На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Чьё у Кантемировки имя?

Русская классика

«Русские поэты» – антологию поэзии и душе её лирике представило молодому советскому читателю в завершении ХХ века столичное издательство «Детская литература». Её составители особо подчёркивали: русская поэзия XVIIIXX веков является бесценной частью мирового культурного достояния. Первый в семьсот страниц том, вышедший в свет в 1989 году стотысячным тиражом и стоимостью в 2 рубля (были же времена!) включал избранные стихотворения русских поэтов от Кантемира, Ломоносова до Пушкина.

Антиох Дмитриевич Кантемир (1708 – 1744) – из семьи господаря (правителя) Молдавии. Дмитрий Константинович – «птенец гнезда Петрова». Для него и его семьи Россия при Петре Первом стала Отечеством. От рода Кантемиров есть и пошло имя степной слободы, ныне районного центра на юге нашей Воронежской области. А прославили род новых дворян, как отец, так и сын. Выпускник Петербургской Академии наук, на военной службе офицер-поручик, сторонник петровских реформ Антиох Дмитриевич по меркам человеческой жизни прожил мало – 36 лет. Двенадцать из них он достойно отстаивал государственные интересы России в ранге «резидента» (дипломатического представителя) в Англии и во Франции. И ещё. Кантемир с отроческих лет слагал стихи, сатиры, басни, в которых осмеивал ханжество, скупость, лицемерие, расточительность, леность, болтливость и иные пороки. «Всё, что я пишу, пишу по должности гражданина, отбивая всё то, что согражданам моим вредно быть может». Так и принимаем его мысли, написанные «простым и народным почти» стилем того давнего времени.

Пётр Чалый

 

Антиох Кантемир

 

Из сатиры VII

О воспитании к князю Никите Юрьевичу Трубецкому

 

Бесперечь детям твердя строгие уставы,

Наскучишь; истребишь в них всяку любовь славы,

Если часто пред людьми обличать их станешь;

Дай им время и играть; сам себя обманешь,

Буде чаешь поспешить, лишно спеша дело;

Наедине исправлять можешь ты их смело.

Ласковость больше в один час детей исправит,

Чем суровость в целый год; кто часто заставит

Дрожать сына пред собой, хвальну в нем загладит

Смелость и невременно торопеть повадит.

Счастлив, кто надеждою похвал взбудить знает

Младенца; много к тому пример способляет:

Относят к сердцу глаза весть уха скоряе.

 

Пример наставления всякого сильняе:

Он и скотов следовать родителям учит.

Орлий птенец быстр летит, щенок гончий мучит

Куриц в дворе, лоб со лбом козлята сшибают,

Утята, лишь из яйца выдут, плавать знают.

Не смысл учит, не совет – того не имеют,

Сего нельзя им подать – подражать умеют.

С двух братьев, кои росли под теми ж глазами

И коих тот же крушил учитель лозами,

Один добродетелей хвальную дорогу

Топчет; ни надежда свесть с нее, ни страх ногу

Его не могли; в своей должности он верен

И прилежен, ласков, тих и в словах умерен,

В бедности смотреть кого сухими глазами

Не может, сердцем дает, что дает руками.

Другой гордостью надут, яростен, бесщаден,

Готов и отца предать, к большим мешкам жаден,

Казну крадет царскую, и, тем сломя шею,

Весь уж сед, в петлю бежит, в казнь, должну злодею.

В том, по счастью, добрые примеры скрепили

Совет; в сем примеры злы оный истребили.

Если б я сыновнюю имел унять скупость,

Описав злонравия, и гнусность, и глупость,

 

 …Родителей злее

Всех пример. Часто дети были бы честнее,

Если б и мать и отец пред младенцем знали

Собой владеть и язык свой в узде держали.

Правдой и неправдою куча мне копится

Денег, и нужусь всю жизнь в высоку добиться

Степень; полвека во сне, в пирах провождаю;

В сластях всяких по уши себя погружаю;

Одних счастливыми я зову лишь обильных,

И сотью то в час твержу; завидую сильных

Своевольству я людей, и дружбу их тщуся

Всячески достать себе, убогим смеюся, –

А, однако ж, требую, чтоб сын мой доволен

Был малым, чтоб смирен был и собою волен

Знал обуздать похоти, и с одними знался

Благонравными, и тем подражать лишь тщался;

По воде тогда мои вотще пишут вилы.

Домашний показанный часто пример силы

Будет важной, и идти станет сын тропою,

Котору протоптану видит пред собою.

И с каким лицом журить сына ты посмеешь,

Когда своим наставлять его не умеешь

Примером? когда в тебе видит повсечасно,

Что винишь, и ищет он, что хвалишь, напрасно?..

 

ПРИМЕЧАНИЯ

Часто мы примечаем, что люди злых своих дел причину сваливают на слабость тела, на дряхлость ума, приписуя, таким образом, шалость свою несовершенству природы. Стихотворец наш старается сею сатирою опровергать такое вредное мнение и, напротиву, доказать, что мы правильнее должны приписывать страсти свои воспитанию, которого потом некие правила предписывает.

Не должно в сем творении искать подробного исследования и сильных доводов так важного дела. Мало бы на то целой книги, не только стишков с триста, которые в забаву писаны во время его посольства при французском дворе 1739 года.

Начинает он сатиру, осмевая неправое мнение людей, которые одной старости, как бы законное преимущество, разум приписуют, почитая, что здравое рассуждение несовместительно возрасту молодых людей; а потом, изъяснив, каким образом такие неосновательные мнения в людях вкореняются, сводит слово к своему намерению, показывая, что повадка тому начало, что повадки, которые в детстве получаем, почти всегда в гроб сносим и что, следовательно, главная причина злых и добрых наших дел – воспитание.

 

Бесперечь детям твердя. Насаждение добродетели есть главнейшее дело воспитания. Следуют правила, по которым то намерение в действо производить должен: 1) Не должно чрезмерно утруждать детей, но наставлять их исподоволь, и больше ласкою, чем строго, понеже, беспрестанным наставлением ум младенцев отягчен, становится ленив; а строгость вводит в них ненависть к обучению; 2) Не должно их обличать пред людьми, для того что тaким образом притупишь в них любовь славы, любовь доброго имени; кто часто пред людьми опозорен, стыда уже не боится; 3) Не должно страшить детей угрозами и побоями, ибо тем пресечешь в них хвальную и нужную смелость; повалишь со всего торопеть, которая торопость в житии часто возбраняет нам пользоваться предлежащими полезными случаями.

Счастлив, кто надеждою. Всего приличнее младенца побуждать к добрым делам надеждою похвал. Таким способом учинишь ему добродетель любезну.

Много к тому пример способляет. Много способляет пример возбуждать детей к благонравию. Для того что чрез глаза предлежащее способнее доходит к сердцу, чем чрез слышание советов и наставлений.

Пример наставления всякого сильняе. Свыше всякого совета, свыше всякого наставления пример силен. Ролен, следуя Сенеке, того ж мнения:

(Ролен. Правила Наставл., том I, стр. 49)

<Для добродетели, точно так же, как и для науки, гораздо короче и вернее путь примеров, нежели путь наставлений.>

Он и скотов следовать родителям учит. Против того мнения, что воспитание есть причина нравов, сильнейшие противоположения суть: 1) действа бессмысленных, которые кажутся быть голое движение сродной склонности; 2) различие нравов в двух братьях, коим равное дано воспитание. Сатирик те самые противоположения употребляет в довод и утверждение своего мнения.

Кои росли под теми ж глазами. Коих вскормил тот же дядька, та же бабка, та ж кормилица.

Ни надежда свесть, ни страх. Два сильные орудия к склонению сердца человеческого, скольким злочинствам награждений обещания или страх наказания причиною на всяк день бывают. Кто тем двум сильным советникам противиться может, много может.

Сухими глазами. То есть не может смотреть, не прослезяся.

Сердцем дает, что дает руками. Сиречь охотно, от всего сердца дает. Гораздо такое подаяние приятно тому, кто оное получает, и подателю гораздо больше хвалы доставляет. Много своей цены теряет дар, который кому дает угрюмым лицом с гневом и как бы попрекая докуки просящего и его бедности.

Если б я сыновнюю. Пример, говорил сатирик выше сего, сильнее всякого наставления; теперь показывает, как должно пример употреблять к исправлению детей. Подражание следующих Горациевых стихов, сат. IV, книги 1:

<Мой добрейший отец приучил меня избегать этого, показывая примеры всех пороков; когда он убеждал меня жить бережливо, порядочно и довольствуясь тем, что он мне оставит, то говорил: разве не видишь, как дурно живет сын Альбия или бедняк Барр? Вот сильное доказательство того, что не следует расточать отцовского наследства. Когда ж он меня отклонял от постыдной любви к продажной женщине, то говорил: не уподобляйся Сектану. Когда он убеждал меня не волочиться за чужими жёнами, готовыми на супружескую неверность, в то время как я мог бы наслаждаться дозволенною любовью, он говорил: «Позорна слава Требона, уличённого в прелюбодеянии».>

Злонравия. Разумей того злонравия, сиречь скупость.

Часто дети были бы честнее, если б и мать и отец… Дети были бы добронравнее, если б родители умели воздержаться пред ними от злочинств. Ювенал в сатире 14:

<Фусцин, очень много дурного, пятнающего и растлевающего чистую натуру показывают и передают детям сами родители; если старика развлекают проклятые кости, то играет и несовершеннолетний его наследник, так же встряхивая кости в стаканчике... Так устроила природа, что домашние примеры пороков скорее портят нас, потому что переходят к нам от людей, которых мы уважаем.>

Правдой и неправдою и проч. Ежели я сам сребролюбив, любочестен, ленив, сластолюбив или другими злонравиями изобилую и в оные пред сыном своим повсядневно впадаю, весьма б безрассудно было мне требовать, чтоб мой сын тех злонравий отдалялся и держался противных добродетелей. Образец мой при нем будет важнейшей силы, чем мои советы, и будет он поступать так, как видит поступающа всегда отца своего.

Куча мне копится денег. Коплю, собираю деньги, богатство.

По воде тогда мои. Вилами по воде писать – русская пословица, значит то же, что напрасно труд свой терять, понеже на воде букв изображение удержаться не может.

Домашний показанный часто пример. Ювенал в сатире 14:

 <Остальные следуют по стопам отцов, увлекаемые привычным путём закоренелого порока.>

 

Чьё у Кантемировки имя?

Историческая версия

 

Можно и славу достать,

хоть творцом не слыти…

Антиох Кантемир.

 

Триста пятьдесят – триста лет назад вновь в который раз плотнее заселялись южные земли нашей Воронежской губернии. На степных рубежах России появлялись крепости, слободы, хутора. Из тех лет родом названия нынешних селений. Одно из известных – южный районный городской посёлок Кантемировка, недавно опять ставший пограничным в русско-украинском порубежье. Так уж распорядилась судьба: имя Кантемировка было занесено на гвардейское знамя прославившегося в годы Великой Отечественной войны танкового корпуса, которым командовал Павел Павлович Полубояров, будущий маршал бронетанковых войск. А в Москве появились Кантемировские улица и станция метро.

Родословная райцентра вроде бы хорошо известна. В честь князя Константина Кантемира из рода господарей Молдавии поименован посёлок. Слобода ранее так и называлась – «Константиновка, Кантемировка тож». Но, мало заботясь об исследователях и краеведах, князья Кантемиры именем Константин нарекли трёх мужчин в своем большом семействе. Остаётся загадкой, который из Константинов стал лично причастным к рождению Кантемировки?

Род молдавских князей оставил заметный след в истории России. По преданию происходил он от богатого татарина, принявшего христианство и поселившегося в Молдавии. В прозвище Кан-темир сочетаются два слова: титул тюркских правителей «хан» и распространённое тюркское имя «Тимур-Темир», означающее «железо».

О старшем из Константинов из рода Кантемиров – Фёдоровиче знаем, что был он господарём Молдавии, находящейся под игом турок-осман. «Должность» эту он получил так: «удружил» султану Магомету IV – спас его гарем, которым чуть не завладели поляки. Правил Молдавией до самой смерти и к нашей Кантемировке никакого отношения он не имеет. Вырастил-воспитал двух сыновей – Антиоха и Дмитрия. Поочерёдно оба сына тоже правили Молдавией.

Судьба Дмитрия складывалась непросто. Подростком попал в заложники к турецкому султану. В плену он время даром не терял: изучал иностранные языки, занимался математикой, философией, историей, архитектурой. Уже во время русско-турецкой войны в 1710 году Дмитрий Константинович, как князь, принимал участие в боевых действиях. Недовольный визирем и стремясь избавить Молдавию от турецкого ига, он заключил с Петром I тайный договор о союзе и о переходе Молдавии в состав России. После неудачного Прутского похода Петра I русская армия вынуждена была отступить. В этом 1711 году вместе с ней в Россию ушли и Кантемиры с четырьмя тысячами молдаван.

Роду Кантемиров подтвердили княжеские достоинства, дали поместья близ Харькова.

Один из них – Дмитрий Константинович не задержался здесь, перебрался в северную столицу, стал советником царя по восточным делам. В записной книжке Петра Великого сохранилась о нём любопытная запись: «оный господарь – человек зело разумный и в советах способный». Князь Дмитрий считал, что только Россия может защитить народы на Балканах и дать им расцвести экономически, духовно. Об этом он писал в своих научных трудах.

Дмитрий Кантемир «был человек учёный; с особенным удовольствием занимался он историею, был весьма искусен в философии и математике и имел великое знание в архитектуре; был членом Берлинской академии; говорил по-турецки, по-персидски, по-гречески, по-латыни, по-итальянски, по-русски, по-молдавски, порядочно знал французский язык и оставил после себя несколько сочинений на латинском, греческом, молдавском и русском языках». О философских, политических взглядах красноречиво говорят его значимые мысли.

«Все те вещи, которые имеют обозначение и по сути дела носят частный характер, должны возникать и умирать, изменяться и превращаться, и, в конечном счёте, погибнуть. Но в конце бытия каждой вещи, как результат её разложения, должно наступить рождение другой, чему учат нас разум и опыт».

«…Опыт и испытание предмета достовернее могут быть, нежели все расчёты ума, а наглядные доказательства – сильнее всех предположений…»

«Ради свободы и родины с честью умереть много полезнее и похвальнее, нежели жить долго и бесчестно».

Сам Дмитрий Кантемир прожил всего пятьдесят лет. В его большой семье из детей большой вклад в культуру России внёс сын – известный русский поэт-сатирик Антиох Кантемир. К его портрету Гаврила Романович Державин написал следующее: «Старинный слог его достоинств не умалит. Порок! не подходи: сей взор тебя ужалит». А Виссарион Григорьевич Белинский заслуженно считал, что Кантемир «первым свёл поэзию с жизнью». Он был страстным поборником просвещения и высмеивал общечеловеческие пороки – ханжество, скупость, лицемерие, леность, болтливость. При этом – стремился сблизить разговорный язык того времени со стихотворным, насыщая его просторечиями, пословицами и поговорками.

Вот один из его переводов стиха древнегреческого лирика Анакреонта.

 

О жёнах

 

Природа быкам – рога,

Копыта дала коням,

Зайцам – ноги быстрые,

Львам – свирепы челюсти,

Рыбам – плавать искусство,

Птицам – удобность летать,

Мужам – рассуждение.

Жёнам дала ль что? – Дала!

Что ж такое? – Красоту,

Вместо всякого ружья,

Вместо всякого щита:

Красавица бо и огнь,

И железо победит.

 

Один из братьев поэта Антиоха Дмитриевича носил имя Константин.

О родном брате князя Дмитрия Константиновиче – Антиохе Константиновиче нам известно немного. Своего единственного сына и наследника он назвал Константином – в честь деда.

Кто из двоюродных братьев – Константин Дмитриевич или Константин Антиохович – заложил слободу в донских степях? Кому из них Кантемировка обязана своим именем?

Кстати, рождалась слобода уже не на пустом месте. В 1734 году генерал Тараканов самовольно захватил земли казаков Богучарской сотни и поселил у речки крестьян. Эту «незаконнорожденную» Таракановку через три года разогнали. А первопоселенцев тянуло всё-таки в здешние места. В 1742 году они вернулись и построили свои хаты в пяти верстах ниже по течению речушки Фёдоровки – при впадении её в Богучарку.

Известно, что в 1759 году главнокомандующий слободскими полками генерал-поручик Константин Кантемир поставил господскую усадьбу всё-таки там, где раньше располагалась Таракановка. Во второй раз тут появилась слобода, слившаяся впоследствии с крестьянским поселением у устья речки Фёдоровки.

Так что жители нынешней Кантемировки будут по-своему правы, отсчитывая возраст своего посёлка от трёх дат: 1734 года, 1742-го и 1759 года, выбирая необходимую применительно к модным сейчас юбилеям.

Кому же из Константинов Кантемиров выпало обживать эти края? «Оба парня смелые, оба хороши?» Давняя история, истину скажи.

В старинном словаре Брокгауза и Ефрона утверждается, что «из сыновей князя Дмитрия старший, Константин, генерал-поручик (умер в 1776 году)». Опираясь на этот факт, авторы книги «Край Кантемировский» А. Аббасов и Л. Головина (Воронеж, 1995 год) считают, что именно Константин, сын князя Дмитрия, основал слободу Кантемировку.

Исследователи В. Прохоров и В. Загоровский не столь категоричны в своих суждениях: селение «получило название от Константина Кантемира, принадлежавшего к знатному молдавскому роду», «представителя знатного молдавского рода Кантемиров». Вопрос об отчестве Константина они обходят стороной.

Оказывается, знатоки, как говорили в старину – местного отчизноведения, «осторожничали» не случайно.

Сейчас переиздаются другие старинные книги по нашей «теме». В «Истории родов русского дворянства», составленной П.Н. Петровым в 1886 году (репринтное издание, книга первая, Москва, 1991 год), сообщается, что Константин Дмитриевич был капитаном Преображенского полка. Кстати, в этом же именитом полку русской армии до чина бригадира дослужился и его родной брат Сергей (Сербан) Дмитриевич. Константин женился на княжне Голициной, остался бездетным. Схоже кратко пересказывается его биография в «Русской родословной книге» под редакцией издателя журнала «Русская старина» (Санкт-Петербург, книга первая, 1873 год). В современном многотомном издании «Дворянские роды Российской империи» под редакцией С.В. Думина в третьей книге «Князья» (Москва, 1996 год) тоже указывается, что Константин Дмитриевич умер в 1747 году. А раз он не был генерал-губернатором, то, получается, он, как и его дед, не был основателем Кантемировки.

Во всех перечисленных книгах в «один голос» говорится: Константин Антиохович – генерал-поручик. Известный историк Дмитрий Багалей в своей книге «История Слободской Украины» (Харьков, 1918 год, переиздана в 1993 году там же) без тени сомнения утверждает, что казачьими слободскими полками командовал именно «князь Кантемир (сын Антиоха)». Он и есть самый вероятный основатель нашей Кантемировки. Его отец Антиох Константинович, как и дядя Дмитрий Константинович, тоже дважды назначался господарём и правил Молдавией. Живший и служивший в Харькове сын трижды женился. В браке с последней «вельможной» Софьей, княжной, дочерью судьи в малороссийском генеральном суде, а затем воеводы белгородского Богдана Пассека, Кантемиры имели сына Дмитрия, родившегося в 1749 году, уже после кончины дяди Константина Дмитриевича.

В ту пору казачья знать стремилась брать во владение землю и закрепощала население. В «прихватизации» неизбежно возникали тяжбы и споры. Константин, сын Антиоха, оставался человеком своего времени. В распрях он обзавёлся Кантемировкой, а затем вынужден был её оставить. Крестьяне при смене хозяев мало что потеряли. Историк А. Слюсарский в книге «Слободская Украина», изданной в Харькове в 1954 году, подробно рассказывает о судьбе крепостных князя Кантемира из села Криничного близ Ахтырки. Приказчик их так допёк денежными поборами и трудовыми повинностями, что «ночной порой с пожитками» семьями 150 крестьян «своевольно ушли» в поисках лучшей доли. Казачий отряд пытался их вернуть, но беженцы отбились «киями, кольями» и нашли приют у княгини Юсуповой.

Правда, как в воронежской Кантемировке, так и в харьковской Криничной, крестьян угнетал, конечно, не сам лично Кантемир, а его управляющий. Но крестьяне-то кормили и князя, его немалое семейство. Умер Константин Антиохович в 1776 году. Его сын Дмитрий выслужил чин полковника. Женился, но оставался бездетным.

Подвело здоровье – лишился рассудка. Скончался в 1820 году. «С ним пресёкся род Кантемиров».

* * *

Есть-есть, наверное, Божья справедливость в том, что в названии Кантемировки запечатлелись для нас в памяти не имя её основателя, а те, кто присягнул на верность России, достойно служил Отечеству. Вспоминаем, прежде всего, Дмитрия Кантемира, сподвижника, «птенца гнезда Петрова». Вспоминаем дипломата и поэта, родоначальника русской сатиры Антиоха, сына Дмитрия Кантемира.

* «Поле слободское». Выпуск № 239.

Татьяна Малютина, историк, доцент


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"