На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Музыка и пластика

Очерк

Было в его облике что-то от Леонардо да Винчи: белый вихор волос, густая борода, пронзительный взгляд. А главное – в творчестве: смелое решение сложных композиционных задач. И добавлю – мягкая, мелодичная пластика в созданных Абакумцевым скульптурных произведениях.

Говорил Николай Ильич о себе так: «У меня тяжёлый характер». А я видел его доброе, нежное отношение к жене Ирине Николаевне, дочери Елене, внучке Марфе. Дочь и внучка пошли по его стопам – стали художниками.

Жил и творил Абакумцев в двух ипостасях: художника и музыканта. Мелодично воспринимались (и воспринимаются) его скульптурные творения что в дереве, что в камне или в металле. А параллельно он создавал свои произведения непосредственно в звуках и сам же любил их исполнять. Ни одна выставка его работ не проходила без музыкального сопровождения, а играл на фортепиано, конечно же, он сам. Так было в Доме искусств в Коломне в 1994 году, где я и познакомился с Абакумцевым. Особенно поразила меня тогда его скульптурная композиция «Утро», выполненная в дереве, – я увидел (да и услышал!) великолепную симфонию, воспевающую ни с чем не сравнимую красоту родной природы, величие и благородство русской женщины. А фигура женщины была (да и остаётся, но уже в домашнем музее) в центре всей композиции. Звучала музыка и через год, там же, в Доме искусств Коломны, на юбилейной выставке Николая Ильича в исполнении не стареющего душой 90-летнего Абакумцева.

А ещё примерно через полгода я слушал его игру в Москве в мастерской скульптора. Сначала был немало удивлён, когда хозяин сказал мне: «А сейчас пойдём послушаем орган.» Недоуменно обвёл я взглядом занятое камнем, гипсом, другими материалами и заготовками пространство: какой тут может быть орган? Но вот Николай Ильич раздвинул занавеску, закрывавшую нишу в мастерской, и взору предстала фисгармония. Он сел за инструмент – и мастерскую заполнили почти что органные звуки. Звучал «Хорал» – его собственное сочинение. Исполнил он и «Прелюд», посвящённый своей маме, которую так любил!    

Глубоки корни Абакумцева в земле подмосковной. Родился и многие годы жил в деревне Мосеево Можайского района, что на самом берегу Москвы-реки. Детство совпало с 1-й мировой войной, затем – с гражданской. Они с сестрой остались без отца, когда ему было девять лет. Мать, как могла, старалась вывести их в люди. Сама она, обладая красивым голосом, любила петь русские, украинские песни.  Николай поступил учиться в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) – так называлось учебное заведение, основанное уже в советское время. А однажды, ещё будучи студентом, впервые услышав сочинения Баха, Моцарта, Бетховена на концерте 1-го симфонического ансамбля, тоже созданного в те годы, был поражён. И вскоре, оставив ВХУТЕМАС, поступил в только что открывшийся Государственный институт музыкальной науки. Окончил его, затем аспирантуру и стал работать преподавателем в том же вузе. Но никогда не покидали его мелодии камня, дерева, металла. Уже в предвоенные годы оставил работу в институте и с яростью, присущей ему, стал создавать свои изумительные скульптурные творения. Выполнял их тогда в основном в дереве. Но вот нагрянула война, немцы рвались к Москве, и в деревне Мосеево полыхнул страшный пожар –

сгорело всё, в том числе – дом и мастерская Абакумцева со всеми его скульптурами. Это был такой удар для него, от которого не скоро оправился.

 Значительная часть послевоенной жизни и творчества Николая Ильича связана с посёлком Пески, что под Коломной. Здесь в окружении живописных деревьев он обрёл уютный кров над головой и мастерскую для работы. Его соседями стали Александр Дейнека, Василий Бакшеев, Евгений Лансере, Александр Куприн и ряд других знаменитых художников нашей страны.

 …Созданные им скульптурные произведения сам Николай Ильич сгруппировал по четырём разделам, дав им соответствующие названия: «Творчество», «Борьба», «Великая Отечественная война», «Мать».

 В более чем двухметровой композиции «Творчество», выполненной в дереве, доминируют две огромные руки, символизирующие бесконечный, неустанный труд. Они же – руки – доводят до логического завершения то, что изначально родилось в голове. Только в труде, сопряжённом с искусством, рождается истинное произведение, и сам человек совершенствуется при этом. Ещё одну из работ, представленных в этом разделе, хотелось бы отметить. Это «Отчаяние» – фигура поверженного человека, а отчаяние оттого, что жизнь, образы довлеют над ним, но он пока не может выявить среди них главного. Здесь же «Пан», «Данко», »Ева», «Ветер» и ряд других творений гениальных рук Абакумцева.

Раздел «Борьба» – отражение той схватки, в которую художник вступил с самой жизнью. Тут мы видим образно воспроизведённых Степана Разина, композитора Михаила Ивановича Глинку, поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, других великих людей. А вот огромная фигура из дуба – пока ещё она в скорбленной позе, но человек уже преодолел все тяготы, выиграл в единоборстве со всевозможными напастями и уверенно поднимается.

Но свалилась на нашу страну страшная беда – нагрянула Великая Отечественная война. «При создании этого раздела, – говорил мне Николай Ильич, – для меня были главными не столько то, что лично я перенёс, а те испытания, которые выпали на долю всего народа, на долю нашей Родины. Конечно, были и гаубицы, и «катюши», но всё же решающим фактором победы явился несгибаемый русский дух.» Воплощением такого духа скульптор сделал образ девушки, в руках которой колосья ржи, других злаков – словом, хлеб, как олицетворение несгибаемой силы народа. Народ наш выстоял в противостоянии с фашизмом и победил. Завершающий аккорд третьего раздела – «Реквием» – композиция из шести человеческих фигур, выполненных в камне: пятеро несут на плечах тело убитого партизана. Над этой скульптурой Абакумцев работал непосредственно в Песках.

Четвёртый раздел больше, чем другие, овеян автобиографическими мотивами.

Появился он после того, как ушла из жизни мать скульптора, а он глубоко переживал эту безвозвратную утрату. Личностный момент присутствует в работе, предваряющей данный раздел, – скорченная фигура в камне. В ней можно представить то состояние, в каком находился Николай Ильич после того, как в огне сгорели все его творения довоенного периода. Много сил, как физических, так и душевных, израсходовал он уже в песковский период жизни, желая хоть что-нибудь восстановить из утраченного. Кое-чего удалось ему сделать вновь, но далеко не всё. А в скульптуре «Воля», вытесанной в мраморе, мы видим летящую женскую фигуру. «Музыка смерти с ревущим тромбоном», – комментировал автор это своё произведение. Рядом он поместил портрет матери.  

 Любил Николай Ильич воплощать свои творческие замыслы в дереве. «Я – русский, – говорил он, – а дерево – это наша родная стихия.» Но, подчёркивал скульптор, выбор материала зависит и от темы. Многое выполнено им из гранита, мрамора, бронзы и даже из алюминия. Так, в Люберецком районе имеется памятник павшим на фронтах Великой Отечественной войны, выполненный Абакумцевым из «крылатого металла». В мраморе воплотил он образы многих великих людей нашей страны, в том числе Ленина, Сталина. Его монументальные произведения, посвящённые подвигу народа в годы войны с фашизмом, установлены в Узбекистане, Таджикистане.

  Уже много лет, как ушёл из жизни Николай Ильич. Но достойной продолжательницей его дела стала внучка Марфа. Она – живописец. А помимо работы с красками и кистью много сил отдаёт Марфа делу приобщения к творческому труду молодых дарований. А ещё с мужем Фёдором они проделали огромную работу по созданию музея Абакумцева. Посетив его недавно, я с великим восторгом вновь погрузился в мир симифонии дерева, металла и камня, от души любовался пластикой творений скульптора. Спасибо вам, Марфа и Федя!

Михаил Ложников


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"