На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Мой друг Воронов

Очерк

Разумный и содержательный, такой был Олег Воронов, мой старинный и добрый приятель. И умелец во всём, а всего в нём было много. За что ни возьмётся, сделает тихо, на совесть. Была у меня с ним неожиданная встреча через много лет и даже десятилетий. Было это в 70-е годы, в редакции скромненького издания «Человек и природа»: выпускались издательством «Знание» тематическими подборками. Каждую серию вёл один человек. За год скапливалось целая стопка выпусков, некоторые целиком составлялись мною. Сдружились все, и каждый новый автор мог войти в этот круг, ежели увлечен родной природой. Олег Воронов пришёл в редакцию с охотничьим рассказом, вполне зрелым и убедительным в деталях. Пригляделись мы друг к другу. Ба, да это тот самый Воронов, с кем четверть века назад поступал в Школу циркового искусства. Было то в 1950 году, в пору нашей ранней юности, тогда я только что приехал из родного села на шестнадцатом году, переполненный разными мечтами, совсем наивный. Мой сельский одноклассник Ваня Якунин, постарше меня года на полтора, придумал стать циркачом и уже начал готовиться к поступлению: ходил в Останкино в парк и там на траве кувыркался, ходил на руках, изображал «солнышко», поворачиваясь в прыжке. Сманил и меня попробовать, да вот гимнастика такая занимала мало, да уж очень любопытно поглядеть, как этому учат. Итак, в Школу циркового искусства пойдём... Любопытство раздирает, и необычного хочется, не того, что вокруг у нас, на Бутырском хуторе.

И вот мы пришли в Школу искусства, что на Пятой улице Ямского поля, недалеко от нас. Входим, ожимаемся и сразу к директору Брусиловичу, мол, так и так, хотим сделаться артистами цирка. Таких желающих мальцов немало дожидалось беседы. А он с нами задерживается, спрашивает по-озорному: а что умеете, где побывали? Якунин рассказывает о своих упражнениях на турнике и о выкрутасах на лужайке. А у меня и этого ничего нет, промямлил смущённо, что в школе ходил на физкультуру, любил подтягиваться на турнике, делал «уголок», читал стихи. «Хорош, хорош, – говорит Брусилович, – нам не нужны подготовленные, их переучивать сложно. А неумехи «зелёные» – в самый раз. Научим, а пока на манеж, побудьте со всеми. Заявление принять учиться пишите сейчас. И под купол смелей!». Вошёл, уселся в рядах за ареной. Вглядываюсь в публику, воображая, с кем буду и кто я. Оторопь берёт, но стараюсь не отвлекаться. Такие же все, кто-то чуть постарше и более нагловатый.

С пяток человечков-лилипутов расселись впереди – их тогда ещё принимали на выучку, для экзотики, сцен. Покидая манеж, устремился со всеми читать список допущенных к конкурсу. Себя и Якунина нашёл в списке. Всю дорогу домой латошили, бодро и озоровато. А на душе неспокойно, зачем сцена, в деревне лучше…

Предстоит первый тур конкурсных испытаний. Приём в училище строгий – четырнадцать к одному, на каждое место в училище – 14 претендентов. Отборочные испытания в два тура, нужных оставят, а другие отсеются. Надо двадцать два юноши, все остальные лишние. На подготовку к первому туру три дня; физкультурничать ходил с Якуниным в парки, в Останкинский и Центральный. Побывали и на аттракционах. Там для публики показывали популярный номер: пилот-мотоциклист на бешеной скорости вскакивает на стену ёмкости в виде огромного дубового чана и, пригибаясь, мчится под рёв мотора по вертикальной стене устройства, только круги отсчитывают. Понятно, ревущая скорость прижимает мотоцикл к стене, и ротозеи, обступив устройство, переживают: кабы не расшибся, вмиг не станет. А пилот в кожанке и крагах заглушил мотор и из чана вылез, как ни в чём не бывало. Прямо молодец. Другие аттракционы – на обывателя, и его подкидывают пристёгнутого, вниз головой, и он вопит истошно…

И вот настал первый отборочный тур испытаний. Толпятся у дверей манежа парнишки, волнуются. Как-то будет? Входят понемногу, поочерёдно. Наконец и мой черёд. Стараюсь держаться твёрдо, но какое там равнодушие, внутри всё кипит. Дан сигнал тронуться, идти к столу, в конце зала, где и сидят оценщики из приёмной комиссии. В расчёт берут первым делом внешность – экстерьер, психологическую уравновешенность и немного самых простых упражнений на турнике. Длинная дорожка к столу, лёгкое приветствие, и тут же к снаряду. Подтянулся, спрыгнул и долой. А за столом кумекают – годится для дальнейшего отбора, или нет. Вернулся в фойе, к таким же возбуждённым, как и я. В конце сеанса нашей группы объявили результат, выходило: Ваня Якунин завалился, а мне повезло – прошёл. Шли с ним домой невесело – пришлось утешать товарища, мол, ещё покажешь себя в другом месте, а без Школы искусства обойдётся, характером не подошёл. Смирился, серьёзным стал. Невесело  было и мне, ведь пошёл за компанию, а теперь рядом никого – один, как перст.

Назавтра надо быть в Школе искусства для врачебного осмотра. Продолжался он долго, старая бесцеремонная врачиха ощупывала меня так и сяк, залезала глубоко внутрь. И с тем отпустила.

Ко второму тура испытаний «романтиков успеха» уполовинилось. Входим на манеж по вызову. Слышу свою фамилию. Пора! Заиграла музыка, туш. Взбодрился и прямо по ковровой дорожке к столу судей. Знак – начинать упражнение. Прикоснулся ладонями магнезии, чтобы не скользили, и на турник махнул. Подтянулся, сделал «уголок» полусогнутой рукой и, отойдя чуть в сторону, встал. Теперь художественное чтение, оно тут входило в программу. Читаю из Пушкина «Зимнее утро», в такт декламации – жесты, подчёркиваю интонациями характерные выражения. Всё, к выходу. Ждём результат. Первым выскочил в фойе Олег Воронов. Счастливый, ловкий, представительный юноша в спортивном костюме, высокий, на голову выше  нас всех, взирающих у дверей. Свой успех Воронов отметил прыжком. А мы, мальчишек тридцать нашей группы, ждём. Счастливчиков набралось совсем чуть, остальным надо было «отваливать» восвояси. Среди них я.

Шли опечаленные. Развеселился разве встречей с Енгибаровым, моим одноклассником из давних лет. Ведь с Лёней учился в четвёртом классе, и было это в 46 году, в школе 241 в Марьиной Роще. Война только что отошла, но кругом следы и находки. Наша Шереметьевская улица усеяна шрапнелью. Возят её на завод цветных металлов, а он вблизи церкви Нечаянной Радости, куда малышня изредка сбегается и получает в протянутые ладошки по щепотке поминальной кутьи. На завод мы проникали за значками, их, забракованных, тоже свозили в старом грузовике. И пока он въезжает в растворённые ворота, надо проскочить в промежуток. И быстро к вороху значков, ухватить горсть – и в карман. Сторож, стягивая распахнутые створки ворот, не сразу очухается, да хоть поймает, вреда не сделает, лишь обдаст бранью. Интереснее бывал набег школьников на авиационную свалку. Разобранные на утиль самолёты, наши и чужие, шли на переплавку всё на тот же завод цветных металлов. Горы пластин обшивки, а внизу эверестов лома кучи гильз и деталей моторов. Везде мальчишкам хочется всё посмотреть и покопаться. А как залезешь на эверест алюминиевого лома, высматриваешь охранника с ружьём и скатываешься вниз на чемоданчике с учебниками, как придётся, поскорей, лишь бы не попасться под злую руку охранника. В классе похвалялись потом, что нового нашли.

И слышалось в классе одно и то же. Учительница кричит: «Енгибаров, ты опять по столам носишься! Что за озорник такой, хоть кол на голове теши – не поймёт!». Журят Лёню все учителя, отругают и жалеют, любят его больше других одноклассников. А тихонями тут были и Клименко, и Буров, и Якунин, и я. Нам бы только слушать и понимать, но учился и соображал Лёня не хуже. И даже бывал внимательным и дружелюбным. Не раз приходилось бывать у него в доме. Ютилась семья неподалёку от нашей 241 школы, в одном из бесчисленных проездов Марьиной Рощи, может быть, в шестнадцатом по счёту. Старый домишко, с печкой и керосинкой. Жильё, обжитое по-московски, и доброта в людях старозаветная.

И забылись проделки Енгибарова в школе. Бывало, торопишься в класс с тарелкой пюре, котлетой и баранкой – на большой перемене нас подкармливали в голодном 46-м – так вот, торопишься в класс, чтобы поесть. А он подвернётся в коридоре и как бы нечаянно – подножку. Упадёшь, тарелку выронишь, котлета и пюре на полу, баранка откатится. Собирай и неси в класс. Но вообще-то он не был злым, балагурить любил.

Всё это вспомнилось, когда мы, отсеянные, возвращались с Тверской-Ямской, обескураженные неудачей. К слову, Лёня Енгибаров поступал в Школу циркового искусства не раз и только на третий год прошёл и был принят. Артистический талант комика и мима в нём проявился большой, чем и запомнился московской публике.

Всё рассказываю так дотошно о далёком-далёком детстве, чтобы вернуться к необыкновенному Воронову четверть века спустя. И тот первый возглас: «Вот это да!», произнесённый в редакции «Человек и природа», сразу вернул нас в реальность той поры. Встреча была столь неожиданной, что не сразу и поверилось, что мы вместе, как и тогда в той самой Школе циркового искусства, где Воронов, счастливый и успешный, после сдачи на отлично приёмного экзамена, и я в артели жаждущих решения жюри. Он был заметен и счастлив, потому и запомнился больше он мне, чем я ему. Но стоило мне только сказать несколько слов, как это происходило, его память как бы выхватила и осветила этот час его жизни. Он задумался, довольный, и мы расцеловались. «Ну, здравствуй, Олежек», теперь уж и не растащить нас ни четвертью века, ни веком, будем вместе… Порассуждали чуть с письменниками и договорились с Вороновым встретиться либо у него, либо у меня. Он звал к себе.

И вот я у него в гостях. Расспрашиваю осторожно, жена его не располагает к откровенным излияниям. Нина Васильевна – чиновница, широко известная в узком кругу. Чуралась таких. Зато сам Олег скромен, обаятельно прямодушен, дружелюбен и весел. Как сложилась его судьба, расспрашивать не стал. Лучше об увлечениях. Охота занимает, да не трофеями, а картинами на вольном просторе. Пробует писать рассказы из жизни природы, о встречах с людьми находчивыми, степенными. Чувствую: да он сам такой, смелый и находчивый. Летом живёт в тверской деревне, в доме на отшибе. Называет, где именно. Так это же место мне знакомо! У Филипповского там бывал, селяков тамошних знаю. Называю, оказывается, там-то и его домишко. Приглашает побывать. А чего бы? К Воронову всей душой, к Филипповскому зайду, его книжечки «Человек и природа» сподобили нас повстречаться вновь.

А сперва – ко мне, давай. И вот Олежек в Тарасовке. Показываю, как живу, чем увлекаюсь. А увлечение у меня самое простое: воссоздаю крестьянский обиход, всё, что мужик для избы делал сам, необходимое в селе, то повторяю и я. Режу из кряжа ступу, мастерю ткацкий стан, сею лён и получаю чистое волокно, выдалбливаю из дерева ёмкости: кадки, кадочки и ушаты. Замыслил я обзавестись ручной мельницей, уже и рожь посеял – зерно получу. И камни под жернова приглядел в Москве, да привезти как не соображу. Старинные инструменты ищу на базаре. Туда стаскивают старый скарб из разбираемых домов. Набралось на целую артель рубанков, отборников, стамесок и долот. Топоры, колуны, пилы – всего изрядно. Амбар с полками и полатями вмещает всё, найду место и ручной мельнице. Олег всем этим живо заинтересовался, подсказывает, как чище работать, чувствуется умение и вкус к ладу. Обедали по-деревенски, обильно. Потом к Клязьме подошли, на поемный луг поглядели. Помечтали погулять просто так, не считаясь со временем. А ведь сейчас за полдень, и остаётся лишь посидеть у камелька. И послушать его артистическую историю. Вот она.

Потрескивают дровишки сосновые, пускают запахи смолистые. А мы сидим, наслаждаемся уютством и дружеским разговором. Олежек весел, речист:

– Прошёл конкурс, и я зачислен стать гимнастом. Тренировка главное, общеобразовательные занятие не главные, но были. Три курса позади, остался четвёртый, выпускной. – Далее Воронов с монолога перешёл к эскизному повествованию, – видать, исповедаться ни к чему.

В общем, дело продолжалось так. Его гимнастические номера разрабатывались им самим и наставниками. Одобрялись всеми, выдвигались для показа на Цветном в цирке. Номер готовят под куполом у самой вершины. Софиты мягко разливают свет, а гимнаст Воронов и его напарница стоят в качалке на высоте шестидесяти метров. Девушка должна стремительно вскочить на его плечи и, показав несколько акробатических номеров, оказаться на его протянутой ладони. Он держит артистку легко, а она, смеясь, посылает публике поцелуй. На манеже, когда разучивают номер, публики нет. Сверху заметен один страховщик. Страховка не бывает видна, да и служитель вроде не «торчит». Воронов и гимнастка спустились в качалку, где она, в порыве благодарности за смелую и сильную поддержку, жарко поцеловала его. Он ответил тем же. Ничего более под куполом не происходило. Но страховщику показалось, что там, в качалке на высоте, что-то было, и он подал рапорт в дирекцию. Впрочем, в пересказе точности не бывает. Да и нужна ли она кому?

Оказалось, нужна. Начальство посчитало это случаем чрезвычайным. И подававшего большие надежды гимнаста исключили с последнего, четвёртого курса Училища. Воронов знал – теперь армия. Пойду служить, как служили предки. В начале 50-х наших парней брали для пополнения частей в Восточной Германии. Там как бы западный рубеж страны и чуть ли не миллион служащих. Так вот в Германии Олег Воронов и хлебнул казарменного быта, познал солдатскую дружбу, передумал свои мечты, и как воин-спортсмен считался во взводе человеком образцовым. В хрущовские послабления части уменьшались, кто служил по призыву, мог вернуться домой. И Воронов вернулся. Надо работать, а вузовскую специальность добывать вечером, как это делали все из его поколения. И в пору нашей столь неожиданной для обоих встречи Олег Алексеевич Воронов не только инженерил, да к тому же выдвинулся в писатели. Его проза бесхитростная и прозрачная, как протёртое стекло, посвящена охоте, родной природе и людям простодушным, цельным натурам. Каким и был сам Воронов, а увлечение охотой давало ему возможность побыть наедине со своими думами в окружении родных картин, помечтать о творческих дерзновениях. А они сводились к ладному слову и живописи. Перо и кисть не отдаляли Воронова от дел обыденных. В деревенской его избе я увидел потом хозяйственные устройства. В сенях он держит ульи, чем не омшаник – пчёлы защищены и вылетают на волю без препятствий: в досках стены напротив каждого улья проделаны дырочки-летки. В апреле, когда я попал к нему, крылатые затворницы совершали свой ранний облёт, теряя на снегу крупинки экскрементов. Скоро оживёт пчелиное пастбище: на усадьбе и вблизи заранее посеяны Олегом медоносные растения: люцерна, фацелия и синяк.

А в самой избе главное – тепло. Несмотря на ещё ранние весенние дни, продуманное в деталях устройство подтопки помогло ей не только быстро согреть промороженный дом, а ещё позабавить нас живым огоньком, мелькавшим в печке при распахнутой дверке. От подтопки до дымохода через всё помещение протянуты жестяные трубы, подвешенные на безопасном расстоянии к потолку. Трубы быстро раскаляются – и вот уж в избе поселилось тепло, а с ним и ещё большее радушие. А Воронов и на морозе радушен, а тут уж и вовсе мы уселись налегке за стол, перекусить. Воронов, как бывалый спортсмен, не пил, разве что рюмку-другую «утешеньица», зато в готовке еды толк знал. Вот и теперь, на ходу, разогрел прихваченное, вскипятил чай, нарезал ломтями хлеб и сыр – ну чем не довольствие! Едим и поглядываем друг на друга. Одним словом, старые друзья за разговором. Наутро выберемся на охоту.

Сразу скажу, Воронов охотник по страсти, но привык смирять себя и ко всему относился раздумно, рассудительно. Одним словом, писатель-натуралист, ему не трофеи давай, а впечатления, эстетическое свидание с природой. Когда мы подходили к Нерли – здесь она узкая, в глушинке, – издалека заметили возбуждённую стайку журавлей – токуют, самцы похваляются перед самками, а те выбирают кавалеров. Птица весьма сторожкая, ближе восьмиста метров человека, а тем более с ружьём, не подпускает. А мы продолжаем идти, и они мигом слетели. Остались утки, самые рядовые обитательницы водоёма. Здесь их много, и речной ландшафт украшен прилично. Олег вскинул ружьё и снял с лёта одну, больше не надо. В избе охотники отобедали по-трофейному. Воронов упомянул о своём любимом чтении живых охотничьих журналов прошлого времени и о том, как веселится сердце в мечтах создать что-то новое из охотничьей практики. Да вот, практики обширной, и рассказов, написанных натуральным языком, ему пока явно не достаёт. Гляжу на своего друга и думаю: с такой чуткостью и природной строгостью добьёшься всего – помечен талантом неспроста, только успевай делать.

А сам-то чем занимаюсь, что делаю? Рассказал Олегу, как загорелся поставить ручную мельницу. И уж подходящие камни вязкого мелкого песчаника, самого «жерновного», приглядел в заброшенном дворе, дожидаются вывоза на свалку. А когда-то камень служил бордюром вдоль лужайки. Нашёл, да вот переправить на дачу не могу. Таксист не возьмётся поднимать и везти. Посокрушался. И Олег промолчал. Через некоторое время приехал ко мне и говорит: «Ну, где твои камни, поедем на дачу». Погрузил тяжести, а я ничем и помочь не могу, смотрю только: камни в его руках, как мячики прыгучие, будто сами и запрыгнули в машину. Через какое-то время, невзирая на зимнюю погоду, в мороз, самая пора обтёсывать камни. Далеко раздаётся мой стук молотка. Зубилом сравниваю край «плывуна» – верхнего жернова, проделываю с кулак отверстие в середине, чтоб подсыпать зерно. А проделать его непросто, никаким победитовым сверлом не воспользуешься – отскакивает без следа. Поможет только шлямбур, постукиваешь по нему молотком и поворачиваешь вправо-влево, постепенно зубья инструмента вгрызаются в камень, оставляя заметный след. Так и ведёшь, не торопясь. Вот и продолблено отверстие. Засыпай зерно для помола, крути верхний жернов-плывун. Осталось на камне проделать бороздки, они как зубы будут перетирать ржицу в муку. Всё готово, нет только стана для мельницы. Нужны крепкие брусья, а где их взять, ведь на лесоскладе ничего не было, пришлось ждать. А тем временем подоспели другие дела. И уже собранная по источникам «Крестьянская Энциклопедия» тоже дожидается своего часа для завершения. Так и лежит, дожидаясь. Воронову показал свои заготовки, понимает, сочувствует. Всё, связанное с жизнью нашего простого народа, его касается и явно интересует. Человек он письменный, пускай у него есть хоть и чемпионские награды, завоёванные на цирковых конкурсах и в армейских показательных состязаниях, но зов предков он слышит и на всё доброе живо откликается.

Живётся Воронову, как и всем нам, при Горбачеве особенно трудно. Заносчивая жена его, Нина Васильевна, поселившись в ЦК-вском доме на Больших Каменщиках, взбеленилась, клянёт мужа. «Я, – говорит, – тебя из барака вытащила». Махнул Олег рукой на эту трёпку нервов, лучше развестись и начать по-новому.

Так и сделал. Нашёл себе пару по сердцу, правда, с разницей в возрасте лет в пятнадцать, и зажил с доброй, порядочной женой душа в душу. Был я у них в гостях и от неожиданности замер. Со стены на меня как бы глянула родная Русь – это картины Воронова, написанные маслом на холсте, да так умело, будто создавал большой мастер. А Олег в свободное время не расстаётся с этюдником, всё наброски рисует, колорит подбирает, художественные лица стариков запоминает в набросках. Как уюта и художества жаждала душа, долго мыкалась, и наконец отлегнуло.

Деревенского двора теперь у Воронова нет: разведенная жена отсудила. Он один все хозяйственные постройки держал, усадьбу облагородил, – а тут кроме упёртости и чёрного расчета ничего нет. Только избушки на краю разорённого села Олегу и жалко, остальное отвалилось само собою. Тосковал иногда по бывалым новосёлам, пришлым, но внимательным. Даже отнятых пчёл не хватало, этих неугомонных Божьих работниц. Всё было у Воронова в хозяйстве, что любил и что требовало точности, собранности и воли, – всем этим обладал он. Расстраивала разве поспешность в других. Помню, мой друг слегка упрекнул меня за неаккуратно сделанный стеллаж для книг. Когда грузили в его машину столярную самоделку, Олег, посмотрев на сколоченные полки, заметил: «Надо бы плотнее, чище на спилах». Оправдываюсь: ножовка у меня грубая, шершавая, а лучковая пила не налажена. Только это не оправдание. Когда прибили на место у нас дома и разложили книги, вроде бы ничего получилось.

Книги и кисти делались всё ближе талантливому другу…

Чем старше становишься, тем щемительнее расставание с друзьями. Не выдержало доброе сердце Олега Воронова тягот, нагрузок в его жизни. Звонок рыдающей Наташи известил об ужасной трагедии: нашего друга больше нет. Сообщила, где будем прощаться, где хоронить. Смерть внезапная ошеломляла, не верилось, что не стало нашего близкого человека. Утешало меня разве одно: часть собственной жизни была рядом с ним и скрашивалась дружбой, взаимной приязнью. А ведь это чувство радования неистребимо, оно навсегда с тобой. Друг остаётся в живых, покуда сам буду жив.

Публикацию подготовила М.А. Бирюкова.

Александр Стрижев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"