Фрагменты книги «Виктор Лихоносов. Люблю тебя светло»
«Новосибирск, Кольцово, март 1996 г.
Дорогой Виктор Иванович!
Независимо от газет и прочих СМИ я и так помню, что тебе вот-вот стукнет 60. Не вздрагивай, возраст хороший! Что-то привяло в теле, что-то распрямилось в душе, жизнь идет, так как крутится и крутится мироздание, возраст которого имеет другие измерения. Нередко, вечерами, я вспоминаю те годы и вижу славные деньки, яркое солнце и наши незатейливые фигурки. Мы были окружены хорошими людьми и видели много хорошего. Не могу без улыбки вспоминать наши страсти-мордасти! Славно все было! Поздравляю с юбилеем, обнимаю, крепко люблю и желаю многих лет здоровья, счастья и творчества! Дружеский привет Оле и всем твоим.
Твой Эрик»
«Юрочка дорогой!
Не писал это время, так как в честь даты Виктора Ивановича сидел-вспоминал, прокручивал в памяти то славное времячко, когда мы росли и росли наши усы. Много светлых минут пережил, вспоминая те дни, и как мог, хоть и обрывочно инесвязанно, переложил на бумагу уходящую тень отдельных минут от нашего молодого века, который когда-то казался нескончаемым. Я составил эти скромные, непоследовательные страницы для дружеского чтения, чтобы как-то с моей стороны почтить круглую Витькину дату. Если развлеку, или взволную хоть на момент тебя и Витьку – буду счастлив. Задним счетом думаю, что все равно вам будет интересно, хоть и будете местами возражать, дескать – приврал!
Любящий вас, Матвей
О В.И. ЛИХОНОСОВЕ
В прошлом году исполнилось 75 лет другу с детства Виктору Ивановичу Лихоносову. Это повод обернуться и вспомнить былое. Дело давнее, в каких-то деталях могу ошибиться, но череду событий, надеюсь, не перевру.
В 1945 году, живя в Новосибирске, я перешел учиться из 62-й школы в 73-ю мужскую среднюю школу, во 2»Б» класс. Классный руководитель – Нина Ивановна, женщина рослая, сильная; очень внушительный вид и голос. В классе было под сорок человек и среди них мой будущий друг В. Лихоносов. Класс постоянно бурлил, как горшок на печке, особенно в перерывах. Однако на уроках это бурление загонялось вглубь наших худеньких послевоенных тел под строгим взглядом Нины Ивановны, который она могла подкрепить и своим твердым голосом, а то и подзатыльником. В эту пору мы с Виктором еще не сошлись близко, так как не сразу вызрели побеги взаимных симпатий.
Взрослеть мы начали класса с 6-го. С самым близким другом моим, Юрием Назаровым, мы жили в одном доме, в 4-х этажке (мы имели такой адрес: Новосибирск, Кривощеково, 4-х этажка; хотя в Новосибирске жило с полмиллиона человек), но учились в параллельных классах. Он в «А», а я в «Б». С Юрой мы проводили вместе все не школьное время, а с Виктором мы, примерно с 6-7-го класса сидели за одной партой. Ряд наш был у входной двери, а сидели мы на третьей парте. Место хорошее. Доску видно и от учителя не так близко.
Союз наш был приятным и полезным. Мне лучше давались точные науки, Виктору – все гуманитарное и, конечно, литература. Тяготение к слову, к русской речи и письменности в нем было заложено от природы.
Даже почерк его, изящный, чуть кудрявый, выдавал человека искусства.
Если на уроках математики, физики он выглядел то невнимательным, то откровенно обеспокоенным за правильность ответа, зато на литературе он преображался, попадая в свою стихию. Все его трогало и волновало. Для нас, большинства, это был просто очередной урок, для него каждый раз – событие, открывающее новую дверь или новый путь в чудесную страну «литературу». Я вовсе не подгоняю воспоминания к его теперешнему высокому положению русского известного писателя. Скорее удивляюсь точности той магнитной стрелки, которая привела его позднее в журнал «Новый мир».
Наш преподаватель русского языка, Лев Николаевич Солуянов (Царствие ему небесное!), комментируя результаты очередного сочинения, обычно начинал с критики в адрес всяких шалопаев; потом в его голосе появлялись уважительные нотки, когда он похваливал устойчивых хорошистов; последние же его слова всегда были обращены к Виктору. Голос учителя теплел. он с видимым удовольствием зачитывал целые отрывки из его сочинения. Я думаю, что делал он это даже не с целью педагогического назидания, а просто ради собственного удовольствия. Хотя, возможно, это и есть акт высшей педагогики.
Я думаю, дело не в том, что школьник Лихоносов писал о Катерине из «Грозы» лучше Островского. Видимо, дело было в том, что, прикасаясь своим словом к созданиям великих мастеров, Виктор, как никто из нас, мог сообщить состояние своей души, создавшееся под воздействием книги, которую мы просто изучали, а он впитывал сердцем, любя все, связанное с русской литературой.
По сравнению с нынешними школьниками, рабами телевизоров, магнитофонов и «денди», мы были графоманами (не в смысле сочинительства, а чтения), так как книги для нас были главным источником знаний (все в точности по Горькому).
Пора, однако, подправить мои воспоминания, чтобы не создать искривленное, однобокое представление о Викторе Ивановиче. Конечно, это был обыкновенный мальчишка, для которого были интересны все грани жизни, в особенности спорт. Футбол, конечно, раньше всего! Это позднее клумбы цветников, гаражи и всякие полезные насаждения изгнали из дворов площадки, стихийно используемые ребятами для футбола.
Два камня, а еще чаще школьные сумки, сброшенные в две кучки, образовывали ворота, и пацаны, рассчитавшись на раз-два, разделялись на непримиримых соперников. Драгоценную послевоенных времен обувь берегли, так что обыкновенно гоняли мяч босиком, завернув также и штанины под колено, боясь материнского укора. Футбольные схватки длились до полного исчерпания времени или сил. Над полем носилось многоголосие призывов и оценок: «Кизюля, пас! – Мазила! Керя, давай! Ура!» и т. д. и т. п. Это была жизнь, наполненная страстями, удачами, истинным горем поражений и восторгами побед. Больше всего ценили удар, наносимый сходу, в мгновенно создавшейся ситуации, неотразимый гол! Такой удар наносился босой ногой с оттянутыми назад пальцами, чтобы мяч пришелся на подъем стопы. Главное искусство состояло в том, чтобы при сильном замахе попасть по мячу, а не по земле. Этим босоногим искусством безупречно владел Виктор.
Позднее были и гимнастика, и баскетбол, так сказать зальные виды спорта. Темперамент и вкусы Виктора сказывались и здесь. В баскетбол играл с тем же футбольным азартом и ловкостью был равнодушен.
***
В старших классах центральным увлечением стал школьный театр. У этого увлечения было две стороны. С одной стороны – искусство, с другой – девочки. Учились мы в то время раздельно, в мужских и женских школах. Класса с седьмого стали ходить на вечера, девочки к нам, мы в их 70-ю женскую школу. Знакомились, сдруживались, образовывали группы.
Наша компания, куда входило десятка полтора девчонок и мальчишек, называлась «община». Центром ее был необыкновенный парень, наш соклассник Валя Каган. Он превосходил нас во многом. Ростом, силой, спокойствием и рассудительностью был как взрослый. В школе был абсолютным отличником. Хорошо и очень охотно играл на пианино. Но самое главное, у Вальки была мать, гостеприимно принимавшая всю нашу компанию в их небольшой квартирке. Здесь встречались, пели песни, трепались обо всем и строили планы на взрослую жизнь.
Большая часть общины влилась в школьный театр. Играли сцены из Островского, Горького, Маяковского и т. д. Виктор был непременным участником всех постановок. Помню сценку: огромный Валька Каган – Несчастливцев и маленький рядом с ним Счастливцев – Лихоносов. Каган-Несчастливцев неторопливо, увесисто басит Островский текст, а Счастливцев-Лихоносов, будучи абсолютно в образе, живо-живо тараторит свою партию. А в зале наша отзывчивая и дружелюбная публика восторженно аплодирует назидательному финалу. На взгляд школьника того времени, Лихоносов был замечательным актером, стоявшим в ряду таких школьных знаменитостей как Ю. Назаров, А. Карпов, В. Поночевный (позднее ставшие профессиональными актерами).
***
И вот наступил 1954 год, год выпускной. Экзамены, длиннее нынешнего спортивного десятиборья, успешно сданы, и перед нами открыт весь мир. Закончилась самая счастливая пора жизни, оглядываясь на которую, понимаешь, что всем этим прошедшим счастьем мы были обязаны замечательному поколению наших родителей, в особенности матерей. Многие отцы погибли на прошедшей Отечественной войне; те, кому повезло, вернулись восстанавливать жизнь страны, а матери наши, не зная устали, не покладая рук, растили нас. Материальных благ мы много не видели, но самое ценное – материнская неусыпная ласка и забота – нам достались вполне, и это сделало нас счастливыми выпускниками 1954 года. А вот дальше, в самостоятельной жизни все пошло сложнее. Но это все потом.
Трое друзей, Лихоносов, Назаров и автор этих строк, решают ехать в Москву. У Лихонова и Назарова все давно обдумано и определено их яркой театральной судьбой. Они будут поступать в театральный институт.
Мою судьбу Виктор решает просто и великодушно: «У тебя по химии пять, будешь поступать в Московский Менделеевский институт!»
***
Ах, пассажирские поезда того времени! Неторопливые, необязательные, но очень домашние. Я здесь не точен. Конечно, скорые и литерные ходили как часы, а вот всякие дополнительные, не взирая на Кагановича, ходили произвольно. Помню, что тем поездом мы добирались до Москвы пятеро суток. Сегодня поезд «Сибиряк» добегает от Новосибирска до Москвы за 46 часов. Ей Богу, не знаю, что лучше!
Во времена, которые мы вспоминаем, поезд, ведомый паровозом «Иосиф Сталин», через 300-500 км пути останавливался для заправки водой и углем. Заправка длилась 40-60 минут. За это время пассажир мог пообедать в вокзальном ресторане, купить газеты, пирожки, пиво, горячую картошку, рыбу, помидоры, огурцы и редиску. Он возвращался к объявленному времени в вагон, но поезд еще 10-15 минут великодушно дожидался опоздавших. Потом он долго гудел, распыхивал ход своих колес, демонстративно трогаясь, и уж потом бесповоротно набирал стремительный ход.
Увы, то время!
Виктор выскакивал на всех остановках, возвращался с толстой пачкой газет и новым дорожным анекдотом. В поездах того времени дозволялось открыть дверь, сесть на ступеньках и воспринимать движение прямиком в грудь и в душу. Наговорившись, наспорившись в вагоне о судьбах всемирной литературы, мы усаживались на ступеньках и вдыхали воздух странствия, а глазом пропускали в мозг миллионно-кратный разрез образа нашей Родины. Все виденное нами подтверждало правдивость читанного нами: «Родина наша – велика и прекрасна»!
На Урале нам повезло стоять полсуток. Мы успели и нагуляться и искупаться за это время. Оглядели впервые чудеса горной местности, призадумались о разности земель нашей огромной страны. Потом пошла череда прекраснейших городов России. Виктор, переполненный прочитанным о русской земле, с восторгом узнавал знакомые из книг названия по вывескам станций и приплясывал на перроне, выдавая восторг первооткрывателя. Юрка, обладающий более точной памятью, временами осаживал нашего первооткрывателя, но все умное вторично перед первым восторгом души.
***
Вот и Москва – цель и центр нашего стремления. После Казанского вокзала, подавившего нас многолюдством и скоростью броуновского движения человеческих тел, все как-то устроилось, и мы оказались в общежитиях наших институтов. Я, как меня и определил Виктор Иванович, оказался на Соколе в общежитии МХТИ, а друзья мои на ул. Трифоновской, в общежитиях театральных училищ.
Напряженность этих двух недель экзаменационного пребывания в Москве столь драматична, что перо мое опускается, не решаясь описывать те события. Мои-то дела устроились просто и благополучно. Я спокойно прошел собеседование и был принят в Московский химико-технологический институт им. Д.И. Менделеева, где конкурс всего-то и был 1:5. Мои же друзья решились на испытания, где на каждое место претендовало 30-40 страдальцев-талантов. Юра прошел, и это наше первое общее ура! Но, увы, и еще раз, увы! Не разглядели педагоги Щукинского училища таланта нашего главного героя. Я думаю, хоть и не присутствовал при испытаниях, что все происходило торопливо, поверхностно и, наверняка, нервно. В отличие от нас, технарей, в искусстве предусмотрено три тура. Но лицедейство – штука коварная! В любой момент у испытуемого может возникнуть мильон препятствий, из которых главное – мандраж.
***
Печальное возвращение домой. У неудачи фиолетовые тона, на краю видимого спектра. Виктор поступает в Новосибирский сельхозинститут, едет осенью на уборку в колхоз в открытой машине, жестоко простывает и тяжело заболевает. Болезнь держит его взаперти почти год. Газеты, книги и мать – единственное его общение с внешним миром. Главную роль в его жизни, конечно, сыграла его мать – глубокоуважаемая Татьяна Андреевна, женщина необыкновенная во многом. Ее главным качеством были стойкость и доброта. Что бы ни происходило, эта женщина всегда излучала участие, готовность подхватить любую ношу, всегда принять, улыбнуться и дать добрый совет. Пока наш герой болел, его мать, полная творящей и доброй силы, выправила и тело его и душу.
Пришла весна и наш лирик отправился искать счастье в славном городе Краснодаре. В этот раз все сложилось хорошо. Он поступает на историко-филологический факультет Краснодарского университета, и дальше – это обычное студенческое счастье на целых пять лет. Он быстро крепнет, обзаводится новыми друзьями и подругами. В письмах его все больше прежнего юношеского озорства. Он оттачивает сальто с места и с разбега, делая их подчас на булыжной мостовой, не снимая пиджака и ботинок, разве что отставив в сторонку чемоданчик с книгами. Никогда я не был в Краснодаре, а, видимо, что-то необычное есть в этом старинном городе, где воспрял духом и телом наш герой. Все чаще в его письмах не воспоминания о прошлом, а новые краснодарские мотивы и сюжеты с участием нового друга Кеши.
Летом на каникулах мы, Виктор, Юра и еще несколько наших друзей, встречались в Новосибирске и, сколько помню, бесконечно провожали друг друга до дому. Не в силах закончить рассказы о том, что с каждым было, мы разворачивались в противоположную сторону и все продолжалось. Теперь, так сказать, едучи с ярмарки, понимаешь, что по интенсивности жизни и чувств молодость – единственная пора. И позднее случается много хорошего, но все как-то гораздо тише и глуше.
Виктор тогда еще, мне кажется, не приступал всерьез к сочинительству. Были письма, наброски, но ничего законченного к предъявлению читателю не помню. Это была пора накопления. Отдача наступит позже.
***
Хрупкое, однако, даже счастье молодости. Не успевает Господь Бог всех предостеречь, да простится мне это смиренное замечание! Где-то на последних курсах Виктор снова внезапно и скоротечно заболевает. Быстрая операция спасает его, но все происшедшее переменяет нашего героя, переведя его в другое состояние духа и тела. Это уже другой человек, много старше нас по опыту многострадальной души. Надлом от болезни еще долго будет заметен, но восстановительная работа началась сразу и уверенно. Много передумал и перечувствовал наш герой, в основном в себе, скупо комментируя свое продвижение вперед в письмах к друзьям. Тише и лиричнее стали его письма, задумчивее рассуждения, отвлеченнее от сегодня. Взгляд его устремлялся одновременно в наше личное прошлое, и становился много шире ранних юношеских установок; и в то же время все чаще в его высказываниях, письменных и устных, звучал мотив Родины, малой Новосибирской и Краснодарской, и большой, всей России. В его письмах природный, полный щедрой избыточной живописности слог мало-помалу сменялся на суховатый и точный слог, в котором, однако, по-прежнему угадывалось горение души. Юность кончилась.
***
Распределения по окончании институтов, как и поступления, свершились быстро и как будто бы тяп-ляп, но нам было грех жаловаться. Юрий Владимирович Назаров, уже на последнем курсе получавший много приглашений из могучей державы славного Советского кино, был определен в театр Ленинского Комсомола. Виктор Иванович Лихоносов, выучившийся на деньги избирателей Краснодарского края, был справедливо направлен на учительскую должность в станицу. Автор этих строк, выпускник МХТИ им. Д.И. Менделеева, был распределен в только что созданное Сибирское отделение Академии наук СССР.
Словом, каждый из нас попал, куда надо. Ю.В. Назаров, необычайно окрепший за годы учебы, уверенно вошел в круг испытанных гладиаторов актерского действа и стоит в нем по сию пору. В.И. Лихоносов, герой нашего рассказа, быстро завоевал пристальное внимание читающей публики, а для многих сразу стал любимым писателем. Я, грешный, тоже нашел свое место у лабораторного стола. Как говорится: «Чего же боле!»...
Ах, если бы только в этом и было счастье...
Но, вы знаете, сколько-то и в этом было счастья!
Дело не только в личном удовлетворении. Позднее, присутствуя при встречах моих друзей с публикой, я видел, как много значит образ моих друзей-творцов искусства и их труд для российского читателя и зрителя.
Зритель, конечно, более выразителен. Во Внуковском аэропорту, к провожающему меня Ю.В. Назарову без колебаний подходит при мне женщина – пассажирка средних лет – и с ходу, второпях, высказывает ему все копившееся восхищение от его кинообразов.
В.И. Лихоносову, который не был известен народу по экрану, были адресованы тысячи писем читателей с тем же накалом приязни и благодарности за творчество. Читатель и зритель наш – чудесный партнер, теплый, восприимчивый и благодарный. Наверное, частично и этому, обязана наша земля рождением прекрасных творцов искусства, которое само есть простой отклик на этот светлый привет.
***
Вот мы и разъехались; даже не столько географически, мы и так были в разных городах, сколько по профессиональной углубленности. Какое-то время даже переписка притихла. Каждый в своем углу сватался, женился, ссорился, сходился, словом устраивал личную жизнь. Потом, как после бури, все вдруг разгладилось, поверхность вод очистилась, и мы снова нашли друг друга.
Все-таки это было уже другое состояние. Нам было по 23-24 года, все без исключения переженились. Уж, какое счастье кто нашел, это потом станет ясно, а пока все женаты!
В эту-то прекрасную пору, которую можно сравнить с апрелем-маем, когда набухшие расфуфыренные почки лопаются, давая дорогу зеленым листочкам, и деревья мигом покрываются чудесным нарядом, именно в эту пору появились первые ростки литературного творчества Виктора Ивановича Лихоносова.
Заявка была скромная. Рассказ «Брянские». Все просто и незатейливо, но рассказано так, что хочется читать и читать. Понимаешь теперь покойного Льва Николаевича Солуянова, нашего учителя русского языка и литературы, который зачитывал нам на уроках образцы лихоносовской прозы. Не буду цитатами усложнять свой рассказ. Тут всего-то довольно дать два-три словосочетания, чтобы представить русскость и музыкальность лихоносовского языка: «...уже ноябрь, еще светлы дали...», или «...дом у колодца, поле до леса...»
Впрочем, что я! Зачем вторгаюсь на чужой выпас. Есть профессиональные аналитики с великолепным чувством языка и стиля, и среди них есть те, кто полюбил Лихоносова сразу. Например, Олег Николаевич Михайлов, известнейший литературовед. Дальше я воздержусь от литературных оценок творчества нашего героя, а лучше потрачу время на то, чтобы как-то дополнительно высветить развитие его души, насколько это в моих скромных любительских силах. Впрочем, ведь сидел же я с ним на одной парте в школе.
Жизнь самоценна. Она протекает, однако, в мире, имеющем определенное устройство. Мы жили при социализме, который имел очень четкие законы и правила. Мы, выросшие в этом обществе, легко и безболезненно мирились с его ограничениями, но зато и пользовались теми возможностями в области образования, культуры и социальной политики, о которых теперь Россия плачет, потеряв их, возможно, безвозвратно. В том мире царил настоящий идеализм, оттолкнув и похоронив который, нынешняя власть прибрала в чужие руки и многое из материального мира, созданного трудом советских людей.
Ю. Назаров в публичных выступлениях постоянно спрашивает публику: «Назовите, чему плохому нас учила Советская власть?» Никто прямым ответом ему не может возразить. Такого прямого ответа физически нет, так как вся идеология Советской власти была построена на вековечных идеалах человечества.
Другое дело практика! Тут дела были значительно хуже. Целину освоили, потом оказалось, что лучше бы добротнее обиходить удобрением и культурой имевшуюся роспашь. Ужесточили экономическую строгость – пополз буйный сорняк теневой экономики. Разрешили импорт ширпотреба – граждане стали воротить нос от отечественного товара. И т. д. и т. п.
Что делал в те времена В.И. Лихоносов? Верный природному чутью, чуждый изгибам моды, он писал обычную историю любви людей друг к другу и к Родине. Искал слово правды, стремясь к библейской справедливости.
В его рассказах и повестях люди верят, стремятся, любят и поступают согласно извечным людским законам добра и справедливости.
В ту пору обычно случалось так. Мы уже были с телефонами. Звучал звонок, поднимаешь трубку, слышен неторопливый басок: «Аллее!» По характерной хрипотце узнаешь Лихоносова. Голос, однако, независимо добивается: «Уголь заказывали? Везу три тонны. У вас какой подъезд? Второй? Где ссыпать?» Знаю я эти нехитрые дружеские розыгрыши. Скоро появляется друг.
Мать его, Татьяна Андреевна, еще несколько лет жила в Новосибирске, ожидая редких приездов Виктора Ивановича и постоянно готовясь к ним. С его приездом появлялись и мы. Чаще всего это случалось чудесным коротким сибирским летом. К этой поре нашей жизни (25-30 лет) мы уже не очень отказывались от хлебосольного подношения Татьяны Андреевны. К праздничному столу присаживались заглянувшие по случаю соседи. Разговор оживлялся, средоточием его была жизнь той самой улицы, которую Виктор описал в своей повести. Вы можете увидеть всех героев тех лет на страницах его повести «На улице Широкой». Не обходилось без застольных песен.
***
Встречи и переписка становились все более редкими. Это было понятно. Жизнь выносила нас независимыми струями на разные течения океана бытия.
60-70-е годы были для Виктора Ивановича замечательной порой возмужания, своих открытий, упорной работы и публикаций недлинной серии рассказов и повестей, каждый из которых стоил ему огромного, требовательного труда. Он говорил однажды при встрече, имея в виду некоторых своих коллег: «Как они могут за год или полгода создать кирпич (рукопись такой толщины)? Иногда дни бьешься над строчкой!»
Это восклицание Лихоносова вовсе не свидетельство его малых писательских сил. Та легкость, с которой он высыпал на тебя в разговоре суждения, мысли, вопросы или воспоминания, как раз свидетельствовала о мощной турбулентности его творческого мышления. Но на бумагу он переводил лишь то, что проходило через стократный внутренний фильтр художественной и нравственной требовательности. Потому и писал относительно мало. И всегда поминал И.А. Бунина, который был для него примером и нравственности, и художественности.
В Бунинской парижской квартирке он побывал-таки по случаю поездки во Францию где-то в конце 70-х годов. Подробности не рассказывал, так как, мне кажется, немногое он нашел из того, что надеялся найти. Умри Бунин в России, его музей был бы другим.
Долгая жизнь на юге, в Краснодаре, понемногу сдвигала пристрастия Виктора и его привычки. Он перевез Татьяну Андреевну на жительство в Тамань, где долго и трудновато коренная сибирячка приживалась к другой почве и иному укладу жизни. Виктор теперь подолгу жил у матери, по-прежнему находя нужный ему отклик у родного человека. Туда же, то по пути, то специально, нет-нет да наведывался Юрий Назаров, который всегда был первым читателем лихоносовских вещей и первым же, и самым суровым критиком.
***
С отъездом Татьяны Андреевны Виктор бывал в Новосибирске все реже. При встречах признавался, что тянет его в Новосибирск по-прежнему.
Случалось, осколки нашей общины собирались вместе, устраивали застолье. Ю. Назаров брал гитару и мог 3-4 часа подряд на память петь песни нашей юности и молодости, а вернее молодости нашей страны. Наши повзрослевшие ровесницы-подружки восхищенно ахали, а Юра – пел.
Виктор Иванович, сколько помню, певческого задора не проявлял, хотя слух имеет музыкальный. Но непременно вступал в хор голосов. Юру сменял Валя Каган, садившийся за пианино, звучала новая череда песен, одна лучше другой. Те, кто жил в ту пору, помнят эти чудесные мелодии, помнят их светлое настроение.
В прошедший праздник встречи нового 1996 года среди хлама, глупостей и ставшей обычной для нынешнего телевидения пошлости, вдруг прошла передача совсем другого звучания. Может быть, она была задумана авторами в духе: «Человечество, смеясь, прощается с прошлым». Зачин передачи так и выдержан. Знаменитые современные певцы в слегка издевательском ключе и подобранных к этому случаю маскарадных костюмах, переиначивая смысл песни на какой-нибудь нынешний подловатый сюжет, пели песни 30-40-50-х годов. Однако постепенно, как у зрителей, так и у певцов, я думаю, всплывало само собой нечто более глубокое – восхищение и любовь к тем истинно советским шедеврам, светлым, гуманистичным, изумительно мелодичным и радостным. Это нельзя было скрыть ни под какими ироническими ухмылками исполнителей, ни их дурацким маскарадом.
Слава Богу! Хоть в такой одежке и хоть раз проскочили эти чудесные песни на экран! На завтра включаешь телевизор – снова иностранное мяукание на всех каналах! Действующая ныне цензура жестче и непримиримее прежней советской. Все неамериканское фильтруется так, что на экран проскакивает только скользкий подхалимаж нынешнему хозяину земли.
***
Примерно, в конце 80-х годов В.И. Лихоносов снова побывал в Новосибирске. Я увидел похудевшего, но все с тем же молодым блеском в глазах, друга. Он мало рассказывал о своей литературной работе, зато жадно вникал во всякие подробности сибирской жизни. Как всякий настоящий писатель, он любил факт, каким бы он ни был, был бы этот факт действительным. В этом заключалось его абсолютное доверие к текущей жизни, это и была его неподдельная народность, как писателя. Он знал, что как бы власти ни планировали жизнь народа, все пойдет так, как угодно будет ей сложиться под воздействием миллиона обстоятельств. Впрочем, все это подробно описал Л.Н. Толстой в «Войне и мире», так что в этом плане В.И. Лихоносов есть законченный толстовец.
Любопытство и интерес Виктора к живым фактам были неутолимы. Его занимало и исчезновение знакомых вывесок или лозунгов, и открытие нового магазина, и перемена цены на какой-нибудь пустяковый товар, что было крайне редко в СССР и т.д. и т.п. Он как бы держал в глазах всю мозаичную картину жизни, улавливая в ней изменения и сдвиги, которые могли бы что-то предсказать. Но он не был предсказателем. Думаю, что его занимала больше просто многокрасочность жизни и те мгновенные отпечатки ее состояния, в которых он видел на миг образовавшуюся красоту и гармонию. Все-таки он лирик и художник до мозга костей, но не моралист.
В тот вечер я дал ему послушать долгоиграющий диск Алеши Дмитриевича, певца русско-цыганского происхождения, давным-давно жившего во Франции и, наверняка, забывшего русский язык. В диске было больше десятка песен. Первые же восхитили Виктора. «Помню, помню, помню я, как меня мама любила...», «Ты, больная меня провожала...» Мы снова и снова крутили пластинку, и Виктор вполголоса подпевал, запоминая движение мелодии и неподражаемые модуляции Алеши Дмитриевича. Алеша был знаменит среди русских эмигрантов и любим многими французами за легкий веселый голос и простую душу, за изящество и изумительно мягкую манеру пения. Это был настоящий развлекатель. Виктор был очарован; пение Алеши было близко ему простотой и природным изяществом. Время было позднее, жалея соседей, мы уменьшили сколько возможно звук. Виктор пригнулся к динамику и сидел, вслушиваясь и временами счастливо улыбаясь. Я был рад доставить другу удовольствие.
Утром я отвез его к нашим общим друзьям, простился с ним и, с тех пор до нынешней поры только редкая переписка...
Эрнест Малыгин, лауреат Ленинской премии
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"