На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Круг жизни

Пасхальный очерк

Ударил колокол — и дрогнул сон гробниц

И голубей испуганная стая

Вдруг поднялась с карнизов и бойниц

И закружилась, крыльями блистая,

Над мшистою стеной монастыря...

О, ранний благовест и майская заря!

Как этот звон, могучий и тяжелый,

Сливается с открытой и веселой

Равниной зеленеющих полей!

Ударил колокол — и стала ночь светлей,

И позабыты старые гробницы,

И кельи тесные, и страхи темноты —

Душа, затрепетав, как крылья вольной птицы,

Коснулась солнечной поющей высоты!

И. Бунин

 

 

Пасхальное яйцо

 

Ты уже понял, дорогой читатель, что пасхальное яйцо – это не “известный русский сувенир”, как можно часто сегодня услышать. Яйцо было непременным атрибутом обряда христосования. “Христос Воскресе!” – “Воистину Воскресе!” говорили друг другу, и при этом обменивались яйцами. Яйцо – это символическое подобие и нашей жизни – из праха и тления мы вновь возродимся в нетлении и бессмертии. О том и поется в праздничной стихире: “Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся Воскресением и тако возопиим: Христос вокресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!” Существовала у нас традиция сохранять яйца первого христосования в течении всего года, и в следующую Пасху именно ими разговляться. Эти яйца христосующихся “с истинною радостию и чистым сердцем” в течение года и более сохранялись свежими, не подвергаясь никакой порче. Первое полученное на Пасхе освященное яйцо, имело для человека особенное значение – его называли “наисвященнейшим”. Есть свидетельства разговляющихся яйцами, сохранявшимися в течении даже и пяти лет. Этот прекрасный обряд христосования, столь радостно описанный Иваном Шмелевым и другими русскими писателями, является в сути своей проявлением чистой духовной радости. Это обряд любви и всепрощения всех – знатных и незнатных, друзей и врагов, бедных и богатых, постившихся и непостившихся. Все они призываются “войти в радость Господа и ликовать друг с другом”.

Традиция дарить яйцо сохранялась буквально во всех слоях общества. Так, после заутрени Светлого дня, Государь прикладывался к святым иконам, “творил целование во уста” с патриархом, митрополитами, архиепископами и епископами. Бояре и другие сановники целовали руку патриарху и получали красные яйца, а иногда и золоченые. Государь также становился на свое место и, жалуя к руке своих подданных, раздавал яйца подходившим к нему и боярам, и стольникам, стряпчим, приказным людям. Яйца, которые жаловал Государь, были расписаны по золоту яркими красками или цветными травами, “а в травах птицы и звери, и люди”. Строго, стройно и торжественно, с соблюдением образцового порядка совершалось действо царского христосования. В допетровское время, когда обычай христосования был в особенной силе, государями раздавалось до сорока тысяч яиц – живых (куриных, утиных, гусиных) и точеных деревянных, расписных.

Сегодня мы видим как всюду в сувернирных лавках продают пасхальные яйца – их производство поставлено на поток. Но, скажем прямо, что от самого грубо расписанного яйца купленного на базаре до яйца изысканной авторской работы – от каждого мы можем получить радость, праздничное ликование души. Почему? Да именно потому, что пасхальное яйцо – это нечто большее. Эта традиции, уходящая в глубь веков. Это христианский символ – символ попрания смерти и возрождения для новой христианской жизни. Яйцо – это гроб для новой, возрождающейся жизни. Яйцо – самый естественный символ воскресения. “Жизнь человека в теле, – говорит святитель Филарет, митрополит Московский, – есть начинающаяся жизнь птенца в яйце, которому, по сокрушении скорлупы, открывается высший и обширнейший круг жизни; надобно только, чтобы зародыш птенца был объят, проникнут и возбужден теплотою крови материнской, то есть надобно, чтобы зародыш небесной жизни в человеке был объят, проникнут и возбужден животворящею силою крови Христовой”.

Конечно, у нас есть все основания полагать, что представление об яйце как символе жизни имели свое место уже в языческие времена. Яйца были обнаружены при раскопках во многих древних цивилизациях. Яйцо несло с собой радость, весеннее обновление природы, тепло, свет. Но именно христианское предание понимает это радостное дароприношение как соединение с чудесной вестью – Воскресением Христа.

Яйцо всегда и во все времена было изображением творящей силы природы – им обменивались и язычники, их издавна употребляли в религиозных обрядах. Это обыкновение языческих народов и иудеев подносить подарок, являясь к важному лицу, было закреплено для бедных людей традицией подношения яиц домашних птиц. Но как отлична ветхозаветная Пасха от новозаветной, так и приношение в дар яйца отличает христиан от язычников.

Всякий церковный праздник знает свой обряд. Дарение яйца – атрибут одного из самых главных праздников православных христиан России. Праздника Пасхи – Воскресения Господня, поправшего смертию смерть и даровавшего нам надежду на жизнь вечную. Существует предание, согласно которому христианский обычай дарения яйца идет от святой равноапостольной Марии Магдалины. Мария Магдалина – жена мироносица, родом из г. Магдалы. Она вела распутную жизнь, но Иисус Христос своею проповедью возродил ее к новой жизни и сделала преданнейшей Своей последовательницей. По воскресении, Христос явился к ней прежде других. После Вознесения Христа Спасителя она идет в Рим для Евангельской проповеди. Посещающие императора по обычаю того времени приносили ему свои дары. Те, кто был богат, делали дорогие подарки, дарили драгоценности, а бедные – кто что мог. Мария Магдалина имела только один бесценный дар – свою веру в Господа нашего Иисуса Христа, а потому, подходя к императору Тиверию, подарила ему яйцо с возгласом: “Христос Воскресе!”. С этих слов начала Мария Магдалина свою проповедь. Император тут же усомнился в том, что кто-то может воскреснуть из мертвых. Он же и продолжил, что в Воскресение так же трудно поверить, как в то, что яйцо, будучи белым, вдруг станет красным. Но еще не успел договорить Тиверий своих слова сомнений, как яйцо у него на глазах стало красным из белого... С тех самых пор крашеные красные яйца и стали символом Воскресения Христа. Пасхальный цвет – это красный цвет. Красный цвет – это кровь Христа Искупителя.

Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его. Окрашенное красной краской яйцо, знаменует наше возрождение кровью Христа. Из гроба восстал Сын Божий. Так и некогда умершие восстанут в жизнь вечную.

Даря друг другу пасхальные яйца, мы, тем самым, сообщаем друг другу надежду на свое Воскресение. Христос дал людям новую веру – спасительную и спасающую. Он воскрес первым из рожденных на нашей Земле – и явил этим всю силу Божественной благодати.

Традиция крашения (приготовления) пасхальных яиц в нашей России не исчезала никогда – даже в советские атеистические годы (чему автор сам свидетель) всегда красились яйца к Пасхе, которыми христосовались. Конечно, разоренные барские усадьбы и дворянская бытовая культура дали богатейшую коллекцию пасхальных яиц для запасников музеев.

Пасхальное яйцо по старой традиции преподносилось только один раз в году – строго в светлую седмицу после Пасхи. Кстати, обычай этот, несмотря на всю индустриализацию изготовления яиц и продажу их круглый год, – несмотря на это, все же поддерживается: в русских семьях яйца покупают и дарят по-прежнему только на Пасху. После пасхального приветствия и троекратного поцелуя следовало подношения пасхального яйца.

Пасхальное яйцо – это дар. Традиция дарения выросла из русской культуры и была освящена церковным преданием. Помимо “живого” яйца, которое вкушалось, издавна готовились яйца-подарки. Из чего же делалось такое яйцо? Конечно, первые яйца были глиняные. До нас они не дошли – при раскопках находили лишь их фрагменты. Сами яйца были целиком из глины, но встречались и полые внутри глиняные яйца. Специалисты уже в наше время смогли повторить древние изделия – создать глиняные, полые внутри яйца. Глиняное яйцо могло и раскрашиваться, на него могли наноситься орнаменты, но всегда на нем была монограмма Х.В, указывающая, что перед нами именно пасхальное яйцо. Отсутствие монограммы на яйце, говорит нам о том, что это яйцо сувенирное. Пасхальное же яйцо делалось только к Пасхе – в остальное время года оно не продавалось и не создавалось. Яйца красились на Страстной неделе в Чистый Четверг, а в субботний день они освящались вместе с куличом и пасхой.

После глиняных яиц появились деревянные яйца. Яйцо стало столярным и токарным изделием. (Существовала еще и бытовая традиция изготовления деревянных яиц, но они не были пасхальными, так как подкладывались эти яйца-обманки в то место, где курица-несушка откладывала яйца). Точеное деревянное яйцо сначала было целиковое, а потом стали изготовлять и раскрывающиеся яйца, полые внутри. Причем работа токарные делалась в первой половине 17 веке отменно (а потом, при Петре, когда Петром I были завезены иноземные токарные станки, появились новые возможности улучшения внешнего вида яйца). Раскрывающееся яйцо является прообразом нынешних “киндер– сюрпризов”. На Пасху обменивались, естественно, прежде всего “живыми” яйцами. Но дарили именно раскрывающиеся яйца, внутри которых помещались подарочки. Яйцо, таким образом, было с секретом или с сюрпризом. Раскрывая яйцо, дети и взрослые получали незатейливое колечко, сережечки (богатые могли позволить себе и дорогой подарок, но в народной бытовой культуре, естественно, не были приняты дорогие подарки, да и вообще тут дело не в цене, а в радости обряда). Можно было положить в яйцо просто конфеточку или что-либо из сладкого. Итак, традиция раскрывающегося яйца – яйца с подарком – возникла в нашей стране еще в 17 веке. Деревянное яйцо давало возможность его украшать более искусно, нежели глиняное. Яйца имели форму натуральных (похожих на куриные, гусиные, утиные и даже голубиные), но все же яйцо и “вырастало”, чтобы в него можно было положить более объемный подарочек. Сюрприз в том и состоял, что вложенный в яйцо подарок был много больше самого яйца. Например, из яйца доставался тонкий платочек. Или внутри яйца размещался весь комплект домино ( яйцо № 5). Скажем сразу, что знаменитейший Фаберже именно оттуда, из русской народной традиции, почерпнул идею изготовления яиц с неожиданным сюрпризом. Его известное пасхальное яйцо, внутри которого помещался поезд с железной дорогой – разве не имело своим источником все тот же первообраз – народное яйцо с “сюрпризом”, которое знаменитый ювелир видел на русском базаре. Есть точка зрения, что матрешка пришла к нам из Японии. Но этот вопрос тут же станет спорным, если мы знаем о традиции изготовления праздничных яиц, ибо так же издавна известны пасхальные яйца, полые изнутри и вкладывающиеся друг в друга – в большое чуть меньше, а в него – еще меньше. Скажите, чем не принцип матрешки? Версия японской по роду матрешки существует даже в музее Поленова. Художник, будучи в Японии, привез фигурки – одна в одной, и стали художники делать матрешек. Но мы уже знаем что этот принцип давно существовал в народной культуре. До пяти яиц могли быть вложенными друг в друга. Этот же принцип для нас сохранила русская народная сказка – вспомните те сказки, где герою нужно было искать смерть Кощея Бессмертного: сначала сундук, в сундуке – утку, в утке – яйцо, а в яйце – иглу. Можно вспомнить еще и о том, что сундуки на базаре продавались по такому же принципу – в большой вкладывался меньший, а в него еще более маленький и т.д. Существовали подобные же шкатулки. У нас нет никаких основании считать матрешку не русской игрушкой.

Украшение или оформление пасхального яйца тоже постепенно менялось. Яйцо деревянное могло быть раскрашено и в один цвет, но все же появляется и яйцо с орнаментом. Распространенные писанки с их орнаментом были известны очень давно – сначала роспись шла по “живому” яйцу, а потом и по деревянному. На яйце стали расписывать сюжеты – жизненные, сказочные, былинные, появились пейзажи, орнаменты. Религиозных сюжетов в 17-18 веке на деревянное яйце почти не было. Мы можем предположить, что дело тут не в умении или неумении мастеров, но в осторожности, в основе которой лежало серьезное и священное отношение к церковной храмовой росписи, а также иконописи. Иконописец писал святые лики по благословению. А потому именно уважение традиции и понимание особенности этой деятельности были тем “препятствием”, которое не позволяло всякому желающему писать лики святых. Русские люди бережно и ответственно относились к церковной традиции. Писать орнамент, пейзажи, бытовые сюжеты было более естественно. В нашем альбоме представлено пасхальное яйцо, на котором выписан цыпленок-новобранец, идущий с сидором, в фуражке, солдатским ремнем служить в армию царю-батюшке. Он бодро и весело шагает при полной амуниции. Изображались на яйце и девушки-красавицы, держащие в руках саму пасху треугольной формы. Но на каждом яйце, повторим, непременно присутствовала монограмма Х.В., любовно прописанная, с использованием красивой вязи.

С развитием стекольной промышленности появились и первые стеклянные яйца.. Конечно, стекло появилось и в быту. Но было оно очень дорогим – стеклянные кубки, например, имели только богатые люди. Но стекло было не только простым, но и цветным. Из такого стекла и делались пасхальные яйца. Цвета встречались разнообразные – красного, лилового, синего, голубого, зеленого, изумрудного и белого матового. Оно также было обязательно отмечено пасхальными атрибутами (Х.В.), что закладывалось в самой форме уже при литье. На яйце мог быть выпуклый рисунок, а на просвет эти яйца “играли”, улавливая солнечный луч. Они были красивыми       и нарядными. Но с развитием стекольной

промышленности, с появлением дутья, – получались уже тонкостенные сосуды, – эта техника была применена и к пасхальным яйцам. Появились тонкостенные дутые, легкие, изящные пасхальные яйца. Но как сделать это яйцо нарядным – сверху его не покрасишь – краска быстро сойдет. А из цветного стекла дуть было очень дорого. Тогда научились красить яйцо изнутри. Но и на пасхальное яйцо, изготовленное из стекла наносился накладной рисунок.

На Пасху хозяин лавки заказывал на стекольном заводе какое-либо количество яиц, которые он сможет продать. Яйца украшались медными формами снизу и сверху, держателями, ленточками; каменьями украшалась сама лента. Тогда не очень дорогим был жемчуг, поэтому ленты, которые пропускались внутри пасхального полого яйца, расшивались и золотой ниткой, и жемчугом. На висячих яйцах, которые подвешивались к киоту, или размещалось в пасхальном уголке. В нем горочкой укладывались яйца, ставилась сама пасха и куличи.

Стеклянные яйца были трех видов – одни литые, но чтобы они не катились, на них делалась платформочка – срезался “пятачок”, причем срезался с нарушением центра тяжести для того, чтобы яйцо вставало по диагонали, или лежало. Второй вид яиц – это те, которые подвешивались. И третий вид яиц – это те, что ставились на подставочку. Подставочка была из ленточки или из бумаги. С развитием фарфоровой промышленности, с появлением первых фарфоровых заводов, появляется и яйцо фарфоровое. Первое, дошедшее до нас фарфоровое яйцо, созданное к Пасхе, датировано 1749 годом. Его изготовил знаменитый изобретатель фарфора Дмитрий Виноградов, соратник М.В.Ломоносова. У Виноградова была тяжелая судьба, ибо он практически был заточен в “золотой клетке”. К нему был приставлен барон Черкасов, который никуда его не выпускал, ибо настолько было ценно и дорого то, что он делал. Виноградов был уникальным мастером по фарфору. Он первым, раньше чем в Европе, стал делать качественный фарфор, обладал уникальным в то время умением лепки на фарфоре. Виноградов это свое умение принес и в пасхальное яйцо – на своих изделиях он везде оставлял автограф: делал или кисточку, или веточку винограда. Изготовленные им первые фарфоровые яйца были дивной красоты, очень дорого стоили, так как их делалось только несколько штук. В 1748 году было открыто фарфоровое производство и производство нарядных яиц было поставлено на промышленную основу. Императорский фарфоровый завод с каждым годом выпускал все больше и больше пасхальных яиц вплоть до революции 1917 года. Именно этот завод изготовлял к каждой Пасхе яйца для челнов императорской фамилии “на раздачу” при обряде христосования. В начале 19 столетия появились и частные фарфоровые фабрики, которые также стали готовить пасхальные яйца в дар. В 1799 году, например, Императорский фарфоровый завод изготовил 254 яйца, а в 1802 году – уже 960. К Пасхе 1914 года было выпущено 3 991 фарфоровое яйцо, а в 1916 году – 15 365 штук. Очень большой заказ на изготовление пасхальных яиц был сделан в 1915 году императрицей Александрой Федоровной. Он был сделан с милосердными целями – на Пасху раздаривались яйца на фронте. Это было 200 фарфоровых яиц, а помимо них – стеклянные, деревянные. На яйце присутствовали инициалы – вензель заказчика.(См. в альбоме такое яйцо с инициалами А.Ф. – императрица Александра Федоровна). Яйца мог заказывать сам император и ближайшее его окружение.

Вместе с фарфоровыми яйцами началась другая эпоха пасхальной красоты. На фарфоре стала возможна изысканная пластика, но старые яйца 18-19 века украшены не только пластически, но и живописно. Впервые именно на фарфоровом яйце мы встречаем традиционные религиозные сюжеты. Конечно же, это делалось с церковного благословения. Наиболее типичными были сюжеты “Сошествие во ад”, “Воскресение”. С 19-го века можно говорить об индустрии пасхального яйца – стали возможны и большие заказы для Императорского двора, и личные заказы богатых людей… Но теперь и в стеклянном яйце тоже используются религиозные сюжеты. Но как их на нем разместить? На внешней поверхности стеклянного яйца роспись была невозможна, как невозможна была и изнутри. Однако есть уникальные яйца, где религиозное изображение расположено внутри яйца (яйцо № ). Форма такого яйца необычна – яйцо можно назвать огромным, оно примерно в десять раз больше “живого” куриного яйца.

Были яйца и металлические. Первоначально это был металл драгоценный – использовалось серебро и золото. Эти яйца делались ювелирами. Они были полыми внутри, раскрывались, а внутрь помещался “секрет”. Серебряное яйцо как ювелирное, изделие обильно украшалось. Сохранились яйца, выполненные в такой технике на серебре, что они на ощупь кажутся покрытыми цветным с росписью шелком. Именно ювелиры стали делать не только пасхальные яйца, но и яйца-сувениры. И хотя яйцо делалось на Пасху, смысл его был иным – такое яйцо имело бытовой смысл, служило украшением бытового обихода. В форме яйца делались пудреницы или целые парфюмерные наборы – внутри раскрывающегося яйца помещались флакон духов, тушь, кисточка, еще кисточка и т.д. Но наибольшую изысканность традиция соединения пасхального яйца с ювелирным украшением, конечно же, достигла у Фаберже. Мастерские Фаберже создали 56 пасхальных яиц для императора Александра III и Николая II. В его мастерских создавались и пасхальные яйца по заказам частных лиц. Мы знаем, что раритетные пасхальные яйца Фаберже в настоящее время находятся в коллекции английской королевы (12 штук), у 11 экземпляров владельцем является американский журнал “Форбс”, 10 яиц находится в Оружейной палате Московского Кремля. (Основная часть коллекции Фаберже была продана советским правительством в 1920-е годы для пополнения казны валютой).

Главным мастером фирмы Фаберже был Михаил Перхин, который в 1885 году и изготовил первое пасхальное яйцо. Его инициалы ставились на всех пасхальных яйцах-сюрпризах вплоть до его смерти, последовавшей в 1903 году. Это знаменитое первое яйцо состояло из оболочки-скорлупы (из слоновой кости). Внутри располагалась курица из золота с рубиновыми глазами, покрытая эмалью. Внутри курицы – золотая корона, унизанная жемчугом, а в короне – золотое кольцо. Именно с этого первого яйца Михаила Перхина установилась в императорской семье традиция ежегодного пасхального дарения яиц фирмы Фаберже. Если знаменитому мастеру задавали заранее вопрос о сюжете будущего яйца, он всегда отвечал одно: “Ваше Величество будет довольно”. Карл Фаберже – гениальный менеджер, организатор, вместе с братом – модельером– художником, конечно же, именно на русском базаре, почерпнул саму идею яйца-сюрприза.' В промышленном и ювелирном мире Фаберже стал законодателем моды. Он начинал с пробных серебряных приборов, в которые вкраплял дополнительные декоративные элементы. Можно было стол накрыть из набора Фаберже – его вилочки, ножички имели красивые ручки, новую удобную пластику. Он ввел скульптурную пластику, чего не было раньше. Его изделия стали очень модными, носили принцип утилитарный, но при этом были изящны, неожиданны, удивляли. Например, бублик из серебра фирмы Фаберже, можно было открыть. И тогда становилось ясно, что перед вами солонка. Прекрасно выглядели наборы для специй в виде воробушка и т.д. К чести Фаберже надо сказать, что он опирался прежде всего на русскую традицию, изучал ее. Он жил русской культурой, дающей богатое поле для фантазии художника– ювелира. Он собрал великолепных русских мастеров. Уникальных мастеров. Именно ими были созданы все “чудеса” Фаберже: в том числе и его знаменитое яйцо с паровозом, железной дорогой. Впрочем, тогда и сама железная дорога, недавно построенная, воспринималась как “чудо света”. И отразил этот дух времени, это восхищение именно Фаберже в своем пасхальном яйце. Паровоз, вагончики, дверцы в них открывались, колеса крутились, он заводился и двигался по рельсам, которые выстраивались вокруг пасхального яйца. И все это помещалось в одном яйце. Небывалая прежде красота пасхального яйца Фаберже держалась еще и на том, что он использовал все техники – монтировка и литье помогали реализовать любые фантазии художника. Можно было делать любые вставки – и художественные, и живописные, использовать драгоценные камни, кость, накладывать эмаль. Итак, пасхальное ювелирное яйцо обязательно раскрывалось – в нем был “секрет” или сюрприз. И это был новый виток развития традиции, известной в России издревле. Ювелирное яйцо делалось любых форм и любой величины – от маленького до гигантского.

Традиция изготовления пасхальных яиц сегодня возрождается вновь во всей своей прежней красоте и силе. По-прежнему делаются яйца-писанки, то есть расписанные орнаментом либо геометрическим, либо растительным и зооморфным. Их делали прежде в сельских местностях, когда в каждом селе были две-три свои расписчицы. В начале 20 века возникло производство полховско-майданских токарных расписных яиц – роспись этих яиц выполнена алой, желтой и синей красками. Растительный орнамент сочетается здесь с изобразительными элементами: птицами, домами, деревьями, солнцем, рекой. Часто встречались изображения петушка, курочки, храма, церкви. Пасхальные яйца расписывали мастера Хохломы и Гжели, Федоскина и Палеха, Мстеры и Холуя. Издавно было известно и искусство холмогорских мастеров. Известно знаменитое яйцо мастера С. Минина – это выточенный из цельного куска мамонтовой кости ажурный футляр, основанием которого является позолоченное разъемное серебряное яйцо. Это яйцо “превращается” (при желании) в две одинаковые по размеру рюмочки. Особенно славились кустарные артели Сергиева Посада. А рядом, в Хотьково, знаменитом своими резчиками по дереву и кости, тоже изготовлялись пасхальные яйца и украшались резным орнаментом, который полностью покрывал поверхность яйца.

Яйца делались их драгоценных и полудрагоценных камней – родонита, мрамора, яшмы, агата, малахита, нефрита, лазурита, оникса и др. Керамические производства вновь выпускают яйца из фарфора, фаянса, майолики. Вновь создаются санкт-петербурскими мастерами пасхальные яйца по образцам Фаберже. И, конечно же, пасхальное яйцо получило авторское исполнение – религиозные сюжеты, пейзажи с архитектурой, литературные сюжеты используются художниками при росписи праздничных яиц.

Да, вся эта богатейшая пасхальная традиция, возрождение которой происходит на наших глазах, казалось бы умерла в 1917 году с момента гонения на Церковь и церковные обряды. Да, умерла традиция как искусство. Но не умерла традиция в жизни – Пасху в России отмечали всегда, даже в самые страшные годы репрессий. Никто не смог ее запретить. Все мы помним, что крашение яиц на Пасху никогда не исчезало. Везде пеклись куличи. Все по-прежнему христосовались, а дети играли в пасхальные игры с яйцами.

Сегодня можно говорить об индустрии пасхального яйца. Яйца изготовляются не только к Пасхе, а круглогодично. С одной стороны, можно говорить о возрождении всех лучших традиций, но нельзя не заметить и искажений, которые всегда связаны с индустриализацией. Расписывать яйца церковными сюжетами стали смело расписывать люди, не имеющие никакого отношения к православной традиции, а потому неминуемо извращение сюжета и отступление от канона: Появились, например, яйца с сюжетом Рождества Христова, что само по себе странно – как дарить на Пасху такое яйцо? Конечно, праздник Рождества Христова – святой для каждого христианина, но он более чтим в Западной Европе, так что появление этого сюжета на яйце можно рассматривать как неорганичное для русской традиции, да и это уже яйцо сувенирное. Сувенирное яйцо может быть красивым. Но пасхальное яйцо для человека православного – это не просто красивый атрибут, он связан с самым главным Праздником – Праздником Праздников. Его пасхальной радостью, которая не вмещает в себя только земную рукотворную красоту.

“Дорого яичко к Христову дню” – так говорят не случайно. Жизнь традиции, воплощенной в пасхальном яйце, никогда в России не исчезала, как никогда не иссякала пасхальная радость. Все это жило и живет в народе, сохранившем веру свою и свою культуру.

Анатолий Малашкин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"