На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Сухопутные страницы мариниста

Строки родной истории

Его отец, адмирал Михаил Станюкович, командовал военным портом Севастополь. Подростком Костя Станюкович стал свидетелем героической обороны Севастополя в 1853 – 1855 годах. Свидетелем и участником – находясь в крепости вместе с отцом, он, одиннадцатилетний, готовил для раненых перевязочные материалы и под вражеским огнём доставлял их в походные лазареты. За проявленную храбрость его удостоили двух боевых наград: серебряной медали на георгиевской ленте «За защиту Севастополя» и бронзовой на андреевской ленте «В память войны 1853-1856 годов».

Отец хотел видеть сына морским офицером. А Константин рано проявил интерес к литературе, истории, искусству, мечтал об университете. Однако по распоряжению отца юноша был определён в Морской корпус в Петербурге. Учеба в корпусе чередовалась с практикой на парусном корабле «Орёл». По настоянию отца кадета Станюковича ещё до окончания учёбы назначили офицером на винтовой корвет «Калевала», отправлявшийся на три года в кругосветное плавание. Атлантика и Тихий океан, Америка, Африка, Индия, Китай. Он оказался способным и любознательным офицером, ему благоволил командир эскадры, его ждало успешное и быстрое продвижение по службе. А он продолжал мечтать о писательстве и уже делал первые наброски будущих морских рассказов и повестей. И к концу третьего года плавания командир эскадры внял просьбам своего любимца и отправил его с донесением в Петербург. Едва переступив порог морского министерства и, передав начальству служебные документы, лейтенант Станюкович тут же подал в отставку.

Семья осуждала его, разгневанный отец лишил наследства. Отставной двадцатилетний лейтенант флота остался один, без чьей-либо поддержки…

В 1869 году в управлении строящейся Курско-Харьковско-Азовской железной дороги появился новый молодой сотрудник. По Курску, где он снимал квартиру, шли о нём толки: сын севастопольского военного губернатора, адмирала, а зарабатывает на жизнь службой на железной дороге. И ждёт первых заработков, чтобы выслать денег оставленной в Петербурге жене с годовалой дочкой…

Молодой служащий энергично взялся за новое для него дело. Начав работать в самом управлении, он вскоре был назначен правителем дел 1-го отделения службы ремонта путей и зданий, а ещё через год – помощником ревизора службы движения. Он много ездил из Курска в Харьков и обратно. Не раз задерживался – по делам – в Белгороде. И всюду: на станциях и полустанках, на строительстве, в бараках и землянках, где жили рабочие, в качающемся вагоне поезда – он охотно вступал в разговоры, расспрашивал и внимательно, заинтересованно слушал.

 Нередко его собеседниками оказывались и «рядчики». По своему обыкновению хмельные, польщённые вниманием «барина», они были не прочь пооткровенничать: «Инженер допекает подрядчика, подрядчик, который покрупней, нашего брата норовит слизнуть, ну а мы – тоже люди-с…», – и рядчик, ухмыляясь, объяснял нехитрую механику своих расчётов со строителями. Наняв рабочего на лето и пообещав сто рублей, он вручал ему десятку задатка и отбирал «пачпорт». Паспорт человеку теперь заменяла рабочая книжка.

«Эти самые книжки, – продолжал свои откровения рассказчик, – для рядчика же и сделаны, потому в них рабочему пишутся штрафы да прогулы, и этого добра можно туда столько нагородить, что при расчёте придётся рабочему, на хороший конец, двадцать пять. Известно, рабочий человек неграмотен, тёмен, ну, этим и пользуются…».

В ноябре 1870 года в очередном номере столичного журнала «Искра» появился фельетон в трёх частях с откровенно насмешливым названием «Русские американцы» и подзаголовком «Мои беседы в вагонах и на станциях железных дорог». «Русскими американцами» автор окрестил тёмных дельцов – тех, что хищно наживались на грабеже рабочих и государства. Под фельетоном стоял довольно прозрачный псевдоним:               К. Наташин. Наташей звали дочь молодого служащего управления дороги – того самого, которому так хорошо был знаком каждый полустанок от Курска до Белгорода и от Белгорода до Харькова.

К. Наташин – Станюкович уже не новичок в литературе. Им издана книга «Из кругосветного плавания. Очерки морского быта», в петербургских журналах и газетах  опубликовано немало рассказов, очерков, статей. Но в первые месяцы своей чиновничьей деятельности, осваиваясь с новыми обязанностями, находясь постоянно в разъездах, он вынужден был забыть про перо и бумагу. Досуга хватало лишь на короткие строчки писем жене: «Я здоров, – сообщал он ей 18 июля 1869 года, – испытываю невыносимую жару и веду деятельную жизнь (целый день на ногах). Пока ничего не пишу». Но уже в письме от 16 октября из Курска – лаконичное признание: «…Пишу по вечерам роман и, следовательно, не скучаю».

Служба по-прежнему требовала массу времени, надолго отрывала от едва начатой рукописи. «…Раздражаюсь я на себя, – признаётся Станюкович (письмо от 5 ноября того же года), – на свою пока неумелость вырваться из обстоятельств, которые для меня вовсе не красны… – И с горечью добавляет: – Когда галка орлом быть хочет – а я пока похож на галку, имеющую это намерение, – то поведение галки трагикомическое. Ну, я в этом положении».

После смерти отца (в январе 1870 года) Станюковичу отходила часть наследства. И он мечтал: «Если получу хоть тысячу, брошу службу и кончу роман, заплатив курские долги… – И тут же, словно боясь спугнуть робкую надежду, добавлял: – Впрочем, это предположение». Но и в следующем письме возвращался к отрадной мысли: «Хорошо бы разом хоть тысячу получить. Тогда контору побоку. Кончаю роман и баста… Теперь Курск для меня – эдем». Но вот новое письмо жене – из Симферополя: «Как я и ожидал, отец оставил вздор. Деньгами 1800 рублей и аренду на 9 лет; всё это разделится на 6 равных частей… Говорят, его обобрали».

В Курск Станюкович возвращается «усталый и раздражённый». Ещё целый год предстоит служить ему на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге. За этот год он закончит комедию «На то и щука в море, чтоб карась не дремал» (кстати, материалом для неё послужили те самые наблюдения, которыми он впервые поделился в журнальном фельетоне «Русские американцы»).

Оставив в начале 1871 года железнодорожную службу, Константин Михайлович ряд лет учительствовал в сельской школе. Позже он станет управляющим пароходством. В 1880-е годы приобретёт право на издание журнала «Дело». Власти сочтут «Откровенного писателя» (так Станюкович подписывал в журнале свои статьи и очерки) «неблагонадёжным» и весной 1884-го «упекут» в одиночную камеру Петропавловской крепости, а ещё через год отправят на три года в сибирскую ссылку.

И там, в Сибири, и станут рождаться – один за другим – его замечательные морские рассказы: «Максимка», «Побег», «Нянька», «Куцый», повести «Севастопольский мальчик», «Грозный адмирал», «Вокруг света на «Коршуне». Все они ещё при жизни автора войдут в золотой фонд русской литературы. Морские рассказы К.М. Станюковича удостоились высшей писательской награды – Пушкинской премии, были переведены на многие иностранные языки.

Думается, длившаяся почти три года служба в нашем крае будущего знаменитого писателя-мариниста не просто обогатила его огромным и многокрасочным жизненным материалом. На железной дороге, в столкновениях с беззастенчивым миром эксплуататоров, мошенников, взяточников и казнокрадов проходили суровую закалку идеалы добра и справедливости, которым он будет служить неустанно, выковывалось мировоззрение писателя. Благодарные читатели назвали его «писателем-гражданином, служившим весь век образцом стойкости убеждений», а товарищи по литературной работе – «живой совестью и прокурором правды». 

Борис Осыков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"