На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Многоликий и цельный граф Толстой

К 200-летию великого писателя Алексея Константиновича Толстого

Бесспорно – классик, ибо перечитывать его во все времена – значит открывать для себя вечные человеческие ценности. А также если не вечные, то трудно искоренимые пороки в жизни общества. И говорил Алексей Константинович Толстой обо всем с доброй, нежной улыбкой, мягкой иронией – и на чистейшем, прекрасном русском языке.

В мою жизнь входил он незаметно, почти случайно — но на всю жизнь. В маленьком городке на Транссибе, Могоче, записан я был во все четыре библи­отеки, включая две школьных. Льва Толсто­го и Алексея Николаевича Толстого, «совет­ского графа», конечно, знал. Об Алексее Константиновиче даже и не слышал. И вот во время «гастрольной» поездки школьного драмкружка по району заночевали мы пря­мо на сцене поселкового клуба, и мне попа­ла в руки зачитанная книга без обложки и даже без начала. Читал всю ночь о дале­кой, романтичной и драматической родной истории, о князе Серебряном, Иване Грозном, опричнине. Теперь, прочитав Алексея Константиновича Толстого «все­го насквозь», время от времени перечиты­ваю и «Князя Серебряного»: только креп­нет старая любовь.

Уже в университетские годы, к искрен­нему изумлению, понял, что и стихи его знал давно, не зная их автора. «Колокольчики мои, цветики степные...» считал народной песней, как и «Вот уж снег последний в поле тает...» и «Ты не спрашивай, не расспраши­вай...» А забудется ли колдовство романсов русских композиторов, услышанных по ра­дио (телевидение к нам пришло намного по­зднее, чем в столицу)?! «Средь шумного бала, случайно...», «Не ветер, вея с высоты...», «То было раннею весной...».

Да вы проверьте себя сами, дорогие читатели, знаете ли вы, сколько и каких волшебников русской музыки вдохновили стихи Алексея Толстого! Его «Горними тихо летела душа небесная...» положили на музыку Чайков­ский и Мусоргский, Римский-Корсаков, Кюи и Арен­ский. А «Грядой клубится белою...» — А. Рубинштейн, Кюи, Глиер, Асафьев, Стрельников. Загляните сами в ин­тернет — и ахнете: десятки песен и романсов созданы на слова Алексея Константиновича, иногда по четыре — пять на одно и то же его творение! И разве не стали народной песней его «Колодники» (музыка А. Гречанинова)? Даже из крупных его произведений — «Иоанн Дамаскин», «Дон Жуан» — немало фрагментов стали дивными музы­кальными произведениями: «Благославляю вас, леса...», «Серенада Дон-Жуана».

Лишь когда я узнал подробности биографии поэта, осознал, каким великим, искренним и глубочайшим чув­ством любви продиктованы его лирические строки, кото­рые хоть раз да повторял любой влюбленный юноша... Зимой 1850 года встретил он «средь шумного бала» Софью Андреевну Миллер, жену конногвардейского полковника. Любовь с первого взгляда, бурная и взаим­ная, коль скоро жена покинула мужа, который, долго не давал развода. К тому же против этого романа резко воз­ражала и мама Алексея Константиновича, любящая и лю­бимая. Лишь спустя долгие 13 лет, в 1863 году, был заклю­чен брак Толстого с Софьей Андреевной. И все эти годы ею, только ею дышала его любовная лирика...

Вообще в жизни его причудливо переплетались не­взгоды с изумительными счастливыми моментами. Так, он почти не знал родного отца Константина Петровича: мать Анна Алексеевна (урожденная Перовская, внебрач­ная дочь всесильного графа Разумовского), расставшись с мужем, увезла сына, родившегося в Санкт-Петербурге 24 августа (5 сентября н. ст.) 1817 года, двухнедельным крошкой в Малороссию к своему брату Алексею Перов­скому. И не скоро узнал он о славных предках своих по отцу. Первым-то графом Толстым был сподвижник Пет­ра Великого, искусный дипломат, бывший русским по­слом в Турции Петр Толстой. Лев Толстой по этой линии приходится Алексею троюродным братом. Зато брат Ан­ны Алексеевны известен в литературе под именем Анто­ния Погорельского, был в приятельских отношениях с Пушкиным и Жуковским.

Детство Алеши в имениях Погорельцы и Красный Рог прошло как счастливый сон. Не всякому же любящий дядя специально сочинит сказку «Черная курица, или Подземные жители», которая и теперь входит в золотой фонд детской литературы. Музыка, поэзия, дивная при­рода формировали эту редкостную глубоко поэтичную натуру. Перовский всячески поддерживал и развивал творческие способности племянника до самой своей смерти в 1836 году, завещал ему все свое довольно значи­тельное состояние. Он регулярно ездил с племянником за границу, однажды представил его Гёте. И Алексею даже довелось посидеть у великого поэта, тогда уже человека преклонных лет, на коленях. Это не пушкинское «старик Державин нас заметил», но все же...

А когда Алексея в 1826 году вновь привезли в Петер­бург, Василий Жуковский помог представить его наслед­нику престола, будущему императору Александру II, включить в число детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр. Мальчишеская эта дружба сохра­нилась на всю жизнь и не раз выручала Алексея Толстого.

Прекрасное домашнее образование он продолжил с 1834 года в числе так называемых архивных юношей, состоящих при Московском главном архиве министерст­ва иностранных дел. В следующем году Толстой выдер­жал экзамен на чин при Московском университете. В 1837-1840 годах числился при русской дипломатичес­кой миссии во Франкфурте-на-Майне. Именно числился, поскольку вскоре после назначения выхлопотал отпуск и жил то в России, то в новых заграничных путешестви­ях. Чиновная служба претила ему, мечтавшему стать по­этом, сочинявшему стихи с шестилетнего возраста. Но порвать с нею не решался, чтобы не расстраивать род­ных. Вернувшись в Петербург, с 1840 года числился при III отделении императорской канцелярии. Рос «по служ­бе»: в 1843-м получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 — церемониймейстера. Впрочем, в этой должнос­ти он отвечал лишь за организацию царской охоты, давно ставшей для Толстого страстным увлечением. Не раз он с риском для жизни ходил с рогатиной на медведя. Пото­му что Алексей Константинович отличался удивительной физической силой — закручивал винтом серебряные вилки и ложки, разгибал подковы.

Жизнь баловала Алексея Константиновича благода­ря причастности к двум влиятельнейшим дворянским ро­дам — Толстых и Разумовских, знакомству с детских лет с Пушкиным, Жуковским, с великим художником Кар­лом Брюлловым — во время поездки с матерью и дядей в Германию и Италию. (Позднее Брюллов напишет порт­рет юного Толстого.) Он стал завсегдатаем в блестящих салонах, развлекаясь, как и всякий молодой светский че­ловек, позволяя себе рискованные шутки и проказы, схо­дившие ему с рук благодаря покровительству цесаревича.

Но истинное призвание брало верх. И уже в 1841 го­ду вышла фантастическая повесть Алексея Толстого «Упырь» (под псевдонимом Краснорогский). Сказалось, возможно, влияние Перовского, одного из зачинателей отечественной фантастики, и увлечение мистикой. Сам Толстой эту первую свою повесть, хотя и благосклонно отмеченную Белинским, невысоко ценил и не хотел даже включать в собрание сочинений. Но она и теперь читает­ся свежо и выглядит оригинальной на фоне бесчислен­ных триллеров современности. Фантастике, помимо мис­тической прозы («Упырь», «Семья вурдалака», «Встреча через триста лет», «Амена») Алексей Константинович по­том отдал дань и в поэме «Дракон», балладах и былинах «Сказка про короля и про монаха», «Вихорь-конь», «Вол­ки», «Князь Ростислав», «Садко», «Богатырь», «Поток– богатырь», «Змей Тугарин», драматической поэме «Дон Жуан».

Естественно, щедрым потоком лились, пока еще не для печати, стихи — и не только любовная лирика, но и о природе, о Родине, об искусстве, понимаемом как общение с миром Горним... Мощная же и разносторон­няя поэтическая натура требовала еще и чего-то необыч­ного, требовала игры.

И вот с 1854 года в «Современнике» появляются сти­хи... Козьмы Пруткова. Тупой и самовлюбленный бюро­крат сыпал афоризмами, которые вызывали и смех, и не­ожиданно глубокие раздумья о том, что нас и поныне, через полтора с лишком столетия, окружает. Далеко не все знали, что маска эта придумана в начале 50-х годов Алексеем Константиновичем Толстым и его двоюродны­ми братьями Алексеем, Александром и Владимиром Жемчужниковыми. «Сочинения Козьмы Пруткова» из­давались и переиздавались с тех пор неоднократно, став своеобразной классикой жанра.

Так неожиданно отразилась чиновная карьера Тол­стого, которая, впрочем, внешне складывалась успешно, хотя он всегда умел сохранять внутреннюю независи­мость, следовать собственным принципам, «истину ца­рям с улыбкой говорить». Именно он помог освободить от ссылки в Среднюю Азию и от солдатской повинности Тараса Шевченко, а также вызволить Тургенева из ссыл­ки за некролог памяти Гоголя. А когда уже не просто друг детства цесаревич, а император Александр II спросил Алексея Константиновича: «Что делается в русской лите­ратуре?», он мужественно ответил: «Русская литература надела траур по поводу несправедливого осуждения Чер­нышевского».

Близость к государю не помешала (если, напротив, не помогла) поэту подняться до философских вершин ос­мысления сущности власти в исторической трилогии — пьесах «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870), осознать траге­дию власти, огромной ответственности и нравственной тяжести ее. В этих его трагедиях отразились глубокие размышления о социальных силах, действовавших в русской истории, о судьбах и роли монархической власти в России. Не случаен выбор эпохи, когда складывалась и утверждалась государственность будущей огромной державы — с неизбежным абсолютизмом и бюрократи­ей, которую Толстой высмеивал безжалостно. Нет, Тол­стой не был ни республиканцем, ни революционером, но и от официоза был далек. Образы главных героев траге­дий и ныне заставляют пристально вглядываться в совре­менных властителей, задумываться, как власть меняет человека. Деспотизм Ивана Грозного укреплял государ­ство — и расшатывал его. Тосковал о правде замечатель­ный по своим душевным качествам человек, но бесхарак­терный и слабовольный правитель Федор. Борис Году­нов, умный, мощный, но не стесняющий себя в средствах на пути к трону — и чего стоит вся его государственная мудрость? Не дает готовых ответов Алексей Константи­нович, а вот сквозная тема борьбы самодержавия с бояр­ством и теперь волнует, трансформируясь по-своему в тему борьбы высшего руководства любой страны с эли­той, с окружением, с поиском духовной опоры...

Символичным видится то, что в последнее десятиле­тие жизни Толстой пишет и публикует исторические баллады и былины. Во многом связанные с традициями устного народного творчества, они отнюдь не выглядят литературной игрой, стилизациями. Алексей Константи­нович развертывает в них свою концепцию русской ис­тории, которая сейчас особенно злободневна в связи с бушующими спорами о демократии, глобализации. Тол­стой воспевает вольность, всеобщее согласие и откры­тость Киевской Руси и Великого Новгорода с их широ­кими международными связями, свободными нравами и обычаями, на смену которым приходят холопство, тира­ния и национальная замкнутость Руси Московской. (И как его творения не присвоили еще «свидомые» с «незалеж­ной Украины?!) Да, Московское царство, русское центра­лизованное государство XVI века было для него воплоще­нием деспотизма и власти бюрократии, оскудения и па­дения политического влияния аристократии.

Аристократ до мозга костей, не только по происхож­дению, был он человеком благородной и чистой души, на­чисто лишенным каких бы то ни было тщеславных уст­ремлений. Выше всего в жизни считал он искусство. «Простым рожден я быть певцом, глаголом вольным Бога славить...». В этих словах Иоанна Дамаскина — суть ми­ровоззрения самого Толстого: «...Убеждение мое состоит в том, что назначение поэта — не приносить людям ка­кую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая им любовь к прекрасному...». В первом же своем крупном поэтичес­ком произведении — поэме, посвященной душевной жизни царедворца-поэта Иоанна Дамаскина — Толстой говорил о своем герое: «Любим калифом Иоанн, ему, что день, почет и ласка». Словно о себе самом сказал. Но сле­довал принципу: «От земного нас Бога Господь упаси! Нам писанием велено строго признавать лишь небесного Бога!» И подтверждал это во множестве стихов своих. Таких, например:

...В каждом шорохе растенья

И в каждом трепете листа

Иное слышится значенье,

Видна иная красота!

Я в них иному гласу внемлю

И, жизнью смертною дыша,

Гляжу с любовию на землю,

Но выше просится душа...

Аристократ, но печатался он и в самом демократиче­ском журнале своей эпохи — «Современнике» Некрасо­ва. И не только в качестве сотворца Козьмы Пруткова. Его «Сон Попова», собирательный портрет бюрократа 60-70-х годов XIX века, гримирующегося под либерала, бьет и сейчас не в бровь, а в глаз как прошлым нашим «то­талитаристам» XX века, так и нынешним «демократам». Поэт высмеял и министра, и всесильное III отделение, как и нынешние органы, известное своим «праведным су­дом». Речь министра, наполненная внешне либеральны­ми утверждениями, из которых, однако, нельзя сделать никаких практических выводов, — верх сатирического мастерства писателя. Сентиментальная и ласковая речь полковника из III отделения, быстро переходящая в угро­зы, донос Попова — все словно и о наших не столь дале­ких днях.

Удивительно перекликается с нашими днями и его «История государства Российского от Гостомысла до Ти– машева». Бессмертны строки-рефрен: «Страна наша большая, порядка только нет»... Переложение русской истории почти по Карамзину, но с иронией и доброй шут­кой, запоминается слету, заставляет вдумываться в смысл сказанного — и невольно сопоставлять с настоя­щим. В наши дни опыт Алексея Константиновича Толсто­го с успехом использовал ученый и поэт-сатирик Михаил Яковлевич Воловик, «пересказывая» уже современную советскую и постсоветскую историю России.

Примыкал Толстой какое-то время к славянофилам, почвенникам, но и им доставалось от толстовского нео­быкновенно тонкого, добродушного, беззлобного, оттого не менее ядовитого юмора. Многие из лучших и наиболее известных его стихотворений обязаны своим успехом именно иронии. О его отношении к борьбе и литератур­ной полемики своего времени можно судить по такому откровению:

Двух станов не боец, но только гость случайный,

За правду я бы рад поднять мой добрый меч,

Но спор с обоими — досель мой жребий тайный,

И к клятве ни один не мог меня привлечь;

Союза полного не будет между нами —

Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,

Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,

Я знамени врага отстаивал бы честь!

Доставалось ему и от тех, и от других. Друживший с Тургеневым и вызволявший его из ссылки, Алексей Константинович не упускал случая больно задевать «де­тей» Базаровского типа. За то, что «они звона не терпят гуслярного, подавай им товара базарного, все чего им не взвесить, не смеряти, все, кричат они, надо похерити». Разве это не современно в наши дни? А на борьбу с этим «ученьем грязноватым» Толстой призывал «Пантелея– Целителя»: «и на этих людей, государь Пантелей, палки ты не жалей суковатые».

Как же мне хочется, чтобы нынешняя молодежь зна­ла, читала, училась бы у Алексея Константиновича Тол­стого зоркости, крепости слова, мужеству. Вот писал он о своем времени, а разве не про нас:

У приказных ворот собирался народ

Густо;

Говорит в простоте, что в его животе

Пусто.

«Дурачье! — сказал дьяк. — Из вас должен быть всяк

В теле:

Еще в Думе вчера мы с трудом осетра

Съели.

Цитировать хочется бесконечно, жаль только объе­мы статьи не позволяют. И потому закончу бессмертны­ми словами о любви, поднимающей от привычной, плот­ской к истинному обожанию — и к Богу:

Меня, во мраке и в пыли

Досель влачившего оковы,

Любови крылья вознесли

В отчизну пламени и слова.

И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало.

Валентин Свининников, заместитель главного редактора журнала «Честь Отечества»


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"