Родионов «обдетился». Как не вспомнить олонецкое словечко, пущенное в ход им же самим в очерке «К. Д. Фролов: "Людям немало работы уменьшилось..."» В самой старой части Барнаула есть улицы Большая Олонская и Малая Олонская. Одними из первых на барнаульский медесереброплавильный завод прибыли работные люди из Олонецкой губернии, и именно от них штейгер Козьма Дмитриевич Фролов, вызванный на Колывано-Воскресенские заводы спасать положение, услышит: «Да тут, ваша милость, почитай вся улица и заулок — сплошь олонецкие. Уже и молодые обдетились, а кто и внуками оброс» [28, с. 98].
В апреле 1986-го у Родионовых родилась долгожданная Маша. Теперь у Александра Михайловича четверо наследников: Веронике -19, Вове — 12, Коле — 4, и младшая — в колыбели. В этой ситуации кажется естественным держаться за стабильный доход, который обеспечивает должность редактора в книжном издательстве. Но едва в сентябре 1986-го сходит с печатного станка «Колывань камнерезная», Александр Михайлович увольняется с работы. А между тем ему светит должность главного редактора отдела краеведческой литературы. Почему же он отказывается от продвижения по службе? Родионов не хочет переходить дорогу другому человеку, который в издательстве работает давно и ждет этого места. Это одна из причин. Но есть и другая, и, как многое, она открывается в письмах и интервью.
Юрий Михайлович Медведев, писатель-фантаст, заведующий отделом прозы журнала «Москва», пишет 3 августа 1986 года барнаульскому собрату:
«Дорогой Александр свет-Михайлович!
Прости, что подзадержал рецензию, сразу шли две сверки, но вот свобода долгожданная: и К. Э. Циолковский вышел уже (27 авт. листов!), и «Русская дореволюционная фантастика» на матрицах (32 а.л.). Так что по возвращении с Волги 25 августа возьмусь за считывание машинописи Ф. И. Буслаева — во как развернулись мужики сибирские. Посмотри внимательно все мои пометы на полях, постарайся учесть максимум замечаний, ладно? «Памятники сибирской истории XVIII века» заказал, но книга редчайшая, брат, и Пастернаком не отделаешься. Ждать придется долго. «Мои досуги» Буслаева я ждал-пождал 4 годика. Мой тебе совет: засядь за «Красную книгу» всерьез, забудь мелкую рутинную работенку, даже друзей-товарищей подзабудь и осмысли книгу в целом. Как орел видит землю с высот. Постарайся отыскать новые книги: В. М. Мокиенко «Образы русской речи». ЛГУ, 1986 и Н. И. Цимбаев «Славянофильство». МГУ, 1986.
Привет всем нашим. Да хранят тебя славянские боги!
Дружески Юрий Медведев» [292, л. 1].
Другое письмо написано десятью годами раньше — в начале января 1976 года редактором Кемеровского книжного издательства Тамарой Ивановной Махаловой:
«Игорь (Киселёв — Л. В.) в «Огнях» работает, — пишет Саше крестная мать первой его книги. — И Юров у нас мается. Ведь творческий человек, а приходится заниматься порой очень сторонними бумагами. Не представляю, как он будет писать свое, если весь день занят чужими рукописями. Не умеем мы еще беречь свои таланты, обеспечивать им необходимый уровень для творчества».
Так же мается и Родионов: занимается «мелкой рутинной работенкой» и сторонними бумагами в издательстве. Работает хоть и с интересными рукописями, в частности, книгой Анатолия Кирилина «Чужая игра», но это ... чужая игра. Днем ему нужны архивы, библиотеки, встречи с людьми, ночью — сосредоточенное одиночество. Подобный график невозможен при нормированном рабочем дне с 8 до 17 часов. Было время, Александр работал в три смены, но молодость с ее беспредельными силами в прошлом. Впереди — отделка «Красной книги ремесел» и новое историческое полотно, которое потребует титанических усилий на протяжении не одного десятилетия. В 1986-м замысел уже тревожит, требуя воплощения.
Из книжного издательства Александр Михайлович переходит на должность руководителя литературного объединения «Родник», действующего при газете «Молодежь Алтая». Студия собирается раз в неделю, по четвергам. «Встречи с молодыми не мешали мне в работе, а я тогда изучал материалы Центрального государственного архива древних актов. Если точнее, то меня интересовала Сибирь в петровский период» [133], — объяснит он свой выбор спустя несколько лет, когда первая часть исторического романа будет воплощена в рукопись.
Но интересен ли Родионову «Родник»? А Родионов «родниковцам»? В ноябре 1993-го большое интервью с Родионовым записывает корреспондент газеты «Молодежь Алтая» и бывший студиец Валерий Тихонов. В наши дни эта беседа на правах документа многогранно характеризует барнаульский литпроцесс второй половины 1980 годов и, разумеется, на Родионова «свет проливает». Вот несколько вопросов и ответов:
«— Александр Михайлович, я знаю, что все бывшие «родниковцы» тепло вспоминают то живое, демократичное и творческое общение, которое было в «Роднике». Злые же языки говорили, что это, мол, болото... А как Вы относитесь к этому литературному прошлому?
Болото — это когда наплыв графоманов, когда они в лидерах. А «Родник» — это своеобразный литературный остров. И был он вполне обитаемым. Туда ходили талантливые и известные молодые, которые прошли уже через первые серьезные публикации в краевых изданиях. Те, кого не устраивал уровень «Родника», шли в «Спектр».
Чем был примечателен «Родник»?
Прежде всего высокой планкой, поднимаемой долгим, широким и требовательным обсуждением того, что выставлялось на всеобщее обозрение. От плевел отделялись зерна. Это была не цензура, а цеховое «добро» на публикацию, что не исключало, конечно, наличия противоречивых мнений.
Зачем вы взялись вести «Родник», который к тому времени был брошен тремя поэтами?
Ну, если пижонить, то у меня было желание сравнить литобъединение Томска, куда я ходил четверть века назад, с тем, что было — тогда — в Барнауле. Хотя, конечно, это не пижонство, а естественное желание — сравнить.
Я думал, Вы скажете: если пижонить, то не так уж трудно было открывать и закрывать помещение, где собирались «родниковцы»...
Это действительно было нетрудно. Труднее было направить энергию молодых на обсуждение конкретной темы. Ну и другие трудности были. Главное, что мне было интересно.
Что Вам как писателю дала работа с молодыми литераторами?
Я видел, что наше поколение уходит, унося с собой свое, а на смену приходят новые силы. Я понимал, что это нормально, когда мое мнение не совпадает с мнением других. Однако наблюдал, что разрушались ценности, созданные русскими поэтами. Например, не все смогли воспринять разговор о «Погорельщине» Клюева, мы не коснулись творчества Клычкова, у которого мощный язык со славяно-мифологической высотой. Я думаю, что «Родник» вытекал не из-под тех глыб. Были разговоры о Пастернаке, Цветаевой, но горный хребет русской поэзии состоит не из тех глыб. Он из Тютчева, Фета, Заболоцкого, Есенина, Николая Рубцова, Юрия Кузнецова. <...> У тогдашних «родниковцев» были слабы исторические знания. Можно быть тонким лириком — писать красивые пейзажи. Но Тютчев всегда знал предыдущее России. Оттуда и жар ощущения родной земли, т. е. не простое любование, а боль за скудное ее цветение.
Следите ли Вы за ростом бывших «родниковцев»? Что бы Вы хотели увидеть в их творчестве?
Слежу. С интересом. Кое-что предвидел. Например, то, что у некоторых, к сожалению, развитие идет не в сторону традиций русской поэзии. Но того, что я хотел бы увидеть, я, увы, не увижу. Есть, видимо, законы развития, которых я не знаю. Радует то, что те, кто в «Роднике» предъявлял к творчеству достаточно высокие требования, и сейчас не отступились от подлинно филологической основы. Тогда этим отличались Фарида Габдраупова, Виолетта Метелица, Слава Михайлов.»
Высказывание Александра Михайловича о «горном хребте русской поэзии» удивляет. В юношеских дневниках Родионова присутствуют и Пастернак, и Цветаева, и Мандельштам. Где-то же раздобудет он книгу Мандельштама, когда все наследие поэта находится в закрытых фондах. Значит, велика была охота увидеть, прочитать.
И как раз зимой 1988-го, в тот самый период, когда Родионов занимается «родниковцами» и ругается на них за любовь не к тем книжкам, о Мандельштаме пишет Александру давний ленинградский знакомец, поэт Григорий Кружков: «В Публичке вот уже несколько дней читаю Мандельштама: в свободный доступ перевели трехтомник, изданный в Нью-Йорке аж в 1967 году! С каким бы удовольствием набил морды тем сволочам, которые всех нас обокрали — ведь двадцать лет держали в жлобских этих спецхрановских закутках!» [212, л. 14]. Родионову ответить нечего. Александр тоже готов бить морды, но тем, кто Тютчева, Заболоцкого, Кузнецова не хочет знать. А книги Пастернака он теперь легко обменивает на редчайшие издания по истории Сибири.
Мировоззрение Родионова претерпевает довольно быстрые изменения. В середине 1970-х он определяется с главной темой творчества. Его интересует все русское — народные ремесла, техническая мысль, достижения, быт, литература, художественное искусство. После выхода «Чистодеревщиков» устремления молодого писателя поддерживает Владимир Чивилихин, властитель умов патриотически настроенной части общества. Еще более утверждает славянофильские позиции Родионова учеба на ВЛК. Писатель и преподаватель Семён Иванович Шуртаков вдохновляет своих учеников на первые в России Дни славянской письменности. Русским писателям исторически предначертано выбирать идеологический стан: национально-патриотический или вненациональный, космополитический. Такова традиция: славянофилы и западники.
Почвенник Родионов предстает в глазах двадцатилетних детей перестройки, эпатажных восьмидесятников, насквозь пропитанных либеральными идеями, слишком узким. Традиционалист. Консерватор. Противник новых ростков. Так им казалось. Барнаульский «Родник» бесконечно далек от томских «Молодых голосов». Того пиетета к руководителю, каковым бывал окружен Василий Казанцев, зубастые, раскованные барнаульские студенты не испытывают. Вместе с тем эти молодые литераторы восьмидесятых, пожалуй, возводят в квадрат все характерные черты шестидесятников. Они суперначитанные. Время тому способствует. С жадностью поглощаются литературные толстяки, «Огонёк», книги русских эмигрантов, другая ранее запретная литература. Читают много, не всегда понимая, о чем речь.
«Как-то разбирали стишок Банникова «Я не читал учебник Камасутры», — вспоминает «родниковец» восьмидесятых, а теперь писатель, преподаватель и вообще известная на Алтае личность Михаил Гундарин. — Что это такое, не знал никто, ни Родионов, ни Банников. Полезли в Большую советскую энциклопедию, нашли бога Каму, а также Сутру. Составили представление, но совсем не то! А само слово Банников взял у Германа Гессе. Такой постмодернизм».
Беспрерывное чтение существует на фоне расцвета русского рока, суперпопулярной музыки групп «Кино», «Крематорий», «Гражданская оборона», «ДДТ», «Ария», «Наутилус Помпилиус». Михаил Гундарин и Пауль Госсен в 1988 году пишут тексты для своей рок-группы «Обочина». Все эти рок-привязанности нисколько не интересны Родионову.
В чем-то студийцы и опережают руководителя. «Помню, рекомендовал я Родионову Андрея Платонова, которого он тогда еще не читал, — рассказывает Михаил Гундарин. — А еще мы часто бросали литературу и болтали все вместе обо всем на свете. О перестройке, об истории. Я из вредности говорил: «Вы, патриоты-заединщики», имея в виду то, что мы-то — другие, прогрессисты и космополиты». На молодых свободолюбцев с понтовым лозунгом «секс — пиво — рок-н-ролл» Александру Михайловичу часто не хватает выдержки. Однажды дело дошло до настоящей кулачной стычки. Родионов двинулся на студийца Александра Брехова.
«Родионов вполне всех в «Роднике» устраивал, — говорит Михаил Гундарин. — Он был модератором и ничему не учил, оценивал лишь. Но оценивал вполне деликатно и не настаивал на своем. Но кого-то или какие-то суждения он терпел с трудом. И Брехов с его богемным видом, и авангардизм раздражали Родионова ужасно. Ну, вот он и не выдержал. На меня несколько раз ругался за прогрессии и приверженность к Пастернаку — Мандельштаму. Но я принимал критику с иронией и не обижался. Подкалывал его, бывало, в ответ насчет почвенничества. Он злился, я был доволен. Но не всерьез. Да и вообще к Родионову относились неплохо, уважали его достижения, но творчески он не был близок никому. Учителем, наставником, эстетическим образцом в «Роднике» он не был. Все приходили пообщаться, Родионов был старшим товарищем, организатором встреч».
Все же, думается, руководитель «Родника» в памяти студийцев запечатлелся по-разному. Тот же Александр Брехов, испытавший на себе родионовский гнев, отзывается неожиданно великодушно: «Александра Михайловича Родионова помню светло. Да, я приехал из Казани, и мы бодались с ним. Он вел себя максимально благородно».
Как ни чужды Родионову взгляды отдельных ребят, но он, привыкший к любой работе относиться добросовестно, пытается помочь своим подопечным. В течение двух с половиной лет (с сентября 1986 по апрель 1989-го) Александр Михайлович размещает в прессе публикации, связанные с литобъединением.
Новая запись в его трудовой книжке: «Алтайский крайком ВЛКСМ. Утвержден руководителем литобъединения "Родник"» — появляется 29 сентября 1986 года, а уже 18 октября в «Молодежи Алтая» выходит стихотворная подборка «Мое лукоморье» студийца Валерия Тихонова. Ее сопровождает слово Родионова: «На одном из последних занятий члены литературного объединения «Родник» обсуждали творчество студента Барнаульского пединститута Валерия Тихонова. После летних каникул это было своеобразным отчетом Валерия перед «род- никовцами», и надо отметить, что разговор о его стихах шел отнюдь не в комплиментарном тоне. Лабораторная работа над стихами в литобъединении тем и хороша, тем и интересна, что здесь друзья выскажут самые жесткие и справедливые оценки. Делается это не для того, чтобы пожурить начинающего поэта, а единственно для его совершенствования».
В начале января 1988-го в «Молодежке» публикуется статья Родионова «О верховодке чувств и коренной воде», в которой пишет он о трех участниках семинара молодых литераторов, «чьи рукописи говорят о возможностях творческого развития», — Владимире Кречетове, Николае Бажане, Сергее Филатове, и отдельно рассматривает опыты «родниковца» Станислава Михайлова, «несмотря на то что суждения о нем резко разошлись». Вовсе не сторонник «замудренных» стихов, Родионов в случае с Михайловым, которого знает давно, с политеховских «Алых парусов», проявляет широкий диапазон восприятия и встает на защиту молодого поэта. «Начинающий поэт достаточно нетрадиционен на фоне алтайской поэзии, и кому-то его творчество может показаться уж слишком модерновым. Что ж, опыт русской поэзии знает и такую линию развития. Мне как руководителю литературного объединения «Родник» известно, что Михайлов не одинок, подобными поисками заняты и другие начинающие. Находят ли отклик подобные стихи в аудитории? Ответом на вопрос был поэтический вечер молодых в Барнаульском педагогическом институте. Прошел он на волне единодушия, возникшего между залом и сценой».
В конце 1988-го, 9 декабря, газета «Молодежь Алтая» устраивает «Поэтический ринг» литобъединений «Родник» и «Старт» (Рубцовск), жертвуя на молодую литературу восьмиполосный вкладыш.
В этом же приложении отдельную полосу занимает статья Родионова, посвященная обзору поэтической почты. Наставник «Родника», разбивая в пух и прах (и поделом) присланные опусы, одного автора называет «небесталанным» и даже выносит в заголовок фразу из его письма — «Отвечу за каждую строчку». Так состоялось первое представление читателю Владимира Токмакова, известного сегодня в Барнауле писателя и журналиста. Надо полагать, Родионова зацепила за живое обаятельно-самоуверенная манера молодого сочинителя. Александр Михайлович приводит бойкое письмо в газете: «Я, военнослужащий ПВ КГБ СССР, Токмаков Вл. Ник., являюсь внештатным корреспондентом окружной газеты «Пограничник на Тихом океане». С 8 класса пишу стихи. Правда, верлибром увлекся серьезно только два года назад. <...> И еще очень прошу вас — не меняйте схему рисунка стиха и его содержание. Если надо, я отвечу за каждую строчку».
«Пока воздержусь комментировать столь мужественное заверение», — ответствует Александр Родионов. Он цитирует стихи пограничника и вопрошает: «Понял ли ты, вдумчивый читатель, хоть что-нибудь?» Вместе с тем Александр Михайлович отмечает: «К счастью, в той подборке стихов, что прислал Вл. Токмаков, есть и другие поиски. Это стихотворение «Икар и эхо, выпавшее в осадок». Вот его-то, пусть и в сокращенном варианте, мне бы очень хотелось предложить читателю в сегодняшней подборке. Думаю, что образный строй токмаковских строк, особенно в начале стихотворения, не может быть незамеченным». И Родионов выводит Токмакова на поэтический ринг. В мае следующего года, в День славянской письменности, Владимир Токмаков среди других участников шествия несет макет разрушенной церкви.
Тихонов, Михайлов, Токмаков. Трое, о ком, так или иначе, заботится Родионов, кого замечает и «выводит в люди», способствует первой публикации, первому упоминанию в прессе. Все трое остаются в современном литпроцессе. Увы, не все с Родионовым. Это ни хорошо ни плохо — обычное дело в творческой среде.
Долгое сотрудничество Родионова и Тихонова, к сожалению, закончится непримиримой ссорой. Молодая проза Токмакова — «Детдом для престарелых убийц» — останется непонятой Родионовым. Кстати, так же, как и модерновая сексуальная метафора в романе Михаила Гундарина «Говорит Галилей». В родионовской системе координат это вывих, распад, эрозия — а значит, зачем? Однако несовпадение творческих установок не помешает общению Александра Михайловича с Владимиром и Михаилом.
Отношения «учитель-ученик» складываются в связке Александр Родионов-Станислав Михайлов. «Какой был Саша человек, — восхищается «родниковец». — Приковал цепями к поэзии. А сказал одну фразу, словно бы задал программу на всю жизнь: «Ты поэт, ты этого не знаешь, легко тебе. Дар тащить надо через всю жизнь. Работать, работать и терпеть поношения от дураков и уродов. Бог дал. Не понимаешь. Мне так не дал. Растратишь». Спасибо, не растратил. Ничему не учил, но Учитель. Пусто без него в Барнауле, и никого-то нет на Пушкина».
С годами приходят к деятельному сотрудничеству Родионов и Гундарин, два ярких представителя разных писательских поколений. Михаил, будучи редактором журнала «Барнаул литературный» в 2010-е годы, активно публикует Александра Михайловича. В самом деле, кто лучше Родионова сделает материал по истории Сибири?! Да и Гундарин давно не либеральный забияка. С 1992 года он примыкает к патриотическому самиздату «Ликбез» и его лидеру Вячеславу Корневу. Родионов — желанный гость на страницах «Ликбеза», ведомого «восьмидесятниками».
В архивном фонде Александра Родионова хранится большой лист ватмана. В его верхнем левом углу мелко, красными чернилами, написано: «Литобъединение «Родник», зима, 1988 год». А все пространство листа записано портретиками студийцев и руководителя. Александр Михайлович узнается сразу. С первого взгляда определяются Наталья Николенко- ва, Александр Пешков, Фарида Габдраупова, Владимир Бере- жинский. Понятно, что рисовальщик был среди студийцев. Но кто? В поисках портретиста «Родника» я запустила фотографию архивного ватмана в социальную сеть. Очень скоро выяснилось, что это талантливая рука Виолетты Метелицы. Увидев в ленте фейсбука пост со своими рисунками тридцатилетней давности, она рассказала: «В то время я училась в художественном училище и постоянно зарисовывала всё и всех подряд. Я была скромна, застенчива, сидела и тихо рисовала. Это еще и способ защиты. А люди иногда были приходящими, не постоянными родниковцами, приезжали гости из Новосибирска. «Родник» — это было святое, все мы там встретились, а меня лично он спас». Виолетта назвала и других студийцев, изображенных на листе: Сергей Клюшников, Валерий Тихонов, Пауль Госсен, Станислав Михайлов, Вячеслав Десятов.
Александр Михайлович заметит труды Виолетты и попросит разрешения забрать лист, а позже передаст его на хранение в архив. Родионов знает, какие эмоции вызывают фотографии, рисунки, школьные тетрадки по прошествии нескольких десятков лет. Он готовит подарок на вырост.
В апреле 1989-го Родионов оставит «Родник» и устроится литконсультантом при Доме писателей. Будь возможность, бросил бы и эти обязанности. Чужие рукописи тяготят его. Он ищет все большего уединения. Хочется писать свое.
Лариса Вигандт (Барнаул)
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"