя консерватория –народная песня… Пели всюду – не только на гулянках, но и дома, в поле. Сидят женщины с лопатами, убирают буряки и поют…

…В шестом классе мама купила бычка и сказала: «Вырастим бычка, продадим и купим тебе гармонь», – и я пас бычка…»

Как эта …благотворная бедность знакома всем, кто рос после войны!

Никакая потом слава, никакой блеск чужих заморских городов не  застят нежную степь, тихий кроткий быт во дворе; никакие чужие и наши знаменитости, государственные мужи не заслонят образы матушки, сестренок и братишек, соседей в станице Дядьковской и тети Мани, которая после разлуки в первые же минуты спела молодому руководителю казачьего хора длинную «ридну писню» - «Ой там на гори, ой там на крути, там сыдила пара голубив».

Родство по прибытии домой из сибирской чалдонской дали обострилось и давнишнее желание, выраженное в забытом дневничке («..моя главная идея – Кубанский народный хор») возбудилось как веление судьбы, как назначенный долг.

« Я возглавил хор в день Покрова Пресвятой Богородицы…» И это знамение, и кое-что другое, сокровенно закрытое в душе предвосхищало, что в некогда прерванный исторический хор пришел человек неслучайный.

А начинать было не просто. Краевое начальство «желало иметь свой хор», желало, чтобы он прославлял Кубань, но сразу же стало.. контролировать репертуар и всю..идейную основу. А в советском обществе к Пасхе газеты писали о религии как об … «опиуме для народа», в книжках черными словами упоминалось казачество, историю хора никто писать и не думал и даже позднее, когда  Кубанский казачий хор звенел по всему миру, власть посмела отмечать его 50-летие в ту пору, когда ему исполнялось – 185!

О церковных мелодиях, о песнопениях в Донском монастыре в присутствии Святейшего Патриарха Алексия II-го, о духовном покровительстве Кубанской епархии нечего было и мечтать.

Но все-таки старинные народные песни притянули в залы тысячи зрителей. Родные предания взошли в казачьих мелодиях и словах. На каждом концерте с горизонта истории всходила заветная народная душа. Так был заметен сочувственный кровный подбор песен, которым другие хоры в стране вовсе и не отличались.

Заслуга Виктора Гавриловича Захарченко и аура восхищения хором – в прославлении родства после жестоких оскорблений великой русской истории и казачьей, в частности. Не знаю, есть ли еще хормейстеры, режиссеры, которые так тщательно читали бы сугубые русские книги, статьи, беседы, как это делает  В.Г. Захарченко. Изо дня в день, из года в год. Все тонкости, глубины, тяжкие противоречия текущих и допотопных страстей Русского общества ему известны. Он не только знает, но и переживает, «болеет». И потому в концертах всегда звучит что-нибудь многозначительное.

«На концерты нашего хора, – говорит В. Захарченко, – люди идут врозь, а уходят из зала единым народом".

Русский мир родственно соединяется, и это особенно чувствуется в Москве.

Да, в большой шумной растерзанной суетой и "международными связями" Москве особенно приметна ментальность хора Захарченко в редкие появления на сцене Кремлевского дворца. "Хор Захарченко приехал!" – текла не раз по столице радостная весть. И афиши на видных щитах и у входа в метро обещают родную встречу с нарядными голосистыми казаками и казачками.

Обязательно придут тоскующие по старине писатели,  музыканты, занемогшие душой от многолетнего жития в каменной тесноте провинциалы, то есть все, кто больно чувствует исчезающую год за годом среду обитания, сполна когда-то дарованную дедам и прадедам и пра-пра...

Душа хочет возрождения преданий хотя бы на один вечер. И вот стекаются к зубчатым стенам Кремля, на древнюю пядь, где стоял Чудов монастырь, в просторный холл и затем в немеряный зал какие-то очень похожие предвкушением забытого домашнего русского счастья, готовностью к воспоминаниям о щемящих напевах зрители-слушатели; многие давно не виделись, узнают друг друга и вмиг сердечно соприкасаются прикровенным  корнем родства и замирают все вместе одним ладом, когда раскрывается занавес и во всю ширину сцены властно простирается красивая строчка КУБАНСКИЙ КАЗАЧИЙ ХОР. Я, слушавший хор много-много раз дома, на концерте в сердце столицы, в самом малодоступном Кремле наполнялся слезами  отрады и гордости. Весь десятитысячный зал прихожих как родня. О том же говорили, сидевшие рядом В.Распутин и В. Крупин.

"Я был на Концерте Кубанского казачьего хора и чуть было ни разрыдался" (Василий Белов).

А как близко чувствует своего ученика В. Захарченко народный артист СССР Владимир Минин: "Я бы сравнил его с Феофаном Греком, который своей иконописью во времена монгольского нашествия на Русь вселял в сознание народа великую стойкость духа…"

С восторгом и почитанием поклонялась и Л.Зыкина.

Как к родному очагу  приступали старческим шагом последние беженцы гражданской войны, русские и казаки в дни концертов хора в Австралии, во Франции, Югославии, в Америке. И неспроста хор бережет в своем репертуаре песню (автор В. Захарченко) на слова казака станицы Старокорсунской, умершего в Бразилии: "Боже Всесильный, дай мени крылья, я на Кубань як орэл полетю…"

Если бы старинная народная душа так же щемяще воскресала в современной музыке, литературе, архитектуре, в хранении и пропаганде исторического наследия, в книгоиздательском деянии, в управлении сегодняшним обществом, как в песенном вздохе и размахе Кубанского казачьего хора, по-другому обернулась бы наша текущая и будущая русская жизнь.

Будем надеяться.

***

После юбилейных концертов у себя дома, затем в Москве, Петербурге, Минске опять пустится Кубанский казачий хор гастролировать  по дальним городам и весям России, да и по заграничным землям.

Я  все чаще жалею, что не воспользовался чувством дружбы В.Захарченко ко мне и не поездил вдоволь вместе с хором повсюду. Что-то неведомое, но нужное мне не обрел я, упустил, потерял. 

Вздыхаю уже напрасно, но все же вздыхаю, а порою даже ласково надеюсь, что если повезет Виктор Гаврилович свой хор в мой Новосибирск, на берег широкой Оби, то пусть возьмет меня с собой, и там я особо поздравлю его, "бывшего сибиряка", с 80-летием на своей улице Озерной у дома № 4, где я так же, как и он в Дядьковской, рос без отца и откуда уехал на Кубань навсегда.

Поезд Новосибирск-Адлер прибыл вовремя на станцию Краснодар.

Успею обнять Виктора Гавриловича перед торжественным вечером.

Март 2018г.

Виктор Лихоносов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"