На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Отблески благой вести

Публикация очерка посвящена 70-летию со Дня рождения автора С.А. Лыкошина

...Наше путешествие к святыням Палестины продолжи­лось по возвращении в Москву. Внезапный отъезд на пасхаль­ные праздники в Иерусалим не позволил сосредоточенно под­готовиться к поездке, а наскоро прочитанные путеводители и духовные источники не могли и в малой мере предвосхитить те впечатления и открытия, которые мы пережили. Теперь же, вернувшись в свои дома и родные храмы, мы стали присталь­нее и полнее вглядываться в пережитое, находя новый смысл и новое зрение в предметах давно известных и вполне при­вычных. В каждом имени церковного престола угадывался встреченный на Святой Земле конкретный образ, а каждое воспоминание о евангельском событии зримо дополнялось уви­денным в Иерусалиме, его окрестностях или на берегах Моря Галилейского. Храм Вознесения Господня в Коломенском воз­рождал в памяти «Русскую Свечу» на Елеонской горе, и «сто­почку Господню» в маленькой мечети там же. Чтение о Преоб­ражении Господнем на горе Фавор открывало прекрасную и со­вершенную картину этой горы и рассказы нашей спутницы ино­кини Спиридонии о чудесах, происходящих в канун Праздни­ка Преображения на вершине этой горы. Чтение «Богородице, Дево, радуйся...» напоминало об источнике в Назарете, рядом с которым произошло архангельское Благовестие. Эти впечат­ления постоянны и дополняются практически каждодневно, что становится для каждого из нас продолжением путешествия и новым осознанием могущества Веры распространившейся как дыхание предвечного по всей православной земле российской.

В беседе с одним из тульских батюшек я поделился этим радостным новым ощущение Господнего Завета и он мягко и с понимание пояснил, что по давней традиции, среди палом­ников путешествие в Святую Землю называется «пятым Еван­гелием» и, хотя это и не несет канонического смысла и содер­жания, но, по сути, может так называться, ибо радость откры­тия для себя мира, в котором все связано с именем и делами Господа нашего Иисуса Христа, сопоставима разве с первы­ми радостями чтения Нового Завета. Трудно и невозможно не согласиться с этим простодушным и точным сопоставлением. Действительно, двойная радость увидеть воочию то, что ра­нее открылось твоему духовному взору, и особое счастье – предметно разглядеть земные знаки спасения, сохранившиеся в Палестине и по сей день.

У каждого оказалось свое видение, того, что мы пережи­ли вместе. У каждого нашлись свои впечатления и открытия, свой внутренний взгляд на происходившее и личное понима­ние тех событий, но пусть не судит строго за недостаточную их полноту и может быть излишнюю восторженность, ведь мы всего лишь скромные путешественники, волею Господа приоб­щенные к великим и страшным знакам Его присутствия и Сла­вы в земных пределах.

В завершение книги, хочу поделиться тем радостным, что собственно и определило изначально нашу главную зада­чу в ее написании и рассказать о том, как происходило соше­ствие Благодатного Огня на Гроб Господень и что увиделось в отблесках этого чудесного свидетельства Благой Вести в пределах Святого Города и вокруг него, в местах озаренных делами и присутствием Господним, его чудесами и веропола­гающими наставлениями.

***

Мы уже обжились в небольшой палестинской гостинице близ Цветочных или Иродовых ворот старого Иерусалима, при­выкли к своему присутствию в паломнической группе из Кие­ва и побывали с ней на Елеонской горе и в Вифании у гроба Лазаря, посетили Горницкий монастырь и греческий храм Трехсоставного Древа Честного Креста Господня, притерпе­лись к вою полицейских сирен на ночных улицах и определи­ли место своего пребывания в центре арабского квартала, как самое безопасное и во всех отношениях удобно расположен­ное по отношению к главным святыням города.

Одним словом, за три с половиной дня нашего присут­ствия на Святой Земле мы, как нам казалось, вошли в мир ее святости и ощутили трепетное предвосхищение Пасхальных праздников в трудном и горестном завершении Страстной Седмицы. Накануне, в ночь с Великого Четверга на Великую Пятницу мы причастились в Храме Воскресения у Гроба Гос­подня, а днем прошли с Крестным Ходом по Скорбному Пути среди многочисленных паломников из всех Православных Церквей, прибывших в Иерусалим на праздники. Душа радо­валась и щенячье чувство восторга от происходившего с нами, увы, недостойно нарушало великопостное настроение, подо­бающее скорбному дню Великой Пятницы. Еще бы! Нам оста­вались считанные часы до выхода к Храму Гроба Господня, где надлежало провести бессонную ночь в ожидании вели­чайшего чуда – схождения Благодатного Огня на Гроб Господень. Сама мысль о том, что мы станем свидетелями этого величайшего благодатного свидетельства славы Господней, приводила сердце в трепет и нетерпение, не позволяла сосредоточится на чтении молитв, а скорее располагала к разговорам о том, как взять с собой гостиничные одеяла, воду, понадежней утеплиться – шутка ли, сто­ять часов двадцать! – и о прочей сопутствующей ерунде, что ко­нечно же, выявляло в нас искусительное свойство любопытства человеческой природы и, увы, подтверждало нашу духовную не­подготовленность к серьезному паломничеству.

Впрочем, у Господа все на своем месте и наша неради­вость, как показало время, имела свой конкретный смысл и на­значение. Дождавшись одиннадцатого часа, мы вышли из гос­тиницы и скорым шагом отправились к Иродовым воротам, за которыми начинался наполненный предощущениями и молит­венными вздохами мир старого Иерусалима.

***

... Иерусалим – город великих радостей и не менее вели­ких искушений. Город о котором в Евангелиях и Деяниях , Апостольских Посланиях и Откровении говориться больше горького нежели радостного. Мрачные предречения судеб зем­ного града и великие чудеса сотворенные как знамения Веры на его площадях и в его предместьях. Город, ставший местом страшного преступления – казни Сына Божиего – и местом Сла­вы воскресшего Господа Иисуса Христа. Здесь была провозг­лашена Благая весть о приходе Спасителя в мир, и она же яро­стна отвергнута. Иерусалим вспоминается в Новом завете, в основном, географическом, а в смысловом – всего несколько раз. Но как! Дважды, в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки грозным пророчеством и горестным напоминанием: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, а вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказы­ваю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: благословен Грядый во имя Господне!» Эти слова самого Г ос­пода, пронизанные болью о судьбе города, населенного бого­избранным народом, его наиболее образованным священством, «благочестивыми» ревнителями Закона, так и не уверовавши­ми в приход мессии, ставшими беспощадными гонителями и убийцами и предвестника Его прихода Иоанна и самого Иису­са, злобными преследователями и палачами апостола Стефана, гонителями апостола Павла, всех учеников и последователей Иисусовых вплоть до полного разорения Храма в Иерусалиме.

Радость обретения святынь Веры Христианской, как ее главное торжество на Святой Земле, открылась миру позже в обретениях Святой царицы Елены, в строительстве великолеп­ных храмов, создания многих праведных легенд и сказаний, связанных с подвигами первохристиан, молитв воспевающих иной Иерусалим – Град Небесный Разрушенный по слову Бо­жию в своем ветхозаветном образе, что называется дотла, го­род возрождался христианская святыня императорами Визан­тии, завоевывался и разрушался персами и арабами. В стрем­лении остановить мессианизм новой волны иудаизма, воспы­лавшего надеждой на приход «своего» мессии, крестоносцы сокрушали неверных и владели городом, святынями, укреп­ляя, как им казалось, оплот Веры и Церкви в исторических пределах святоградия. Иерусалим возвращался в мир Ислама, покорялся серым оковам многовекового османского владыче­ства и возрождался в великолепии православных монастырей и храмов, построенных на участках рачительно скупаемых нашей Православной миссией и ее выдающимся радетелем и устроителем архимандритом Антонином /Капустиным/, а поз­же трудами Императорского Православного Палестинского Об­щества, придавшего новый облик и городу и его устройству, созданием десятков православных школ для арабов, больниц и гостиниц для православных паломников.

В нынешнем паломническо-туристическом плане Старого Иерусалима наглядно и вполне сообразно отражены роль и место национальных и вероисповедных общин исторически развивав­ших Иерусалим в течении двух тысячелетий. Характерно, что наи­меньший по площади квартал – еврейский, что указывает на ог­раниченность присутствия этого народа в Иерусалиме во време­на предшествующие созданию нового государства Израиль.

Вечернее путешествие по старому Иерусалиму отлича­ется от дневного. В час, когда закрыты все лавочки и магази­ны, умолкли голоса муэдзинов на минаретах, скрылись за не­проницаемыми стенами своих домов вездесущие жители и дети арабского квартала, допили кофе в небольших кофейнях православные греки и угомонились шумные и богатые жители армянских домов – в этот час город преображается и обретает подлинное архитектурное и мистическое величие. Визгливой тенью метнется из под ног тощая и глазастая иерусалимская кошка, страшно заблеет в руках мальчишки-похитителя почти новорожденный ягненок, да из тени серых стен выйдет вам навстречу ортодоксальный служитель синагоги в меховой шап­ке, лапсердаке, с пейсами до плеч и, непременно, в сопровож­дении израильского полицейского, вцепившегося на все го­товой рукой в холодный металл автомата.

Город, кажется, сам готов запутаться в пересечении узеньких улиц и изъеденных лавками стен, спусках и подъе­мах бесчисленных каменных лестниц и отдельных ступеней Ночной город безлюден, огромен и страшен незримыми отго­лосками событий происходивших на его пространстве как во славу Божию, так и вопреки Ей...

Мы вошли в Храм Гроба Господня с десятками других, загодя отправившихся к неусыпному ночному бдению, палом­ников. Все места, с которых лучшим образом просматривалась Кувуклия, были уже заняты, а большая часть прилетающего к ней пространства и сама площадь Храма Воскресения Гос­подня были выгорожены и охранялись все теми же наглыми и развязанными израильскими полицейскими. Их синие руба­хи, портупеи и громкий гомон должны были означать одно – кто хозяин и в доме, и в храме, и в Иерусалиме. Железные барьеры были такими же как и на московских площадях в дни публичных шествий и демонстраций, а расставлены весьма замысловатым образом, позволяющим сокращать и увеличивать свободное пространство храма в любой момент и в любую сто­рону, не взирая на присутствие людей. Позже барьеры не раз приводились в действие становясь орудием истязания безза­щитных, утомленных бессоной ночью паломников.

Найдя место среди колонн, справа от Кувуклии, мы рас­положились так, чтобы видеть хотя бы часть происходящего на небольшом пространстве амвона передней, понимая, впро­чем, что к трем часам следующего дня все может неожиданно изменится и что полагаться, как и во всех других случаях, следует на молитву и волю Божию. Спустя некоторое время – час или полтора – все не занятое и не выгороженное простран­ство ночного Храма совершенно заполнилось паломниками, среди которых особенно выделялись множеством и особым мо­литвенным настроением наши – русские. При немалом присут­ствии сербов, нагловатых румын и беспокойных греков, рус­ские паломники и паломницы выделялись своим спокойстви­ем и обстоятельностью. Многих мы уже знали в лицо, встреча­ли в гостинице и во время крестного хода. Паломническая братия расположилась весьма непринужденно и живописно. Кто-то притулился, как и мы у стен или в нишах огромных ко­лонн, столетия поддерживающих своды и перекрытия несу­щих конструкций величайшего из христианских храмов. Мно­гие расположились в проходах на одеялах и складных поход­ных стульчиках, сумках и даже в полосатых пляжных шезлон­гах, заняли места на выступах стен и на обломках бывших ко­лоннад беспорядочно оставленных в боковых проходах, неза­тейливо устроились прямо на плитах пола, рассчитывая, как видно, провести ночь без особого беспокойства, вплоть до того момента, когда в открытые двери Храма хлынет не поддающа­яся исчислению толпа жаждущих увидеть Благодатный огонь любопытствующих жителей Иерусалима. Никто из нас еще не знал, что пару часов спустя, когда настанет время католичес­кой мессы, по требованию католических священнослужителей полицейские радостно погонят с места на место смиренных богомольцев – женщин и мужчин, священников и монахинь, православных путешественников.

Братия всколыхнется ропотом, но, делать нечего, освобо­дит искомое католиками храмовое пространство, стечет в углы и сгрудится у стен, наблюдая, как для совершения мессы к ам­вону Кувуклии торжественно проследует прелат, несколько слу­жек и католических монахов. Взревет многотрубный орган и ме­няя хорал за хоралом свершится то, ради чего беспощадно раз­мели многосотенную массу усталых прихожан. Поочередно по­лучив таблетки католического причастия и выслушав проповедь прелата, малочисленный причт удалится за двери своего хра­ма, унося малый и большой скарб своего богослужения – сунду­ки и коробки с литургическими принадлежностями, на что ядо­витый голос, одного из паломников заметит: «Прихожан-то мало, а «таблеток» – много!» Все посмеются, полицейские, ворча, убе­рут свои всесокрушающие барьеры, а мы вернемся к своим уг­лам, в смиренном ожидании главного события.

Конечно, стоять на одном месте в течение ночи практи­чески невозможно. То один, то другой из нас пускаётся в не­дальний ночной поход по многочисленным пределам Храма Гроба Господня – пытается разогнать муку накатывающегося сна и вместе с этим дополнить свои молитвенные впечатле­ния созерцанием этой разноликой святыни, преображающей­ся, как и весь город, в ночное время.

Ночь уже охватила все пространство, проникла под все своды и во все тайные и явные закутки храма. Тускло мерцает свеча в пределе Лонгина Сотника, колышется свет лампад в лес­тницах и сводах армянских подземелий у мест обретения Чест­ного Животворящего Креста, уже погашены лампады у Кувуклии и за ней, в маленькой пещерке-часовне коптов и антиохийском пределе. Надвое, ровно пополам расколота плита с изображени­ем двуглавого византийского орла – герба Палеологов. На ее бо­ковинах, в верхней части, восковые наплывы множества свечей, а поодаль прямо на стенах – множество графитти современных путешественников. Как неудивительно, но русских «автографов» здесь не отыщется. Наш паломник еще чтит святость стен, кото­рые в прошлые времена не стеснялись метить мечами рыцари Готфрида Бульонского, мамлюки турецкого султана, английс­кие завоеватели Иерусалима новейших времен.

Ревнители протестантского порядка из Европы и из-за океана должно быть негодуют, созерцая архитектурную раз­ноголосицу и неравноценную сохранность Храма Гроба Гос­подня. Их непременно должно раздражать это беспорядочное нагромождение никчемно брошенных в его коридорах и про­ходах остатков резных колонн и обломков иных конструкции. Чуткому ко всякого рода беспорядку в быту и в природе, нем­цу или голландцу, не понять темного, тревожащего душу, ми­стического соединения и постоянного присутствия под сво­дами и у стен Храма, всех трагических и бурных Времен хри­стианской истории. Своими лабиринтами, спусками и подъе­мами, ночными скальными выступами и восковыми натека­ми, темный и прозрачный в великолепных греческих сводах, сиянием огромных лампад, тусклым мерцанием старого се­ребра и телесностью мраморных изделий – Храм Гроба Гос­подня такой же свидетель разноликого и разноплеменного слу­жения Господу, как и рассеянный по всей Святой Земле сонм скальных храмов и пещерок, в которых творили свой незри­мый миру подвиг, только Богу известные, ранне христианские подвижники. Весь образ молитвенного и жертвенного стояния за Веру сосредоточен в неудержимом и недолговечном стрем­лении узаконить божественную красоту в сочетании с долго­вечностью отесанного и сверженного человеческой рукой кам­ня, положенного в стену самого почитаемого строения. Ночью все рухнувшие и увековеченные надежды строителей явлены особенно очевидно и притягательно.

Час за часом, до самого утра продолжается наше сто­яние и блуждание при Гробе Господнем. Воспаленное созна­ние мерцает словами памятных молитв, мыслями о том, что ты стоишь, действительно, в центре христианского мира. Здесь, рядом, всего в десятках шагов, Голгофа, Камень миропомаза­ния, пещерка Иосифа Аримафейского, ставшая Гробом и мес­том Воскресения Сына Божия, Предел и находящийся в нем камень, на котором встретил жен-мироносиц Ангел Господень. Армяне, копты, католики, антиохийцы, православные греки, румыны, сербы… – кого только нет рядом, в этом бесконечном, длящемся не часы, а века, ночном ожидании...

Кто-то из сумрачных маловеров замечает, что вдруг, да не сойдет по грехам нашим Благодатный Огонь именно в этот день! На что старушка-паломница из Калуги всплескивает ру­ками: «Да, как же не сойдет! Как сказал такое! При нашей Вере – сойдет и иначе быть не может...»

... Паломничество в Святую Землю началось в России практически с первых после принятия Христианства Времен. Спасительный подвиг Сына Божия, смысл его и содержание пра­вославного Символа Веры дошли до русского сердца почти мгно­венно. Обилие православных храмов, рукописных книг, были подтверждены страстным, свойственным русскому сердцу стремлением прикоснуться: к святым местам, во чтобы то ни стало, несмотря на расстояния и опасности, преодолеть и дой­ти до Святого Града, Гроба Господня и Гроба Богородицы, по­молиться у них и унести с собой малую святыньку: камешек, свечку, лампадное масло и нательный крестик, освященный при­косновением к камням на которых возлежало тело Господа пос­ле распятия. Сколько их дошло и не дошло до главной радости своей земной жизни, сколько святынь принесено в семьи и хра­мы Руси Православной, сколько рассказано дорожных историй, сказок, легенд, сколько молитвенных и радостных слез пролито в воспоминаниях о своих путешествиях в Святую Землю.

Наш паломник не меняет своего облика. Как и в прошлые времена, он готов к любому испытанию ради достижения своей духовной цели. В нашей поездке, происходившей в условиях настоящей войны обрушившейся на мир христианской святос­ти, мы убедились, что православного человека внешние опас­ности не страшат, а напротив, зовут в паломнический путь.

Ему достаточно сознания, что его молитва нужна Свя­той Земле именно сейчас, в дни испытаний и невзгод, что его стояние за Веру должно подтвердится действием – и он всей душой стремится исполнить свой паломнический долг. Какое счастье, что во время нашего путешествия рядом с нами не было наглых и вездесущих туристов, наводняющих Иерусалим в обычные времена, а главными спутниками и сомолитвенниками стали паломники из России, прибывшие в Иерусалим на Пасху Христову числом втрое больше обычного!

Юрий Лощиц, Александр Сегень, Сергей Куличкин – за­мечательные русские писатели составили в своих записках удивительный образ этого паломничества, рассказав более и лучше, чем кто-либо об этом замечательном подвиге терпения во Славу Божию, стояния за Веру и верности молитве. Могу только добавить, что наш православный путешественник не утратил своего исторического образа: в скорбном сознании своего недостоинства прикосновения к святыням, он непрес­танно и сердечно молится у них, терпит полицейские и тамо­женные унижения от еврейских властей и трудится сколько есть сил, собирая невидимые радости своего путешествия. Ко­нечно, не забывая собирать «святыньки» – листочки, цветоч­ки, маслице, иорданскую воду, камешки и благословения от Святой Земли.

***

Вот и утро. Хлынул в Храм тот самый людской поток и вся внутренность его спрессовалась в жуткой давке и криках о помощи. Всякий из вновь пришедших рвался вперед, к «ос­новному», как ему представлялось, месту действия. Страшное давление уличной толпы обрушилось на наши усталые спины. Оживились и полицейские. Взявшись по пять-шесть человек за барьеры, они стали оттирать первые рады паломников на­встречу тем, кто рвался в Храм с улицы.

Какой волей и какими молитвами выдержали мы этот двусторонний напор в пространстве колонны и стены – одно­му Богу ведомо.

(Уже позже, спустя два дня после Светлого Христова Вос­кресения, мы пришли в опустевший Храм Гроба Господня и прошли к Тому месту, где стояли долгие восемнадцать часов. Оно было совершенно непримечательным и ничто не напоми­нало о давке, происходившей несколько дней назад. Однако, выйдя из ниши, мы тотчас увидели невидимую ночью икону, изображавшую схождение Благодатного огня на Град Господень.)

Постепенно устоялось равновесие в Храме, стихли кри­ки и стоны, сдавленная со всех сторон толпа напряженно умол­кла. Каждый вглядывался в пространство под сводами или в сторону Кувуклии где, впрочем, было тесно от видео– и кино­камер, а сплошные спины охраны и всякого рода служек не позволяли видеть происходившего. Появились и палестинцы с барабанами, лихорадочно восклицавшие на арабском языке слова о первенстве нашего Православного Бога, замелькали приготовленные хоругви грядущего крестного хода, зазвуча­ли нестройные хоры молитв в разных частях Храма.

Нараставшее напряженное ожидание дополнилось ярки­ми прозрачно-голубыми вспышками, струящимися линиями не­ведомого, но столь ожидаемого света. Это было невесомое и ясное мерцание в самых темных углах и на озаренном солн­цем куполе. Небесный свет, то усиливался с нарастанием гро­хота палестинских барабанов, то угасал в наступающей тиши­не. Вот тронулся крестный ход вокруг Кувуклии и голубые спо­лохи засверкали с новой силой, а на радостный хор «Спаси, Господи, люди Твоя...» купол озарился почти сплошной сияю­щей синевой. Где-то впереди, за спинами операторов, проис­ходило переоблачение патриарха, его схождение в Кувуклию, ко Гробу Господню, опечатывание входа восковой кустодией, но мы этого не видели вовсе и, затаив дыхание, вглядывались в отблески Благодатного Огня и протягивали к нему пучки сине­-голубых и коричневых восковых свечей, ожидая скорого чуда. О ночной усталости уже никто не вспоминал, мы стояли рядом и не слышали друг-друга, уходя всем внимание к небу, молясь об Огне вместе с Иерусалимским Патриархом.

***

...В радостном ожидании открывающихся молитвенному взору чудес, невозможно не разглядеть одного страшного об­стоятельства непременно присутствующего в Святой Земле. Ощу­щение Врага Господня, вечного и грядущего Зверя, здесь как нигде остро и близко. Вечная борьба, отошедшего к нему Зако­на – воинствующего ортодоксального Иудаизма, с Благодатной Вестью христианского Нового Завета раскрывается здесь в осо­бой полноте. Ритуальные убийства православных монахов и свя­щенников, осквернение алтарей и могил, крики одержимых в приближении к святыням – все это наполняет сознание и серд­це пониманием и чувством близости того, кто стремится к сво­ей победе над нашими душами и особо ждет того часа, который неизбежно настанет по пророческому определению. Говорить об это долго и специально нет необходимости. Но есть одно, ясное для каждого, подтверждение спасительной силы Господнего Завета – это разрушительное для Врага слово Господней мо­литвы. Стоило произнести ее с крестным знамением, как страх растворялся и Враг отдалялся, так и не сумев нарушить мирное и согласное течение нашего путешествия.

Оставленое в назидание всем Православным русским «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона после­довательно разъясняет суть разделившей ортодоксальный иуда­изм и Православие бездны. Там в ее глубинах осталась поте­рянная надежда на спасение души, а на сияющих высотах нашей веры живет Благая весть о ее спасении. Как нельзя луч­ше всю полноту разделения подтверждают слова Екклесиаста, напоминающие о суде Божием, как о неизбежной каре за зем­ные грехи по ту сторону бытия – в этом ушедшая сила ветхоза­ветного Закона. Но как спасительно для той же мятущейся в земных испытаниях души звучат все слова наших вероучите­лей. Вот одно из суждений Григория Великого, сходное по смыслу с Екклезиастом, но противоположное по спасительно­му для каждого разрешению:

«Много путей многобедственной жизни, и на каждом встречаются свои скорби; нет добра для людей к которому не примешивалось бы зло; и хорошо еще, если бы горести не со­ставляли большей меры. Богатство – не верно; престол – кичение сновидца; быть в подчинении тягостно; бедность – узы; красота – кратковременный блеск молнии; молодость – вре­менное воскипение; седина – скорбный закат жизни; слова – летучи; слава – воздух; благородство – старая кровь; сила – до­стояние дикого вепря; пресыщение – нагло; супружество – иго; многочадие – необходимая забота; бесчадие – болезнь; народ­ные собрания – училища пороков; недеятельность – расслабле­ние; художества – приличны пресмыкающимся по земле; чу­жой хлеб – горек; возделывать землю – трудно; большая часть мореплавателей погибла; отечество – собственная яма; чужая сторона – укоризна. Смертным все трудно. Все здешнее – смех, пух, тень, призрак, роса, дуновение, перо, пар, круг, вечно кружащийся, возобновляющий все подобное прежнему непод­вижный, и вертящийся и разрушающийся, и непременный во временах года, днях, ночах, трудах, смертях, заботах, заба­вах, болезнях, падениях, успехах. И это дело Твоей премудро­сти Родитель и Слово, что все непостоянно, чтобы мы сохра­няли в себе любовь к постоянному! Все обтек я на крыльях ума, и древнее и новое, и ничего не немощнее смертных. Одно только прекрасно и прочно для человека — взяв крест, пересе­ляться отселе. Прекрасны слезы и воздыхания, ум, питающий­ся божественными надеждами и озарениями Пренебесной Троицы, вступающей в общение с очищенными. Прекрасны отре­шения от неразумной персти, не растление образа, принятого нами от Бога. Прекрасно жить жизнью, чуждой жизни, и, один мир променяв на другой, терпеливо переносить все горести».

Простые слова обращающие мир конечного тления в мир бесконечной радости и спасения. Свет небесной Благодати, сходящий к нам в дни Пасхи — малая толика обещанной радо­сти и безграничного счастья.

Мне увиделось легким проблеском слившееся и сосколь­знувшее сквозь куполок Кувуклии сияние. Мгновение, другое и ожил свет у входа ко Г робу Г осподню. Шумные возгласы и радо­стные крики, внезапно вспыхнувшие разом лампады и свечи на балконе под куполом Храма, наконец, долгожданное – тем­ная тень скорохода бегущего с факелом к выходу из Храма и красное, светлое сияние на пороге Кувуклии и в разных частях безбрежного людского моря. Восторг, счастье, слезы – огонь сошел к нам нитями необжигающего, легко, не опаляющего щек и бород света! Он с нами — ослепительно красный, как красно­та пасхального яичка, родной, как откровенное Слово Божие, чистый, как дыхание ветра на колокольне русского Храма! Бла­годатный отблеск самой Благой Вести, наградившей мир за Веру и страдание Принявшего на себя все наши прошлые и гряду­щие грехи. Пучки свечей разгораются, и уже весь Храм осиян счастьем лиц и радостью великой встречи. Бледные и расте­рянные лица израильских стражей ничего не выражают и их присутствие в Храме ничего не значит.

Выходим на улицу, обнимаемся и до наступления празднования Пасхи радостно возглашаем: «Христос Воскресе!» Со всех сторон раз­дается такое же радостное и дружное «Воистину Воскресе!»

Этому Воскресению никто и никогда не в силах помешать.

***

...В течение времени воспоминания не растворяются. Предстояло еще радостное Пасхальное служение в Русской Пра­вославной Миссии, замечательное и скоротечное путешествие в Назарет и Галилею, ни с чем не сравнимое омовение в водах Иордана и многое иное, о чем не расскажешь, боясь нарушить небрежным суждением основное впечатление: соединения с миром ожившего евангельского слова, сохранившего и донес­шего до нас его земное содержание и прекрасную полноту труд­ной жизни святой палестинской земли.

Не так давно в византийских описаниях гибели Царьграда я нашел рассказ о последних его днях и о знамении, быв­шем над Храмом Святой Софии в 1453 году. Вот он в кратком изложении историка:

«В первый надесять день мая, во время ночи, к неска­занному отчаянию Греков,... вдруг весь град озарился вели­чайшим светом, подобным тому, каковой мог случиться тогда, когда бы с начала сотворения мира по то время, соединяясь все молнии воедино возблистали, чего устрашившись Греки и не зная причины сего света, думали, что агаряне отовсюду зажгли город. Почему, производя величайший крик и бегая взад и вперед, созывали на помощь прочих граждан, которые, сте­каясь со всех сторон на глас своих соотечественников, смот­рели с удивлением на исходящее из верхних окон храма Свя­той Софии пламя, которое окружив церковную выю, в одина­ковом положении через долгое время. Потом, соединившись все пламя воедино, через несколько минут переменилось в неизреченный свет, который, поднявшись на высоту, достиг самых небес, тогда, разверзшись, оные приняли в себя свет, чем и окончилось сие знамение».

Знамение это было истолковано греческим Патриархом, как уходящая из Храма Святой Софии Благодать и оставление города без небесного покровительства. Спустя краткое время Царьград-Константинополь был захвачен и разрушен турками.

Подобное историческое свидетельство может вызвать усмешку ученых скептиков, недовольство и по сей день бес­плодно воинствующих атеистов и злобное осуждение врагов рода христианского. Для нас же, верящих в силу и существо­вание Благодатного Огня, видевших его во всей красоте, нет ничего невероятного в природе такого чудесного явления.

Но не дай Бог нам или детям нашим увидеть нечто по­добное Константинопольскому знамению над нашими велики­ми храмами. Впрочем, на все Воля Божия и Слава Богу за все!

 

*  Из книги «К Благодатному огню. Путешествие в Святую Палестину», М.: Товарищество русских художников, 2002 г.

Сергей Лыкошин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"