Александр Москвитин — какое странное, не застиранное имя. Есть фамилии, которые как бы часто их ни использовали, только ярче блещут. Тому пример — Пушкин. Наверное, где-нибудь в Англии лорд Байрон больше чем поэт. Наверное, он вначале лорд, а уж после, как бы на досуге, ещё и поэт. В России всё по-другому. Как бы мы ни старались присобачить Пушкину титул графа, а всё же он Пушкин. Да и само искусство в России смотрится и видится совсем иначе, чем в Европе или Америке.
Что же касаемо живописи, а тем более живописи Александра Москвитина, то мне кажется, ему бы следовало построить павильон размером с Данию, так, чтобы можно было как ходить, так и ездить по его экспозиции. Я не знаю, есть ли ещё на Земле такой учёный, как Лев Гумилёв? Создатель универсальной концепции развития мировой истории конца XX столетия? Если был, я бы слышал. Я вообще умею слышать всё новое, какое, скажем, ещё и не переводилось на русский, не показывалось в галереях. Значит, не было такого учёного. Александр Москвитин — явление такого же порядка. Это явление уникальное, собирательное. Так происходит в природе, что сотни художников разных стран и национальностей что-то ищут, создают стили, направления. После приходит один и один всё вбирает в себя. Причём он берёт не стесняясь. Он знает, что надо не подражать, а развивать, обобщать всё прожитое человечеством за много веков. Ну, а кому это под силу, как не русскому художнику?
Таким художником и стал Москвитин. И дело тут не в том, что перед ним стояла такая задача, нет! Дело в том, что сам Господь поставил перед ним эту задачу и дал в придачу к его гению ещё и географию. Гений и География — это исключительная возможность стать всем. Москвитин — гений. В этом промысел Божий. Он русский художник, и как всякому русскому ему понятно явление Космичности. Он — такое же явление в живописи, как Достоевский в литературе. Ему не пришлось специально выдумывать стиль, манеру, всё это родилось вместе с ним. Сибирь подарила ему такие горизонты, которые не приснятся ни одному французу или немцу. У русского нет дома. Его дом — Вселенная, его мир — весь Земной шар. Русский — это не национальность, это цивилизация. Атлантида не затонула, а переехала на Дунай, после на Волгу и уже с Волги ушла в Сибирь. Мне кажется, что мистическая память Москвитина помнит всё, даже начало исхода предков славян из Индии. Жизнь древнего человека-охотника жива в нём и поныне. Под седым пеплом времени живёт огонь. Когда я впервые увидел его картину «На нерест», я был восхищён! Точность красок и необъятность фантазии. Я сразу увидел, что место этой картине где-нибудь далеко-далеко, даже не знаю где. У неё должен быть свой, особенный зал, что-то вроде молельного дома.
Всякий, единожды прочитавший «Войну и мир», непременно становится умнее, а всякий пишущий понимает всю свою ничтожность. И лишь тот, кто отважится бросить вызов Толстому, становится чем-то большим, чем писатель. Так и Москвитин. Он больше чем художник. После его картин другие художники для меня как бы перестают существовать. Но это обманчиво. Искусство Москвитина как раз шлифует наше зрение. Приятно жить и сознавать, что живёшь в одно и то же время с Москвитиным.
Открыв каталог живописи XXI века, вы прочтёте — Александр Москвитин. Великий русский художник. Родился в Сибири.
Октябрь 1994 г.
Михаил Варфоломеев
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"